Часть4 Законы диалектики в системе инновационного

Третий закон диалектики. Закон синтеза процесса направления и результата  развития или закон отрицание отрицания. Ответ на вопрос: «ЗАЧЕМ и КАК?» -  из серии создания представления об образе будущей идеальной системы и построения «дорожной карты» достижения этой цели для обоснованного принятия решения. «Какой должна стать обновленная система в результате развития, и какие этапы необходимо пройти для достижения поставленной цели».

Так как любая система в процессе своего непрерывного развития, отрицая старое состояние, стремится к новому,  идеальному  состоянию, то каждый собственник предприятия или организации для прогрессивного развития своей системы обязан обладать 3-мя главными качествами, которые гарантируют достижение поставленной цели:
1. Иметь видение образа будущего своей идеальной  системы (предприятия или организации), составленного на основании методологии АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) с целью принятия обоснованного решения для достижения ИКР(идеального конечного результата)  – научно обоснованная Мечта, Большая Цель…
2. Иметь представление о направлении пути (тактики и стратегии), сроках и результатах (показателях) достижения каждого этапа этого будущего, основанного на методологии программы ТРиСС  -  «дорожная карта» этапов и уровней развития по созданию идеальных социотехнических систем.
3. Иметь поэтапный план мероприятий: образования и воспитания, обучения и практической реализации на рабочих местах сотрудниками системы инструментов и методов программы ТРиСС с целью реформирования старой системы в новую – «социально – экономическое обоснование реализации этапов программы ТРиСС»…
А теперь вопрос к вам, мои уважаемые читатели: «Много ли вы знаете государственных деятелей, руководителей и собственников предприятий и организаций, которые обладают такими качествами, которые гарантируют прогрессивное развитие систем? Лично ваши руководители обладают вышеперечисленными качествами, и хотите ли вы сами быть причастными к созданию идеальных систем, сознательно отказавшихся от привычных представлений, устаревших знаний и укоренившихся навыков?
За последние 50 лет, таких людей можно пересчитать на пальцах одной руки, от силы двух. И самыми яркими представителями таких руководителей являются:
1. На уровне технической системы продукта – Бил Гейтс, С.Джобс…
2. На уровне технологической системы разработки и производства продукта - Дж. Уэлч, Таити Оно…
3. На уровне социально – экономической системы общества и государства (социотехнической системы) – премьер – министр Сингапура Ли Куан Ю, президент Грузии М. Саакашвили (частичные реформы государственной системы)
А почему? Да потому, что только руководители, обладающие Большой Мечтой, во имя достижения СВОЕЙ  Цели, основывающиеся на создании БОЛЬШЕЙ ПОТРЕБИТЕЛСКОЙ ЦЕННОСТИ в продукте в интересах Потребителя (общества), могут бросить Вызов старой, традиционной системе:
; - образа мышления, альтернатива  - «бережливое и изобретательское»  мышление,
; - линейно – функциональных структур организации и управления системами разработки и производства продукта, альтернатива – матричные, синергетические, социотехнические системы разработки и производства продукта с вовлечением всех сотрудников в процесс совершенствования и развития,
; - образования и воспитания, обучения и практике применения новых знаний и навыков на рабочих местах, альтернатива – «концепция бережливого производства, ФСА и ТРИЗ программы ТРиСС»,
Так как невозможно создать что – то новое, отрицающее пережитки старого, не сломав стереотипы привычного и комформисткого мышления человека и общества. Мышление народа (коллектива), поддерживающего неэффективную, устаревшую и деградирующую  систему, по инерции создающую для развивающегося (под влиянием внешних факторов)  общества продукт, теряющий свою привлекательность и привычную потребительскую ценность.
1.Основные 2 – а постулата, на которых основан  3 – ий закон диалектики «отрицание отрицания».
В основе 3 –го закона диалектики «отрицание отрицания», лежат два постулата, такие как:
1. Общий результат
2. Направление процесса развития
Эти два постулата тесно связаны и зависят друг от друга, так как изменения состояния системы, за определенный промежуток времени, характеризует результат выбранного пути и процесса развития. (о понятии Результат, можно ознакомиться в моей статье «Результат, как показатель оценки эффективности лидера»  http://proza.ru/2015/03/28/420)

Для того что бы оценить общий результат (количественные изменения) и перспективы развития системы (переход в новое качественное состояние), основываясь на 1 – ом законе диалектики, для сравнительной оценки правильности направления развития мы должны иметь несколько различных систем для сравнения.
