Хронология пророков и пророчеств ч. 2-6

ч.2-6

ДВЕ КОМПИЛЯЦИИ «ПОД ПРОРОКА ЕНОХА»

         В исторической науке и в частности в библеистике, так сложилось, что найденная в 1773 году Первая (эфиопская) книга ЕНОХА как бы принадлежит перу полу мифического - полу легендарного пророка ЕНОХА в свое время IV-I века до н.є. была популярной книгой и прежде всего иудейских мистиков (талмудистов). И до того популярной, что в ее среде нашлись ряд авторов, взявших на себя труд продолжить дело пророка ЕНОХА, как в его космических путешествиях, так и в популяризации его идей путем написания новых книг.
        В связи с чем в заключительной части своего рассказа о пророке ЕНОХА я и хочу вас уважаемый читатель познакомить с двумя такими работами.
        И начну с так называемой «Славянская книга Еноха (Еноха)» — апокрифический текст, вероятная дата создания которого I век н. э. В настоящее время известен только в славянской версии, что и нашло отражение в его именовании. Другие названия — «Вторая книга Еноха и Книга тайн Еноха». В книге описывается апокрифическая космогония, в том числе посещение Енохом семи небес, и встреча с Богом.
    Сама книга имеет небольшой размер, и я тут приведу его полностью.

            Книга тайн Еноха (Славянская книга Еноха)

