Живопись - это то, что я есть

ТАКТАШЕВ ШАМИЛЬ – АБДУЛ ХАМИТОВИЧ

(19 января 1949 – 2011)

Памяти Шамиля Такташева

Шамиль - Абдул Хамитович Такташев (родился 19.1.1949-2011), живописец, график, педагог. Окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова (1974г.). Член Союза художников (1980г.), доцент кафедры архитектуры и дизайна Астраханского инженерно-строительного института (2001-08г.), доцент кафедры рисунка и живописи Астраханского государственного университета (2008-2009г.).

В 1974-93 художник Астраханских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР, преподаватель Астраханского художественного училища имени П.А.Власова (1980 - 2001), доцент кафедры архитектуры и дизайна Астраханского инженерно-строительного института (2001-2008), доцент кафедры рисунка и живописи Астраханского государственного университета (2008-09).Член Союза художников (1980).

Живописец, график и педагог Шамиль Такташев стал первым лауреатом Губернаторской премии в области изобразительного искусства им. Б.М. Кустодиева (Астрахань, 2000г.). Становление мастера пришлось на 80-90 годы. В своеобразных по технике полотнах (масло, темпера по левкасу, смешанная техника) им были созданы символико-аллегорические и метафорические образы, в которых Такташев философски раскрыл духовные искания человека.

Талант Шамиля Такташева как одного из ведущих живописцев Астраханского края, раскрылся в жанре сюжетно-тематической картины. В своеобразных по стилистике полотнах (масло, темпера по левкасу, смешанная техника) созданы символико-аллегорические и метафорические образы, в которых Такташев философски раскрывает духовные искания человека, актуальные социальные темы. Многие из картин собираются в серии - «Химера гармонии», «Угол», «Строфа», «Античные мотивы», «Переходный период», «Предлог» (все - 2-я пол. 1990-х - 2000-е гг.). В своём творчестве Такташев эволюционировал от картин, характерных для советской школы живописи («В саду», 1977; триптих «Мы», 1987-90; «Преодоление», 1987; «Строй»,1988; «Весна», 1990), к образно-символическим и формальным по стилистике произведениям («Одновременно», 1991; «Проталины», 1992; «Сутки», 1994; «Грим», 1995; «Дафна», "Кукла", "Только и всего", все – 1997; «Облако», "Эос", обе- 1998; «Роза», 1999) и к стилю академической живописи с оригинальными визуальными ракурсами («Художник и модель», 2001; «Капитель»,2002; «Аллея»,2003; «Ангел нарисованный», «Обо мне», обе-2004; «Доспехи», 2007; «Орнамент», 2008, «Чаша», «Птица», обе- 2008, «Не пейзаж», «Облако», обе -2009). В последние годы Такташев обращается к станковой графике (карандаш, тушь, гуашь, пастель, акварель) - серия рисунков на тему “Божественной комедии”, А.Данте (1988-89); «Взывающий», 1995; «Знак», «Кентавр», «Рисующая», все-1998; Ангел обиженный, 2005, «Завтрак», 2007; «Покупательница», «Луна», 2008).

Участник выставок с 1974: зональные «Большая Волга» ( Горький, 1974; Казань, 1991; 1998, Нижний Новгород, 1998); всесоюзные - выставка выпускников художественных вузов (1977, Москва), где экспонировалась дипломная работа Т. «Моя бабушка и я»; всероссийские - выставка- перформанс, посвященная В. Хлебникову на родине поэта (1990, с. Малые Дербеты Астраханской обл.); современного экспериментального искусства «Отражение» (1991, г. Элиста), «Арт-коллегия» (1994, С.-Петербург); зарубежные - «Современная российская живопись”(2003, г. Джакарта, Индонезия); всетатарская «Татарт» (Санкт-Петербург, Казань, 1991), художников татарской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга «Художники – поэтам» (2006). Персональные выставки: 1984, 1987, 1989, 1993, 1996, 1998, 1999, 2008, 2009 в Астрахани; 1994 в Санкт-Петербурге.