1.Общий результат.
а) Формирование образа будущей идеальной системы, обладающей количественно – качественными показателями, характеризующими ее большую эффективность.
Идеальная система предприятия (организации) – это синергетическая, социотехническая система, которая способна разрабатывать и производить идеальный по своим свойствам  и характеристикам продукт с высокой потребительской Ценностью в интересах потребителя:
- с использованием наименьшего количества ресурсов,
- по заданной рынком средневзвешенной цене,
- тогда, когда надо и столько, сколько надо потребителю…
Закон отрицание отрицания основывается на утверждении, что любая система (техническая, технологическая, социальная) в процессе своего развития стремится к идеальности.
Для того, что бы что – то отрицать, например, существующие системы (технические, технологические, организационно – управленческие…), необходимо иметь представление о других аналогичных системах (2 – ой закон диалектики) или иметь представление об образе идеальной системы, который можно создать с помощью концепции ТРИЗ, используя методы:
1. Для технических систем – идеально – функциональное моделирование технической системы продукта. Идеальная техническая система – это продукт (товар, услуга), в котором разнообразных элементов с присущими только им свойствами и характеристиками вроде бы нет, но тем не менее, он обладает необходимыми для потребителя свойствами и характеристиками.
Пример идеальности технической системы: современный ЖК - телевизор – вроде бы не имеет необходимого количества элементов для качественного выполнения своего назначения, таких элементов как: электронно – лучевая трубка, лампы, транзисторы, сопротивления, диоды и пр., но тем не менее качественно не только превосходит ожидания потребителя, но и во многом превосходит его ожидания по своим функциональным возможностям.
2. Для технологических систем – идеально – функциональное моделирование технологической системы разработки и производства продукта. Идеальная технологическая система – это система, в которой разнообразных технологических процессов с присущими только им свойствами и характеристиками (разработки, производства, контроля, подготовки, исправления…) вроде бы нет но тем не менее, продукт с заданными потребителем свойствами и характеристиками производится.
Пример идеальной технологической системы: предприятия и организации организационно – управленческая структура (система), которых организована на основании концепции «бережливого производства». Т.е. предприятие, в котором ресурсы размещаются не по принципу функциональной принадлежности к подразделению, отвечающему за выполнение определенной операции, с многоступенчатой иерархией подчиненности. А по принципу «логической последовательности выполнения операций по созданию Потребительской Ценности в конечной продукции своего Потока Создания Ценности семейства продукции» с подчинением Менеджеру своего ПСЦ. Причем, количество сотрудников в процессах ПСЦ семейства продукции зависит от такта Потребительского спроса, который задает производственный ритм процессам системы ПСЦ.
3. Для социальных систем – идеально – функциональное моделирование социальных систем образования и воспитания, обучения и практического применения знаний и навыков членами коллектива на рабочих местах предприятий и организаций… Идеальная социальная система – это коллектив (общество),  в котором: начальников и подчиненных,  многообразия различных сотрудников, обладающих узко специфическими знаниями и навыками, вроде бы и нет. Но, тем не менее, коллектив создает продукт с заданной потребителем Ценностью. Другими словами – это коллектив предприятия или организации, в котором каждый сотрудник в рамках своего процесса способен высококвалифицированно и высококомпетентно выполнить всю работу, которую в традиционных предприятиях выполняет несколько (3 – 5)  узких специалистов.
Такой подход позволяет сформировать научно обоснованное представление об образе бедующей идеальной системе с количественно – качественными показателями, экономически обосновывающими необходимость создания этой системы.(Алгоритм обоснования реализации этапов программы ТРиСС http://www.slideshare.net/musa103/ss-48696505)

б) Анализ и оценка количественно – качественных  показателей, характеризующих фактическое состояния системы.
Для того чтобы разработать план мероприятий, способствующий прогрессивному развитию системы в соответствии с научно обоснованным и разработанным образом будущей идеальной системы, прежде всего, необходимо провести анализ и оценку фактического общего ее состояния.