        Когда мне исполнилось сто шестьдесят пять лет, сказал Енох, у меня родился сын по имени Мафусаил.
        Затем я жил еще двести лет. А вся моя жизнь продолжалась триста шестьдесят пять лет. В особливый день первого месяца я, Енох, был в своем доме один и лежал на одре, почивая. Во время сна сильная скорбь охватила сердце мое, и сказал я: "Вот очи мои испускают слезы (во сне я не мог понять, что означает скорбь).
    Что же со мной будет?"
    И явились мне два пресветлых мужа, каких я никогда не видывал на земле. Лица их сияли, словно солнце, очи - будто горящие свечи, а из уст исходил огонь.
     Одеяния их напоминали причудливую пену, тело переливалось разноцветными красками, крылья были светлее золота, а руки белее снега. Они встали в изголовье одра и окликнули меня по имени.
     Я пробудился и впрямь увидел стоящих передо мною мужей. Взглянул я на них, поклонился и ужаснулся, и лицо мое исказилось от страха.
     И сказали они мне: "Дерзай, Енох, не бойся! Послал нас к тебе вечный Господь. И еще сегодня ты вознесешься вместе с нами на небо. Накажи своим сыновьям и домочадцам, что им делать без тебя на земле в твоем доме.
     И пусть никто не ищет тебя, пока Господь не возвратит тебя к ним". Выслушав их, быстро вышел я из дома и закрыл двери, как мне велели.
       И позвал я сыновей своих: Мафусаила, Регима и Гиодада, и поведал им, что сказали мне те причудные мужи.
      "Послушайте, чада мои! Не знаю, куда я иду и что меня ждет. Вы же не отступайте от Бога, ходите пред Божьим образом и исполняйте заповеди. Не пренебрегайте молитвами о вашем спасении, чтобы не умалил Господь плоды трудов ваших; ибо Он обделяет ими тех, кто копит сокровища и не приносит дары. Посвящайте Господу вожаков стада и первенцев вашей юности, чтобы были, и вы благословенны во веки веков. Не отступайте от Бога и не поклоняйтесь идолам, что не создали ни небес, ни земли, никакой-либо твари.
       Ибо и сами они, и те, кто им поклоняется, погибнут. Пусть Господь укрепит сердца ваши в вашем страхе. А теперь, чада мои, пусть никто меня не ищет, доколе Господь не возвратит меня к вам".
        В то время как давал я наказы, те мужи позвали меня, приподняли на крыльях, затем поставили на облака, которые устремились ввысь. И узрел я воздух, а еще дальше - аэр.
    И так вознесли меня на первое небо.
      Показали мне море великое, паче земного. Потом привели меня к старейшинам и владыкам звездных чинов и показали двести ангелов, владеющих звездами, управляющих движением небес, летающих на крыльях и обходящих все планеты.
      И здесь узрел я снежные и ледяные хранилища и ангелов, бдящих над этими страшными хранилищами, из которых появляются громады облаков. И показали мне хранилища росы и масличного цвета, который намного ярче любого цвета на земле. Увидел я и ангелов, стерегущих сокровища свои, и то, как они открывают хранилища и затворяют их.
     И взяли меня мужи те, и возвели на второе небо. И показали его мне, и увидел я там тьму непроглядную, паче земной. И здесь узрел я висящих в цепях блудников, ожидающих Страшного Суда.
     И ангелы здесь были более темноликими, чем земная тьма, и непрестанно испускали плачь. И спросил я мужей, бывших со мною: "Почему они мучаются непрестанно?". И отвечали те мужи: "Это богоотступники, ослушавшиеся заповедей Господних, следовавшие своей воле и отступившие от Господа вместе со своим князем; и поставлены они на пятое небо". Я же очень из-за них опечалился, а ангелы те поклонились мне и сказали: "Человек Божий, помолись о нас Господу!" И сказал я в ответ: "Да кто я такой? Как могу я, простой смертный, молиться за ангелов? Кто знает, куда я иду, что меня ожидает, и кто будет молиться за меня?"
     И взяли меня мужи те, и возвели на третье небо, и поставили среди рая. И было то место красоты неописуемой! Увидел я всякие благоцветные деревья со зрелыми и благоуханными плодами. Посреди места того росло древо жизни, на котором почивает Бог, когда входит рай. И древо — это неописуемо по своей красоте и благоуханию и прекраснее любого творения. Оно отовсюду златовидно, красно, огнеобразно и покрывает собой весь рай. Оно сочетает в себе достоинство всех растущих деревьев и плодов.
     Корень его находится в раю, у выхода на краю земли. Рай же лежит между тлением и нетлением. Из-под корня выходят два источника: один источает мед и млеко, а другой - елей и вино. Разделяясь на четыре части, они тихо струятся и входят в Эдем между тлением и нетлением. Выходят же они с другой стороны, разливаясь на сорок ручьев, и бегут по земле, обращаясь по кругу, подобно остальным воздушным стихиям.
     И нет здесь неплодоносящего дерева, но всякое дает благие плоды.
     И место это благословленно! Триста светлейших ангелов охраняют рай и своим немолчным пением денно и нощно служат Господу. И воскликнул я: "Как прекрасно это место!" И сказали мне мужи: "Енох, место — это уготовано праведникам, испытавшим за свою жизнь всяческие напасти. Даже когда их души озлоблялись, они отворачивались от неправды и вершили праведный суд. И подавали они хлеб алчущим, нагих одевали в ризы, поднимали павших, помогали обиженным и сиротам. Ходят они без порока перед лицом Господним и Ему единому служат. Им уготовано место это в вечное наследство".
       И повели меня двое мужей на северную сторону и показали очень страшное место, где грешников подвергали всяческим мукам.
      Там стлалась непроглядная, мрачная мгла, и не было света. Пылал там мрачный огонь, и река огненная пересекала всю ту местность. По одну сторону - огонь, по другую - обжигающий холодом лед. Увидел я там темницу страшную зело и мрачных нечестивых ангелов, вооруженных невиданными орудиями, которыми они без милости мучили грешников. И воскликнул я: "О горе горькое! Как ужасно это место!"
      И сказали мне мужи: "Место это, Енох, уготовано для тех, кто не почитает Бога и вершит на земле злые дела: занимается чародейством, заговорами и бесовским волхованием. Оно предназначено для тех, кто похваляется своим окаянным злодейством и крадет человеческие души, кто притесняет бедных, и отбирая у них имущество, обогащается через их обиду.
     Сюда попадают те, кто может насытить голодных, но морит их из-за своей алчности, кто может одеть полуголых, но раздевает их донага. Это ожидает и того, кто не признает своего Творца и поклоняется бездушным и суетным истуканам. Ибо, сотворяя идолов, они молятся своему мерзостному рукотворению.
     Всем им уготовано это место в вечный удел".
     И взяли меня мужи те, и возвели на четвертое небо. И показали они мне здесь все шествия, движения и течения солнечного и лунного света. Соизмерив их шествия и сопоставив их свет, увидел я, что свет солнца ярче луны в семь раз.
      Солнечная же колесница с причудной скоростью носится по кругу, подобно ветру, и нет ей покоя ни днем, ни ночью.
      Справа и слева от солнечной колесницы увидел я по четыре огромных звезды; под каждой из них было еще по тысячи звезд.
      Всего их насчитывается восемь тысяч, и все они зависят от солнца.
       Водят же солнце днем сто пятьдесят тысяч ангелов, а ночью - тысяча шестикрылых ангелов, идущих перед колесницей. А огонь ему дают сто ангелов. И два духа летят в образе птиц - один подобен фениксу, а второй - халкедре.
     Лица у них львиные, ноги, хвосты и головы - крокодильи, окрашены они цветами небесной радуги; величиной по девятьсот мер, и крылья у них ангельские. У тех, что мчат колесницу солнца, по двадцать крыльев, и несут они росу и зной.
    И как повелит Господь, так и бывает: заходит и восходит солнце со своими лучами на небесах и на земле.
     И понесли меня двое мужей к востоку того неба и показали врата, из которых круглый год выходит солнце в урочное время после захода луны, когда ночь сменяется днем. И увидел я шесть огромных врат, каждый по шестидесяти одному стадию с четвертью (61,25).
    И измерил я тщательно эти врата, откуда выходит солнце и куда всегда возвращается, обойдя всю землю. И уразумел я сколь они велики.
     Из первых врат солнце выходит сорок два дня (42), из вторых, третьих, четвертых и пятых - тридцать пять (35), из шестых - сорок два (42). И по истечении времени снова возвращается оно вспять через шестые врата и входит в пятые, четвертые, третьи и вторые по тридцать пять дней (35). И так истекают дни каждого года в соответствии со сменой его четырех времен.
     И опять понесли меня мужи, теперь уже к небесному западу, и показали в пять раз большие врата, открытые в сторону, противоположную восточным вратам. В них солнце заходит по истечению трехсот шестидесяти пяти и одной четверти дня.
     Так заходит оно именно в западные врата. Когда солнце выходит из западных врат, четыреста ангелов берут его венец и несут к Господу.
     Затем оно разворачивает свою колесницу и семь часов проводит в ночи без света. На восьмой час ночи четыреста ангелов приносят венец и венчают им солнце.
     Тогда феникс и халкедра начинают петь стихи, и все птицы на земле бьют крыльями, радуются Дающему свет и поют каждая своим голосом: "Идет Дающий свет и дарит его Своей твари".
     Показали мне также те мужи все шествия и круговращения луны и двенадцать огромных вечно обращенных к востоку врат.
     Через них заходит и восходит она в определенное время. Сменяя солнце, восходит она через первые врата тридцать один день (31), через вторые - тридцать пять дней (35), через третьи и четвертые - по тридцать (30) дней, через пятые тридцать один день (31), изрядно, через шестые - тридцать один день (31), через седьмые тридцать один день (31), через восьмые тридцать один день (31) изрядно, через девятые врата через тридцать один (31) день со тщанием, через десятые тридцать (30) дней вестимо, через одиннадцатые - тридцать один (31) день вестимо, через двенадцатые двадцать два дня вестимо.
    Так, обгоняя небесные ветры, луна движется день и ночь по небесным кругам, расположенным ниже всех других кругов. И перед нею летят духи, и у каждого ангела по шесть крыльев. Лунный круг проходят они за девятнадцать лет. Посреди неба видел я вооруженных воинов, которые служат Господу игрой на тампанах и органах и непрестанно поют благими голосами. И насладился я, слушая их пение.
   
