О Русь, взмахни крылами!

                РОССИЯ – какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то...
                С. Есенин

      Отрадно, что в настоящий, воистину судьбоносный, момент отечественной истории, в год 1000-летия со дня кончины Крестителя Руси святого равноапостольного великого князя Владимира и 120-летия со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина  (1895 – 1925), в рамках Года литературы, проходящем в России, 28 июля 2015 года в Большом зале Костромской Филармонии состоялась презентация литературной премии «Наследие», на которой присутствовал потомок державных собирателей Земли Русской – великий князь Георгий Михайлович Романов (http://www.premianasledie.ru/2015/vizit.html).
      Язык, вера, история, культура и природа формируют особенности склада личности, и национального духа в целом. Россия исторически принадлежит к христианской цивилизации, основанной на жизнеутверждающей вере в Бога – Духа свободы и любви – и в бессмертие души.       
      Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев;  1881– 1950) отмечал: «русский человек есть православный человек».
      Философ Иван Александрович Ильин (1883 – 1954) определял «народность» как «климат души и почва духа», подчёркивая: «Первичное и основное пробуждение веры для православного есть движение сердца, созерцающей любви, которая видит Сына Божия во всей Его благости, во всём Его совершенстве и духовной силе, преклоняется и приемлет Его, как сущую правду Божию, как своё главное жизненное сокровище. При свете этого совершенства православный признаёт свою греховность, укрепляет и очищает им свою совесть и вступает на путь покаяния и очищения… Православная душа ищет непосредственного приближения ко Христу, во всём, от внутренней одинокой молитвы до приобщения Св. Тайн». Профессор И. Ильин писал: «Пусть не говорят нам, что Россия не есть предмет для веры, что верить подобает в Бога, а не в земные обстояния… душа русского народа всегда искала своих корней в Боге и в Его земных явлениях: в правде, праведности и красоте».
      Неоценимый вклад в благоустройство народной жизни внёс «архитектор русской государственности», обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода Константин Петрович Победоносцев (1827 – 1907) – составитель манифеста императора Александра III Миротворца об укреплении самодержавия от 29 апреля 1881 г.
      Победоносцев родился в Москве в семье профессора российской словесности Петра Васильевича Победоносцева. Его мать принадлежала к старинному дворянскому роду Левашовых. Дед был священником в московском храме великомученика Георгия, находившегося на Варварке. После окончания Санкт-Петербургского училища правоведения Константин Петрович продолжительное время занимался судебной практикой в департаментах Правительствующего Сената, где и проявились его выдающиеся способности юриста и государственного деятеля. В 1859–1865 гг. Победоносцев получил приглашение преподавать в Московском университете курс «Гражданского судопроизводства». В конце 1861 г. главный воспитатель великих князей граф Строганов пригласил Победоносцева преподавать юридические науки наследнику престола. Начиная с 1861 года, на протяжении нескольких лет он преподавал законоведение членам царской семьи – его учениками были будущие императоры Александр III и Николай II. В 1868 г. Победоносцев был назначен сенатором, в 1872 г. стал членом Государственного совета Российской империи, а 24 апреля 1880 г. занял пост обер-прокурора Святейшего Синода, который возглавлял свыше 25 лет, и вошел в состав Кабинета министров.
      Главным средством в нравственном оздоровлении общества Константин Петрович видел в возрастании благотворного влияния Православной Церкви. «Он считал Православие, – отмечал А. Ф. Кони, – высшим выражением духовных сил русского народа, литературу и историю которого знал в совершенстве. Русский человек был немыслим, по его мнению, вне Православия».
      Личными стараниями Победоносцева было организовано общенародное празднование 1000-летия со дня кончины равноапостольного святителя Мефодия, первоучителя словенского (1885), 900-летие Крещения Руси (1888), 500-летие со дня кончины преподобного Сергия Радонежского (1892). В период его обер-прокурорства, после 200-летнего перерыва, возобновилась практика созыва Архиерейских соборов.
