Тевтонский орден под эгидой монархии Габсбургов

RLD

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

XVI и XVII века были отмечены двумя событиями, имевшими тяжелейшие последствия для всей, но в особенности для Центральной Европы - нашествия турок-османов и вызванная Реформацией волна религиозных войн, кульминацией которых явилась Тридцатилетняя война. К 1600 году из более чем двадцати бальяжей (провинций) Тевтонского (Немецкого) ордена на территории «Священной Римской Империи германской нации» верность католической вере сохранили только семь: Бизен, Кобленц, Лотарингия, Эльзас, Франкония, Австрия и Ан-дер-Этч (Альдо-Адидже в Южном Тироле).

Энергичному Верховному магистру эрцгерцогу Максимилиану Австрийскому удалось полностью реорганизовать эти семь бальяжей крайне ослабленного Тевтонского ордена. Был переработан устав, отныне гораздо большее внимание, чем прежде стало уделяться духовному окормлению паствы в орденских церковных приходах и всесторонней подготовке и обучению членов ордена. «Братья-рыцари» решали разнообразные задачи в ходе религиозных войн, а позднее - в ходе войн с турками. Правда, они все реже надевали орденское облачение, отличаясь от своих сослуживцев чаще всего лишь единственным знаком своей принадлежности к ордену - тевтонским лапчатым крестом на шее или крестообразной орденской звездой на груди. Комменды были реконструированы и превращены в мощные оборонительные комплексы, защищавшиеся рыцарями Ордена Пресвятой Девы Марии.

В соответствии с переработанным уставом Тевтонского ордена 1606 года каждому «брату-рыцарю» ордена Пресвятой Девы Марии вменялось в обязанность не менее трех лет нести пограничную службу в орденских замках (орденсбургах). На протяжении всего XVII и XVIII вв. значительная часть сил и средств Тевтонского ордена уходила на борьбу против турок в составе войск империи Габсбургов. Тевтонский орден ежегодно выставлял против турок воинские контингенты, численность которых колебалась от 500 до 1000 конных и пеших бойцов. В составе современной австрийской армии еще сегодня существует основанный в 1696 году 5-й венский пехотный полк «Гох-унд-Дейчмейстер» (Regiment Hoch-und-Deutschmeister), или просто «Дейчмейстер» (Regiment Deutschmeister), до самого падения монархии Габсбургов в 1918 года возглавлявшийся австрийскими принцами, носившими титул «Верховного и Германского магистра» Тевтонского ордена, офицерский состав которого столетиями комплектовался почти исключительно из тевтонских рыцарей. Даже полковая форма «дейчмейстеров» долгое время была традиционных цветов Тевтонского ордена - белого с черным.

Любопытный факт: после присоединения Австрии к гитлеровскому Третьему рейху в 1938 году и включения бывшей австрийской армии в состав германского вермахта именно в полку «Гох-унд-Дейчмейстер» произошел бунт, вследствие чего он был расформирован и под его названием создан новый. Этот новый полк «Гох-унд Дейчмейстер», разросшийся до размеров дивизии, был почти целиком истреблен под Сталинградом, однако его остаткам удалось вырваться из котла и послужить основой для формирования новой дивизии вермахта, закончившей войну в Курляндском «котле» весной 1945 года. После Сталинграда погоны солдат, унтер-офицерского состава и офицеров этой дивизии (Имперской Гренадерской дивизии «Гох-унд-Дейчмейстер», нем.: Reichs-Grenadier-Division Hoch-und-Deutschmeister) украшала специальная эмблема в форме креста Верховного магистра Тевтонского ордена в сочетании с наложенным на крест орлом Третьего Рейха.

Войска германского вермахта, сражавшиеся в Курляндии, также получили в качестве знаков отличия нарукавные ленты с черной каймой, черной надписью «Kurland»(«Курляндия») и гербовым щитом Тевтонского ордена с черным крестом на белом поле. Благодаря подобным фактам атрибутика тевтонских рыцарей - безо всякой вины с их стороны! - стала ассоциироваться у малоинформированной публики с германским национал-социализмом.

С окончанием войн против турок во второй половине XVIII века все большее значение в деятельности сохранившихся к тому времени рыцарских орденов стало играть решение чисто мирских задач. В Тевтонском ордене главный акцент также был перенесен на управление орденскими владениями, строительство новых замков, а по сути дела - пышных дворцов в стиле «барокко», отвечавших вкусам той блестящей эпохи сравнительно недолгого затишья перед новой бурей.

