Диалектика глазами релятивиста Александра Аникеева

Диалектика глазами релятивиста Александра Борисовича Аникеева.

В своё время Гегель на основе полученных знаний и опыта создал систему диалектической логики и открыл три закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий  источник движущей силы развития.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития.

3. Закон отрицания отрицания, раскрывающий направление развития (развитие по спирали).

     В свою диалектическую логику Гегель впервые вводит принципиально новое понятие - диалектическое противоречие, которое является источником качественного саморазвития разных понятий, вызывая их метаморфозу, способность к саморазвитию. Отсюда,  диалектические противоположности являются как бы "овеществлёнными" диалектическими противоречиями.   
 
     Диалектические противоположности - пара взаимодополняющих понятий, одно из которых является результатом качественного саморазвития другого. Он считал, что диалектическими противоположностями могут являться следующие пары: сущность и явление, качество и количество, причина и следствие, необходимость и случайность, действительность и возможность, пространство и время, и др.

     Здесь понятие "явление" есть результат качественного саморазвития понятия "сущность", понятие "количество" является результатом качественного саморазвития понятия "качество" и т.п. сущность и явление, качество и количество, пространство и время, причина и следствие...

   ДИАЛЕКТИКА. Система закономерностей развития материального мира во всём своём многообразии, противоречиях и взаимопроникновении, согласно которых все движения, количественные и качественные изменения, появляющиеся противоречия при всей совокупности признаков общности и различия системы материального мира, происходят по конкретным законам её развития и в той или иной мере зависят от воздействия на неё других материальных систем входящих в состав Вселенной.

      Закон выступает как совокупность закономерностей, закономерность – как повторяющиеся устойчивые явления в материальной системе, которые выражают сущность происходящих процессов при её развитии, раскрывая в ней отношения между устойчивыми признаками различия и общности. 

    Основные законы диалектики: закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей.

1. Закон отрицания отрицания гласит, что всякая материальная система обязательно включает в себя три фазы своего развития, а именно: исходное состояние вышедшее из старого и взявшее от него определённые признаки общности и различия; постепенное превращение этого состояния в развитую систему, как некоторое несоответствие (отрицание) исходному состоянию; движение к конечной ступени развития, как отрицание развитой системы развития (отрицание отрицания), с тенденцией появления исходного состояния новой материальной системы со своими качественными и количественными характеристиками.   Каждый цикл – виток в диалектической спирали, спираль – цепь циклов.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные гласит, что при достижении пороговых величин количественные изменения обязательно приводят к качественной перестройке всей системы, но новая материальная система со своими закономерностями развития образуется только при полном изменении тех признаков различия и общности, которые связывают её с прежней системой. Количество выступает как конкретная мера, качество как относительная характеристика от прежней системы. Есть и обратная зависимость, когда качественные преобразования ведут к количественным изменениям.
   Процесс перехода одновременно прерывен и непрерывен, прерывность выступает в виде качественного скачка, непрерывность – в форме количественных изменений.

3. Закон единства и борьбы противоположностей гласит, что в основе всякого развития материальной системы лежит борьба противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении, составляя единую материальную систему со своими признаками различия и общности.
    Единство фиксирует начало развития, пик борьбы - в высшей фазе развития.
    При разрешении противоречий, которые приводят к качественным преобразованиям материальной системы, образуются новые противоречия.

Признаки различия и общности системы материального мира – это совокупность таких трёх основных её признаков, взаимодействие которых определяют её развитие и изменение хотя бы одного из них есть тенденция к изменению двух других её признаков, а в конечном итоге и всей системы.

Есть ГАЗ, он имеет объём, температуру, давление (основные признаки различия и общности газа как материальной системы). Попробуйте, изменив один из параметров не изменить какой-либо из двух других.

Есть общество, оно имеет свою культуру, экономику, политику. Попытайтесь, изменив экономические взаимоотношения в обществе, сохранив неизменной политику и культуру населения.

И так с любой материальной системой!!! Определяем признаки различия и общности,  изучаем закономерности их взаимодействия и можем узнать законы её развития.
Именно в этом заключается основная ценность диалектики..    Аникеев Александр Борисович, 2011


Рецензия. Написать рецензию.  Дмитрий Тальковский   02.08.2015 20:08.  Я полностью согласен и солидарен даже с Николаем Кладовым, который утверждает, что Диалектика и Александр Аникеев несовместимы друг с другом как, например,  лед и пламя, добро и зло, ложь и правда, плюс, и минус, умный и дурак, и так далее. И в этом нет ничего удивительного. Что бы стать Диалектиком даже одного природного ума недостаточно, так как ко всему прочему надо еще образование. Вот Сталин, например, так и не смог стать диалектиком при решении глобальных задач, хоть и очень старался.  Дмитрий Тальковский.

Далее Николай Кладов совершенно справедливо замечает, а я его поддерживаю: «Это не Ваш язык, а перепечатка»! Действительно! Послушать Аникеева, то может сложиться впечатление, что Гегель один, практически в одночасье создал ДИАЛЕКТИКУ. Тогда как диалектике /диалектическому материализму/ тысячи лет, а Гегель только один из немногих идеалистов, кто что-то о ней там говорил, причем часто не по существу, а не открывал в ней ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.
 


Рецензии