      В то время каждый год открывалось большое количество новых сельских храмов, построенных в древнерусском архитектурном стиле, реставрировались и восстанавливались древние соборы, активизировалась миссионерская деятельность.
      К заслугам Победоносцева следует добавить оказание материальной помощи духовенству, издание молитвословов и доступной благочестивой литературы для народа, заботу о благочинном пении в церквах, усиление церковной благотворительности, создание при храмах широкой сети начальных училищ, подчиненных духовному ведомству и руководимых священниками.
      Важнейшим орудием религиозного просвещения стала начальная школа. В отличие от школ светских, стремящихся дать воспитанникам прежде всего определенный объем знаний, церковные школы не оставляли в небрежении души учеников, обращая внимание на воспитание. Обер-прокурор писал: «В понятии русского народа… Церковь и школа неотделимы друг от друга; школа воспитывает, прежде всего, для Церкви и от нее получает свою жизненную просвещающую силу».
      13 апреля 1884 г. император Александр III Александрович утвердил разработанные в духовном ведомстве Правила о церковно-приходских школах. Согласно им, учреждались одноклассные и двухклассные училища – с двухлетним и четырехлетним сроком обучения (в начале XX века срок обучения был увеличен до трех и пяти лет). Ядром учебной программы являлся закон Божий; почти все остальные предметы – церковное пение, церковно-славянский язык, русский язык, чистописание – рассматривались как служебные в отношении главного предмета. В программу входила также арифметика. Помимо церковно-приходских школ, в ведение духовенства были переданы элементарные крестьянские школы грамоты. К 1893 г. при четверти церковных школ были созданы хоры и библиотеки; в ряде школ организовывались религиозно-нравственные чтения.
      За научные труды и общественную деятельность Победоносцев был избран в почетные члены Российской академии наук, Санкт-Петербургского, Московского, Казанского, Юрьевского университетов и университета св. Владимира в Киеве, Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской духовных академий и многих других организаций, в том числе и зарубежных. Взгляды Победоносцева – это прежде всего: верность традиции и просвещённый консерватизм – изложены им в книге «Московский сборник» (1896).
      Константин Петрович похоронен в Санкт-Петербурге у стены церкви Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы (Московский проспект, 104, во дворе). Победоносцев основал эту женскую школу, принимал в ее жизни деятельное участие. До недавнего времени здание бывшей школы занимала больница № 21 имени Коняшина. Памятный крест стоит не точно на месте захоронения (могила была снесена в 1930-е г. и восстановлена в 1992 г.).
      Есенина крестили через три дня после рождения 3 октября 1895 года в Казанской церкви старинного села Константиново (первое упоминание о cеле датируется 1619 г.). Таинство Крещения совершил настоятель храма протоиерей Иоанн Смирнов. Отец Иоанн имел большую библиотеку, выписывал популярный журнал «Нива» с приложениями и общероссийскую газету «Русское слово». Его дом всегда был полон гостей, особенно любознательной молодёжи, звучала музыка, читались стихи и рассказы, а по вечерам велись беседы на религиозные темы. Юный Сережа тянулся к духовному общению в доме батюшки, который первый оценил его поэтический дар. Не обделены талантами были и родители поэта. Отец, Александр Никитич, рисовал, пел на клиросе, имея хороший музыкальный слух и голос. Мать, Татьяна Феодоровна, тоже любила петь и знала множество народных стихов. На всю жизнь запомнилось Сергею пение бабушки Натальи Евтеевны Титовой. Она водила его в Иоанно-Богословскую и Николо-Радовецкую обители, учила молитвам и пению псалмов. «Иди, иди, ягодка, Бог счастья даст», – говаривала бабушка своему внуку по дороге в монастырь. В детстве Серёжу отдали на воспитание благочестивому деду по матери – Фёдору Андреевичу Титову, имевшему свои баржи. В благодарность Богу за успехи в делах Фёдор Андреевич построил напротив своего дома кирпичную с соломенной крышей часовню во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Будучи грамотным, Фёдор Андреевич по праздникам читал своему внуку Сергуньке Евангелие, познакомил его со Священной историей, а к пяти годам научил читать православные книжки самостоятельно. В доме Титовых часто собирались паломники, странствующие слепцы, нищие. Звучали молитвы, сказания, народные песнопения о любимом святом Миколе (святителе Николае). Всё это глубоко запало в душу мальчика и позднее выразилось в ранних стихотворениях, вошедших в первый сборник стихов «Радуница» (1916 г.):
Чую радуницу Божью –
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.
