Бездна субъективизма

Бездна субъективизма

(Философский ликбез)    

Полезно, на мой взгляд, разобраться с понятиями: субъективный и объективный. Многие люди в свете либеральных идей пали жертвой субъективизма и лишились критериев истины.  И летят по миру в свободном полете,  если не сказать - падении, потеряв понятие добра и зла. Итак, что такое субъективизм и в чем его опасность?  Для начала давайте  дадим определение ключевым в этом отношении понятиям.

Центральное понятие философии - это истина.  Истина - это факт, реально существующий вне зависимости от восприятия индивида. Например,  солнце. Оно существует вне зависимости от того, что люди о нем думают, видят его или не видят (например, слепые) и вне зависимости от их качественных оценок (интерпретаций). Иными словами, солнце - это объективная величина, объект. На который, собственно говоря, и направлено внимание субъекта, то есть,  воспринимающего его индивида. А вот восприятие объекта индивидом или субъектом будет субъективным. И действительно,  каждый воспринимает солнце по особенному,  то есть, субъективно. Один, к примеру, любит солнышко.  Другой, мучаясь от жары,  его проклинает и так далее. Таким образом,  субъективный - это относительный, явный только для этого субъекта. На смешивании или на подмене этих понятий строится  теория релятивизма (относительности), утверждающая,
что все в мире  является относительным. Но относительно только восприятие объекта, факта,   а сам объект или факт  - объективен.

Приведу пример. Два человека спорят о том, есть ли Бог? Или сколько будет два плюс два?
Один человек говорит,  что Бога нет. Это и есть его субъективное мнение. И он действительно думает, что Бога нет и в этом отношении, он честен. Второй говорит - Бог есть. А сам, к примеру, думает, что Бога нет и он просто решил разыграть своего собеседника. Так вот. Второй сказал истину, независимо от его субъективного к ней отношения. Он солгал перед собой, субьективно. Но объективно, он был прав. А первый сказал объективную ложь, хотя честно в нее верил, сказав субъективную правду. То есть, сказал истину тоже независимо от его отношения к ней. Первый сказал, что два плюс два равняется четыре, а второй сказал, что в другой системе измерения два плюс два равняется одному. Первый сказал истину.  Второй возможно тоже сказал истину, но в другой системе исчисления.  Но если обе системы исчисления истинны,  то есть, соответствуют реальности, они не будут друг другу противоречить,  но будут друг друга дополнять. И действительно, геометрия Лобачевского не отменяет геометрии Эвклида,  но дополняет ее, расширяя границы понимания человека. И теория относительности Эйнштейна не отменяет элементарных физических законов, но дополняет их.
Все сказанное касается и духовных законов.Сказано, к примеру, в законе Моисея, что убийство - это зло, грех, так и оно и останется грехом, даже если придется выбирать из двух зол меньшее - или убить террориста, или позволить ему убить массу невинных граждан. То и другое будет объективным
грехом. Но есть грех больший и меньший. И в ситуации выбора из двух зол, разумнее, конечно, выбирать меньшее зло. И человек субъективно будет более правым, убив террориста, чем позволив ему убить неповинных.

Человек должен пройти через опыт субъективизма. Без него человек легко впадает  в догматизм (зацикленность на определенных понятиях) и теряет способность живо воспринимать действительность,  думать, анализировать,  рассуждать. Он теряет гибкость мышления. То есть превращается в своего рода зомби. Но субъективизм, не  сбалансированный  объективизмом,  приводит, как мы уже сказали, к релятивизму, к потере нравственных и прочих ориентиров в жизни, что также является злом.


Рецензии