Произведения находятся в Астраханской картинной галерее им. П.М. Догадина, частных собраниях в России и за рубежом.

Первый лауреат Губернаторской премии в области изобразительного искусства им. Б.М. Кустодиева (Астрахань, 2000)

Шамиль Такташев: «Живопись – это то, что я есть»

Шамиль Такташев - живописец, график, педагог, знаковая фигура в художественной жизни Астрахани, и его выставки являются большим событием для всех поклонников творчества мастера.

Безусловным подтверждением этому стала и состоявшаяся в кинотеатре «Иллюзион» выставка художника «Образы времени». На выставке были представлены работы из серий «Античные мотивы», «Театр», «Химера гармонии», «Угол» и другие. В какой-то степени эту выставку можно считать ретроспективной, так как она отражает эволюцию творчества художника за достаточно большой и значимый период. Концепция программы открытия выставки строилась на идее сочетания живописных, пластических и аудио-визуальных образов в современном искусстве: перформансы от VESPERO, DR.STRANGELOOP и Григория Миляшкина и показ короткометражного фильма «Шамиль Такташев. Художник без рам…».

Небольшая предыстория… Мы пришли к Шамилю Абдулхамитовичу, чтобы отобрать работы к предстоящей выставке и пообщаться по поводу нашего проекта «Образы времени». Ш. Такташев». В ходе общения с мастером возникла мысль, снять о нем небольшой видеофильм для открытия. Очень хотелось передать не только красоту живописных работ, но и характер его неординарной личности.

Я хочу поделиться частью нашего разговора - разговора об искусстве, живописи, жизни и любви - с большим художником и удивительным человеком Шамилем Такташевым.

- Художник - кто это?

-Художник, прежде всего, рожден художником. С какими-то качествами художественными, маленький ребенок, одаренный от природы. А потом задача жизни, родителей, общества - создать возможности для его дальнейшего развития на основе этих способностей, знаний, умений ремесленных и мастерства.

- Кто ваши учителя?

- Учителей несколько. Константин Александрович Титов, Николай Васильевич Заварин, который очень много дал и научил нас работать с природой, но это все только становление, первое брожение. А Учитель в большом смысле - это Александр Шилов, он работал в училище им. 1905 года и у нас тоже, в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. Когда я из провинции приехал, он очень сильно продвинул меня в интеллектуальном развитии. Но это тоже еще брожение, а настоящими учителями были Алексей Михайлович Грицай, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, один из известнейших пейзажистов нашей страны, у которого я учился в мастерской, ну и самым основным учителем был Дмитрий Дмитриевич Жилинский - народный художник РСФСР, неоднократный лауреат российских премий, профессор, действительный член Российской академии образования. Я от него очень много взял и в профессиональном, и в духовном плане, потому как у него было чему учиться.

- При создании произведения что первично, что возникает сначала - идея или ощущение будущей картины?

- Как бы это сказать? Художники такие несчастные люди, что у нас ощущение какой-нибудь картины присутствует постоянно. Но вначале возникает идея, конечно. Только идея не на голом месте, не сама собой, а в продолжение чего-то уже сделанного, созданного до этого. А саму идею довести до завершения и составляет то, что начинается от ребенка до взрослого студента - знания, умения, время тоже. Сейчас мы смотрели книгу о художнике (каталог к выставке Михаила Рогинского «Москва - это прежде всего…» Так он картину размером два на полтора метра пишет взахлеб. Такое впечатление, что за один раз выкладывает все, что у него есть. Там можно увидеть и образы-призраки, они не пугают, но своеобразно дополняют, и какая бы современная тема ни была, соединяют ее в творчество. Любое творчество, экспрессионизм или импрессионизм, соединено с историей, с предыдущей древней историей изобразительного мышления.

- Какой цикл работ можно назвать самым дорогим для вас лично, и почему?

