Грустный клоун

Старый клоун сидел в своей крохотной гримерке и медленно снимал с лица грим. Сегодня опять был неудачный день. На заказе мальчишка устроил истерику, развопился — это ненастоящий клоун, не надо, уберите его.
Он бы сам с радостью поскорее убрался из этой белоснежного, вылизанного прислугой дома. Как презрительно смотрела на него горничная, когда он стал высыпать конфетти из хлопушек на пол.
Он старался разрядить обстановку, хрюкал, квакал, скакал перед этим маленьким избалованным ублюдком, но тот только забивался под диванные подушки, орал и дрыгал ногами. Его папаша нахмурился и сделал клоуну знак. Мол, пошел-пошел, давай. Вон отсюда, старый бездельник.
В коридоре хмуро отмусолил гонорар и даже не поблагодарил, развернулся и пошел успокаивать своего придурочного отпрыска.
Ну что ж, гонорар — тоже хорошо. Можно будет отметить дома...он не мог придумать, что. Но так ли уж это было важно. Из цирка его вот-вот должны были выгнать, он знал это, хорошо хоть, закрывали глаза на его халтурки. Цирковые клоуны ценились дороже, чем простые аниматоры, только поэтому он и получал какие-то заказы. В частную фирму его никто уже не возьмет.
Расставание цирком грозило не просто потерей средств к существованию. Собственно говоря, ему давно уже было не так уж много надо. В холодильнике ютились засохшие кусочки колбасы и сыра да батарея бутылок с целительной жидкостью. Как в молодости, он предпочитал пить холодненькую.
Эх, молодость. Когда-то он с жалостью и снисхождением смотрел на престарелых бывших артистов, как бы случайно заходивших в фойе, затевавших пустые разговоры с билетерами, с важным видом здоровавшимися с начальством. А сейчас он с ужасом понимал, что вот-вот тоже будет отлучен от манежа, кулис, гастролей, репетиций, всего того, что многие годы составляло его жизнь, все то, ради чего он отказался от семьи, детей.
Остался одиноким, никому не нужным стариком, который и выпить-то может только с зеркалом. Он невольно взглянул на свое отражение. Обычное лицо немолодого, плохо сохранившегося мужчины, измазанное краской, с суровым и обиженным выражением. Мерзкий тип. Неудивительно, что ребенок тебя испугался. Тебе не клоуном быть, а ночным сторожем. На автостоянке. А лучше в морге.
Неожиданно для себя клоун разрыдался. Слезы лились из него потоком, противные на вкус, разъедавшие кожу, он смотрел на себя в зеркало, испытывая отвращение и стыд и не мог остановиться.
Вдруг ему почудилось легкое шевеление за спиной.
Он обернулся, на пороге стоял удивленно вылупившийся на него мальчик — тот самый, с сегодняшнего заказа
.-Мальчик, что ты тут делаешь? - хотел спросить клоун, но только булькал и захлебывался.
- Дедушка, не плачьте, мы привезли ваш нос — сказал мальчик и протянул что-то красное.- Вы ведь из-за него расстроились?
Клоун машинально потрогал себя за лицо. Нос был на месте. Ах черт. Пластиковый нос, он, наверно, обронил его, когда переодевался впопыхах.
- Я, я...спасибо...- выдавил из себя клоун, но рыдать не перестал.
Неожиданно мальчик подбежал к нему и неловко обнял за плечи.
Клоун оторопел от неожиданности.
- Дедушка, я видел, что вам грустно, что вам совсем не хочется всех смешить и веселиться. Когда умерла мама, я тоже не хотел расстраивать папу и вообще всех, ходил и делал вид, что мне все равно, и смеялся даже, все говорили, что я маленький и ничего не понимаю.
Как-то ночью мне стало очень одиноко, я потихоньку выбрался на улицу и пошел. Шел-шел, под дождем, просто так и плакал. Потом я ничего не помню, но говорят, я очень долго болел. Потом я выздоровел, но стал грустным. И все хотят, чтобы я снова смеялся. Но я знаю, что нельзя делать вид, что тебе весело. Если тебе грустно, нужно грустить, можно одному, можно с кем-то. А то душа сильно устает. Если хотите, давайте погрустим вместе, я не буду плакать только, у меня слезы кончились еще тогда, ночью...
- Серега! - отец мальчика вбежал в гримерку. - Я тебя везде ищу, как ты быстро бегаешь в этих переходах...он осекся, уставившись на старого клоуна, рыдавшего на плече у мальчика, который не плакал.
 


Рецензии