Николай Чернышевский в Астрахани

После двадцатилетней сибирской каторги и ссылки в октябре 1883 года «государственный преступник» Николай Чернышевский был доставлен в Астрахань под строжайшим надзором полиции. По решению Астраханского городского Совета народных депутатов в одном из домов, комнаты которого снимал писатель, был создан музей, первоначально носивший его имя, а ныне – музей культуры Астрахани. Музей был открыт 28 июля 1978 года в год 150-летия со дня рождения писателя, сохранял в своих стенах атмосферу девятнадцатого века, экспозиционная площадь его составляет 120 квадратных метров, состоял музей из пяти залов.

Инициатором открытия музея имени Н.Г.Чернышевского в Астрахани был профессор астраханского государственного педагогического института имени С.М.Кирова Николай Сергеевич Травушкин (1916-1990), автор книги "Чернышевский в годы каторги и ссылки", М., 1978.

В то время, когда музей носил имя Чернышевского, в первом зале раскрывалась тема «Роль Н.Г.Чернышевского в истории русского освободительного движения».

Родившийся в 1828 году в Саратове, в семье священника, преподавателя церковных училищ, будущий писатель проживал в доме, по тем временам просвещённым, после окончания училища два года учился в семинарии, затем поступил в Петербургский университет на филологический факультет, который окончил в 1850 году, далее преподавал в Саратовской гимназии.

Молодой учитель вернулся в Саратов, был полон революционных мыслей, по тем временам – крамольных, рассказывал своим ученикам о запрещённых произведениях Н.В. Гоголя, В. Г. Белинского, тем самым воспитывая в них ненависть к произволу.

В 1853 году Чернышевский женился на Ольге Сократовне, дочери саратовского врача. Перед свадьбой он предупреждает невесту: «У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость, бог знает, на сколько времени. Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгой – я такие вещи говорю в классе».

Расцвет деятельности Н.Г.Чернышевского относится к той бурной эпохе в истории России, которая подламывала феодально-крепостнические устои. Упреждалась новая общественно-экономическая формация – капитализм.

Прежде, чем направить в наш город, Чернышевского неоднократно сажали по разным тюрьмам, устраивали «гражданскую» казнь. Долгие годы писатель провёл в тюремных скитаниях, в том числе и в лютой Сибири.

В Астрахани заранее готовились к приезду известного писателя-революционера. Ещё до 25 июня 1883 года из департамента полиции поступила первая бумага, и в канцелярии губернатора было начато «дело об учреждении надзора за государственным преступником Николаем Чернышевским».
Ещё до прибытия Чернышевского в Астрахань начальник губернского жандармского управления Головин разработал план надзора за ним.
"В виду особой важности,- писал Головин в секретном письме губернатору,- самой личности Чернышевского, его популярности среди злоумышленников, которыми неоднократно делались попытки к его освобождению, а также возможности появления в г. Астрахани, по приезде Чернышевского, лиц, политически неблагонадежных, директор департамента (полиции) просит меня принять меры к установлению, по соглашению с вашим превосходительством, самого бдительного негласного наблюдения за всеми сношениями и вообще образом жизни Чернышевского".
В день приезда в Астрахань Н.Г. Чернышевского доставили на площадь городских весов (ныне площадь Октябрьская), в гостиницу Смирнова. К вечеру того же дня из Саратова в наш город прибыла и Ольга Сократовна. Семья прожила в гостинице три дня.

О первых днях пребывания Чернышевского в Астрахани сообщал выходивший тогда нелегально в Москве студенческий журнал «Союз».

Вскоре Николая Гавриловича сфотографировали в жандармском управлении и изготовили двадцать четыре карточки с его изображением "для снабжения таковыми полицейских чинов, как в Астрахани, так и в уездах".

За «государственным преступником» должны были наблюдать три агента. Один из них вёл негласные наблюдения за поступками Чернышевского, его образом жизни, знакомствами. Однако агент оказался человеком образованным: дозволял приезд к писателю друзей и родных из Москвы и Петербурга. Чернышевскому удалось установить дружеские отношения с некоторыми прогрессивными мыслителями, также находящимися под надзором астраханской полиции.

В среде интеллигенции, и особенно среди политических поднадзорных, приезд в наш город знаменитого писателя не был тайной. Первым приветствовал Чернышевского на астраханской земле находящийся под полицейским присмотром доктор Н.М. Никольский.

Врач Николай Михайлович Никольский был человеком смелым и не считал нужным осторожничать из-за боязни преследования со стороны жандармских властей. В бумагах 1884 г. находим характеристику, данную доктору Никольскому полицмейстером Инковским: «...Вращается преимущественно среди лиц, состоящих под надзором полиции по политическим делам и видимо сочувствует им, так: он лечит всех означенных лиц, присутствует при отъезде каждого из тех, которым оканчивается срок надзора, а по приезде в Астрахань государственного преступника Чернышевского, встретив его на лестнице, в гостинице Смирнова, с видимой радостью бросился к нему в объятия, целовал и высказывал удовольствие по случаю возвращения из Сибири и прибытия в Астрахань».