- Это не так просто. Во-первых, те метания, которые происходили во время обучения, вспоминаются как дорогие, хотя когда на них сейчас смотришь, то они оставляют желать лучшего. Самые дорогие работы – это все-таки 90-х годов, когда я набрался достаточного опыта - и разочарований, и приобретений. И отказавшись от того, чему меня учили великие профессора, великие художники, решил снова увидеть мир. Этот период и есть самый дорогой.

- Какова система символов в ваших работах?

- Из серии в серию переходят разные символы, но основой являются древнегреческие божества. По странной случайности и стечению обстоятельств в эти 90-е годы, когда я выкладывался в черных яблоках и в черных ликах, выкладывался полностью перед холстом, в тот же период мне попалась книга дореволюционного издания «Словарь древнегреческих богов». И там были характеристики богов, и я так или иначе находил там родственное тому, что я пережил. В моих работах не было ни Аполлона, ни Зевса, но то, что переживается душой, было очень близко, и меня это удивляло, и так я некоторое время и работал. В работах своих, как и в чужих, открываешь какие-то образы, как раз те, о которых я говорил, о которых и не думаешь, а они появляются. Это всегда тайна какая-то. У меня была серия «Античные мотивы», и я как раз, что в словарике находил, стремился выражать. Есть работа «Пифон», где и мой сын второй, еще маленький совсем, крошка, и бесноватый змей рядом. Вот эта работа интересна для меня лично. Что подвигало к этому? Он лежит, маленький младенец в кроватке, мама ему приносит книжку. Он лежит еще запеленатый. Мама приносит книжку и говорит: «Максим, мы тебе купили книгу». Ой, какая гордость на лице человека. Я тогда поверил в пословицу, что устами младенца глаголет истина. Такая гордость! Откуда он знает, что такое книга, он ее в первый раз видит.

- В чём, на ваш взгляд, задача современной живописи?

- Мне кажется, задача приблизиться к жертвенности, потому как эта профессия, так или иначе, сегодня многим не нужна. И прийти к выработке своего стиля каждым художником. Мне так кажется.

- Интересно услышать от художника, что такое любовь, что для вас любовь?

- Любовь… Любовь начинается с любви к природе, которую в отрочестве кто-то заложил, притянул. Это воспитывает. Но это касается становления, психофизиологического и профессионального. А потом - первая любовь важна. Первая любовь к девушке, когда сам в себе начинаешь открывать те качества, о которых никогда не знал. Мне кажется это главным. И эта первая любовь, даже неудачная, накладывает отпечаток на другую женщину, семью и сопровождает всю жизнь.

- Живопись - что это для вас?

- Живопись - это… Это то, что я есть… То, что меня поддерживает интеллектуально, духовно, это прежде всего. А потом то, где можно, выложив себя, увидеть, насколько ты есть Ты?

P.S. И как гром среди ясного неба – известие о кончине Шамиля Такташева. В это не верилось, и до сих пор не верится. А это интервью оказалось его последним.

Из некролога астраханской организации «Союз художников России» в астраханской областной газете «Волга» от 01.09.2011 № 127 (25998):

«Астраханское региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с прискорбием сообщает, что 29 августа Астрахань, изобразительное искусство России понесли тяжелую утрату. Ушел из жизни художник Шамиль-Абдул Хамитович Такташев - великолепный мастер, удивительно красивый, духовно возвышенный человек, которого уже при жизни многие считали гением.
Шамиль Такташев родился в Астрахани в 1949 г. Учился в Астраханской детской художественной школе №1, затем в московской средней художественной школе. В 1974 году окончил Московский институт им. В.И. Сурикова. Своим учителем считал известного художника Д. Жилинского.

