Первый день рыбалки

                Рассказ

И снова я в отпуске. На этот раз к рыбалке подготовился, кажется, во всеоружии. Я много слышал о ловле крупной рыбы на жмых. Об этом рассказывали просто чудеса. Получалось так, что и усилий, и ловкости, и навыков особых не требуется. Сделай нужную снасть, найди в колхозах крепкий жмых, который бы долго не раскисал в воде - и удача будет непременно. Чем черт не шутит. Может, и я не хуже людей.

Получилось так, что на пруд мне удалось приехать на своем велосипеде в первый день рыбалки только часам к одиннадцати. Наудачу я не рассчитывал. Думал опробовать снасти, осмотреть пруд, по возможности поговорить с кем- либо из местных рыбаков - на что ловят, что идет на крючок. В общем, собирался провести предварительную разведку.

День был жаркий. В нежно-голубом небе висели лебединой белизны облака. Легкий ветерок едва шевелил листья деревьев. Невольно подумал: хорошо бы посидеть с удочками на зорьке. Клев, наверно, был отменный.

Никого из взрослых на пруду не было. В месте купания в воде шумно плескались дети. Их беспредельное веселье было приятно. Но при таком шуме поймать ничего не удастся. Я на это не рассчитывал, поэтому возня резвящихся детей не вызывала никакой досады.

На другом берегу пруда нахожу подходящее место. Тут есть прогалы от камышей. Для забрасывания донок со жмыхом все вроде подходит. Начинаю хлопотать со снастями. Дело это трудоемкое. Жмых напилен квадратными кусочками еще дома. Но вот затянуть на этих кусочках леску донок петлями и в углы загнать крючки у меня как-то не получилось. Всей этой кропотливой работой приходится заниматься на пруду. С непривычки дело подвигается медленно. Кажется, вогнал крючок в жмых основательно. Смотришь, а ой уже свободно раскачивается в воздухе.

Но наконец, все готово. Бросаю первую донку. Казалось, приложил максимум своих сил. Но свинцовое грузило упало метрах в десяти от берега. Говорят, что удача не всегда зависит от дальности заброса. Бывалые люди рассказывали, что иногда даже очень крупная рыба берет прямо у берега. Умом я с этим соглашаюсь. Но чувствами против близкого заброса бунтую.
Выбираю и снова забрасываю - с тем же результатом. Бог ты мой!
Даже это нехитрое дело у меня не получается. Где уж мне перехитрить крупную рыбу?

Наконец кое-как изловчился. Худо-бедно дело пошло. Часа за полтора заброшены все пять донок со жмыхом. В качестве сторожка все уже пользовались клочком газеты. Если этот сигнал сорван с колышка, значит спеши выбирать леску - возможно, тебя ждет удача. Я же по-старому пользовался в качестве сторожка звоночками. Дело в том, что на берегу пруда, где я облюбовал место для рыбалки, прогалы в камышах были узкие - как раз для одной донки. Сорванную газетку в таких пределах видимости никак не усечешь. Зато звоночек можно всегда услышать.

Донки стояли в полном бездействии, колокольчики чуть покачивались от легкого ветерка. Надежды на удачу не было никакой и я решил отвлечь себя от бездействия ловлей на поплавочные удочки. Я взял их из чехла и пошел в находящийся рядом прогал. Сначала попробовал было на хлеб, но мелочь настолько быстро его сбивала, что пришлось перейти на вареную картошку. Мелочь продолжала теребить наживку, но без прежнего остервенения.
Говорят, дуракам везет. И в этом я вскоре убедился. Поплавок внезапно лег набок и тут же скрылся под водой. Я с подсечкой опоздал, но рыба сама засеклась. И довольно крепко. Несмотря на мою неуклюжесть и неловкость, я сумел-таки вытащить карпенка граммов на триста. А ведь мне перед рыбалкой говорили, что такие карпята клюют только на рассвете. Днем - дело дохлое. Выходит, что нет. В любом правиле зачастую бывают исключения.
Я еще долго наблюдал за садящимися на поплавки стрекозами. Долго напрасно вздрагивал и напрягался при резкой поклевке мелкой рыбешки. Но еще одного крупного карпенка я все-таки поймал.

На берегу пруда, несмотря на июльский зной, сиделось хорошо. Над гладью воды туда-сюда, гоняясь за мошкой, стайкой стремительно носились стрижи. Рядом со мной с камышины на камышину прыгала какая-то звонкоголосая птаха. Повсюду чирикали воробьи и беспрерывно стрекотали кузнечики. Рядом в березовой рощице тенькали синицы. Выдавала свою скрипучую очередь сорока.
Все было приятно, все успокаивало, настраивало на благодушный лад. В таком бездумно-благостном умиротворении я пребывал довольно долго. Пока внезапно не тенькнул колокольчик донки. Быстро встав, я в волнении побежал туда. Леска донки полностью утратила необходимую, на мой взгляд, натяжку и опустилась извилистой белой ниткой на дно. Я попробовал ее натянуть, но обычной при засечке рыбы дрожи не ощущалось. Значит, на крючке ничего нет. Надо заодно проверить остальные донки. Лески на них немного провисли. Но по всему было понятно, что рыба к жмыху не подходила.

Возвращаюсь к поплавочным удочкам и тут же слышу легкий ленивый звон колокольчика первой донки. Решил больше не раздумывать. Сильная подсечка - и я спешно начинаю выбирать леску. Но не тут-то было. Крючки за что-то зацепились. Мне не раз приходилось купаться в этом пруду. Дно в нем в глубину уходило террасами. Вот я и объяснил для себя причину зацепа. Крючки, наверное, впились в корни обрывистой стенки террасы.

Но тут по леске передалась из глубин пруда легкая дрожь. Сердце захолонуло - значит что-то есть. Изо всех сил тащу на себя леску. И она, наконец, поддается. Да так, что тут же безжизненно провисает и извилисто ложится на дно. Похоже, сошла. Но я все так же стремительно продолжаю выбирать леску. Она снова намертво стопорится. Потом снова безвольно провисает в воду. Что вызывает мое горькое разочарование.

Но рыба все-таки на крючке. Для меня она невиданно крупных размеров. Такая мне не попадалась ни разу. У берега рыба вела себя безвольно. Она не металась из стороны в сторону, почти не натягивала леску. Она словно покорилась своей судьбе. Без особых усилий я вытащил рыбу на берег.
Тогда у меня еще не было сачка. Поэтому двух карпят и эту крупную рыбину, которую я не мог классифицировать,  посадил на кукан. Привязал свой улов к кусту гибкого ивняка. Пойманная рыба носилась на кукане из стороны в сторону, сильно нагибала куст. И я не столько следил за поплавками удочек, сколько за уловом - не приведи, господи, уйдет.

Как только рыбаку улыбнется удача, тут же просыпается азарт - а вдруг еще. Долго в тот день я ждал этого "еще". Но все мои горячие надежды были тщетными. Клев на поплавочные удочки как отрезало. Колокольчики донок тихо и беззвучно покачивались на легком ветерке. Но это меня уже не расстраивало. Начало рыбалки оказалось на редкость удачной.

Дома люди бывалые сказали, что на мою донку попался карась. Он был немедленно взвешен и потянул на два с небольшим хвостиком килограмма. Карася решено было зажарить. Но он оказался невкусным. Видать, пойманный мной карась был в почтенных годах.
Я избрал удачливый для меня в первый день выезда пруд для постоянной рыбалки. Но рыбацкое счастье отвернулось от меня начисто. Не то чтобы улова, даже поклевок на том пруду больше не было.
А начинался мой рыбацкий сезон так заманчиво.


Рецензии