Кампания 1942 года. Глава 277

                Глава 277.



 
  Приближался вечер, а перелома в бою на донском плацдарме, захваченном южнее Воронежа гвардейцами полковника Шафаренко, всё не было. 

 Оставлять противнику ночь для перегруппировки было нельзя. Когда над Доном пролетели штурмовики с красными звёздами на крыльях, и старший лейтенант Релин доложил по радио, что атакованная с воздуха колонна противника залегла, полковник Шафаренко приказал подполковнику Билютину наступать левым плечом вперёд, заходя во фланг залёгшей колонне, а сам двинул к Дону резервный 81-й полк и, получив на то согласие в штабе 6-й армии, свернул штаб дивизии на левом берегу и выдвинулся во главе штабной колонны к переправе.

  Вокруг падали мины венгерских миномётов. Одна из них разорвалась совсем рядом. Начальник дивизионной артиллерии получил тяжёлое осколочное ранение. Оставив при раненом адъютанта и санинструктора, Шафаренко сел с начальником штаба в лодку и переправился на плацдарм. На берегу  его встретил связной из полка Билютина.

  Связной доложил, что венгерская колонна рассеяна огнём тяжёлой армейской артиллерии, что подполковник Билютин выдвинулся через лес в направлении Сторожевого, что в районе избушки лесника его головной батальон угодил в засаду и был окружён венгерскими автоматчиками. Своевременное прибытие авангарда 81-го полка позволило прорвать кольцо извне и восстановить коммуникацию. После этого головной батальон Билютина атаковал и ворвался в Сторожевое.

 - Где штаб Билютина?      

 - На окраине Сторожевого.

 - Ведите.

   Тропинка вела через лес. Уже было совсем темно, когда впереди громко хрустнула ветка.

 - Кто идёт? - крикнул Шафаренко, распластавшись на земле. Рядом с ним залёг начальник штаба.

 - Сапёры, товарищ гвардии полковник.

 - Как он меня узнал в такой темноте? - спросил Шафаренко, вставая и отряхиваясь, у начальника штаба.

 - Вероятно, по голосу.

   В захваченной на окраине Сторожевого венгерской землянке тускло горел светильник, сделанный из гильзы. Это изобретение только входило во фронтовую моду. За столиком сидели подполковник Билютин и комиссар Коростылёв.

 - Доложите обстановку.

 - Полк прочно удерживает юго-восточную часть Сторожевого.

 К утру почти вся дивизия была на плацдарме. Шафаренко с начальником штаба вернулись на высокий берег, где уже был оборудован новый дивизионный НП.

 Всю ночь на юге и на севере не стихала канонада. Соседи вели тяжёлый бой на флангах у гвардейцев. Обозрев в предрассветных сумерках панораму плацдарма и оставшись довольным условиями обзора, полковник вызвал к себе через связного командира 81-го полка.   Майор Кривомлин не заставил себя ждать.

 - Сейчас, Иван Григоьевич, начнётся пятиминутный артналёт. Сразу после него ведите батальон старшего лейтенанта Ерёменко  в наступление на запад в направлении высоты 187. Ваша задача - разрезать надвое венгерскую оборону перед центром плацдарма. Одновременно отправьте батальон капитана Чеботарёва по дну оврага в обход Сторожевого с юга. Пусть с тыла захватит высоту 176. Захватив её, пусть обходит Сторожевое с юго-запада и постарается захватить высоту 195. Один батальон придержите во втором эшелоне.

 Майор отправился исполнять приказ. Вскоре загремели пушки, затем застрочили пулемёты, и наступление началось. Капитан Чеботарёв успешно захватил высоту 176 и медленно продвигался к высоте 195.  Пехота Ерёменко подошла к высоте 187 и залегла, контратакованная с северо-запада. День подходил к концу, а бой за высоту 187 продолжался. Полковнику Шафаренко очень хотелось приказать майору Кривомлину ввести в бой резервный батальон, но он не стал этого делать. Майору на месте было виднее.

 Наконец начальник Оперотдела, отложив в сторону наушники рации, доложил:

 - Майор Кривомлин просит разрешения ввести в бой резервный батальон.

 - Разрешаю.

 Спустя полчаса на связь вышел с правого фланга подполковник Билютин.

 - Батальон старшего лейтенанта Васюкова вышел с тыла к окраине Селявного. Директива на день выполнена. Какие будут распоряжения?

 - Границы, указанные подразделениям в директиве на день, не забор, а линии взаимодействия с соседями.  Пусть подготовится и через полчаса атакует.

   Атака с тыла оказалась для венгерского гарнизона полной неожиданностью. Венгерский пехотный полк поспешно отступил из Селявного. Старший лейтенант Васюков захватил 18 тяжёлых орудий, пять миномётов и весь полковой обоз.

 К ночи 24-я мотострелковая бригада овладела селом Титчиха слева от дивизии Шафаренко. У соседа справа продолжалась артиллерийская дуэль через реку. Второй попытки форсировать Дон полковник Дашкевич ещё не предпринимал.

 Из штаба армии сообщили: 174-я стрелковая дивизия полковника Карапетяна, усиленная полком дивизии Шафаревича, удержанным у него командармом в армейский резерв, форсировала Дон выше по течению, закрепилась на новом плацдарме и освободила Коротояк.

 - Нельзя ли связаться с командиром полка?

 - Соединяю.

 Майор Белов коротко рассказал подробности. В тёмную ночь на пятое августа батальоны капитана Котляренко и капитана Каргинова, усиленные ротами автоматчиков, без артподготовки форсировали Дон и захватили два маленьких плацдарма севернее Коротояка. Противник поднял тревогу лишь на рассвете, когда переправа полка уже шла полным ходом. По плацдармам, по переправе и подходам к реке ударила тяжёлая венгерская артиллерия. Затем прилетели немецкие пикировщики. Понтоны и лодки были разбиты. Полк понёс потери. Выбыл из строя начальник штаба капитан Терезюк. Когда наступила ночь, переправа возобновилась. На западный берег переправился батальон старшего лейтенанта Обухова, усиленный ротой лёгких танков. С рассветом гвардейцы атаковали. Выбив венгерский гарнизон из Аверино и Мытищ, они вышли к Коротояку, который уже атаковали фронтально стрелки дивизии Карапетяна. К вечеру населённый пункт был захвачен.

 - Поздравляю, майор. Но имейте в виду: Коротояк - ключевой узел грунтовых дорог в непосредственной близости от рокады Воронеж-Острогожск-Россошь. Терпеть ваш плацдарм противник не станет. Теперь вам зададут жару. Готовьтесь.

  - Гвардия не подведёт, товарищ полковник. 


Рецензии