Квантовая модель христианской любви

1.
   Христианский идеал любви – это Святая Троица. Дерзну приступить грешным моим разумом к этой величайшей и непознаваемой Святыне лишь с единственной целью – представить хотя бы в ничтожной степени один из принципов божественного Бытия и показать, что этот принцип присутствует и в основе нашего тварного мира.

   Итак, дерзну предположить, что на квантовой модели такая идеальная любовь может быть представлена как абсолютное, полное и чистое квантовое запутывание Лиц Святой Троицы по всем измерениям. Термин «запутанность» означает информационное единство квантовых объектов, обусловленное общим происхождением или глубоким взаимодействием. Здесь, в случае Святой Троицы, мы как раз и имеем наиболее глубокое и полное взаимодействие самобытных Лиц — Ипостасей. Можно назвать это взаимодействие предельным, потому что более полного и глубокого взаимодействия, в принципе, не существует.

   Исходя из сказанного, и руководствуясь положениями Святоотеческого Учения о Вездесущности, Всезнании и Всемогуществе Бога -Троицы, можно утверждать, что число измерений, по которым взаимодействуют Лица Святой Троицы бесконечно велико. \1\(см.сноску). Этот вывод следует из проявления Троицы в бытии, из того, что мир, созданный Богом, не ограничен во времени и пространстве. Напротив, времена и пространства Мироздания множатся Творцом беспредельно. Беспредельно число объектов и деятелей тварного мира, бесконечны возможности его развития. И всё это охватывается Богом в едином акте Творения, всё Мироздание представляет собой единое целое, которое можно, в частности, охарактеризовать и как единую информационно-материальную систему.

   На мой взгляд, исходя из сказанного выше, модель квантового запутывания может неплохо, на нашем уровне незнания, продемонстрировать логические, рационально формулируемые свойства Святой Троицы. Попробую показать это на основании формулировки свойств Святой Троицы академиком Раушенбахом. В этой формулировке выдающийся современный мыслитель попытался логически кратко обобщить Святоотеческое представление о свойствах Святой Троицы: Триединстве, Единосущности, Нераздельности, Соприсущности, Специфичности, Взаимодействии. (1) Свои комментарии я буду давать параллельно формулировкам ак. Раушенбаха.

1. Триединость. Это свойство совершенно очевидно, оно говорит о том, что единый Бог и Троица одно и то же.

--Используя ограниченную квантовую модель чистого запутывания, мы можем довольно наглядно показать, что Троица — это единый информационный Объект. Вся беспредельная информация, которой располагает Святая Троица является ЕДИНОЙ И ОБЩЕЙ для каждого из Лиц Троицы. По-моему, это помогает лучше представить, что такое Триединость.

2. Единосущность. Здесь утверждается, что три Лица Троицы имеют одинаковую Друг с Другом сущность. Иногда эта сущность определяется как Божеское достоинство. Однако выше подчеркивалось, что такую формулировку можно трактовать как некоторое отклонение от Символа веры с целью избежать возникновения кажущейся антиномии. Не желая даже в мелочах отклоняться от Символа, будем считать, что единосущность сводится к тому, что каждое Лицо является Богом.

--Этот пункт рассмотрения мне хотелось бы несколько дополнить. При рассмотрении на квантовой модели, достаточно опереться на смысл понятия. Единосущность означает единую для всех Лиц Сущность. В нашем ограниченном понимании это можно представить, как единое, общее для всех Лиц информационное содержание, целеполагание и оценку бытия, при различии используемых в бытии каждого Лица средств. Это информационное содержание в данном случае БЕСКОНЕЧНО И АБСОЛЮТНО, то есть идентично для всех Лиц Троицы.

3. Нераздельность. Подчеркивание того, что Троица нераздельна, становится особенно важным после утверждения, что каждое Лицо является Богом. Тут невольно может возникнуть впечатление, что существует три Бога и если каждый из них будет действовать независимо, то возникает троебожие. Хотя такое никогда прямо не утверждалось, в истории Церкви известны ереси, уклонявшиеся в эту сторону, в частности субордионистские ереси, в которых проявляется ослабление троичной взаимосвязаности, как об этом пишет В.Н. Лосский... По учению Церкви, Ипостаси всегда выступают вместе и совершенно исключено, чтобы какое-то Лицо действовало отдельно от других.

--Естественно, если Лица Троицы, как мы представляем на нашей модели, объединены в идеально запутанную, абсолютно всеобъемлющую информационную систему, то они  всегда действуют только совместно, и не иначе. Всякий акт бытия является для них СОВМЕСТНЫМ.