Например: для оценки фактического состояния системы предприятия, используя методологию программы ТРиСС, мы проводим оценку фактического состояние подсистем по трем направлениям:
1. Социальная подсистема – оценка сотрудников на:
а) наличие «бережливого и творческого мышления» (понятие Потерь и Резервов, потребительской Ценности и не желательных эффектов…),
б) знание и практическое применение инструментов «бережливого производства» и ТРИЗ, применяемых для устранения Потерь и Резервов развития (5С, визуализация, стандартизация…,  40 приемов ТРИЗ…), 
в) знание и применение командного метода решения Проблем (метод Парето, диаграмма Исикавы, вепольный анализ, ММЧ, АРИЗ …) с разработкой мероприятий устранения Проблем и ожидаемым экономическим эффектом от проведенных мероприятий, 
г) знание и практическое применение методологии TWI (производственный инструктаж) … 
2. Техническая система – на основании структурной схемы продукта, проводится группировка элементов по их функциональной значимости в общей системе продукта (основные, вспомогательные, второстепенные) и их функционально – стоимостный анализ (технико – экономический анализ) обоснованности использования различных элементов, составляющих техническую систему продукта.
3. Технологическая система – на основании технологической схемы организации и управления системой разработки и производства продукта, с помощью метода ФСА проводим группировку операций по их функциональной значимости (основные, вспомогательные, второстепенные) и экономико – технологический анализ и оценку соответствия их функциональной значимости и стоимости.

в) Сравнительный анализ и оценка количественно – качественных  показателей, характеризующих фактическое и будущее  состояния системы.
На основании данных, полученных в результате расчета количественно – качественных показателей будущей системы предприятия и фактических количественно – качественных показателей, характеризующих эффективность существующей системы. Составляется «Таблица сравнительного анализа и оценки эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятия по ФАКТУ и БУДУЩЕГО». В таблице должны быть отражены такие показатели как:
- количество элементов технической системы продукта и их стоимость ФАКТ – БУДУЩЕЕ – ЭФФЕКТ
- количество ресурсов технологической системы разработки и производства ФАКТ – БУДУЩЕЕ – ЭФФЕКТ
- операционные показатели (занимаемые площади, время выполнения заказа, производительность, коэффициент удовлетворенности потребителя…). ФАКТ – БУДУЩЕЕ – ЭФФЕКТ
- показатели мощности (производственные, не производственные, доступные) ФАКТ – БУДУЩЕЕ – ЭФФЕКТ
- экономические показатели ( выручка отчетного периода, конверсионные затраты, переменные затраты, прибыль до налогообложения)
На основании данной таблицы определяется экономический эффект от будущих преобразований и принимается обоснованное решение по созданию будущей идеальной социотехнической системе.
Вывод: Общий результат развития системы зависит от выбора направления процесса ее развития

2.Направленность процесса развития.
«От выбора направления процесса развития системы зависит уровень ее фактического состояния, который характеризуется оценкой ее общего результата развития»
В первой части 3 –го закона диалектики мы наглядно рассмотрели, как определить и оценить общий результат развития системы, которая главным образом зависит от развития социальной системы, т.е. людей, которые совершенствуют и развивают технические и технологические системы.
Для того что бы на основании общего результата (количественных изменений) определить фактический уровень развития системы (качественное  ее состояния) воспользуемся международной классификацией оценки уровней развития государств, на основании которой можно судить об уровне развития их подсистем, таких как:
- социальная,
- техническая,
- технологическая.
Основные уровни развития государств подразделяются на 3 – и типа:
1. Факторный уровень развития – это уровень развития систем, в основе которых лежит исторически сложившаяся организационно – управленческая система (например: командно – административная, сложившаяся со времен СССР). Основная цель владельцев и лидеров этих систем заключается в ее сохранении в том виде как есть с допущением незначительных элементов ее модернизации, а любые существенные или не дай бог коренные изменения системы, их владельцами и руководителями рассматривается как посягательство на их авторитет и безоговорочное правление. Способна ли такая система развиваться? Не зря основное требование развитых стран к странам третьего мира – это требование проведения реформ системы государственного управления…
Рассмотрим примеры развития стран СНГ.
Россия и страны СНГ – это страны третьего мира с факторным уровнем развития, руководители которых, идя во власть, и не обещали проведения никаких реформ, кроме Ельцина с реформами Гайдара.