Комтурии превратились в находившиеся под образцовым управлениям имения или, если позволено будет употребить выражение более поздней эпохи - «культурные хозяйства». «Братья-священники» духовно окормляли свою паству и рачительно управляли орденскими храмами и приходами. А вот с когда-то образцовой орденской дисциплиной дело обстояло все хуже - начиная с середины XVIII века участились случаи немыслимого прежде одновременного членства в Тевтонском и Мальтийском ордене (и даже в масонских ложах, хотя членство в последних многократно запрещалось папским престолам правоверным католикам под угрозой отлучения от Церкви).

Эпоха наполеоновских войн привела к почти полному уничтожению Тевтонского ордена. Завоевав пол-Европы и ликвидировав после победы при Аустерлице в 1805 году «Священную Римскую Империю германской нации», император французов Наполеон I Бонапарт повсюду запретил духовно-рыцарские ордены, в том числе и Тевтонский орден, и передал конфискованные орденские владения под управление своих марионеток. С одной стороны это было концом существования Тевтонского ордена в его прежней форме. Эпоха его государственного суверенитета завершилась раз и навсегда.

Тевтонский орден сохранился, в виде мелких раздробленных владений, лишь на территории сильно урезанной монархии Габсбургов - Австрийской империи. Но в то же время французский завоеватель положил конец «эпохе троеверия» в истории Тевтонского ордена, силою вещей снова превратившегося в чисто католическую организацию (единственным исключением оказался маленький евангелический Утрехтский бальяж на территории Голландии, но и он не подчинялся уже не магистру-католику, а голландскому королю-протестанту).

На протяжении нескольких десятилетий Немецкий орден почти не пользовался влиянием и, самое главное, существовала большая неопределенность в отношении его правового статуса. Но самое главное - орденское братство сохранилось. После смерти правившего начиная с 1804 года Верховного магистра эрцгерцога Австрийского Антона Виктора в 1835 году не только был избран Гохмейстером его преемник, эрцгерцог Максимилиан Иосиф, но и произошла очередная реорганизация ордена, гланой идейной «движущей силой» которого стал «обновитель Тевтонского ордена» - католический священник брат Петер Риглер.

С 1809 года (и по сей день) резиденция ордена Приснодевы Марии находится в столице Австрии - Вене. В 1836 году Тевтонский орден насчитывал в своих рядах всего лишь 6 «братьев-рыцарей» и 15 «братьев-священников». Наконец, в 1839 году император Австрийский Франц и его знаменитый государственный канцлер Меттерних создали для ордена новую правовую основу, орден принял новый устав и в течение последующих 90 лет официально именовался «Тевтонский (Немецкий) Рыцарский орден (Дейчер Риттерорден)», хотя сокращенно его нередко по-прежнему называли просто «Тевтонским орденом». Он превратился, по сути дела, в династический орден Габсбургов. Согласно новому уставу, орденские братья обязались избирать верховными магистрами только принцев Габсбургского дома.

И действительно, с тех пор и до 1923 года Тевтонский рыцарский орден возглавляли эрцгерцоги Австрийские (принцы правящего Габсбургского императорского дома). С 1840 по 1894 гг. они носили титул «Гроссмейстеров» (Великих Магистров) - единственный короткий период за всю более чем 800-летнюю историю ордена, а с 1894 по 1923 гг. - снова «Гох-унд-Дейчмейстеров» (Верховных и германских магистров).

Для рыцарей Тевтонского рыцарского ордена под эгидой династии Габсбургов была введена особая орденская форма, напоминавшая военную. Она состояла из белого мундира с глухим черным воротником и черными обшлагами; надевавшегося поверх мундира белого супервеста с нашитым на груди черным лапчатым орденским крестом с серебряной каймой; белых брюк, заправленных в высокие черные лакированные сапоги с раструбами и с золотыми шпорами; надевавшегося поверх мундира белого плаща-пелерины с черным, окаймленным серебром, лапчатым орденским крестом на левом плече, скреплявшегося на груди золотой цепочкой; черной фетровой шляпы с черно-белой лентой и черно-белым плюмажем из страусовых перьев. На прошитом серебряной нитью черном поясе с серебряной пряжкой, украшенной тевтонским лапчатым крестом, висел меч с узким клинком, в черных кожаных ножнах, с черно-серебряным эфесом. Поверх мундира на черной шелковой ленте висел знак ордена - золотой, покрытый черной эмалью и окаймленный по краям серебром латинский лапчатый крест, увенчанный синим шлемом с золотой решеткой на забрале и пятью страусовыми перьями - 3 черными и 2 белыми. Звезда Тевтонского ордена, носившаяся слева на груди, представляла собой черный лапчатый латинский крест с серебряной каймой.

