Наладка-3

В то время на Николаев ходили «Кометы», один из видов судов на подводных крыльях. По дороге они заходили в Очаков. Билет в Николаев стоил четыре рубля, в Очаков – два. В конторе мне выдали девяносто рублей командировочных из расчёта двух с полтиной в сутки плюс деньги для оплаты гостиницы.

«Кометы», «Ракеты», «Метеоры» и «Вихри», которые ходили тогда в Херсон, строились в Горьком по проектам конструктора Ростислава Алексеева, и были гордостью Советского  Союза. И, действительно, было чем гордиться. Это были уникальные суда, созданные гением. Теплоход «Комета», например, брал на борт сто двадцать человек. Скорость его доходила до тридцати четырёх узлов, то есть, была более шестидесяти километров в час. Осадка возле причала  – чуть больше трёх метров, а при ходе на крыльях, в море – менее полутора. Замечательное судно, конструкция которого  ещё и улучшалась постоянно до тех пор, пока завистники не съели Алексеева живьём.

Итак, первая моя в жизни командировка. К тому времени мне было 28 лет, был я уже высок, но ещё худощав, чтобы не сказать, худ, заморенный непривычной работой, безденежьем и частыми ссорами с женой. Был я не то, что, недокормленный, скорее, недолюбленный. Сказывалась ранняя, торопливая женитьба. Ещё и брат у меня умер зимой. В общем, невесело как-то было. Так что в  командировку  я ехал с большим удовольствием, предвкушая новые впечатления. 

Поднявшись на борт «Кометы», я огляделся. Мягкие, удобные кресла. Места, как в самолёте, но ненумерованные. Так что вопрос, куда сесть, даже не стоял. Совершенно естественно, место я выбрал рядом с молодой, эффектной блондинкой с распущенными волосами,  в летнем платье, сидящей у окна.

-  Свободно? Не возражаете?
-  Что? Нет, конечно, нет. Садитесь.
Я сел рядом с блондинкой и поинтересовался:
-  Не скажете, сколько до Очакова?
-  Около полутора часов. А вы в Очаков?
-  Да, и причём, впервые. В Николаеве бывал, а о существовании Очакова только вчера узнал.
-  Да неужели не слышали о крейсере и лейтенанте Шмидте? – удивилась моя соседка.

- Ну, почему? Я даже и о детях лейтенанта у Ильфа и Петрова читал, и в отличии от них, знаю, что их батюшку звали Пётр Петрович. Я про город говорю.
-  А город наш постарше Одессы и Николаева, между прочим. Раньше был турецкой крепостью, а в конце восемнадцатого века вошёл в состав Российской империи.
-  Как приятно познакомиться с патриоткой! Ближайший месяц я буду у вас в гостях. Меня зовут Михаил. Еду в командировку на промкомбинат.

-  А вас как зовут? – поинтересовался я.
-  Анна. Я работаю на рыбном комбинате юристом.
-  Я слышал, что у вас делают очень вкусные копчёные мидии. Только консервы эти не достать.
-  Это правда. Они все расходятся на представительские цели.
-  Но, конечно, как юрист предприятия…
-  Конечно, а что вы думали? Юрист – не последнее лицо на комбинате.
-  Ещё и красивое.
-  Что красивое?
-  Лицо, говорю, красивое. Извините за неуклюжий  комплимент.
-  Прощаю. Вы не курите, Михаил?
-  Курю, к сожалению. Хотите выйти покурить?
-  Нет, я как раз не курю. Просто мы проходим остров Березань, хотела вам  показать, где расстреляли мятежного лейтенанта с товарищами.
-  И он здесь похоронен?
-  Его перезахоронили, его могила в Севастополе. Это было еще при Временном правительстве.
-  Анна, вы хорошо историю края знаете. Может быть, и город мне покажете? Я даже не знаю, где гостиница, где промкомбинат.
-  Гостиницу покажу, так уж и быть. Это мне по дороге.

