Параллельный реализм Шамиля Такташева

(О выставке к пятидесятилетию известного художника)

В самом сочетании звуков имени и фамилии Шамиля Такташева – некое завораживающее шаманство, уход в подсознание, стремление понять философию человеческого бытия, постичь суть земного предназначения творца.

Хорошо помню одну из наших давних совместных телесъёмок, когда стихия стихотворная слилась воедино с раскинутыми парящими крылами – картиной Такташева. Казалось бы, как недавно это было, и вот художник отмечает свой золотой юбилей выставкой «Параллельный реализм», открытие которой состоялось в Государственной картинной галерее имени Б.М. Кустодиева при огромной зрительской аудитории из учеников, коллег, гостей города и многочисленных друзей юбиляра, представителей разнообразных жанров искусства.

Начальник департамента культуры, искусства и кино Н.С.Терещенко отметил значение этого дня в культурной жизни нашего города. Творчество Шамиля Такташева с самого становления отличают индивидуальный почерк и яркий талант, а благодарностью за высокое искусство стала Почётная грамота губернатора Астраханской области А.П. Гужвина, торжественно вручённая юбиляру.

Председатель правления Астраханского областного союза художников С.Г.Дьяков, отметив, что лучшим подарком для художника является признание его искусства, вручил Такташеву диплом секретариата Союза художников России.

Творческий путь Шамиля Такташева начался тридцать четыре года назад, когда он выехал из родного села на учёбу в московскую художественную школу, куда поступить было необычайно сложно, поскольку на территории страны их было только две – в Москве и в Ленинграде. Затем молодой художник поступает в институт имени В.И. Сурикова, выдержав конкурс в девять человек на место. Такташев, неутомимый труженик, путь которого усеян отнюдь не одними розами, получает направление в Архагельск, но его неумолимо тянет в родную Астрахань.

«Я желаю тебе, чтобы ты был достоин имени своего великого земляка Бориса Михайловича Кустодиева», - это наставление одного из учителей Такташева сбылось. Его юбилейная выставка проходила  в трёх залах галереи, носящей имя гения живописи астраханских корней.

Заслуженный работник культуры России Калерия Михайловна Чернышова назвала Такташева художником высочайшего уникального уровня, видимым с любой дистанции. Едва ли кому по силам строить картину трёхмерно, нарушая перспективу, как это удаётся Шамилю.

Сам художник трактует стилистику своего творчества как развивающийся реализм. «Возможность, которую даёт реалистическое изображение, меняя расстояние восприятия картины, вводит время взаимопонимания в жизнь. Построение картины – абстрактное само по себе – уточняется всё более расширяющимся пространством восприятия через всё более детальную узнаваемость и переживание этого», - сказано в выдержках из буклета Шамиля Такташева.

Основные тона представленной выставки – сочетание чёрного и златокудрого, познания и неискушённости. Вот картина «Улыбка» - девочка с солнечными кудрявыми волосами закрывает глаза своей матери, светясь и сияя новой лучезарной жизнью на фоне тёмного материнского контура.

Основные герои Такташева – женщины и дети – символ жизни в развитии непрекращающегося рода человеческого.

На картине «Только и всего» - чёрно-белый контур женского лица, рядом – чуть сморщенное, но ещё полное жизни яблоко, а внизу – фрагмент прогулки юной матери с девчушкой. Необычайно философская картина, изобличающая вкус познания запретного плода. Лицо женщины, выгуливающей плод любви – не разочарованное, скорее, недоумённое.

То же в «Сухой розе» - женщина боится расстаться с прекрасными воспоминаниями, продолжая вдыхать их, давно увядшие.

Современная, не совсем гомеровская «Эос» - полу-день, полу-ночь – чёрный профиль и гребёнка, расчёсывающая златые кудри нового рассвета.

У Шамиля много картин, связанных с театром: «Студенческий театр», «Разномасштабный театр», «Куклы», «Звериный театр», где запечатлены лица зрителей – прекрасная женщина с обнажёнными плечами и четверо детей, самый младший из которых прикрывает широко распахнутые глазёнки растопыренными пятернями, да так, что видеть всё-таки может – любопытство побеждает страх.

На вопрос, что для него театр, Такташев отвечает: «Это – то, что невозможно состыковать без каких-то оправданий в картине. Ведь театр не только на сцене, он и в зале. Сопоставление первого со вторым мне интересно: одно активно работает, другое активно живёт».

Конечно же, лучше эти картины один раз увидеть, чем рассказывать о них бесконечно. А кто увидит единожды – уверена! – придёт к ним ещё.

Наивысшим признанием таланта художника прозвучали слова одного из учеников преподавателя художественного училища Шамиля - Абдул Хамитовича Такташева: «Учёбу у этого человека мы воспринимает как подарок судьбы».

На выставке – море юных лиц, на картинах – молодость и весна, - впереди – годы плодотворного творчества. И – всё то же ощущение крылатости от увиденного.


1999 г., материал был опубликован в астраханской областной газете «Волга» на следующее утро после открытия выставки.

О видео: "Шамиль Такташев – художник без рам"
Короткометражный фильм-портрет об известном художнике.
Шамиль Такташев – живописец, график, педагог. Первый лауреат Губернаторской премии в области изобразительного искусства им. Б.М. Кустодиева (Астрахань, 2000г.). Окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова (1974г.). Член Союза художников (1980г.), доцент кафедры архитектуры и дизайна Астраханского инженерно-строительного института (2001-08г.), доцент кафедры рисунка и живописи Астраханского государственного университета (2008-09г.).
Становление мастера пришлось на 80-90 годы. В своеобразных по технике полотнах (масло, темпера по левкасу, смешанная техника) созданы символико-аллегорические и метафорические образы, в которых Такташев философски раскрывает духовные искания человека.
Идея: Александра Иноземцева
Съемки, монтаж: Артем Гор

Видео смотреть на этой странице:


Рецензии