После возвращения в Астрахань преподавал в АХУ им. П.М. Власова. По рекомендациям ведущих астраханских художников: К.А. Титова, Н.В. Заварина, своего учителя московского художника Д. Жилинского в 1980 году Шамиль Такташев вступил в Союз художников СССР. На протяжении многих лет он принимал самое активное участие в деятельности организации астраханских художников, был членом правления, художественного совета. Он был участником многочисленных региональных, всероссийских, всесоюзных, международных выставок. Всегда с огромным успехом проходили его персональные выставки. Одна из них состоялась весной этого года в кинотеатре «Иллюзион». Сейчас его картины выставлены в Театре кукол. Его новые работы на выставках всегда ждали коллеги – художники, молодые живописцы, студенты художественного училища, зрители, почитатели его замечательного таланта. В 2000 году он одним из первых был удостоен звания лауреата премии в области изобразительного искусства им. Б.М. Кустодиева.

Произведения Такташева хранятся в Астраханской картинной галерее им. П.М. Догадина, в Астраханском музее-заповеднике, петербургской галерее «Арт-коллегия», во многих частных коллекциях России, США, Франции, Голландии, Индонезии, других стран мира.

Творчество Такташева – это своего рода духовная исповедь многих из нас. Его работы всегда заставляли и будут заставлять нас думать, сопереживать, плакать и радоваться, что дает нам возможность становиться лучше и чище. Потрясающая искренность его души и творческого дара всегда покоряли и будут покорять окружающих его людей.

Он был талантливым и трудолюбивым художником, скромным по характеру человеком, тактичным и внимательным к коллегам. Его необыкновенно любили и уважали.

Таким мы будем его любить и помнить и по-прежнему восхищаться его произведениями».

В основе работ мастера - глубокий психологизм. Он препарирует тонкие материи. В простом, на первый взгляд, жесте он видит глубокую философию, во взгляде - Вселенную. Он потрясающе владеет пространством. В мире Шамиля Такташева оно становится осязаемым благодаря преломлению и причудливой игре света, мастерскому владению кистью.

«Как правило, в число классиков входят московские живописцы, художников из регионов страна знает хуже. В Астрахани Такташева любят и знают, каждый год проходят его выставки. Он преподает в местных университетах и много работает. Искусствоведы считают его живым классиком, с уважением перечисляя оконченные им в Москве заведения (в том числе, Московский государственный институт им. В.И. Сурикова).
Но Такташева тяготил академизм, который был основополагающим в alma mater. И он попытался абстрагироваться от заученных приемов, выработать свой неповторимый стиль. Так художник пришел к своему пониманию пластики живописи, к самовыражению.

Такташева интересуют сюжеты, относящиеся к духовной жизни. Он рисует образы ангелов: «Ангел в нем», «Плачущий ангел», «Исповедь», «Душа», «Ангел летящий». Бытовые истории в его исполнении перестают быть только бытовыми и приобретают глубокий смысл, заставляют задуматься. Все творчество Шамиля Такташева - это откровения философа и тонкого лирика. Поэта от живописи.

Сам художник определяет направление, в котором работает, как параллельный реализм, а собственное творчество - как отражение метаморфоз основ глубинного состояния человека. Герои Такташева - человек и его внутренние состояния, переживания, духовный поиск. Категории, которые слишком сложны для простого ремесленника. Это не отражение реальности, а прохождение ее через пространство, невидимое глазу, наделенное глубокими смыслами. Проработав в разных направлениях, Такташев пришел к реализму. Искусствоведы называют его классиком-реалистом, иногда неомодернистом.

Как реставратор он раскрывает чистую живопись души человеческой, автор которой - сам Бог. Живопись, сокрытую под грубой многослойной корой «новодела» - человеческих личин и страстей.

Он создает другую реальность, и потому его творчество находится за гранью привычных вещей. Для Такташева каждое прикосновение к холсту - это таинство, к которому причастны только избранные.

Таинство разделяют те, кто скупает его работы, - полотна Такташева находятся в частных коллекциях (Россия, страны СНГ, Финляндия. США, Франция, Индонезия). Произведения Шамиля Такташева приобрела и Астраханская художественная галерея им. Бориса Кустодиева, а сам художник был награжден премией имени Кустодиева. Помимо Астрахани, художник выставлялся в Русском музее и других галереях Санкт-Петербурга», писала О.Займенцева в статье "Шамиль Такташев – классик-реалистист", опубликованной в журнале «Смена» в ноябре 2009 года.

