Консерватизм, либерализм, крайности и вера

Последние несколько дней размышлял о #консерватизме и #либерализме... или точнее сказать о том, занимая какую из этих двух крайних позиций легче потерять веру и вообще уйти из церкви...

Начну с либерализма, как более близкой мне позиции. Это позиция более интеллектуальная чем чувственная. Присуща она, обычно, людям которые не боятся задавать вопросы и искать на них ответы. Сторонники либерализма стоят на засадах развития церкви в ногу со временем (во всех служениях и направлениях), они не боятся женского рукоположения, рок музыки, отмена дресс-кода и прочих моментов, которые так дороги или так ужасны для традиционалистов.

Легко ли потерять веру и уйти из церкви будучи либералом? На вопрос легко ли? ответить как раз тяжело, а вот возможно ли - однозначно - да. Ярким примером такого отпадения будет (думаю достаточно молчать о том, что знаю) наш брат Алексей. Да, тот самый Алексей Комлев, что многим из нас не безызвестный, ведь он много сделал для просвещения братьев и сестер, а также для борьбы с узколобостью. Что с ним случилось? Он оставил церковь и ушел к товарищам католикам... и путь его ухода лежал как раз через либерализм. Что будет с ним дальше и как сложится или сложилась его жизнь... не знаю...

Теперь немного о консерватизме, который мне тоже не безызвестен, ведь сам я по юношеству был "махровым" консерватором. Но разговор не о мне, а о консерватизму как мировоззрении. Итак консерватизм по своей сути присущ потомственным адвентистам и новообращенным, которые еще ничего другого не знают. По мнению консерваторов, именно их позиция защищает и ограждает церковь от разрушения, ведь они твердо стоят на наших старо-дедовских (советских) традициях. Они верят, что любое развитие или изменение может быть пагубным, потому лучше не начинать и не участвовать в нем вовсе.

Теперь к злободневному вопросу. Легко ли потерять веру и уйти из церкви будучи консерватором? На вопрос легко ли? ответить снова тяжело, много зависит от самого человека, а вот возможно ли - однозначно - да. Может не таким ярким, но примером будет Евгений, мой сотрудник с работы. Человек который еще несколько лет назад был адвентистом и более того успешным пресвитером (когда переехав в прошлом году в Умань я о нем расспрашивал, то слышал в большинстве лишь положительные отклики и искреннее недоумение почему он ушел). Но он ушел. И ушел, как я это вижу, из за своего крайне консервативного мировоззрения, которое натолкнувшись на лукавство со стороны руководства, их расхождения в словах и действиях которое пошатнуло его. Позже он столкнулся с честным изложение нашей истории (в частности с книгой о Конради) и был шокирован тем, как это отличается от "глянцевого" изложение которое нам обычно предлагают... Еще он пытался стоять за исполнение нашего "канонического права" (церковного руководства), которое должно быть одним для всех, а не вариироваться в зависимости от ранга и связей... после сего было еще несколько моментов которые оттолкнули его от церкви и он ушел. Стал ли он плохим человеком? Отнюдь. В нашем производственном цеху, он самый честный, искренний и отзывчивый человек. И смотря на него меня мучит обида, что он ушел...

Теперь как бы нужно делать выводы... а делать их тяжело, потому как обе позиции ведут в одном направлении... И в этом случаи хотелось бы сказать, что есть какой-то серединный путь, что можно стать человеком середины и это будет залогом зашиты от падений... но я этого не скажу... потому как не знаю.

Скажу лишь за себя. В свое время был я "махровым" консервой, что послужило моему отпадению от церкви в свое время... и более году исканий, исканий себя и своей веры... но позже я вернулся в церковь уже будучи иным, менее "махровым", но все еще консерватором. Мое возвращение послужило толчком, к поступлению а семинарию, а позже к выходу на пасторское служение. Именно здесь меня и поджидало второе разочарование и последующий уход со служения. Многие спрашивали, почему при этом я не ушел из церкви? Думая ответ в том, что у меня была, тогда уже, либеральная прививка от веры в людей, веры в помазанных-лидеров, разочаровавшись в которых многие уходят. И когда сегодня, мой сотрудник Евгений дает мне книгу о Конради со своими пометками в ожидании, что я прозрею и разочаруюсь... разочаровывается в итоге он, потому как я читая книгу не ведусь на это и снова меня спасает прививка либерализма. И на этом можно было бы закончить воспев либерализм который я люблю:) Но это было бы немного не честно. Ведь у меня есть и прививка консерватизма, которая не единожды меня выручала. Вот к примеру есть у меня книга "Канон нового завета", я ее изучил, проанализировал (активно цитируя и сюда, в свой паблик) поняв как возник тот НЗ который мы знаем и при этом не утратил веры в богодухновенность Писания и не начал подобно нескольким моим знакомым воспевать традицию и церковь и тяготеть к православию.

В общем писать можно было бы еще много... но думаю, что пора остановится. Если у вас есть мысли по этому поводу, то присоединяйтесь в комментариях. Буду раз видеть и ваши мнения.


Рецензии