Александр Коваленко

Кандидат философских наук, доцент
Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова.


Вратарь, фронтовик, педагог,
заслуженный тренер Украины  –
Александр Михайлович Михальченко
и его сборная футбольная команда ОГУ.

В сентябре 1966 г. пришел я на первую после каникул тренировку сборной ОГУ по футболу. На тренировку вместе со сборниками пришло человек 35 – 40. Подошел я к тренеру сборной Александру Михайловичу Михальченко, представился. «Где играл?» «Сборная 101 – ой школы, где я был запасным капитаном, тренировался с клубной одесского «СКА» под руководством Э. И. Масловского.(В клубную команду, к слову, я попал по просьбе заслуженного мастера спорта СССР, легкоатлета И. Белицкого.) » «На каком месте играл?» «Правый крайний защитник».
На тренировке я очень старался, да и был в хорошей спортивной форме. После тренировки А. М. Михальченко подозвал меня к себе. «Будешь играть на привычном месте. На тренировки не опаздывать».
Это был подарок судьбы. Дело в том, что команда ОГУ недавно заняла 4 – е место на очень представительном турнире лучших студенческих команд Украины в Харькове. (Забегая вперед, скажу, что играл я за сборную ОГУ 2,5 года без единой замены, пока не заработал тяжелую травму, по собственной вине.)
С удовольствием вспоминаю все: тренировки, игры, общение с ребятами, тренером. Особые чувства вызывали тренировки в зимнее время в небольшом зале на ул. Ласточкина (сейчас Ланжероновская) и ту радость, которую мы испытывали, в особенности, если на дворе мерзкая погода. А у нас уютно, нормально и молодость в теле и душе. Вообще, к тренировочному процессу А. М. относился очень серьезно, мы это понимали, а любовь к футболу и своему тренеру сделала нас подвижниками своего дела. И игры все мы всегда проводили на совесть, то, без чего нет ни нравственной, ни эстетической ценности футбола, спорта вообще.
На игры сборной иногда приходил химик по образованию Валентин Ильич Блиндер, мастер спорта СССР, легенда одесского футбола и СКА. Напомню, что В. И. Блиндер в 1964 г. забил 2 мяча в ворота итальянского «Интера» во время его турне по СССР (Сборная Одесса – Интер – 5:1; «Зенит» – «Интер» – 0:1; сборная СССР – «Интер» – 2:2). Руководство итальянского клуба после игры заявило, что В. И. Блиндер – «это подстава из Москвы. В Одессе так играть не могут…»
До сих пор помню то место, где я находился с мячом на поле ОГУ во время одной из игр, и где Валентин Ильич, от которого я услышал: «Коваленко, пас!» И я отдал мяч своему кумиру. Кто вернет мне этот миг?..
Александр Михайлович Михальченко был прекрасный тренер и совершено замечательный человек. Для меня он был образцом высокой культуры, выдержки, хладнокровия. Настоящим потрясением для меня были слова об А. М. в электронной версии одесского футбола: «Хорошая реакция, надежность. Лучше играли на линии ворот, чем на выходах». Но далее (!) Неуравновешенный характер часто приводил к удалению футболиста с поля». (С. Р. Раздорожнюк) И это вратаря… Да еще часто…
Мало верится. Но, как говорят, примем к сведению. Думается, что Отечественная война изменила характер А. М. А воевал он на северо-западе СССР и имел награды, но об этом никогда не рассказывал.
А. М. всегда очень точно анализировал ход игры, саму игру. Каждому давал после первого тайма совет, напутствие. Он никогда никого не распекал, не разносил, правда, не любил и хвалить (в этом был сдержан.) Вспоминаю, как в одной из игр студенческого чемпионата, в первом тайме, оказавшись логикой игры в центре поля, я отдал мяч, который перехватили, а спустя минут 10, приблизительно в том же месте, повторил ошибку. Я был крайне удручен хотя, в принципе, мои опечатки были ерундовые (но я был очень самокритичен к себе). Был почти уверен, что А. М. меня заменит (выгонит), а он в перерыве лишь сказал: «Коваленко, будь внимательнее». И все. Второй тайм я играл «как зверь» (как в то время иногда говорили) и вину искупил.
Хорошо запомнилась игра с кишиневской «Молдовой». Молдавские футболисты приехали в Одессу, чтобы сыграть товарищеский матч с одесским «Черноморцем». Игра эта почему-то не состоялась, но чтобы выезд не оказался холостым, молдаване решили сыграть с ОГУ. Александр Михайлович во время установки на игру показал себя хорошим специалистом, знатоком «Молдовы», а мне, в частности, сказал: «Будешь играть против Славинского, игрока сборной Модавии».
