Времена не выбирают...

Глава первая.  Орловская губерния, д. Легостаево. Сава.
 В Легостаево шел дождь. Было это весьма кстати. Год обещал быть урожайным, хлебным. Сбудутся многие чаяния сельчан. Не всех, конечно, Федоровым трудно даже в урожайный год прожить, много спят, много пьют. Детишек, мал мала меньше, по всей хате. Скотины никакой нет, совсем. И дождь им не в радость. Ну, и правильно, только грязь развезет, из дому не выйти. Голодно, холодно. А у Легостаевых  сытно. Тоже деток полно, но работящие, копеечка к копеечке живут. И скотины полно, лошадей, коров, свиней, птицы. Но, Федоровым не вырваться никак. Привычка, хуже натуры, держит. Труда много надо, чтобы подняться, обзавестись хорошим хозяйством. Но, всё что-то мешает. И остается только пить…
   Староста стал собирать народ на сходку. Важное дело требовалось решить всем миром. И не обидно чтобы никому, как всегда в таких случаях, жребий бросили. А случай был такой – одного парня в армию надо отдать. Отдать, что выбросить. Когда еще вернется, и вернется ли. От этого мужики сидят, потупившись, молчат, вдруг беда обойдет. Считают, почем проводы выйдут, и как без пары рук обходиться. А, вдруг обойдет стороной их семью кривая судьба? И вот, шапка  с жребиями  неспешно по кругу пошла. Нехотя мужики опускают руку, докуривают самосад и после глядят что там. С опаской глядят, другие не мешают, всем придется тащить, если прежде кто не нарушит мерный ход шапки по кругу. Кто уже испытал свою долю, тихо радуются, крестятся, от уважения к сельчанам  не шумят, смотрят, как дальше дело пойдет, кто вытянет тот жребий.
  А тот жребий выпал семье Легостаевых. Справная семья, справится и без солдатика, выстоит. Только бабы заголосили, заметушились, забегали по хозяйству. Старый Егор Легостаев долго молчит, прикидывает, курит и думает. Как ни крути, Саву посылать надо. По годам ему самый срок. Только больно не хочется. А, что тут поделаешь? Другой никто не пойдет, так и придется. Хотя, для другой семьи лишний рот в тягость, вон, как у Федоровых. Из них пусть и двое пойдут, ничего не изменится. Всё равно, что есть они, что нет, работы никакой, пьют, да спят. Надо идти, предложить, вдруг согласятся? И правда, идти пора, а там, как повезет.
  Федоровы выслушали и задумались. По их оживленным переглядам видно было, что их вариант устроил бы вполне, но боятся продешевить. Для многодетной голодной семьи отправка лишнего рта на казенный харч вполне чудесная перспектива. Вот, сколько содрать с этих  богатеньких Легостаевых.
  После длительных переговоров порешили, что от Федоровых пойдет в солдаты  Иван, за корову и лошадь. И деньгами пять рублей.На том и порешили.
  Сава, не желая быть должным семье, махнул на заработки. Ловко тогда набирали на строительство  железки, да на копи Азово-Черноморского общества.

Глава вторая.Имение Кременное. Кошевой Иона Арсеньевич.
  Куликовы давали балл. Приехавший из Самары поручик Кошевой был приглашен  другом к Куликовым. Был он молод и весел и походил на всех поручиков, у которых служба – как у медного котелка – вся впереди. Ехал он по назначению на Кавказ, да заехал к другу, имение которого было в пятнадцати верстах от Куликовых.
   На балу он и увидел Татьяну. Высокая и стройная девушка хорошего воспитания и образования пленила сердце молодого человека. А его рассказы о событиях на Кавказе пленили сердце девушки. Вальс, мазурка, полька и смелый офицер предложил:
-Поедемте со мной на Кавказ?
-Да вы в своем ли уме? Как можно?
-Утром я уеду, решайтесь, попа найдем сейчас же и обвенчаемся. Утром в путь.
-А родители как же? Какой конфуз будет…
-Мне ждать нельзя, поживи я, самую малость,  у вас в имении, батенька ваш заметил бы мои достоинства, но завтра, уж и лошади готовы,  ехать на службу надо непременно.  Решайтесь! Там-то одни черкесски басурманские, на ком же прикажете жениться?
 Так, слово за слово, уговорил Иона Кошевой  Татьяну Куликову выйти за него замуж. Друг помог  незаметно уехать из имения и обвенчаться в  церкви соседнего прихода.


Рецензии