4. Соприсносущность. Это свойство пришлось специально оговорить, поскольку в погоне за тем, чтобы сделать догмат о Троице "понятным", родилась ересь модализма. Ее связывают с именем Савеллия, который в III в. утверждал, будто единый Бог троичен в том смысле, что попеременно обретает облик Отца, Сына или Св. Духа в зависимости от обстоятельств... По учению Церкви Отец, Сын и Св. Дух существуют совместно и всегда, т.е. обладают свойством соприсносущности.

--Как и в предыдущем пункте, это качество совершенно естественно для Лиц, составляющих чистую запутанную систему. Потому что Они составляют информационное, нравственное этическое и, вообще, ИДЕАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО в нашей модели.

5. Специфичность. Указанное свойство странным образом обычно не подчеркивается, возможно, потому, что кажется очевидным. Однако, анализируя логику троичности, его следует сформулировать и обязательно учитывать при поиске подходящего математического объекта, который еще предстоит провести. Суть этого свойства сводится к тому, что, несмотря на единосущность, три Лица не сводимы друг к другу, а каждое обладает своей спецификой… Эти специфичность, самобытность трех Лиц хорошо видна из практики богослужения, молитв и песнопений... Специфичность трех Лиц особо подчеркивается в ежедневной молитве к Троице, где прошения к трем Лицам формулируются совершенно различно: "Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша...". Даже когда просьбы по существу совсем одинаковые, они выражаются разными словами, как бы выявляя специфичность Лиц. Так, в молитве "Сподоби Господи", читаемой на вечерней службе говорится: "Господи, научи мя…, Владыко, вразуми мя…, Святый, просвети мя…".
Прекрасно понимая неуместность такого термина, рискну сказать, что каждое Лицо Троицы выполняет свою "работу", не свойственную другим Лицам.
При желании последние два свойства — соприсносущность и специфичность — можно было бы объединить в одно: неслиянность (неслиянность Лиц и неслиянность их действий). Это позволило бы придать формулировке логических свойств Троицы такую форму: Троица триединая, единосущная, нераздельная и неслиянная, … Несколько отвлекаясь от обсуждения логических свойств Троицы, обратим внимание на то, что понятия "нераздельная" и "неслиянная" не являются противоположными и не создают, как многие думают, непостижимости. Первое говорит о том, что три Лица существуют лишь вместе, а второе — о том, что они качественно различны в упомянутом выше смысле (ведь "слить" воедино можно лишь полностью, но однотипное).

--Это логическое свойство также органично выполняется для нашей ограниченной модели. В запутанной системе беспрепятственно могут быть объединены РАЗНОРОДНЫЕ И САМОБЫТНЫЕ объекты. Вот пример. В Википедии сообщается, что исследователям из Института квантовой оптики общества Макса Планка удалось создать состояние квантовой запутанности между отдельным атомом рубидия и конденсатом Бозе-Эйнштейна, разнесёнными на расстояние 30м. То есть доказана взможность запутанного состояния между разнородными и самобытными физическими объектами (2). Да не будет воспринято, как кощунство столь упрощённая аналогия!

6. Взаимодействие. Как уже говорилось, три Лица находятся в предвечном взаимодействии, о котором нам известно лишь то, что Сын рождается, а Св. Дух исходит от Отца. Свойство взаимодействия следует особо подчеркнуть, … у взаимодействующих и невзаимодействующих объектов логика может оказаться совершенно различной.
Свойство взаимодействия стоит несколько отдельно, отличаясь от всех других, поскольку первые пять свойств обладают качеством определенности и "статичности", они четко говорят о состоянии, в то время как последнее отражает факт существования некоторого "процесса". Шестое свойство нельзя назвать чисто логическим и потому, что оно отражает жизнь Бога в Себе. Неизбежная неопределенность термина "взаимодействие" не препятствует, однако, тому, чтобы понимать, в каком направлении следует анализировать логику троичности.(1)

--Запутанная квантовая система существует динамично. Собственно, через ДИНАМИКУ и проявляются её особые свойства, в частности: НЕЛОКАЛЬНОСТЬ то есть, безграничные и мгновенные информационные связи. Для абсолютно чистой запутанной системы, которую мы представляем, как мысленную модель Святой Троицы это абсолютно справедливо.

