Никола Пуссен. Вакханалия перед изваянием Пана
Значение творчества Николы Пуссена для истории живописи огромно. Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством Италии эпохи Возрождения. Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма.
Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции.
Сегодня мы рассмотрим одну из его картин .Вакханалия перед изваянием Пана.Около 1634-1635 г
Нам предстоит сравнить две картины Тициана и Пуссена.
Тициан.Вакханалия(http://www.proza.ru/2015/08/05/640)
Тициан изобразил настоящую природу человека, который является частью живого мира, который в этой картине не отличим ни от животных, ни от Богов.Это праздник жизни, ликующий образ бытия. Эта картина с веселящимися и предающимися различным удовольствиям людьми, полностью противоречила установившимся тогда аскетическим нормам церкви.
ВАКХАНАЛИЯ ПУССЕНА
Прежде,чем мы приступим к описанию картины,мы поближе познакомимся с героями которых изобразил художник.
Мы видим ,что молодые люди веселятся вокруг статуи ПАНА.Это греческий бог лесов, полей, мелкого рогатого скота и пастухов.
В ренессансной аллегории он олицетворяет РАСПУТСТВО; он прельстил нимф музыкой, которую исполнял на своей флейте; предание гласит, что он переспал со всеми менадами.
Это царство населено нимфами и пастухами, САТИРАМИ, МЕНАДАМИ, КЕНТАВРАМИ, здесь живут СИЛЕН и ПРИАП, и вместе с Паном все они образуют свиту ,БАХУСА. Именно от последнего Пан получил свои козлиные ноги. У Пана козлиное лицо с острыми ушами и рогами и, особенно в барочной живописи, грубыми деревенскими чертами, хотя в античности он часто изображался молодым и привлекательным.
Очень много различных легенд об этом божестве.По гомеровскому гимну, он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться.
Испуганная необычайной наружностью и характером ребёнка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса, видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем (греч. ;;;, «весь») великую радость.
Теперь посмотрим на самих танцующих. То,о чём повествует Пуссен,даже большее веселье,чем у Тициана.Персонажами Пуссена Являются не люди,а боги.
Это фавны,сирены, нимфы и сатиры, составившие в этом вечном лесу компанию Вакху иАриадне в их безудержном веселье. На картине Пуссена вы не найдете ничего реалистического, человеческого.
Пуссен творил в эпоху, когда Возрождение уже минуло, а с ним завершилась и человеческая вакханалия. Он живет во время, следующее за тициановской оргией, и своим творчеством оплакивает ее результаты-скуку и бездушие.
Пуссен - романтик классической мифологии. В ирреальном пространстве его картины перед нашими глазами проходит гармоничный кортеж божеств, отмеченных неисчерпаемым жизнелюбием: они пьют, но не напиваются, и сама вакханалия является для них не праздником, а обычной, нормальной жизнью. Очень удачно сказал об этом Мейер-Грэфе: "Вакханалия" Пуссена чужда крайностей. Она не является, как у Тициана, полднем распутства, она есть счастье, ставшее нормой.
В самом деле, здесь и ребенок с картины Тициана помещен справа, рядом с фавном и нимфой, восседающей на козле. Впрочем, у малыша тоже ножки козленка,- это миловидный сатиренок, сын козла и... прекрасное божество.
Картина создаёт настроение красивыми нарядами вакханок или менад,их стремительным радостным танцем.
Сравнивая эти две картины ,вы поймёте,что они написаны в разные эпохи и художники по разному представляли ВАКХАНАЛИИ.
Свидетельство о публикации №215080601210