Пар, кочерга и паника

               

    Давно это было, но, поверьте, правда. Работал тогда (да почти всю мою рабочую жизнь)  техником  на ЛИСе-  лётно-испытательной станции авиаремзавода.
    Место рабочее "лисовцев"-самолётная стоянка, а наше дело принимать прилетающие и готовить к отправке отремонтированные самолёты. Но самое главное-- подготовка к испытаниям прошедших ремонт машин, полёты на которых выполнял заводской экипаж во главе с пилотом, который являлся и начальником ЛИС.

    Так получается, что сильно зависела наша работа от матушки погоды. То дожди осенние небо наглухо закроют, то зимние туманы, а уж о буранах оренбургских многие наслышаны.
    И что бы занять в непогоду вынужденно бездельничающую бригаду  было придумано начальниками изучение положений и глав НИАС*, которые уже у всех навязли...
    Состав технарский был давно и хорошо сработавшийся, и слушать прописные истины было нудновато и многие на таких мероприятиях просто дремали.
 
  Так было и в тот зимний буранный день. В небольшом домике ЛИС, стоявшим на отшибе от заводских корпусов, привычно расселся поудобнее народ. Инженер монотонно  читал, начальник ЛИС за своим столом, борясь с дремотой, старался изображать положенное внимание, поглядывая на снежную круговерть за окном.
    Но вот в батареях отопления послышалось сначала чуть слышное шипение. Никто не обратил внимание, все знали, что скоро по трубам пойдёт пар и станет ещё теплее. Раньше в домике нашем, как и везде по заводу было холодно. Старинная система не давала хорошей циркуляции воды и она частенько перемерзала в трубах.

    Новый начальник отдела главного механика Казарян сумел перевести отопление на паровое и результат был осязаем, батареи потеплели. Только при очередном пуске пара в батареях этих сначала шипело, а потом начиналась  ружейная пальба и щёлканье раширяющихся труб. «Казарян кочергой стучит».
    На тот случай и оказался среди нас только вчера принятый в бригаду Владимир, бывший работник знаменитого газзавода.
    Газ местного месторождения по слухам  сильно агрессивен и заводские работники привыкли быть настороже.
 
  Поддался новичок всеобщей дрёме и когда в забытьи предствлял себя на прежнем месте работы, услышав пальбу «Казаряновой кочерги», вскочил и с бешеным криком «ГАЗ!... скорее... ГАЗ!», валяя стулья вместе с подрёмывавшим на них ничего не подозревающим народом, рванулся к двери.
    Но оказался около неё не первым. Единственный бдительный и внимательный слушатель пенсионер дядя Миша, сидевший рядом с выходом, моментально среагировал на непонятную опасность и, на всякий случай...подальше...
 
  Молодость и напор сокрушили достоинство и солидность пенсионера, и они столкнувшись, рухнули в дверях. А дружный коллектив сработал «как учили». В один момент началась срочная эвакуация, когда не важно из-за чего, главное скорее, что бы не отставать от всех.
    Вот тут и я, сбросив дрёму, почувствовал вокруг такой заряд паники, что в один момент оказался у двери, где шла борьба за возможность покинуть «опасное»  место. "Спасайся кто может!"
    Но не тут-то было, дверь не широка, а народ подобрался нехилый. Наконец нижний ряд "беженцев" сумел на четвереньках выползти и все мы вылетели в коридор, причём многие так и мчались на четырёх…
   
 Оказавшись на засыпанном снегом крыльце начали приходить в себя и осматриваться с мыслями типа «а все ли успели» и " а что? А где..." с опаской оглядываясь на коридор, по которому только что "спасались".
    И тут с виноватым видом стал пробираться назад в домик наш новичёк. Кто-то даже попробовал было придержать его, «куда, мол, отважный ты наш».
    Но он, опустив голову и почёсывая затылок, начал что-то говорить и стоявшие рядом, а потом  и все услышали, что «привидилось ему…газзавод…что трубы газовые…авария…надо бежать… Вот я и…»
    Недоуменные переглядки..., затем лёгкий смешок запорхал над крыльцом, потом погромче, а ещё через секунду хохот, как момент назад паника, «побрал» весь коллектив лётно-испытательной станции.
 
  На крыльцо неспешно вышел наш героический командир. Не дремавший по своему начальствующему положению и находившийся в дальнем углу мог видеть всё в развитии и не поддался паники.
    А сейчас он свысока посмотрел на свой "отважный и решительный" коллектив: «Ну и что остановились, герои? Чесали бы до города!».
    И ещё добавил дядя Миша, оглядывая коридор, задумчиво так произнёс: « И как же эт я-то?... Со своим радикулитом, всех обогнал... да ещё и на четвереньках?».    Насмеялись тогда до колик.
   
 Случай этот, конечно, стал достоянием  завода и все участники «аварийной эвакуации» рассказывали примерно такое: «Все выскочили, а я подумал: что это с ними? И последний вышел». Не очень помню, кажется такое же, предварительно оглянувшись, говорил и я. А что я? Рыжий что ли?

       Давно это было...и был я совсем молодой...
               

                *НИАС- Наставления инженерно-ав.службы


Рецензии
Ох уж эти сны... Когда сам срочную служил, особенно в учебке, привык на резкие звуки из любого сна подрываться. Голова ещё спит, а тело по стойке смирно... Цирк и бомбы... Особенно домашние "радовались" по утру, когда меня пружиной по старой памяти на будильник поднимало)))

Мурад Ахмедов   27.01.2021 10:20     Заявить о нарушении
Да уж! "Сны и сновидения" штука малоизученная, непонятная.
Как говаривал лектор в фильме "Дело было в Пенькове". Иной
раз так сойдётся, диву даёшься. Спасибо за отзыв!

Валерий Слюньков   27.01.2021 11:02   Заявить о нарушении
Валерий, не сочтите за рекламу, но моя повесть Против судьбы выстрадана именно во снах. По несколько раз эпизоды снились, просыпался в холодном посту. Если будет интерес, попробуйте прочитать, буду рад Вашему мнению

Мурад Ахмедов   28.01.2021 17:48   Заявить о нарушении
Адрес повести, Мурад.

Валерий Слюньков   28.01.2021 18:21   Заявить о нарушении
Всё, понял. "Против судьбы". Почитаю.

Валерий Слюньков   28.01.2021 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.