Скорость судна снизилась, судно ушло глубже под воду и вскоре мы были уже ошвартованы возле небольшого причала, с  которого аборигены  ловили рыбу удочками.
-  Что-то ловится?
-  Бычки.

Перед нами был высокий берег, под ним – неширокая пляжная полоса, вверх вела пыльная, довольно крутая дорога. Вещей у меня было немного,  я рассчитывал в пятницу вернуться в Одессу.

-  Анна, давайте вашу сумку, помогу.
-  Она не тяжёлая. Я летала по делам в Харьков, всего на пару дней.
-  Ну, всё равно. Давайте. Раз уж вам так повезло со спутником.
-  До автобуса недалеко, только на горку подняться.
-  А пляж здесь хороший?
-  Я бы не сказала. Мелкий, как у вас в Лузановке. И вода лиманская, не морская.
-  Пресная?
-  Когда как. Наверное, от течения зависит. Или от ветра, не знаю точно. Но мне здесь купаться не нравится.
-  А город сам? Нравится? Вы здесь давно?
-  Семь лет уже.  Город, как город. Тихий, патриархальный. Гуси по улицам гуляют. Один, нет, два музея. Три пансионата. База «морских котиков» на острове Майском.
-  Это ещё что такое?
-  Морские диверсанты. Секретные части. Но часто в городе появляются, видно, по девушкам скучают. Дерутся с нашими моряками.
-  Не скучно вам здесь?
-  Скучновато. Вот я и собралась в Харьков вернуться. Хочу в аспирантуру поступить. Преподаватели знакомые, поддерживают. Жить пока могу у родителей.
-  А вы не замужем?
-  Была замужем. Сейчас с сыном живу, но я его к маме отвезла как раз, - Анна помолчала. – А вот и автобус. Давайте мою сумку.

 Автобус шёл почему-то зигзагом, часто останавливаясь. Тем не менее, уже минут через пять – десять,  Анна скомандовала мне выходить.

-  Гостиницу найдёте, она рядом. А до промкомбината пешком мимо автовокзала. Улица восьмого марта. Выходите!
-  Увидимся ещё?
-  Захотите, найдёте!  В нашем городе не спрячешься.

Я сошёл из автобуса и огляделся. Передо мной была то ли площадь, то ли сквер, в общем, большой четырёхугольник, с одной стороны, рядом со мной, двухэтажная гостиница, напротив – универмаг, рядом – ресторан. Я вошел в гостиницу и получил место в двухместном номере. Удобства присутствовали, а соседа в номере не было, поэтому я сразу полез в душ.

http://www.proza.ru/2015/08/06/924.


Рецензии
Михаил, с добрым утром!
С интересом начала читать этот сборник, вернувший меня в пору вашей молодости, в работу на берегу.

Вам удаются ироничные автохарактеристики,прямо- таки с анализом через года. Блестящий автопортрет: "...был я уже высок, но ещё худощав, чтобы не сказать, худ, заморенный непривычной работой, безденежьем и частыми ссорами с женой. Был я не то, что, недокормленный, скорее, недолюбленный...".

А поэтому эта "недолюбленность" естественно и привела высокого худощавого молодого мужчину на место рядом с молодой красивой блондинкой. Так всё жизненно.
Диалог с Анной, лирическая линия рассказов этого цикла,сборник делает ещё интереснее.
Понравились все три рассказа, дочитаю оставшиеся с интересом.
С пожеланиями хорошего дня,

Светлана Весенняя   30.09.2019 08:04     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Света! Я любой рецензии рад, особенно такой, а этой и еще больше, так как в этот, "сухопутный" сборник, мало кто заглядывает. Но это не маленький, двухлетний период моей жизни, и достаточно интересный. Я его сократил, конечно, командировок было больше на самом деле. Спасибо!!

Михаил Бортников   30.09.2019 08:51   Заявить о нарушении
Миша, земля неменее интересна, чем море.)
С тёплым приветом почти с севера.

Светлана Весенняя   30.09.2019 09:35   Заявить о нарушении
Кто спорит? Но ко мне приходят о море читать.

Михаил Бортников   30.09.2019 11:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.