        Потом взяли меня мужи и вознесли на крыльях на пятое небо.
      И здесь увидел я бесчисленных воинов, называемых григореями. Обликом они походят на людей, ростом выше исполинов.
    Лица у них были мрачные, а уста вечно молчащие. Служба Господу на пятом небе не пелась.
    И спросил я бывших со мной мужей: "Почему они такие мрачные, с унылыми лицами и онемевшими устами, и отчего нет службы на этом небе?"
    И ответили мне мужи: "Это григореи, число которых двести тысяч. Они отвергли Господа вместе со своим князем Сатаниилом. За ними же бродят, ступая след в след, увешанные цепями те, кто ныне находится на втором небе, окруженном непроглядной мглой.
    В свое время спустились они на землю от престола Господа в местность Ермония и нарушили обеты на горах Ермонских.
    И осквернилась земля их делами, а женщины их творят величайшее из зол в жизни.
    Совершая незаконные кровосмешения, они порождают на свет исполинов, великанов и сеют великую вражду. И того ради осудил их Господь великим судом, и будут они укорены в великий день Господень".

   И сказал я григореям: "Видел я ваших братьев, дела их, мучения и великое моление. И молился о них, но осудил их Господь пребывать под землей до скончания небес и земли". И сказал я: "Почему ждете вы своих братьев, а не творите службу перед лицом Господа? Оставьте молитвы ваши и служите Господу Богу вашему, чтобы не прогневать Его вконец". И послушавшись моего наставления, они выстроились на небе том в четыре чина.
   Вострубили разом четыре трубы великим гласом, запели стройно григореи, и взошел их глас перед ликом Господним.
   
    Затем взяли меня те мужи и возвели на шестое небо. Там увидел я семь пресветлых и многославных ангелов. Лица их сияли ярче солнечных лучей, и не различались они обликом, поведением или облачением.
   Ведают эти чины движением звезд, обращением солнца и изменениями луны.
   Наблюдая добрые и злые мирские дела, они учиняют заповеди и поучения и творят сладкое богогласное пение и всяческие славные хвалы.
    Это - архангелы, стоящие над ангелами и каждым существом, будь оно небесное или земное. Им подчиняются ангелы, бдящие над всяким земным плодом, всякой травинкой и всякой пищей, которая дается всякой живой твари. Они стоят и над ангелами всех человеческих душ, записывающими дела и жития людей перед ликом Господним.
   Среди них - семь фениксов, семь херувимов и семь шестикрылых. И у них один глас, и поют они единогласно, причем пение их невозможно описать. И радуется Господь подножию своему.