--Каждое из приведённых логических свойств может трактоваться модельно не только на математическом уровне, как это делает Б.В. Раушенбах, но и с позиции многомировой квантовой концепции. В целом, набор логических качеств Святой Троицы: Триединство, Единосущность, Нераздельность, Соприсущность, Специфичность, Взаимодействие – довольно наглядно описывает бытие этих сверхпостижимых Разумов в состоянии чистой квантовой запутанной системы. Разумеется, ни в коей мере я не претендую здесь на анализ или описание НЕПОСТИЖИМОГО И НЕОБЪЯТНОГО ДУХОВНОГО БЫТИЯ Святой Троицы.

2.

--На уровне же человеческих отношений, идеальной нам представляется любовь Божьей Матери к своему божественному Сыну. Такое представление вполне естественно соединяет Божественную Любовь с важнейшим архетипом человеческого существования. Нет чувства более крепкого, самоотверженного и нежного, чем материнская любовь! И к этому великому дару любви Богоматерь добавляет высочайшие духовные измерения, воплощающие суть христианской веры. Бесценный вклад в сокровищницу христианской любви вносят также апостолы христианства, святые мученики и подвижники, совершающие силой Божественной Любви неисчислимые чудеса и подвиги. Вся Церковь Христова призвана явить миру воплощённую Любовь Создателя.

   В связи с последними утверждениями мне хочется несколько расширить предлагаемую модель, с тем, чтобы приблизить её к человеческой психике. Несомненно, что любовь Богоматери и святых праведников стремится к духовному идеалу христианства — к Любви Святой Троицы. И такое стремление, очевидно вступает в противоречие с человеческим естеством. Человеческий дух слаб, обычный человек склонен к самоублажению и к самолюбию. Для приближения же к Идеалу, людям необходимо добиться самоотречения, удаления от суетности и эгоизма. Очевидно, что Богоматерь и святые дают нам и здесь великий пример. В чём же он состоит? — Это пример аскетического пути. Чтобы лучше понять, что это такое, предлагаю вернуться опять к нашей квантовой модели.

   С понятием запутанного состояния в физике неразрывно связано понятие декогеренции. Вот определение из научного источника: «Декогеренция — процесс, при котором нарушается когерентность суперпозиционного состояния в результате взаимодействия системы с окружающей средой. При этом уменьшается квантовая запутанность — распадается полное единство, и исчезает гармония, которая существовала в максимально запутанном состоянии. В результате подсистемы начинают обосабливаться, отделяться друг от друга, вплоть до полной независимости. При этом происходит их локализация — у каждой подсистемы появляются отдельная, видимая форма и «плотное тело».(3)

   Этому физическому явлению можно найти психическую аналогию в рамках предложенной квантовой модели идеальных отношений. Как понятно из вышесказанного и из статьи (4), квантовому запутыванию соответствуют психические проявления в виде интереса к другим людям, симпатии, альтруизма и, наконец, любви. Тогда, очевидно, что декогеренции соответствуют противоположные проявления: эгоизм, забота о материальном накоплении, суетность и стремление к удовольствиям. Совершенно чётко явление декогеренции демонстрирует духовные и ценностные изменения в человеческой психике, разрушающие любовь. Декогеренция ведёт к уменьшению числа совпадающих измерений общения людей, к сокращению и упрощению их отношений до уровня меркантильных. То есть, в психике декогеренция проявляется, преимущественно, как эгоизм. В первую очередь декогеренция сворачивает духовные измерения человеческих отношений, которые напрямую не связаны с самосохранением, а то и противоречат ему. Вследствие такого изменения  отношений между людьми, происходит сокращение и обеднение духовных объединений (коллективных деятелей) в обществе. Общество упрощается и атомизируется. Этому процессу деградации личности и общества и призвана противодействовать аскетика. Она противостоит духовной декогеренции человечества, то есть обмирщению и эгоизму. Недаром же аскетика известна с давних времён, как средство накопления и сохранения духовности.


Рекомендуемые источники.

1. Раушенбах Б.В.. Вопросы философии. 1993г. №3 http://philosophy.ru/library/vopros/54.html
2. Википедия. Квантовая запутанность. https://ru.wikipedia.org/wiki/Квантовая_запутанность
3. Доронин С.И. Декогеренция. http://qame.ru/book/science/kvant_magia/book/13.html
4. Костерин А.М. Любовь и многомирие. http://www.proza.ru/2015/07/31/935

Сноски.
\1\  У Бога запутанное состояние со всем миром, ведь Он этот мир создал. Это хорошо помогает представить одно из определений Бога — «Бог  есть Любовь".

Август 2015.


Рецензии