С какими лозунгами в РБ пришел во власть А.Лукашенко? Правильно – сохранение социалистического строя и советской системы факторного развития. Благо к этому времени российские реформаторы успели дискредитировать ИДЕЮ. Этим он успешно и занимается, модернизируя ее под современные требования с перспективой пожизненного правления и передачи трона по наследству.
С какими лозунгами в РФ пришел во власть В.Путин? Правильно – «мочить всех в сортире» и стабилизировать ситуацию (для друзей). «Мочить» начал с Чечни, потом Грузия, следом Украина, походу «Боинг»… Стабилизировал внутреннюю ситуацию государственной системы со своим пожизненным правлением. Но он  не обещал повышения качественного уровня развития системы. Так что все по – честному, без обмана, как у волшебника Сулеймана.
С какими лозунгами в Украине пришел во власть П.Порошенко? Правильно – проведения реформ и искоренения коррупции. Где реформы, где борьба с коррупцией?  Обманул?
2. Технологический уровень развития – это уровень развития систем, в основе которых лежит разработка и реализация сотрудниками любых технологических усовершенствований, которые ведут к повышению технологической и экономической эффективности всей системы. Причем такая система находится в постоянном качественном обновлении и совершенствовании (операционный, процессный, системный этапы совершенствования и развития). Это утверждение можно проследить в моей работе «Социально – экономическое обоснование реализации этапов программы ТРиСС» http://www.slideshare.net/musa103/ss-42863294?related=1
К странам технологического уровня развития можно отнести такие страны как:  Япония, ЕС, Китай…
3. Инновационный уровень развития – это уровень развития систем, прошедших технологический уровень и  в основе которых лежит разработка и практическая реализация различных изобретений (низшего, среднего, высшего уровней) во всех сферах деятельности, от технических и технологических систем до социальных. Общий результат от разработки и внедрения изобретений в масштабе государства дает синергетический эффект инновационного, социально – экономического развития всей государственной системы.
Примером инновационного уровня развития являются США, единственная страна в мире, поэтому все руководители цивилизованных стран, ставших на путь повышения уровня социально – экономического развития своих систем предпочитают иметь с ними партнерские и дружественные отношения. Есть, у кого учиться и кому подражать. И как бы не «пыжились» 90% путиноидов, непрерывно «встающих с колен» на протяжении всего периода правления В.Путина, выбравшего направление факторного процесса развития, а против «фактов не попрешь». А факты говорят о том, что Россия с аналогичными странами СНГ отстала от развитых стран на 2 – а технологических уровня и попыток хотя бы сравняться с ними в ближайшее время даже не предвидится. 
На основании выше сказанного видно, что существует 2 – а направления пути  развития:
- консервативный путь – выбор факторного пути развития системы, который ведет к деградации всей социально – экономической системы. Пример: России, Белоруссии…
- прогрессивный путь – выбор технологического с переходом на инновационный уровень развития. Пример: ЕС, Япония, Китай…
(кому интересно эту тему я раскрывал в презентации «Просветительно – образовательная программа повышения эффективности предприятий и организаций»  http://www.slideshare.net/musa103/ss-46227061)
Вывод: Общий результат, как оценка фактического состояния уровня развития системы, зависит от выбора направления процесса развития системы (3 – ий закон диалектики), фундаментом которого является развитие социальной подсистемы, т.е. человека. Решение о выборе направления пути развития, должен принимать собственник системы (для государства – это народ). Причем выбор направления развития государственной системы должен осуществляться народом на основании 2 – го закона диалектики (на основании единства борьбы противоположностей или закона «внутренней энергии саморазвития»).  Лидером, отвечающим за эффективность выбранного народом направления развития, назначается представитель народа, который должен иметь поэтапный план развития. По истечении срока каждого этапа, Лидер должен отчитываться перед народом о количественных показателях эффективности реализации каждого этапа. Причем количественные показатели каждого этапа, должны приводить к качественному изменению системы (1 – ый закон диалектики развития).
Для примера:
- факторный уровень развития способствует 3 – 5% росту производительности.
- Технологический уровень развития – 1-го «операционного» этапа способствует росту производительности на 15 – 25%. 2 – го «процессного» этапа – до 2 – ух раз, 3 – го системного в 4 – 6 раза…   
Кто – то скажет, а где же тут 3 – ий закон диалектики «отрицание отрицания»? Но я специально остановился так подробно на отражении этого закона 2 –мя постулатами: общий результат и направление процесса развития, что бы 3 – ий закон проще был для понимания реального состояния различных систем и их подсистем, а так же  перспектив их развития.