    Затем взяли меня те мужи и возвели на седьмое небо.
    И увидел я безмерно яркий свет и огненное воинство великих архангелов, бесплотных сил, господствующих начал и властей, херувимов, серафимов престолы и десять полков многоокого светлостояния.
   И забоялся я и затрепетал от великого страха.
   Тогда те мужи взяли меня, ввели среди воинства и сказали:
   "Дерзай, Енох, не бойся!"
   И показали мне издали Господа сияющего на своем высочайшем престоле.
   И, подступив к нему, небесное воинство, выстраиваясь по чину десяти степеней, кланялось Господу и снова становилось на свои места в радости и веселии и в свете безмерном, воспевая песни тихими, кроткими голосами.
    И служили они Господу, не отходя от Него ни днем, ни ночью, стоя перед Его лицом и творя Его волю. Херувимы и серафимы окружили его престол, а шестикрылые покрывали Его и пели тихим голосом перед ликом Господним.
    И когда я все это увидел, сказали мне мужи: "Енох, нам велено сопровождать тебя лишь до этого места".
      И отошли они, и больше я их не видел.
      Оставшись один на краю небес, устрашился я и пал ниц, говоря про себя: "За что мне такое выпало!"
     И послал Господь одного из славных своих архангелов именем Гавриил, и тот сказал мне: "Дерзай, Енох, не бойся!" Встань и иди со мной, и предстань перед ликом Господним вовеки" 
    И отвечал я ему, говоря про себя: "Господи, покинула меня душа моя от страха и трепета. Призови ко мне тех мужей, что привели меня сюда, ибо на них я уповал и с ними иду к лику Господню".
   И поднял меня Гавриил, как поднимает ветер лист, и поставил перед ликом Господним.
    И увидел я лицо Господа.
    Было оно сильное и преславное, чудное и престрашное, грозное и престранное. Но кто я таков, чтобы описывать необъятное существо Господа, Его лицо предивное и неисповедимое, Его лик многоученый и многогласный?
     Как рассказать о престоле Господнем, превеликом и нерукотворным, о ликостоянии окружающих Его херувимов и воинстве серафимов, о неумолчном их пении? Кто сможет передать неизменный и неисповедимый образ Его красоты и величие Его славы?
   И пал я ниц и поклонился Господу. И Господь устами своими сказал мне:
    "Дерзай, Енох, не бойся! Поднимись и предстань перед ликом Моим вовеки".
     И поднял меня архистратиг Михаил и подвел к лику Господа. И сказал Господь слугам своим, вглядываясь в них: "Пусть приблизится Енох, чтобы стоять пред ликом моим вовеки". И поклонились ангелы Господни и молвили: "Пусть приблизится он по слову Твоему".
   И сказал Господь Михаилу: "Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим миро Моим, и облачи его в ризы славы Моей".
    И Михаил сделал так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил.
    И миро светилось паче самого яркого света, и было оно, словно роса благодатная, а благоухание и аромат смирны его сверкали, будто солнечные лучи.
     И оглядел я самого себя - стал подобен я одному из славных ангелов Его и ничем не отличался от них.
   И призвал Господь одного из своих архангелов именем Вревоиль, превосходящего остальных быстротой ума и записывающего все дела Господни.
    И возгласил Господь: "Принеси книги из Моих хранилищ и покажи Еноху. Дай ему и трость писчую".
   Вревоиль немедля принес изящные Благовонные книги и вручил мне своею рукою борзописную трость.
     И растолковал он мне небесные и земные дела: о море и всех явлениях, движениях и разгулах природных стихий; о солнце, луне, звездах, об их движении и изменении; о временах года, летах, днях и часах; о восхождении облаков и дуновении ветров; об ангельских числах и песнях воинства; о жизни человеческой, заповедях и поучениях; о сладкоголосном пении и обо всем, чему следует поучиться.
  Вревоиль просвещал меня тридцать дней и тридцать ночей, и все это время не умолкали его глаголящие уста.
   Я же без устали записывал все о знамениях и чудесах. И когда минуло шестьдесят дней и шестьдесят ночей, Вревоиль сказал: "Вот все, что я должен был тебе рассказать, а ты записать. А теперь садись и запиши души неродившихся людей и отведенные им навеки места, ибо до сотворения мира было предопределено, какой быть всякой душе".
    И сидел я ровно шестьдесят дней и ночей и записал все точно. И написал я триста шестьдесят шесть книг.
    Родился же Енох на шестой день месяца помавуса и жил триста шестьдесят пять лет. А взят он был на небеса месяца нисана в первый день. На небесах же пребывал он шестьдесят дней, записывая все о знамениях и тварях, созданных Господом.
   И написал Енох триста шестьдесят шесть книг и передал их своим сыновьям!!!
   И провел он на земле тридцать дней, рассказывая им обо всем, а потом опять был взят на небо того же месяца помавуса, в тот же шестой день и час, в который родился.
  Так каждое человеческое существо обладает тайнами сего жития и зачатия, рождения и преставления. В какой час оно зачато, в такой же рождается и представляется.
          АМИНЬ.