                Межу сосен, между ёлок,
                Меж берёз кудрявых бус,
                Под венком, в кольце иголок,
                Мне мерещится Исус.
Он зовёт меня в дубравы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.
                Голубиный Дух от Бога,
                Слово огненный язык,
                Завладел моей дорогой,
                Заглушил мой слабый крик.
Льётся пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В Богородицын Покров.
       C семи лет Сергей вновь стал жить в доме Есенина, который по наследству перешёл к его отцу Александру Никитичу. Николай Осипович, дед поэта по отцу, в молодости хотел уйти в монастырь, за что получил прозвище «монах». От него «монахом» стали называть Сергея Есенина, «монашками» прозвали и его сестёр.
       Есенин ходил обычно в белой длинной рубахе с открытым воротником. В руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга, что выделяло его среди сверстников. Тяга к знаниям и прилежание к учёбе дали свои плоды. Четырёхгодичное обучение в Константиновском начальном училище Сергей закончил круглым отличником. получив «Похвальный лист» и свидетельство об окончании курса учения в мае 1909 г. Свидетельство было заверено священником Иоанном Смирновым с приложением печати Казанской церкви села Константинова. С осени 1909 г Есенин три года обучался в Спасо-Клепиковской второклассной церковно-учительской школе, открытой в 1896 г., находившейся в ведении Рязанской епархии и готовившей учителей для церковно-приходских школ. Руководил школой священник Алексей Асписов. Учебная программа состояла как из церковных дисциплин (Закон Божий, церковная история, церковное пение, церковно-славянский язык) так и общеобразовательных (отечественная история, география, арифметика, геометрическое черчение, чистописание, дидактика), первостепенное внимание уделялось исполнению учащимися ежедневного молитвенного правила, регулярному посещению ими церковных служб и участие в богослужениях. По свидетельству самого Есенина, школа дала ему «крепкое знание церковно-славянского языка».      
        Любимым педагогом Есенина был учитель словесности, регент школьного хора Спасо-Преображенской церкви Евгений Михайлович Хитров, всячески поддерживающий в своих учениках склонность к стихотворчеству и уделявший большое внимание преподаванию древнерусской словесности на примерах таких церковных текстов, как «Повесть о Петре и Февронии», «Сказание о житии Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского. Позднее, связывая с любимым учителем своё становление как поэта, Сергей Есенин подарил ему первый сборник стихотворений Радуница с надписью: «Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову от благодарного ученика, автора этой книги. 1916, 29 янв. Петроград».
        По воспоминаниям учителя В. А. Гусева: «Во второй и третий год занятий стало ясно, что голубоглазый, подвижный, как ртуть, весельчак Есенин не просто сочиняет стихи (это со многими случается в юности), а обладает незаурядным поэтическим дарованием». Посетивший с инспекцией в 1911 г. Cпасо-Клепиковскую церковно-учительскую школу наблюдатель от Рязанской епархии И. Д. Рудинский, ознакомившись со стихотворениями Есенина, публично похвалил поэта.
