Кустов Виктор Павлович
В РККА с 1932 года.
Окончил Сталинградскую военную школу лётчиков в декабре 1935 года.
В звании лейтенанта служил младшим лётчиком в 12-й истребительной авиационной эскадрилье 111-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 августа 1937 года по 25 февраля 1938 года в качестве пилота, командира звена 1-й истребительной авиационной эскадрильи истребителей И-16.
Всего в Испании совершил около 60 боевых вылетов, в групповых боях сбил 3 истребителя.
24 декабря 1937 года был ранен в воздушном бою с Ме-109 над аэродромом Бухаралос, и после двухмесячного пребывания в госпитале был отправлен на родину.
После возвращения из Испании продолжал служить в авиации.
В 1938 году получил звание старшего лейтенанта.
С апреля 1938 года командовал эскадрильей в 38-м, а с февраля 1939 года - в 44-м истребительных авиационных полках Ленинградского военного округа.
В 1938 году ему было присвоено воинское звание «капитан».
Служил в Забайкальском военном округе, с мая 1939 года был командиром звена 22-го истребительного авиационного полка.
Участвовал в боях в районе реки Халхин-Гол с 29 мая по 3 августа 1939 года, сначала продолжал командовать звеном 22-го полка, затем стал командиром эскадрильи 56-го истребительного авиационного полка.
3 августа 1939 года в воздушном бою с группой японских бомбардировщиков Ки-21 над Халхин-Голом был тяжело ранен огнем стрелков. Таранным ударом уничтожил самолет противника, но погиб и сам.
«…Эскадрилья Кустова вступила в борьбу с японскими бомбардировщиками, летевшими, чтобы нанести удар по нашим тыловым объектам. Бомбардировщики прикрывала группа истребителей. В результате решительных атак наших летчиков и огня зенитной артиллерии было сбито несколько бомбардировщиков. Но, несмотря на потери, японский флагман упорно рвался к Хамар-Дабе и тянул за собой более десятка бомбовозов. На Хамар-Дабе размещался командный пункт армейской группы.
Летчики Кустова продолжали атаки. Японцы яростно огрызались пулеметным огнем. Кустов зашел в хвост флагману, но тут его машина клюнула носом и стала беспорядочно падать. Товарищи поняли: у командира что-то неладное. Ведомый лейтенант Мошин устремился за командиром, готовый оказать ему помощь. Но у самой земли Кустов выровнял самолет, набрал высоту, стремительно атаковал флагмана и выпустил по нему последнюю пулеметную очередь. Патроны кончились, а бомбардировщик продолжал полет к цели. Резко увеличив скорость, Кустов пошел на таран…
Что думал Виктор в эти последние мгновения своей жизни? Об этом никто не знает. Видимо, все его мысли, все знания и опыт, все внимание в эти секунды были сконцентрированы на одной цели: сбить врага, не дать возможности сбросить смертоносный груз на командный пункт советско-монгольских войск.
Кустов настиг бомбардировщик и ударил по его двухкилевому хвосту. Огромный СБ-96* загорелся и, грохнувшись на землю, взорвался. Но не выдержал сильного удара и истребитель Кустова: развалившись на части, он упал рядом со своей жертвой…»
(Из книги «Герои огненных лет», выпуск 8)
Всего в боях над Халхин-Голом сбил 3 самолета.
Сначала был похоронен на месте боев в районе Хамар-Дабы, позже был перезахоронен на кладбище Мемориального комплекса в городе Чойбалсан (Монголия).
Список известных воздушных побед В. П. Кустова:
14.10.1937 1/3 Фиат-32 Бухаралос в составе звена
22.12.1937 2/гр. Ме-109 Теруэль в составе группы
27.06.1939 1/гр. Ки-21 Буир-Нур в составе группы
00.07.1939 1 Ки-27 Джин-Джин-Сумэ лично
03.08.1939 1 Ки-21 Хамар-Даба лично (тараном)
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года, за мужество и героизм, Виктору Павловичу Кустову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденом Ленина (29.08.1939), орденом Красного Знамени (02.03.1938).
Примечание:
* Так в советских ВВС называли японский бомбардировщик Ки-21.
Свидетельство о публикации №215080300520