      Ну, а насчет АНИМИНЬ (правда, истина, конец) говорить нам в отличии от безымянных авторов Второй книги ЕНОХА мы с вами пока сказать не можем.
                Нам надо сначала узнать мнение ученных.
          
    А в науке, пришли вот к такими выводам: «Текст Е. в. к. представлен списками XV-XVIII вв. (фрагменты со 2-й пол. XIV в.) разных языковых изводов (древнерусскими, среднеболгарскими (в т. ч. молдавскими) и сербскими) в 2 редакциях - краткой и пространной. В XIX - нач. XX в. древнейшей считалась пространная редакция, однако позднее А. Вайаном и Н. А. Мещерским была установлена первичность краткой, а в пространной были выявлены вставки (в частности, из визант. памфлета на имп. Михаила VIII Палеолога «Прение Панагиота с Азимитом», написанного в связи с Лионской унией 1274), не позволяющие датировать ее создание ранее рубежа XIII и XIV вв. Языком оригинала, с к-рого Е. в. к. была переведена на славянский, Вайан (к-рого в наст. время поддерживают Х. Лант и М. Таубе) считал греческий, отечественные исследователи обосновывают мнение о том, что перевод был выполнен с одного из семит. языков - древнееврейского (Мещерский) или сирийского (В. М. Лурье). Мнение Ланта и Таубе базируется в первую очередь на безоговорочном отрицании возможности перевода любых текстов с древнееврейского на Руси в домонг. время (см.: Алексеев А. А. Русско-еврейские литературные связи до XV в. // Jews and Slavs. Jerusalem; St.-Pb., 1993. Vol. 1. С. 44-71). Вайан придерживался мнения о западноболг. происхождении перевода, к-рый он датировал не позднее XI в., и эта т. зр. до настоящего времени распространена в зарубежной славистике, в частности в болгарской. Мещерский на основании углубленного изучения лексики памятника пришел к выводу, что перевод Е. в. к. выполнен на Руси в XI-XII вв. Местом создания пространной редакции, возможно, была Болгария.

   Текстология Е. в. к. представляет весьма сложную картину. Ни один из существующих списков не содержит полного текста памятника, который в ряде случаев осложнен вставками.

     Наибольшее распространение в древнерус. книжности получила компиляция-пересказ (под заглавием «От книг Еноха праведного, прежде потопа и ныне жив есть») глав 41-65 Е. в. к., включенная в состав учительной части «Мерила праведного» - юридического сборника, составленного не позднее кон. XIII в. в Сев.-Вост. Руси (Тихомиров М. Н. Русская культура X - XVIII вв. М., 1968. С. 181-182).

Датировка и происхождение
  В наст. время мн. ученые признают иудейское происхождение основной части текста Е. в. к., но ряд элементов указывает на эллинистическое (скорее всего александрийское) влияние или интерполяции, сделанные христианами (в частности, упоминания феникса на 6-м небе, космология в целом, юлианский календарь).


Особенности жанра и связь с другими текстами
Е. в. к. по жанру представляет собой апокалипсис (см. Апокалиптика), тем не менее в ней содержатся повествования, относящиеся к др. жанрам иудейской религ. лит-ры эллинистического периода (вознесение, завещание патриарха, мидраш, пророчество, поучение). Как и в 1-й Книге Еноха, в Е. в. к. имеется ряд блаженств (2 Енох 42. 6-14; 52. 1-14). В 2 Енох 52 провозглашения блаженств чередуются с провозглашением горя (ср.: Мф 23. 13-29; Лк 6. 24-26).
Блаженство обещано тем, кто не грешил пред Господом (2 Енох 41. 1), не имел в сердце злого умысла, помогал обиженным, осужденным, нуждающимся (2 Енох 44. 4), одевал нагого собственной одеждой и отдавал свой хлеб голодному, судил праведным судом и помогал неправедно осужденному, имел в устах своих сострадание и доброту в сердце (2 Енох 42. 9-10, 13), открывал уста для благословения и хвалы Господу (2 Енох 52. 1-4), способствовал любви мира (2 Енох 52. 11). Горе же обещано, напр., тем, кто произносит проклятие и хулу (2 Енох 52. 4), а также «говорит мирное своим языком, но в сердце нет мира» (2 Енох 52. 15).

