Кравченко Иван Иванович

Родился  13  февраля  1914  года  в  городе  Киев  (Украина)  в  семье  железнодорожного  рабочего.  Украинец.  В  1930  году  окончил  7  классов  неполной  средней  школы  в  Киеве,  в  1932  году  окончил  школу  ФЗУ  водников  в  Киеве.  С  мая  по  декабрь  1932  года  работал  слесарем  на  судоремонтной  базе  №  2  в  Киеве.  С  декабря  1932  года  по  октябрь  1933  года  учился  во  Всеукраинской  авиашколе  Осовиахима  в  Полтаве. 
В  РККА  с  6  октября  1933  года. 
С  октября  1933  года  учился  в  Луганской  военной  авиационной  школе  пилотов,  затем,  с  марта  1934  года  -  в  Одесской  военной  авиационной  школе  пилотов,  которую  окончил  в  декабре  1934  года. 
Служил  в  40-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  83-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа,  в  качестве  младшего  лётчика.
2  января  1937  года  ему  присвоили  звание  лейтенанта.   
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  октября  1936  года  по  26  июля  1937  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.

     «…Утром  4  февраля  1937  года я  получил  личное  задание  от  Я.  В.  Смушкевича  вылететь  на  разведку  в  тыл  врага.
     Перейдя  линию  фронта  на  высоте  3  тысячи  метров,  я  затем  снизился  до  1000  метров  и  начал  наблюдать  за  передвижением  вражеских  войск  к  северо-западу  от  Мадрида.  Возвращаясь  с  разведки,  снова  пролетаю  над  линией  фронта  и  вдруг  замечаю,  что  со  стороны  солнца  на  меня  пикирует  семерка  «фиатов».  Они  идут  на  встречном  курсе,  расстояние  резко  сокращается,  и  вот-вот  враги  уже  откроют  по  мне  огонь.  Надо  принимать  решение.  Немедленно.  Мгновенно!  То  ли  идти  в  лобовую  атаку  и  ввязаться  в  бой,  то  ли  уходить.
     Их  семеро,  а  я  один!  Ну,  собью  одного,  предположим,  другого.  А  дальше  что?  Да  имею  ли  я  право  рисковать  -  ведь  мне  поручена  разведка,  я  должен  доставить  важные  сведения?..  На  эти  размышления  ушли  какие-то  доли  секунды.   
     Надо  уходить!  Отдаю  ручку  управления  с  такой  силой,  что  отрываюсь  от  сидения  и  повисаю  на  привязных  ремнях,  еле  доставая  ногами  до  педалей.  Самолет  энергично  переходит  в  крутое  пикирование.  Мотор  работает  на  полной  мощности,  и  скорость  быстро  возрастает.  400…  500…  Вот  уже  за  отметку  600  перевалила  стрелка  прибора  скорости…  Бросаю  взгляд  на  высотомер.  2000…  1500…  Тысяча  метров…  Резко  падает  высота…  Ну,  кажись,  оторвался  от  «фиатов».  Теперь  надо  выходить  из  пикирования.
     И  в  этот  момент  с  самолетом  происходит  что-то  странное.  Он  вдруг  резко  кренится  и  закручивает  вправо.  Что  за  чертовщина?  Изо  всех  сил  пытаюсь  удержать  машину  от  разворота.  Убираю  газ  и,  упершись  ногами  в  педали,  руками  тяну  ручку  на  себя.  От  перегрузки  темнеет  в  глазах.  А  самолет  продолжает  бешено  терять  высоту.  Еще  несколько  мгновений,  и  прыгать  с  парашютом  будет  уже  поздно…  Неужели  это  конец?  В  эти  краткие  доли  секунды  в  голове  промелькнули  родные,  семья.  Я  не  знал  еще  тогда,  что  восемь  дней  назад  стал  отцом. 
     И  все  же  ценой  величайших  усилий  мне  удается  вытащить  самолет  из  разворота  и  крутого  пикирования.  Уже  над  самыми  крышами  Мадрида,  едва  не  задевая  их,  мой  И-16  выходит  из  пике  и  несется  в  сторону  аэродрома.  Благополучно  произвел  посадку,  вручил  по  назначению  разведданные,  но  долго  еще  не  мог  успокоиться.  А  потом  крепко  задумался:  почему  же  на  больших  скоростях  при  пикировании  самолет  закручивает  в  сторону?  В  чем  тут  причина?
     Вот  тогда  и  родилось  у  меня  желание  стать  летчиком-испытателем,  чтобы  разгадывать  в  воздухе  «секреты»  опасного  поведения  самолета  и  упреждать  подобные  случаи,  которые  могли  бы  привести  к  гибели  и  пилота,  и  машины!  А  вскоре,  по  возвращении  из  Испании,  после  встречи  с  Главкомом  авиации  Я.  В.  Смушкевичем  моя  просьба  стать  летчиком-испытателем  была  удовлетворена…»
    (Из  книги  «Вместе  с  патриотами  Испании»)
 