«Молдова» быстро забила нам 2 гола на наигранных комбинациях, хотя, в общем, это были 2 «дурочки». Потом еще 2 с отлично выполненных штрафных. Первый тайм – 4:0. А. М. в перерыве дал подробный анализ того, что произошло, а в конце сказал: «Пропустили достаточно… Хватит. Больше не пропускать!» Второй тайм мы сыграли 0:0, но 1 или даже 2 гола могли реально забить. Общий счет – 4:0, как говорят в таких случаях – разгром, а для меня это была лучшая игра за всю футбольную карьеру. Нападающего сборной Молдавии я «выключил» начисто, без всяких вариантов для него. После игры я себя поймал на мысли, что против нашего Алексея Глущенко, с его феноменальным дриблингом, во время тренировочных игр мне было играть куда сложнее.
Я, конечно, очень субъективен, но думаю, что в дриблинге А. Глущенко мало чем уступал игроку киевского «Динамо» и сборной СССР А. Бышовцу. После игры с «Молдовой» А. М. сказал мне: «Будешь играть правым центральным защитником в паре с Гаевским». А наш капитан Георгий (Жора) Гаевский был воистину великий футболист. Его приглашали играть за очень сильный клуб армейцев Ростова – на – Дону, но он поступил на мехмат ОГУ и собирался учиться.
Я хорошо помню неожиданные для меня слова Жоры Гаевского после игры с «Молдовой»: «А знаешь, они ничего особенного не показали. Освободите нас на 2 месяца от занятий, дайте нам усиленные тренировки, хорошее, а не студенческое питание, и мы с ними будем играть на равных». «Ты думаешь?» – недоверчиво спросил я. «Однозначно! Они нас взяли исключительно на «физике»».
Хотел добавить еще то, что моя удачная игра в той встрече, видимо, была связана с тем, что я имел некоторый тренировочный опыт противоборства с футболистом высочайшего класса. Имею в виду блистательного одесского армейца – Анатолия (Толика) Лисаковского.
После игры с «Молдовой» линия защиты надолго стала неизменной. Справа – Саша Гиль (историк) в центре А. Коваленко, Г. Гаевский, слева Юра Нартов. С. Гиль обладал отличной физической подготовкой и хлестким сильным ударом, Ю. Нартова (историка) отличала аккуратность в игре, цепкость и безупречная игра левой ногой в отборе мяча.
А вот в полузащите постоянно происходили замены. Безупречным лидером тут был Валерий Миронченко, крепкого телосложения, техничный, прекрасно играющий головой. Алексей Лямцев (ин. яз), классический полузащитник, с очень хорошим позиционным чутьем и здорово играющий на перехвате мяча, к сожалению, не всегда выдерживал два тайма, и его приходилось заменять, либо он кого-либо заменял на втором тайме. Мэтром в полузащите был Иосиф Бронз, с большим футбольным опытом, умеющим делать на поле очень многое и особенно держать мяч. Но он не ходил и на тренировки, и пропускал игры. Поэтому он был недостаточно сыгран с командой. Но и М. Бронз, как и опытный и очень грамотный Володя Мандель (физфак) выходили на поле при любых раскладах, достаточно им было прийти на игру. В полузащите крепок был и Валентин Лавенюков (мехмат), но из-за высокой конкуренции он, в основном, выходил на замену. (В таком же положении, оказался, к слову, и юрист Дима Иваницкий, мощный нападающий).
Что касается нападения, то оно было сыграно безупречно. Правый крайний, Александр Иванов, очень крепкий, таранного типа нападающий (такого и «кувалда» не собьет) раз за разом протыкал своих опекунов. Однако, большинство атак шло по центру и левому флангу. В центре – Владимир Головко, слева Алексей Глущенко или Валентин Ильич Блиндер. Особенно сильна была связка В. Головко – В. И. Блиндер. В играх с участием В. И. Блиндера он и Владимир Головко (физфак) творили маленькие чудеса, нередко, в буквальном смысле слова, издевались над соперниками. Понимая это, ряд мячей они забивали «малой кровью», особо не перетруждаясь. Безупречная игра в пас («пас – это язык футбола, кто не умеет отдать пас, тот сквернословит» – В. И. Блиндер) приводила к систематическим «пожарам» в штрафной площадке соперника. В этом компоненте игры В. Головко мне очень напоминал игрока сборной СССР и бакинского «Нефтчи» Э. Маркарова.
А. М. Михальченко всегда приветствовал подключение защитников к атаке (но при условии строгой подстраховки.) А меня часто тянуло на эти дерзания. В одной из игр чемпионата я пошел вперед и «намотал» одного за другим трех соперников. В чем, конечно, был определенный фарт. Но А. М. Михальченко это зафиксировал и после игры сказал: «А у тебя подключения получаются – пробуй чаще!»
Однако Г. Гаевский был более консервативен. И когда иной раз я срывался в атаку, то по возвращении из нее он говорил: «Шурик! Игра идет нормально. Не делай это. Пусть сами бегают». Но если игра не шла первый бросался в атаку, особенно при угловых, и создавал угрозы, и забивал.