Источником для Е. в. к. могла быть 1-я Книга Еноха. Исследователи видят сходство в описаниях путешествий на различные уровни небес (хотя в 1-й Книге Еноха это видения, а в Е. в. к.- реальные путешествия), в развитой ангелологии, в видениях Еноха о суде над людьми и ангелами, в его заступнической роли, в предании о падших ангелах или стражах, в астрономических и календарных сюжетах, в предании о доступе Еноха к небесным книгам, в поучениях, к-рые он дает своей семье, и в предсказаниях о потопе. Однако при всей близости сюжетов невозможно утверждать, что это результат прямого заимствования из 1-й Книги Еноха, поскольку мн. подобные идеи и сюжеты были широко распространены в иудействе нач. I в. по Р. Х. Высказывались предположения, что Е. в. к. возникла как христ. переработка 1-й Книги Еноха (Milik. 1976; Vaillant. 1952), однако гипотеза не получила поддержки со стороны исследователей.
     А подводя свой итог вышеизложенной информации могу сказать, что прочитать Вторую книгу Еноха хотя бы раз в жизни надо, для развития вашей общей эрудиции. А вот буквально верить всему тому что в ней описано нельзя, ибо этот характерный пример книги в жанре религиозно-мистической фантастики.

  Теперь мы переходим к третей книге Еноха. И называется она «Еврейская книга Еноха».
  Это более любопытная и более информативная работа и написана конкретным историческим лицом- иудейскому равину Ишмаэлю бен Элишу     от своего имени, а не от имени пророка ЕНОХА. 
  Но это мое мнение, а в науке о этой  книге пишут так: компиляция евр. мистических текстов, описывающих путешествие героя через 7 дворцов (Хехалот) - уровней небесного мира - к Престолу Божию. Отсюда название всего текста «Сефер Хехалот», т. е. «Книга дворцов». Однако в средневек. евр. лит-ре известен целый корпус текстов, в названии или в содержании к-рых присутствует образ Хехалот: «Хехалот Зутарти», «Хехалот Раббати», «Массекет Хехалот».
     По этой причине в научной лит-ре принято называть данный текст «Третья книга Еноха» (такое название дано Х. Одебергом, подготовившим 1-е критическое издание текста - Odeberg. 1928). В рукописях встречаются такие заглавия, как: «Книга Еноха, написанная рабби Ишмаэлем, первосвященником», «Книга дворцов», «Главы дворцов», «Главы раввина Ишмаэля», «Воздвижение Метатрона». Поскольку текст сохранился на евр. языке, его часто называют «Еврейская книга Еноха», чтобы отличать от «Эфиопской» (см. Еноха первая книга) и «Славянской» (см. Еноха вторая книга).
Авторство
    Е. т. к. обычно приписывается раввину Ишмаэлю бен Элишу, жившему в кон. I - нач. II в. по Р. Х. (Вавилонский Талмуд. Кетувим 105b; Хуллин 49а; Гиттинг 58а), однако анализ содержания текста такую атрибуцию не подтверждает. По этой причине Е. т. к. может быть отнесена к категории псевдоэпиграфов.
         Книга большая по размеру, и я ее тут не привожу, а только даю ссылку на сайт откуда вы сами можете ее себе бесплатно скачать и не спеша прочитать.