        Спасо-Клепиковскую церковно-учительскую школу Есенин успешно окончил в 1912 г. «…при отличном поведении и был удостоен Советом сей школы на осн. Ст. 44 высочайше утверждённого (1 апреля 1902 г.) Положения о церковных школах звания учителя грамоты…». В конце лета 1912 г. приказчик Александр Никитич Есенин привёз своего сына в Первопрестольную Москву и устроил на работу в мясную лавку купца Крылова, где сам трудился с тринадцати лет, зарекомендовав себя исключительно честным, вежливым и выдержанным работником. В планах отца было к осени определить сына на учёбу в Московский учительский институт. Однако Сергей ушёл с работы в лавке и устроился сначала продавцом в книжный магазин, а потом в типографию И. Д. Сытина экспедитором, затем помощником корректора, вычитывая книги Л. Н. Толстого. Под влиянием «толстовства» Есенин в письме к другу по церковно-учительской школе Григорию Панфилову пишет: «Читаю Евангелие. Христос для меня совершенство. Но я не так верую в Него, как другие. Другие веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему».
       В 1915 г. Есенин приезжает в столицу Российской империи – Петроград, встречается с общепризнанным поэтом Александром Александровичем Блоком (1880 – 1921) и читает ему свои стихи. Набожная крестьянская душа Сергея Александровича, полная восторженного ликования от «райского» русского вольного раздолья, рождала, по выражению Блока, «стихи свежие, чистые голосистые»:
      Гой  ты,  Русь,  моя  родная,
      Хаты  –   в    ризах    образа...
      Не   видать  конца   и   края –
      Только   синь   сосёт   глаза...
                Если  крикнет  рать святая:
                «Кинь ты Русь, живи в раю,
                Я  скажу: «Не   надо  рая,
                Дайте     родину     мою».
        Красочная палитра русской иконы, доскональное знание церковного обихода и текстов Псалтыри несомненно оказали эстетическое влияние на формирование духовной наполненности смысла слов в поэтике «вербочного херувима» Есенина, начавшего писать стихи с девяти лет. В своей художественной практике поэт сумел утвердить особый стилевой канон – «мистическое изографство» (иконописание словом), обогатив поэтический арсенал Серебряного века (скоротечного периода русского ренессанса в начале XX столетия в Российской империи при благочестивом государе Николае II) цветовым экспрессионизмом русской иконы.
        Вспомним скольких ещё талантов взрастила Рязанская земля, среди них: мореплаватель, писатель, вице-адмирал Василий Михайлович Головин (1776 – 1831);  поэт, прозаик Яков Петрович Полонский (1819 – 1898); писатель-сатирик, вице-губернатор Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889); географ, путешественник, статистик, государственный деятель Пётр Петрович  Семёнов-Тян-Шанский (1827 – 1914); художник, гравёр, академик Иван Петрович Пожалостин (1837 – 1909); полководец, генерал от инфантерии, национальный герой Болгарии Михаил Дмитриевич Скобелев (1843 – 1882); физиолог, первый в России Лауреат Нобелевской премии (1904), академик Иван Петрович Павлов (1849 – 1936); биолог, селекционер Иван Владимирович Мичурин (1855 – 1935); учёный-мыслитель Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935); оперные певцы (басы), братья Григорий Степанович Пирогов (1885 – 1931) и  Александр  Степанович  Пирогов  (1899 – 1964).
        Родина начинается с традиций родного домашнего очага, хранителем которых на Руси был царь-батюшка. Так сто лет тому назад, в 1915 г. по инициативе императора Николая II было учреждено «Общество возрождения художественной Руси» с целью «широкого ознакомления с самобытным древним русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшим преемственным развитием в применении к современным условиям».
        В ту пору для иллюстрации достижений древнерусского искусства на территории Царского села под Петроградом «Обществом возрождения художественной Руси» возводится Феодоровский городок с одноименным собором (Феодоровской иконой Божией Матери в 1612 г. рязанский архиепископ Феодорит благословил на царствование Михаила – первого царя из рода Романовых), обнесенный крепостной стеной с живописными башнями (http://www.youtube.com/watch?v=uJIcG6H8GwU).
        В одном из зданий Феодоровского городка расположились активисты «Общества возрождения художественной Руси»: известные архитекторы, художники, писатели и поэты, среди них были В. Васнецов, М. Нестеров, А. Щусев, А. Ремизов, С. Городецкий, И. Билибин, Н. Клюев, С. Есенин.
