Объяснение в любви

Судьба старейшей русской книжной серии «Жизнь замечательных людей» лишь подтверждает истину о вечных ценностях и вечных спутниках. Начатая в Российской империи, возобновленная и продолженная в Советском Союзе, и не только не сгинувшая и сдавшая позиции, но, получившая второе дыхание в острой конкурентной борьбе на современном российском рынке, -  «ЖЗЛ» доказала как свою состоятельность, так и то, что она по праву  является национальным достоянием России.
Последними новинками серии стали книги о Петре Вяземском, Алексее Фатьянове и Германе Гессе. Но прежде чем перейти к рассказу о них хотел бы остановиться на нескольких изданиях, вышедших раньше, но только недавно попавших к нам в редакцию.
Сегодня мало кто, кроме специалистов и знатоков русской литературы XIX века, знает имя Аполлона Григорьева, хотя практически в каждой компании поют под гитару  «Две гитары зазвенев  …» или «Поговори-ка ты со мной, подруга семиструнная», полагая, что слова этих песен народные, а музыка – цыганская. Между тем автором слов обоих романсов был Аполлон Александрович Григорьев – фигура в русской словесности мощная и трагическая. Блестящий литературный и театральный критик, сотрудничать с которым в журнале «Время» считал для себя за честь  Федор Михайлович Достоевский, тонкий поэт и наблюдательный прозаик. Он сгорел в возрасте сорока двух лет. Потому что крепко пил? Может быть и поэтому. Но главным образом потому, что слишком широк был этот человек, а эпоха начинала сужаться. Книга Бориса Егорова «Аполлон Григорьев» - первое,  и надеюсь - не последнее, биографическое повествование о человеке, сказавшем бессмертную фразу «Пушкин – наше всё»…
Одна из лучших биографий Федора Михайловича Достоевского, автором которой является Юрий Селезнев, вышла недавно в новом, дополненном переиздании. Эта книга станет настоящим откровением для тех, кто только приобщается к творчеству одного из самых знаменитых писателей, по книгам которого вот уже несколько поколений европейских и американских интеллектуалов изучают «загадочную русскую душу».
Еще одна замечательная книжка серии - биографический роман Константина Шилова «Борисов-Мусатов», который стоит вровень с биографической романистикой Андре Моруа. Это роман о художнике, прожившем короткую, но яркую жизнь в поисках утраченной Гармонии. Он оставил нам свою Россию, в которой прекрасные женщины на фоне прекрасных дворянских усадеб еще не изведали прогулок по темным аллеям.
Биографии царей из дома Романовых появились в серии «ЖЗЛ» в последние годы. Раньше такой чести удостоились лишь самый Великий из Романовых -  Петр I, да несколько князей из дома Рюриковичей, которые были представлены  главным образом как полководцы. Сейчас великие князья Московские, равно как и российские императоры занимают свое место в серии, где прилагательное «замечательный» трактуется вовсе не как «прекрасный во всех отношениях», а именно как «заметный» - оставивший свой след в истории. А именно такой  личностью был Иван III. В русской истории его правление ознаменовано «стоянием на Угре», положившем конец ордынскому игу, свадьбой с Софьей Палеолог и большим белокаменным строительством с участием Аристотеля Фиорованти, который оставил Кремлю Успенский собор. А еще «государь всея Руси» воевал с Новгородом, покончив с тамошними вольностями, и покорил Тверское княжество. Собирал Отечество «железом и кровью».  Жизнеописание Великого князя  на фоне русской истории очень удачно осуществил Николай Борисов в книге «Иван III».
Долгое время наши юмористы на все лады обыгрывали фразу: «ария Хозе из оперы Бизе». Удивительная судьба великого композитора. Премьера главного его детища – оперы «Кармен» состоялась 3 марта 1875 года, а 3 июня, спустя три месяца после триумфа, композитора не стало. Мы знаем о Жорже Бизе слишком мало. И вот теперь этот пробел блистательно восполнен Николаем Савиновым. Его биографический роман «Жорж Бизе» - подлинная жемчужина в коллекции «ЖЗЛ». Найти эту книгу, равно как  и другие издания серии прошлых лет, вы сможете только в магазине-салоне «Молодой гвардии» по Новослободской улице 14/19 рядом с метро «Менделеевская».
А теперь вернемся к самым последним новинкам серии. Герман Гессе – знаковая фигура европейской культуры прошлого столетия. Удивительно, но его роман «Степной волк», написанный в 1927 году стал культовой книгой поколения «детей-цветов», а буддийские искания в «Сиддхартхе» вдохновили Бернардо Бертолуччи на создание «Маленького Будды» - одного из самых красивых фильмов последних лет. Книга Жаклин и Мишеля Сенэс «Герман Гессе, или Жизнь мага» выделяется среди многочисленных биографий писателя тем, что в ней есть эффект присутствия внутреннего пространства писателя. А достигнуть этого было можно только в результате той всеобъемлющей любви к творчеству Гессе, которая чувствуется буквально в каждой строке их книги.
Князь Петр Вяземский – друг Карамзина и Пушкина, Жуковского и Мицкевича, Тютчева и Стендаля, участник Бородинского сражения, автор уникальных «Записных книжек» и лирический поэт – стал героем фундаментального жизнеописания, которое Вячеслав Бондаренко создал, основываясь на материалах Остафьевского архива. «Вяземский» Вячеслава Бондаренко - блестящая биография достойная блестящего литератора.
«Его «Соловьи» высекали искры слез у Александра Твардовского и волновали сурового маршала Георгия Жукова. Поэт пел под канонады полевых орудий и под многотрудное чавканье кирзовых сапог. Другие литераторы срывались на пафосный речитатив. Поэт пел, как соловей, и написал отчасти и о себе:
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть ребята немного поспят…»
Так может рассказывать о своем герое только влюбленный в него автор. Книга Татьяны Дашкевич «Фатьянов» - признание в любви к Поэту и Человеку, песни которого – неотъемлемая часть души русского народа. Алексей Иванович Фатьянов, прожив всего сорок лет, воздвиг себе в русской песенной поэзии памятник нерукотворный. Он оставил нам более двадцати песен ставших национальным достоянием. Это и «Соловьи», и «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и «Когда весна придет, не знаю…» в бесподобном исполнении Николая Рыбникова и песни из фильма «Свадьба с приданым». Спасибо автору и издателям за Фатьянова и историю русской песни ХХ века!


Рецензии