    А не спеша потому, что информация, изложенная в этой книге   требует от вас усилий ума, а школьного образования вам может не хватить.
                Композиция и содержание
      Поскольку Е. т. к. является компиляцией, повествование не подчинено единому замыслу. В нем можно выделить неск. тематических блоков.
     Книга начинается с цитаты Быт 5. 24. Далее следует 2 главы о вознесении раввина Ишмаэля (3 Енох 1. 1 - 2. 4), к-рый проходит через 6 небесных дворцов и достигает 7-го дворца, где просит Бога о даровании ему первосвященнического достоинства Аарона, чтобы злые силы не могли повредить ему во время путешествия. Бог поручает заботу о нем Своему арх. Метатрону, к-рый спасает Ишмаэля от злого ангела, мешавшего ему прийти в Божественное присутствие. После путешествия он удостаивается участия в пении «Свят, свят, свят» вместе с небесными силами.
       Главы 3-16 повествуют о вознесении Еноха-Метатрона. Ишмаэль спрашивает Метатрона о его именах. Тот отвечает, что на самом деле он Енох, сын Иареда, и, как младший среди ангелов-князей, именуется «юношей» (ср.: Пс 37. 25; Вавилонский Талмуд. Йевамот 16b).
     Енох был взят на небо, чтобы свидетельствовать буд. поколениям о том, что Бог поступил справедливо, наслав на землю потоп. Енох был взят вместе с Шехиной (Славой Божией), к-рая отошла из-за идолопоклонства.
      Описывается превращение Еноха в Метатрона: его тело увеличивается до размеров всего мира, он возводится на Престол, на него возлагается царский венец, а его плоть превращается в огонь. Метатрон говорит о функциях, к-рые он осуществляет на небесах. Затем сообщается о возвышении Еноха-Метатрона и о его уничижении.
  В главах 17-40 Метатрон рассказывает об ангельской иерархии, о небесном Суде и об обряде пения «Свят, свят, свят».
     Главы 41-48а посвящены ангельским чудесам. Метатрон показывает небесные буквы, с помощью к-рых сотворен мир, и говорит о силе имен Божиих и о категориях душ (о душах праведных и нечестивых, о душах патриархов, вознесенных на небеса, к-рые ходатайствуют за Израиль).
    Далее следует видение распростертой перед Богом небесной завесы, на к-рой написаны все поколения мира и все их деяния. Ишмаэль видит духов звезд, стоящих на небесной тверди, а также духов наказанных ангелов и служителей, тела к-рых горят в огне, исходящем от мизинца Бога. Небесные откровения завершаются описанием десницы Вездесущего, «заложенной назад из-за разрушения храма».
     Она будет распростерта в конце времен, чтобы принести избавление народу Израиля и освобождение из среды язычников, после чего явится Мессия и установит Свое царство.
В гл. 48b-d рассказывается о 70 именах Божиих, к-рые «могут быть выражены», затем кратко описываются вознесение Еноха и превращение его в Метатрона, а также перечисляется 70 имен Метатрона и говорится о Метатроне как о князе Торы, обладающем полнотой мудрости. Кроме того, в некоторых версиях Е. т. к. описывается вознесение Моисея (3 Енох 15b), рассказывается о небесных числах и пении «Свят, свят, свят» (3 Енох 22b), небесных мерах и небесной радуге (3 Енох 22с), о ветрах Бога и колесницах Божиих (3 Енох 23-24).
                Богословские идеи
Богословское содержание Е. т. к. в целом сходно с общими положениями др. текстов традиции Меркавы.
                Представления о Боге
   Бог пребывает в 7-м дворце на 7-м небе, а расстояния между небесами огромны (3 Енох 22с). Бог практически недоступен для человека, т. к. путь к Его Престолу находится под охраной огненных ангелов-стражей.
    Стражи, как и другие ангелы, настроены враждебно по отношению к человеку, стремящемуся достигнуть небесных чертогов (3 Енох 1. 6-7; 2. 2; 5. 10; 6. 2; 15b. 2).
    Трансцендентность Бога подчеркивается и в рассказе об удалении с земли Шехины: согласно 3 Енох 5. 1-14, после грехопадения и изгнания Адама из рая, Шехина оставалась на земле, пребывая на херувиме под древом жизни в раю, однако со времени поколения Еноса, сына Сифа (ср.: Быт 4. 26), когда, согласно раввинистическим воззрениям, началось идолопоклонство (Вавилонский Талмуд. Шаббат 118b; мидраш Берешит Рабба 23. 6 сл.), она находится на высочайшем уровне небес.
   По-видимому, Шехина восседает на Престоле Славы, хотя автор стремится избежать явного ответа на этот вопрос (3 Енох 18. 19, 24; 22. 13, 16; 24. 15; 28. 2; 37. 1; 39. 1). Описания Шехины как яркого света и сияющего облака сходны с описанием присутствия Славы Божией в скинии и храме (3 Цар 8. 10; Лев 16. 2; ср.: мидраш Бемидбар Рабба 12. 4; Шир ха-Ширим Рабба 3. 8).
Ангелология
      В Е. т. к. представлено неск. различных описаний ангельской иерархии (3 Енох 17; 18; 19-22; 25. 1-28. 6). Выделяются обыкновенные ангелы, колеса Меркавы, небесные животные, орлы Меркавы (ср.: Иез 1. 10; 10. 14), херувимы, офаннимы и серафимы, стражи и святые (3 Енох 19-22; 25. 1-28. 6). Кроме того, упоминаются хашмаллимы и шинанимы (гл. 7), элимы, эрелимы и тафсаримы (3 Енох 14. 1), элохим (3 Енох 14b. 1).
        В Е. т. к. проявляется большой интерес к именам ангелов, причем часть их взята из Библии (напр., Михаил и Гавриил) или образована по аналогии с ними: обычно это теофорные имена, иногда с аллюзией на к.-л. функцию ангела (напр., Баракиэль в 3 Енох 14. 4), или образованные с использованием принципа буквенной гематрии (символического значения букв) (напр., Азбога) или с помощью лексических заимствований из др. языков.