С 29 августа 2012 года в фойе кинотеатра «Иллюзион» проходила выставка Шамиля Абдул-Хамитовича Такташева – известного астраханского художника, лауреата премии в области изобразительного искусства им. Б.М. Кустодиева, который ушел из жизни ровно год назад.Шамиль Такташев родился в Астрахани в 1949 г.Учился в астраханской детской художественной школе № 1, затем в московской средней художественной школе. В 1974 году окончил Московский институт им. В.И.Сурикова. Своим учителем считал известного художника Д. Жилинского. Произведения Такташева хранятся в Астраханской картинной галерее им. П.М. Догадина, в Астраханском музее-заповеднике,петербургской галерее «Арт-коллегия», во многих частных коллекциях России, США,Франции, Голландии, Индонезии, других стран мира. Работы Шамиля Такташева всегда заставляли и будут заставлять нас думать, сопереживать художнику, восхищаться его творчеством. Эта выставка работ Шамиля Абдул-Хамитовича Такташева – дань памяти художнику, который всю свою жизнь посвятил искусству. (По материалам сайта министерства культуры АО).

P.S.«Его тихий и проникновенный голос до сих пор хорошо помнится. Казалось, что он тебе что-то напевает, когда разговаривает. Мы виделись с ним,как оказалось, буквально за несколько дней до его кончины. Осунувшийся, бледный и очень худой. Болезнь явно не давала ему быть самим собой. Но! Глаза также как и прежде светились, и на мой традиционный вопрос «как дела?», ответил без запинки – «всё хорошо». Эта встреча оказалась мимолетной, я куда-то спешил и если бы я мог предполагать тогда, что больше не увижу Шамиля, я конечно же остановился и каждую секунду бы провел с этим удивительным и талантливым человеком. В одном из интервью, помнится, он говорил о своем кредо, называя направление «фантастической реальностью или реалистической фантастикой». (Надо бы найти в архиве эту аудиозапись!). И, может быть, разместить те три картины,что карандашом он подарил мне. Название этого триптиха – «Раусы» и созвучны выставке работ, что он показывал в театре кукол. (Так он откликнулся на мою незамысловатую композицию, навеянную этой выставкой). Грустный и какой-то просветленный человек, он всегда будет в памяти людей, как замечательный и неординарный художник», - интервью, которое взял у Шамиля Такташева музыковед Константин Гузенко, оказалось последним в жизни художника…

***
…А если вспомнить о дне вчерашнем,
То – неизменно
Тахир Гореев,
Шамиль Такташев,
Закир Дакенов
Воскреснут гордо.
Мелькают лица,
Всплывают даты.
Как не хватает
Нам тех, кто город
Писал когда-то
Мазками, словом
Негорделиво и вдохновенно.
Тахир Гореев,
Шамиль Такташев,
Закир Дакенов -
Так много света
По всем приметам.
Как мало жизни!
Они успели
Стать параллельным
Нереализмом.
И если кто-то
В пространстве нашем
Хранит и греет -
Закир Дакенов,
Шамиль Такташев,
Тахир Гореев…

(Дина Немировская)

Литература о Шамиле Такташеве:

Такташев. Выставка живописных произведений. Буклет. Астрахань, 1998; Такташев. Пересуды. Живопись в среде прочего. Выставка. Буклет. Астрахань,1999; Измайлов Д. Шамиль Такташев. Творческий путь художника//Идель. Астрахань. 11.02.1999; Караева Л.М. Астраханский союз художников за 70 лет. Астрахань, 2008.
Г.Ф. Валеева-Сулейманова, доктор искусствоведения, статья из Татарской энциклопедии.

Светлой памяти Шамиля Такташева. Фотоальбом с картинами художника:


Рецензии