Н.М. Никольский стал домашним врачом семьи Чернышевских. Знакомство доктора с Чернышевским сразу же отразилось на «аттестациях», которыми снабжались ежегодные списки поднадзорных, отсылавшиеся в департамент полиции. В «Агентурных сведениях 25 марта 1884 г.» указывалось, что в этот день «от 8 до 9 1/2 вечера в квартире Чернышевского был Петр Алексеевич Алеев». П.А. Алеев служил кассиром в Астранском обществе взаимного кредита, сослан в Астрахань как участник «казанского заговора» в 1863 г.

Согласно записи в «Книге астраханского полицмейстера» 3 марта 1885 г. Н.Г Чернышевского посетил А.И. Виддинов, помощник ревизора астраханской контрольной палаты. А.И. Виддинов - земляк Николая Гавриловича, окончил духовную семинарию, служил в Саратове в книжном магазине, был учителем в приходской школе. В 1874 г. он получил и хранил у себя привозимые из Москвы ящики с листами отпечатанной в тайной типографии Мышкина книги «История одного французского крестьянина». А.И. Виддинов привлекался и был судим по делу «193-х».

С 1 декабря 1883 по 1 марта 1884 года семья Чернышевских снимала квартиру у домовладельцев Хачиковых по улице Почтовой, которая ныне носит имя Чернышевского.

Через полтора месяца после переезда Чернышевского в Астрахань, в один из декабрьских дней, квартиру его посетил корреспондент английской газеты "Дейли ньюс".

Корреспондента интересовал главным образом "выигрышный" материал для газеты. Самым важным ему представлялось, что вот он первым поведает европейским читателям о личном свидании со знаменитым русским революционером, вернувшимся из сибирского заточения.

Беседуя с ним, Чернышевский, разумеется, держался в высшей степени осторожно, не забывая, что каждое лишнее слово может навредить ему.
С именем Николая Чернышевского напрямую связывают основание «Астраханского вестника» - газеты радикальной позиции.

В Астрахани Чернышевский трудился непрестанно. Здесь он написал, а позже опубликовал статьи «Характер человеческого знания»; «Происхождение теории благотворительности борьбы за жизнь»; «Материалы для биографии Н.А. Добролюбова».

Ради заработка Николаю Гавриловичу приходилось заниматься переводом многотомной «Всеобщей истории» Вебера, но этот труд был далеко не механическим: Чернышевский отбрасывал антинаучные суждения и дополнял текст.

В нашем городе писатель оказался изолированным от политической жизни России. И всё-таки после крайнего Севера и Сибири он постепенно расширял круг общения, посещал публичную библиотеку, где познакомился со служившей там женой П.М. Никольского Елизаветой Ивановной, которая тайком от начальства снабжала писателя газетами, запрещёнными к выдаче на руки ссыльным.

Самой значительной «политической» фигурой из тех, с кем познакомился Чернышевский в Астрахани, был, несомненно, Павел Маркелович Никольский. П.М. Никольский родился в Астрахани, в дворянской семье; в 1861 г. окончил с серебряной медалью Астраханскую гимназию и поступил в Петербургский университет. Уже в 1863 г. оказался участником студенческих волнений, распространял воззвания «Земли и воли», за что и попал под полицейский надзор.

Невзирая на полицейский надзор, Чернышевский общался и с приезжими. Он встречался с видным актёром М.И. Писаревым, который привёз писателю экземпляр книги «Примечания и дополнения к основаниям политической экономии (по Миллю)». Благодаря знакомству с этой книгой, появились позже такие труды Чернышевского, как "Начала народного хозяйства В.Рошера" (1858), "Капитал и труд" (1860), "Примечания к "Основаниям политической экономии" (по Миллю)" (1861) и другие, которые и в наши дни представляют большой интерес с точки зрения развития в них отдельных вопросов политической экономии.

Николай Чернышевский создал собственную политэкономическую теорию — "теорию трудящихся", в которой можно выделить три основных аспекта: критику крепостничества, критику капитализма и обоснование социализма.

Чернышевский бывал на спектаклях с участием выдающегося трагика тех лет П. Адамяна, следил за культурной жизнью нашего города, но Астрахань всё же оставалась для крамольного писателя местом ссылки, где он с супругой провёл шесть томительных лет, на протяжении которых за ним следили, на него доносили и всё замеченное и услышанное заносили в «Книгу о результатах наблюдений».

Во время пребывания Николая Гавриловича в Астрахани смета расходов на сыскную часть жандармского управления (с сентября по декабрь 1884 года)  была увеличена до двухсот пятидесяти рублей, в то время, как ранее на неё отпускалось сто рублей в год. В связи со ссылкой опального мыслителя сумма жандармских затрат составила 1 500 рублей за указанный период времени.

Сегодня, когда заходишь в солнечный уютный зал литературной гостиной музея культуры Астрахани, где ждут друзья, новые песни, картины, стихи, даже не верится, что здесь жил, страдая, великий писатель. Аура этого дома даёт нам, творческим людям, новые силы для созидания.


Рецензии