В 1967 г. была очень ответственная игра за 3 – е место в розыгрыше кубка города со строительным институтом. Основное и дополнительное время – 2:2. Пенальти. Сели на несколько минут на скамейки, пока А. М. что – то обсуждал с судьями, потом двинулся к нам и, не доходя метров 10, громко спросил: «Кто будет бить?» Я уверенно поднял руку. Бил я четвертым. Ударил в правый от вратаря угол и мяч, слегка коснувшись штанги, оказался в сетке. Но первым бил Саша Гиль. Ударил на силу, влево от вратаря. Есть. Жора Гаевский тоже ударил сильно и влево, но более изощренно. Есть. Володя Головко развел вратаря и мяч по разным углам. Есть. Я, Саша (Шурик) Коваленко. Есть. Валера Миронченко. Есть. Наш вратарь, Гена Мягков, который никогда не пропускал «бабочки» (наш другой вратарь, Борис Рубчев ему в мастерстве не уступал) один сложный удар сумел отбить. Победа!..
Все довольны, обнимаются. Доволен и Александр Михайлович. Благодаря этой победе мы (команда) получили 1-е разряды по футболу, что было высокой оценкой для того времени.
Пишу эти слова и хочется переходить на «поток сознания» и смаковать самую мелкую деталь. Священные для меня сцены, священные образы…
Спустя какое-то время А. М. объявил нам, что есть проект создания сборной студенческой города, которую ему предложили возглавить. Потом он добавил, что возьмет в эту сборную пять футболистов из ОГУ. Проект этот тогда не состоялся, а жаль. Если бы можно было в ту нашу команду включить футболистов такого калибр, а как Сергей Топоров (химфак) с его недюжинными способностями, мощью, спортивной злостью и самоотверженностью и Евгения Огаренко (филфак) с его потрясающим универсализмом – никакой сборной города и не нужно. Но С. Топоров и Е. Огаренко моложе, поэтому в той команде их, естественно, просто не могло быть.
Но если бы такие таланты нашлись, то вопрос о чемпионе города на несколько сезонов был бы однозначно снят. А сборная города была бы сборной ОГУ. Извините.
Моя футбольная карьера на уровне сборной ОГУ рано оборвалась и, увы, по собственной недальновидности. Я заработал болезнь плюс нефаланговых суставов обеих стоп, и большой футбол для меня закончился. А на моем месте стал играть парень из «золотого запаса» – Григорий Перемот (юрфак). Играть он будет качественно, надежно, с огоньком.
Александа Михайловича в последний раз я видел на К. Маркса (Екатериненской) возле кинотеатра им. М. Фрунзе. Он стоял с двумя мужчинами, его возраста, разговаривал. Я шел по противоположной стороне улицы и мы с А. М. одновременно увидели друг друга. А. М. подал мне знак, и я перебежал проезжую часть в неустановленном месте. А. М. крепко пожал мне руку, представил товарищам, стал расспрашивать. Я сказал, что вылечила меня деревенский костоправ, Прядка Анна Ивановна, из села Анновка, Терновского района, Сумской области. А. М. заинтересовался, но он явно спешил.
«Играть будешь?» Я смущенно пожал плечами. «В основном составе место тебе всегда найдем. Понял?» Он вновь крепко пожал мне руку и, как оказалось, в последний раз.
Я отошел и чуть не расплакался, потому что ясно осознавал, что и команда, и А. М. и синие футболки с черными трусами (тогдашняя форма ОГУ) все уже в прошлом. То есть, все это еще существовало, но для меня уже в раздробленном виде и без меня.
А такой команды уже не будет. Никогда. Студенческий футбол, как и вообще футбол, стал грубее, жестче, жестоким. Я порой с полным недоумением смотрю на поединки студентов. Так не играли ни Жора Гаевский, ни Алик Лямцев, ни Володя Головко, ни Алик Глущенко – никто из нас. Конечно, на уровне формальной возможности могут появиться ребята, подобные тем, кого я выше назвал. Только они долго не задержатся в ОГУ – быстро уведут. В чистые профессионалы самых сильных клубов.
И в заключение. Александр Михайлович Михальченко, как я уже писал выше, был фронтовиком. Но его почему-то никто никогда об этом не расспрашивал (при мне во всяком случае). Фронтовиков тогда была масса – «все воевали». А сейчас их почти и нет. Как досадно, что А. М. ничего не рассказывал о войне, и о себе на войне. Но та честь, скромность, достоинство, мужество, человечность – выдавали в нем фронтовика с ног до головы, невзирая на шляпу – неотъемлемый атрибут его одежды в течение года и интеллигентский длинный плащ, который он носил начиная с ранней весны и кончая поздней осенью.

Команды вратаря Александра Михайловича Михальченко:

 
«ЧЕРНОМОРЕЦ»/ «ДИНАМО», «ПИЩЕВИК» (1936 – 1939, 1946, 1947): «69».



1936 «В» «Динамо» Одесса
1936 «В» «Динамо» Одесса
1937 «В» «Динамо» Одесса
1938 «В» «Динамо» Одесса
1939 «В» «Динамо» Одесса
1940 «В» ЦДКА Москва
1946 2 «Пищевик» Одесса
1947 2 «Пищевик» Одесса
1947 2 «Спартак» Херсон


Рецензии