Всего  в  Испании  сбил  3  самолета.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
8  августа  1937  года  получил  звание  старшего  лейтенанта.
Служил  старшим  лётчиком  40-й  истребительной  авиационной  эскадрильи,  а  затем,  с  сентября  1937  года  командиром  отряда  в  2-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  Киевского  военного  округа.
28  января  1938  года  ему  присвоили  звание  капитана.
В  январе  1938  года  был  назначен  на  должность  старшего  лётчика-испытателя  на  завод  №  21  в  Горьком.
С  декабря  1940  года  по  май  1941  года  был  в  правительственной  командировке  на  Востоке.    
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  16  июля  1941  года. 
Воевал  на  Западном  фронте,  был  командиром  истребительной  эскадрильи  433-го  авиационного  полка  дальнего  действия,  участвовал  в  обороне  Москвы. 
С  января  по  июль  1942  года  командовал  истребительной  эскадрильей  747-го  авиационного  полка  дальнего  действия.
21  апреля  1942  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор». 
С  июля  1942  года  до  января  1944  года  был  командиром  истребительной  эскадрильи  749-го  авиационного  полка  дальнего  действия  (в  марте  1943  года  был  преобразован  в  9-й  гвардейский  авиационный  полк  дальнего  действия).  Участвовал  в  боях  под  Воронежем.  С  января  по  октябрь  1944  года  был  инспектором-лётчиком  по  технике  пилотирования  56-й  истребительной  авиационной  дивизии  дальнего  действия,  затем,  до  конца  войны  был  заместителем  командира  173-го  истребительного  авиационного  полка  авиации  дальнего  действия.  В  составе  1-го  Украинского  фронта  участвовал  в  освобождении  Польши,  в  боях  за  Германию. 
Летал  на  самолетах  И-16,  МиГ-3,  ЛаГГ-3,  Як-7,  А-20ж  «Бостон»,  Б-25  «Митчел».
Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  произвел  38  боевых  вылетов  на  истребителе  И-16  и  6  боевых  вылетов  на  самолете  А-20ж  «Бостон». 
К  июню  1945  года  имел  общий  налет  2.163  часа. 
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  авиации.
31  декабря  1945  года  ему  присвоили  звание  подполковника,  а  27  февраля  1952  года  звание  полковника.
Вышел  в  отставку  26  марта  1957  года  в  звании  полковника.
Проживал  в  городе  Киев  (Украина).
Умер  24  июля  1986  года.   

Список  известных  воздушных  побед  И.  И.  Кравченко:
22.11.1936     1/2     Ю-52           Испания                в  паре  с  П.  В.  Поляковым
06.12.1936     1        Хе-51           Мадрид                лично
25.03.1937     1/3     Ю-86           Алькала                в  составе  звена

Награжден  тремя  орденами  Красного  Знамени  (02.01.1937*,  04.07.1937**,  05.11.1954),  двумя  орденами  Отечественной  войны  2-й  степени  (03.10.1945,  06.04.1985),  двумя  орденами  Красной  Звезды  (24.06.1949,  04.06.1955),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  победу  над  Германией  в Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»,  «30  лет  Советской  Армии  и  Флота»  и  другими. 

Примечания:
*     Орден  имел  порядковый  №  961.
**     Орден  имел  порядковый  №  44/"2".


Рецензии