3.Третий закон диалектики развития «отрицание отрицания».
 Любое отрицание означает уничтожение или замену устаревшего (морально, технически, технологически) качественного состояния системы новым состоянием, которое знаменуется ее переходом из одного качественного состояния в другое.
Например: У вас есть еще рабочий компьютер первого поколения, допустим 286 серии и у вас есть компьютер последнего поколения. Вопрос: «Будете ли вы пользоваться старой моделью компьютера при наличии нового»?
Или другой пример: Вы реализовали на предприятии или организации 1-ый «операционный» этап концепции «бережливого производства».  Все лежит на своих местах, визуализировано, получен необходимый инструмент, в цехах и кабинетах чисто, светло и уютно, каждый знает и понимает, что и как правильно делать и к какому сроку, за что он лично отвечает… Вопрос: «Захотят ли сотрудники вернуться к хаосу и перекладыванию ответственности друг на друга»?
3 – ий закон диалектики состоит из сочетания двух слов «отрицания», каждое из которых несет свой определенный и глубокий смысл.
1. Первое слово «отрицание»  связано с рассмотренным нами постулатом общий результат  и определяется диалектической природой, которое выражается в том, что отрицание представляет собой единство 3 – ех составных элементов, таких как:
1) преодоление старого - прежде чем начать пользоваться чем – то новым, надо сначала избавиться от старых и пагубных  привычек мешающих успешному использованию и применению  нового,
2) преемственность в развитии – пользование новым, основано на использовании лучших элементов старого,
3) утверждение нового – для утверждения нового, должно быть составлено количественно – качественное обоснование преимущества нового над старым…
Из выше сказанного видно, что ни один элемент, составляющий смысл первого слова «отрицание», не может существовать без 2-ух других.
Проще говоря, смысл первого слова «отрицание» основывается на том, что для того, что бы отрицать старое необходимо иметь хотя бы теоретическое представление о новом, которое создано с использованием лучших элементов старого.
2.Второе слово «отрицания»  связано с рассмотренным нами постулатом выбора направления процесса развития и определяется цикличностью 3 – ех стадий процесса развития, таких как:   
1. Утверждение  - например: страны с факторным уровнем развития обречены на отставание в развитии или деградацию, так как есть страны с технологическим уровнем развития,
2. Отрицание или противоположение этого утверждения – например: страны с технологическим уровнем развития количественно – качественно превосходят страны с факторным уровнем развития в 4 – е раза, поэтому факторный уровень развития бесперспективен.
3. Отрицание отрицания, снятие противоположностей – например: добровольно отказавшись от старого факторного уровня развития в пользу нового технологического пути развития, мы отказываемся от деградации в пользу развития и процветания…
Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса.
Закон отрицание отрицания успешно применяется, как в концепции «бережливого производства», так и в концепции ТРИЗ программы инновационного менеджмента ТРиСС, когда для решения изобретательских задач при возникновении противоречий ищется не компромисс, а усиление конфликта, который приводит к инновационным решениям проблем, способствующим инновационному развитию систем.
Общий вывод по теме:
Прогрессивное развития систем, согласно 3 – ем законам диалектики, основано на:
1. Выборе направления процесса развития систем, которое определяется на основании оценки фактического общего результата ее развития и отрицании качественно устаревших старых систем, более эффективными качественно новыми системами.
2. Энергии саморазвития систем, которое основано на единстве и борьбе противоположностей единой системы.
3. Количественном росте показателей оценки общего результата системы, которые ведут к изменению ее качественного состояния.
И в заключение, хотелось бы сказать. Можно сколько угодно слушать предсказания политологов, экономистов и прочих гадалок о будущем социально – экономического развития государств, но обратитесь к законам диалектики развития систем Гегеля и сами сделайте выводы. Например: социально – экономическое развитие России, экономика которой основана на «нефтегазовой трубе», полностью зависящей от внешних факторов, влияющих на количественные показатели изменения цены, от которой зависит благополучие России, априори не может повлиять на повышение уровня внутреннего качественного состояния этой системы.


Рецензии