      В целом Е. т. к. разделяет раввинистическую идею о том, что ангелы являются огненными субстанциями (главы 7, 15). Высшие ангелы иногда изображаются в виде воинов, вооруженных мечом и луком (3 Енох 22. 6). Ангелы-служители, подобно людям, имеют дух, душу и тело (3 Енох 47. 1-3).
     Среди наиболее важных ангелов в Е. т. к. называются князь Божественного присутствия Метатрон, т. е. ангел, служащий непосредственно в Присутствии Божием (3 Енох 8. 1; 48с. 7; ср.: Ис 63. 9); князь Торы или князь Разумения, т. е. ангел, помогающий правильно понимать закон, в особенности его мистические аспекты, и не позволяющий забыть то, что было изучено (3 Енох 48d. 4; ср.: 3 Енох 10. 5); 7 князей, управляющих 7 небесами (3 Енох 17. 1-3); князья, управляющие солнцем, луной и звездами (3 Енох 17. 4-7); князья царств, т. е. ангелы, назначенные для каждого народа земли, к-рые ходатайствуют за него перед небесным Судом (3 Енох 17. 8; 30. 2; ср.: Дан 10. 20-21; 1 Енох 89. 59); князь мира, т. е. ангел, отвечающий за мир в целом (3 Енох 30. 2; 38. 3); стражи врат - ангелы, охраняющие входы в небесные дворцы (3 Енох 18. 3).
     Центральным актом небесного богослужения, совершаемого ангелами, является пение «Свят, свят, свят» (ср.: Ис 6. 3). Подробные описания этого ритуала представлены в главах 35-40, а содержание ритуала, принимающего в этой книге различные формы, дано в главах 22b. 8; 1. 12; 20. 2; 39. 1-2; 48b. 2.
                Метатрон
   Он является наиболее важной фигурой в ангельской иерархии Е. т. к. Для его имени, к-рое передается 6 (  ) или 7 (  ) евр. буквами, было предложено более 10 возможных этимологий (Alexander. 1983. P. 243).
   Так, напр., считалось, что это имя могло произойти от евр. сущ.   , к-рое образовано от корня   , что значит «охранять», «защищать» (Jellinek A.Beitr;ge zur Geschichte der Kabbala. Lpz., 1852. S. 4; Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalim, and the Midrashic Literature. Peabody (Mass.), 2005r. P. 767).
    Предлагались варианты греч. этимологий этого слова: как неологизм от ;;;; и ;;;;;;, к-рый      
    Метатрон занимает исключительное место в небесном мире, он высочайший среди архангелов, князь и правитель над всеми князьями царств и сынами небес (3 Енох 10. 3-6).   
   Подобно Богу, Метатрон восседает на престоле и председательствует на небесном Суде (3 Енох 16. 1). Его исключительное положение в небесном мире кратко выражено в титуле «малый Яхве» (3 Енох 12. 5, 48с. 7; 48d. 1[90]), что, возможно, является реминисценцией Исх 23. 20-21, где говорится об ангеле Господнем, в к-ром пребывает Имя Божие (ср.: Вавилонский Талмуд. Санхедрин 38b).
                Небесный Суд
    В Е. т. к. описывается не в эсхатологической перспективе, а как разбирательство, к-рое происходит каждый день (3 Енох 28. 7, 9; 26. 12). Собрание судей состоит из 72 князей царств и князя мира, обвинителями являются сатана и его представители Саммаэль, кн. Рима, и Дуббиэль, кн. Персии (3 Енох 26. 12). Образ Метатрона как участника Божественного Суда связан с представлениями о Енохе-книжнике, записывающем дела людей ко дню Суда (см. ст. Енох).
                Антропология
     В Е. т. к. уделяется большое внимание человеку, его душе, происхождению и посмертной участи (3 Енох 43. 1 - 44. 7).
    Люди подразделяются на 3 группы: праведных; тех, кто находятся в промежуточном состоянии, и нечестивцев. Души праведников после смерти восходят к Престолу Славы Бога и пребывают в Его присутствии, летая над Престолом (3 Енох 43. 2).
     Находящиеся в промежуточном состоянии очищаются в огне шеола, а затем, по-видимому, получают возможность присоединиться к праведным. Нечестивцы низводятся в шеол, где наказываются огнем в геенне. Описание их последней участи отсутствует (3 Енох 44. 3). В Е. т. к. встречается идея предсуществования души: созданные еще в начале творения души нисходят с небес для телесного рождения на земле (3 Енох 43. 3), души нерожденных считаются праведными (3 Енох 43. 1). Идея бессмертия в Е. т. к. не связана с верой в телесное воскресение мертвых.

      В книге доктора философских наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета И. Р. Тантлевского представлены русский перевод и исследования еврейской книги Еноха (или Книги небесных Дворцов; создана на еврейском языке между II и VIII/IX вв. н. э.), в ряде важных аспектов продолжающей и развивающей мистико-эзотеричкскую традицию 1 Еноха.
         Книги Еноха оказали значительное влияние на развитие иудаистской и христианской теологии, ангелологии, космологии, антропологии и психологии, представлений о трансцендентном мире и бессмертии, апокалиптических, мессианско-эсхатологических и сотериологических доктрин, мистицизма, каббалистических учений.
      В новозаветном Послании апостола Иуды (стихи 14-15) ветхозаветная книга Еноха отнесена к пророческой литературе.
     Полагают, что описания небесных видений в книгах Еноха послужили прообразом для «Божественной комедии» Данте и «Потерянного Рая» Мильтона.
   
     Вот к таким выводам пришли ученые. Но это повторяю мнение ученых. Мнение людей, считающих себя иудеями или христианами может быть другим.
     Ибо это уже не вопросы анализа и проверки информации, а вопросы метафизической веры в чудеса, пророков и в РАЙ и АД и т. д. и т.п.


Рецензии