Общество обормотов

Сценарная заявка на полнометражный художественный фильм

«Общество обормотов».

Жанр- драма, хронометраж- 120 минут, аудитория 16+.

Идея- рассказ о дружбе, работе и отношениях гостей «Дома Счастья» Максимилиана Волошина в Коктебеле до и во время гражданской войны.

Логлайн: Крым, Коктебель, 1927 год. Начинается землетрясение. В памяти Максимилиана Волошина всплывают воспоминания, связанные с его домом и гостями, мирное время сменяют будни гражданской войны.

Содержание: Сентябрь 1927 года. По горной дороге поднимается высокий мужчина крупного телосложения. На вид ему около пятидесяти лет, на нём рубаха до колен, на голове венок из полыни. Он босой, опирается на посох. Это поэт Максимилиан Волошин. Внезапно он останавливается и поднимает с земли небольшой камешек, внимательно рассматривает, чистит, после чего кладёт в рот и продолжает путь. В этот момент на море поднимается огромная двадцатиметровая волна и ударяет о берег. Волошин падает на землю, со стороны моря летят камни. Максимилиан закрывает голову руками, мы видим его воспоминания. Дом Максимилиана Волошина, расположенный на возвышении, недалеко от моря. Возле дома стоит мужиковатая женщина с седыми вьющимися волосами, на ней странный халат, сшитый из татарских полотенец и тюркские сапоги, она дует в трубу, призывая к обеду. Это Елена Оттобальдовна, мать Волошина, или просто Пра. Через некоторое время перед ней собирается целая толпа разных людей, так же странно одетых и босых, видя её, они воздевают свои руки к небу. В их числе Марина Цветаева, Сергей Эфрон, Вячеслав Иванов, Алексей Толстой, Корней Чуковский. Все собравшиеся начинают исполнять странный танец, напоминающий первобытный обряд. Вновь прибывшие гости проходят особый ритуал посвящения или «обормочивания»- Пра самолично наряжает их в нелепые одежды скитальцев и выдаёт посохи.

Отдыхают «обормоты» действительно весело. Они читают стихи, ходят купаться, сочиняют и поют песни, проводят лекции для своих, обсуждают жизнь и политику. Розыгрыши и добрые шутки создают особую атмосферу богемной тусовки. Среди воспоминаний Волошина такие сюжеты как: в гости к ним приехал некий француз – поклонник одной из поэтесс, приятельниц Волошина. Она попросила Макса помочь «отшить» нежелательного и назойливого кавалера. Вскоре был разработан подробный план. Волошин представился мужем барышни, а все остальные- членами большой семьи

из пяти поколений, живущих в одном доме. Пра назвала себя прабабушкой и сразу предупредила, что она здесь главная и жизнь проходит по законам матриархата. Собравшиеся поведали гостю, что они каждый день приходят к морю доить дельфинов, ведь их молоко крайне полезно. А когда Волошин залез на крышу и станцевал танец бабочки, то у бедного француза сложилось полное впечатление, что он находится в сумасшедшем доме, и желание жениться сразу испарилось.

Кроме розыгрышей и танцев, в доме «обормотов» появляются весьма странные и подозрительные личности. Среди которых: внебрачный сын Николая Второго, страдающий клептоманией; врач-шарлатан, выписывающий непонятные рецепты; специалист по оккультным наукам, «вспоминающий» далёкое будущее. Однако Волошин с матерью решили, что у них будет Дом Счастья для всех. Они не берут платы за проживание и дают кров каждому, кто к ним постучится. И всё же идиллия «общества обормотов», как они себя называют, прерывается. Крым переходит из рук в руки- правление белогвардейцев, немцев, красных- всё смешалось. Часто на улицах слышны выстрелы, в вечернее время объявляется комендантский час. В доме проводят обыски белые, так как один из гостей обвиняется в увлечении большевизмом. Волошин вынужден спрятать его в своей постели и выдать за спящую супругу. Удивительно, но Максимилиану Александровичу очень везёт. Через его дом за год проходит по 200 человек гостей. И, конечно, в их числе оказываются и красные, и белые. Волошин сообщает советской власти, что сделал из своего дома бесплатный пансионат- Дом поэта, сняв с себя причастность к классу буржуев. Красные начинают свой террор- моряки расстреливают офицеров и всех, кто является, по их мнению, буржуем. Часто с целью грабежа. Трупы сбрасываются прямо в море. По ночам Дом счастья опять подвергается обыскам. Его обитателям всё труднее сохранять статус счастливых дачников. Во время одной из прогулок они замечают плывущие по морю трупы, которым нет конца. Дом единственный островок безопасности, спасающий своих постояльцев. Макс Волошин читает лекции гостям, все с интересом слушают его размышления о войне и о революции:

« Всякий, кто искренно любит европейскую культуру и желает счастья нашим доблестным союзникам — Англии и Франции [и простил грехи нашего недавнего врага Германии], должен понимать необходимость гражданской войны в России. После войны в Европе остались залежи снарядов, орудий, амуниции, которые через несколько лет потеряют всякую ценность. Для них необходим емкий рынок. Россия является таковым. Она обеспечивает и быстроту потребления, честную уплату долга территорией, ослаблением имперского могущества и торговыми концессиями, независимо от победы той или иной стороны. Кроме того, все, что осталось недосказанного между Германией и Англией, теперь досказывается и доделывается на русском внутреннем фронте. Таким образом, мы снимаем с высококультурных западных стран необходимость проливать кровь собственных граждан.»

Начинается голод. Пра как матери семейства, нужно кормить своих детей. Она ухитряется ловить орлов собственным подолом на Кара-Даге, а потом готовит из них обед. Очень переживает за сына, который не хочет воевать. Ярый пацифист, Волошин по своим убеждениям не может убивать людей, пусть лучше его убьют. Он не причисляет себя ни к белым, ни к красным и продолжает называться «обормотом». Пра в скором времени умирает. Смерть матери заставляет его «повзрослеть», в этот период Волошин

спасает от расстрела многих бывших обитателей Дома Счастья. Для них отдых в Коктебеле действительно оказывается самым счастливым и спасительным.

Воспоминания прекращаются.

На вершине горы Кара-Даг лежит заваленный галькой Волошин, он медленно пытается вылезти, хотя это не так-то и легко. Освободившись из плена, встаёт и, шатаясь, спускается вниз. Он подходит к своему дому, от подземных толчков на стене образовалась большая трещина. Неподалёку над обрывом стоит гость, художник Петров-Водкин, перед ним холст и краски. Глаза художника бешено горят. Рядом его жена и маленькая дочь, они напуганы, но видят во главе семейства уверенность и защиту. На улицах орут диким криком коровы и лошади, собаки сбиваются в стаи и мечутся, люди выбрасываются из окон. Окружающий хаос вдохновляет художника.

Всё стихло. За столом сидят Волошин, Петров-Водкин с женой и дочерью. Они с энтузиазмом обсуждают произошедшие события. Возле двери стоит картина «Землетрясение в Крыму». Чай заваривает женщина, со спины очень напоминающая Пра. Это супруга Максимилиана Александровича, она носит одежду Пра.

Волошин встаёт из-за стола, берёт свой посох и выходит на улицу. Медленно идёт по дороге по направлению к горе Кара-Даг, рассматривает ущерб, нанесенный природой. Останавливается, поднимает с земли камешек, кладёт его в рот, идёт дальше.

Описание главных героев:

1. Максимилиан Волошин- поэт, художник, мыслитель. Крупный и высокий, напоминающий медведя. Имеет тесную связь с матерью. Не хочет и не может воевать, чтобы никого не убивать. Больше всего любит своих друзей и их весёлые посиделки, хочет, чтобы его дом в Коктебеле стал для них настоящим Домом Счастья, где бы они забыли все свои невзгоды. Не причисляет себя ни к красным, ни к белым. Тяжело переживает гражданскую войну и смерть матери.

2. Пра- Елена Оттобальдовна Волошина, мать Макса. Мужиковатая, разговаривает басом. Поёт венгерские гимны. Её все называют «Пра»- как Праматерь, богиню, создательницу коктебельского матриархата и общества «обормотов». Воспитывала сына одна, чему посвятила всю себя. Она рада каждому, кто приходит в её дом, но считает, что всем может делать замечания. Любит рассказывать истории про Макса, когда он был маленький всем подряд. Когда зовёт сына, тот всегда ей отвечает: «Да,мама!» или «Слушаю, мама!». В конце жизни разочаруется в сыне и станет его антагонистом, не увидев в нём воина и защитника.


Рецензии