        В январе 1916 г. полковник Д. Н. Ломан, штаб-офицер для поручений при дворцовом коменданте, курировавший строительство Феодоровского городка, обратил внимание на самобытных крестьянских поэтов и устроил им чтение стихов в Марфо-Мариинской обители милосердия при личном присутствии её основательницы великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, которая в благодарность за творчество подарила Есенину и Клюеву «по экземпляру Евангелия и образки с изображением иконы Покрова Пресвятой Богородицы и св. Марфы и Марии, а в день именин Сергея Есенина, одарила его иконой преподобного Сергия Радонежского.
        Посчастливилось Есенину выступать и перед царицей, об этом событии он поделился со своим собратом по перу Георгием Владимировичем Ивановым (1894 – 1958). Один из крупнейших поэтов русской эмиграции Г. Иванов вспоминает: «Есенин представлялся Александре Феодоровне в Царскосельском лицее, читал ей стихи, просил и получил от Императрицы разрешение посвятить ей целый цикл в своей новой книге! ...Теперь даже трудно себе представить степень негодования, охватившего тогдашнюю «передовую общественность», когда обнаружилось, что «гнусный поступок» Есенина не выдумка, не навет «черной сотни», а непреложный факт».
         Поэтесса Анна Ахматова (1889 – 1966), вспоминая о посвящении Есениным сборника стихов императрице писала: «Он принес сборник, который готовил издать. На этом сборнике он написал посвящение Александре Феодоровне (Царице)». Сборник стихотворений Есенина «Голубень» вышел уже после Февральской революции в 1918 г. Посвящение цензурой было снято, но, как утверждает Г. Иванов: «Некоторые букинисты в Петербурге и в Москве сумели, однако, раздобыть несколько корректурных оттисков «Голубеня» с роковым: «Благоговейно посвящаю».
         В апреле 1916 г. Сергея Александровича призвали на армейскую службу. По ходатайству полковника Д. Н. Ломана его назначили санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд №143 императрицы Александры Феодоровны Романовой. В команде санитаров этого поезда Есенин участвовал в погрузках и разгрузках раненых, помогал при операциях, неоднократно выезжал на линию фронта, где получил контузию. Санитарный поезд, в котором служил Есенин, причислялся к находившемуся на территории Феодоровского городка Царскосельскому лазарету, в котором сестрами милосердия трудились государыня с дочерями – царевнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Есенин неоднократно с успехом выступал в лазарете с чтением стихов, в том числе и перед царской семьёй. Образ царевен воодушевил поэта написать стихотворение:
В багровом зареве закат шипуч и пенен
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах....
                Все ближе тянет их рукой неодолимой
                Туда, где скорбь кладет печать на лбу,
                О, помолись, святая Магдалина,
                За их судьбу.
          Образ «младых царевен» в виде «горящих березок в венцах» оказался пророческим. С ранних христианских времён багряный (пурпурно-красный) цвет приобрел двойственную семантику, символизируя царскую власть и одновременно являясь знаком мученичества. Стихотворение «В багровом зареве заката...» Есенин прочёл царственным особам 22 июня 1916 г. на вечере в честь тезоименитства матери императора Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны и ее внучки царевны Марии Николаевны.
           Последний раз в Царском Селе Есенин выступал 19 февраля 1917 г., во время разгорающейся Февральской революции. Выступление проходило после богослужения в Феодоровском соборе. 24 февраля поэта послали в Могилев, где находилась ставка верховного главнокомандующего Николая II. После свершившейся Февральской революции 1917 г. Сергей Александрович не нарушил свою клятву верности государю, данную по воинскому уставу того времени на Cв. Кресте и Евангелии, а позднее отказался присягать Временному правительству Александра Фёдоровича Керенского (1881 – 1970) и дезертировал из армии. Мало того, как утверждает известный есениновед  Пётр Федорович Юшин: «Дезертировав из армии... Есенин после Октябрьской революции вновь оказался в Царском селе, когда там не было уже ни царя, ни царицы, но группировались и готовили монархический переворот верные Царю слуги. 14 декабря (по старому стилю) поэт принимает в Царском Селе в Феодоровском городке клятвенное обещание на верность службы царю».