Гох-унд-Дейчмейстер носил форму, аналогичную рыцарской, но с геральдическим крестом, соответствующим его сану, на плаще, груди и шейной ленте. После Второй мировой войны ношение этой тевтонской орденской униформы (которую и без того после 1923 года носили все реже) окончательно вышло из употребления.

В период многочисленных реорганизаций под эгидой членов императорской семьи в составе Немецкого ордена была постепенно учреждена особая, так называемая «марианская линия» (названная так по упоминавшемуся нами выше одному из древних названий рыцарей Тевтонского ордена Девы Марии), задачей которой, как у мальтийцев и иоаннитов в данный период, стала организация добровольной санитарной службы (полевых лазаретов, санитарных колонн и госпитальных поездов).

Учрежденный Габсбургами в 1881 году особый «Марианский крест Тевтонского (Немецкого) ордена», почти ничем не отличаясь от обычного - черного с белой окантовкой и расширяющимися концами «тевтонского», имел в середине круглый белый медальон с красным крестом, окаймленный латинской надписью «ORDO TEUT. HUMANITATI» («Орден Тевтонского человеколюбия»). Еще одно отличие заключалось в том, что «марианский» тевтонский крест носился не на черной, а на белой шелковой ленте с черными полосками. В отличие от самого Тевтонского рыцарского ордена Габсбургов, остававшегося по своему составу строго католическим и не допускавшего в свои ряды «инославных», в «марианскую линию» был открыт доступ и протестантам.

В нее был принят в качестве почетного комтура даже германский Император Вильгельм II Гогенцоллерн (невзирая на то, что являлся прямым потомком «узурпатора» власти ордена над Пруссией - вероломного Гохмейстера Альбрехта фон Гогенцоллерн-Ансбаха!). Надо сказать, что кайзер Вильгельм II весьма гордился своей принадлежностью к Тевтонскому ордену. Будучи одновременно Державным протектором (покровителем) протестантской ветви другого - иоаннитского (Мальтийского) ордена (так называемого «Бранденбургского баллея рыцарского ордена госпиталя Святого Иоанна что в Иерусалиме»), Вильгельм II носил на шее совершенно уникальный, комбинированный знак своей принадлежности к обоим орденам - большой белый восьмиконечный иоаннитский (мальтийский) крест с золотыми одноглавыми прусскими орлами между лучами и с наложенным на него лапчатым черным, с серебряной каймой и красным крестом в круглом белом центральном медальоне, комтурским крестом "марианской линии" Тевтонского ордена на белой, с черными полосками, «марианской» ленте.

При Верховном магистре австрийских тевтонов эрцгерцоге Максимилиане Габсбурге, главным образом благодаря усилиям реформатора ордена Петера Риглера, брата-священника и профессора богословия, орден был - в очередной раз - подвергнут коренной трансформации. Так, в нем был воссоздан институт «орденских сестер». Орден по-прежнему принимал в «братья-рыцари» представителей благородных родов, но в него также вступало все больше студентов богословия, услужающих братьев и так называемых «сестер-аспиранток (соискательниц)».

Всего за несколько лет при ордене образовалась весьма современная и динамичная для того времени сестринская конгрегация. К 1900 году на территории Австро-Венгерской или, как тогда говорили, Дунайской, монархии Габсбургов насчитывалось более 1000 «сестер» Тевтонского ордена, несших свое служение в 70 орденских госпиталях, больницах, приютах, школах, детских садах и приходах, а кроме того - более 1000 рыцарей, фамилиаров и священников Тевтонского ордена, подобно иоаннитам, занятым главным образом санитарной службой в условиях как войны, так и мира.

После падения Австро-Венгерской монархии земельные владения ордена оказались разбросаны по шести новым государствам, поспешившим (за исключением Италии) их присвоить. Гохмейстер («Дейчмейстером» он себя уже не именовал в связи с неясностью вопроса, является ли Австрийская республика частью Германии или нет) эрцгерцог Ойген (Евгений) фон Габсбург преобразовал Тевтонский рыцарский орден в чисто духовный, или монашеский, орден, во главе которого с 1923 года, как уже говорилось выше, стоит католический священник. Последнее было связано с намерением не дать новым австрийским республиканским властям конфисковать имущество Ордена как - якобы! - часть имущества свергнутой династии Габсбургов. Институт братьев-рыцарей был ликвидирован, единственными членами ордена не священнического звания остались фамилиары, из числа которых Верховный магистр после Второй мировой войны назначает «почетных рыцарей» («рыцарей чести»).

Здесь конец и Господу нашему слава!

    


Рецензии