          «Есенин – типичный представитель своего народа и своего времени. За Есениным стоят миллионы таких же, как он, безымянных Есениных – его братья по духу соучастники-жертвы революции… судьба Есенина – их судьба, в его голосе звучат их голоса», – писал Г. Иванов.
         Коллизии минувшего века нашли своё отражение в стихах современного теолога Григория Евгеньевича Исаева (литературный псевдоним Георгий Асеев):
 Двадцатый век – крушений век!
 Шаблон и штамп – двадцатый век!
 Распад устоев, крах идей,
 Бесстыдство – вот наш «чародей».
 Слова лишь звон, а чувства – блеф;
 Один «канон» – забудьте грех!
                Тиран  бесчестьем  силён;
                Народ  унижен,  посрамлён,
                Как скот готовый на убой,
                Ведёт безжалостный конвой!
 Иссяк     простор   души
 И ...  сгинули   в   глуши.
                Приди Господь, подай нам Руку,
                Дай пережить страданий  муку,
                Развей сердец былую грусть,
                И исцели больную Русь!
Как на  Руси  бывало встарь?
За Богом шёл  наш  государь!
                Молитвой  чистой   воскреси,
                Ты, силы  девственной  души.
                Перед Девой  Матерью Святой,
                Омой   грехи   свои  слезой.
 И   вновь     отчизна   оживёт,
 А   сердце    радостно   споёт:
 «Свят,Свят,Свят Господь Саваоф –
 Народа верного Покров!»
        Императорская Фамилия, олицетворяя народные правду и память о династическом родстве и правопреемственности Рюриковичей и Романовых (Михаил Федорович, первый царь из рода Романовых, был сыном племянника супруги первого царя из рода Рюрика Иоанна IV Васильевича – законной царицы Анастасии Романовны), является поныне этической и эстетической сердцевиной общества, выражающей дух нации. Вот почему для торжества правды, т. е.  осуществления в жизни принципа нераздельности гражданской законности («буквы закона») и Евангельской справедливости («духа закона») целесообразно подтверждение непрерывности (континуитета) тысячелетней российской государственности, а именно: общественное признание ныне здравствующих потомков священного рода Рюриковичей-Романовых в качестве высокоименитых сограждан современной России.
         Церковь, семья, очаг, земля, закон – Божии благодатные дары роду человеческому.  На крестьянстве лежит почётная обязанность соблюдения Божественного закона – с любовью возделывать Землю, превращая её в цветущий Сад. На заре XX века государь Николай II поставил задачу премьер-министру Российской империи Петру Столыпину пополнять из числа достойных свободных крестьян-землевладельцев ряды благородного дворянского сословия.
         Человек – венец природы, она чувствует присутствие светлого, любящего сердца и отвечает ему взаимностью. Поэзия – состояние русской души. Есенин – христианский, крестьянский поэт, певец русской природы, выразитель православного народного духа, для нас, ныне живущих, его язык – скрепа всего Русского мира!
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь,
С иными именами
Встаёт иная степь…
         С. Есенин
         P.S. Сергей Есенин читает свои стихи - https://www.youtube.com/watch?t=510&v=5sqy5hdhiqY.
         Биография С. А. Есенина - https://www.youtube.com/watch?v=KMt2GH-gtZo.
         Тайна гостиницы «Англетер» - https://www.youtube.com/watch?v=uRiOE-JpQyY.
         Правда и мифы о Сергее Есенине -     


Рецензии
Замечательная статья, Георгий.
Спасибо.

Василий Вялый   27.08.2016 06:26     Заявить о нарушении
Благодарю!

Георгий Асеев   27.08.2016 06:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.