Колдовство рассказ Галина Слинько

  «Детонька моя!... Ох! Что же с тобою сделали?» В проеме открытых мною дверей стояла маленькая старушка, довольно легко одетая. Ноябрь. Зима пришла рано. На улице метель.
 - Проходите. Сейчас я что-нибудь соберу. (В те теперь далекие семидесятые годы много было людей обездоленных, которые ходили по квартирам и домам, прося милостыню). «Подобрать надо что-то такое, чтобы подошло и согрело эту старенькую женщину!, - думала я.
Она остановила мои мысли, тронув меня за плечо, глядя, как я с трудом передвигаюсь (у меня был левосторонний паралич после вторых родов) Старушка начала говорить быстро, как  бы скороговоркой:
«Землю с могил брали, под двери тебе бросали, хотели и тебя, и дитя твоё жизни лишить». – «И откуда она знает о сыне? - подумалось мне. Да мало ли?. Город-то небольшой».
Старушка, горестно вздохнув, продолжала: «Делал всё это тебе хорошо знакомый человек, но об этом не думай. Жить с этим она не сможет. Приедет просить прощения».
 – «Простите меня, но не верю я в это, бабушка. Пойдемте, я покормлю вас обедом». - еле-еле складывая слова, непослушными губами  проговорила я. Пройдя на кухню, старушка подошла к окну. Отрешенно глядя куда-то вдаль, полуприкрыв глаза, что-то невнятно шептала, похоже, молитву. По ее морщинистым щекам чистые, как первая капель, текли слезы, смахнув их и перекрестившись, она спросила: -Дочка, ты крещеная?
- Да!
– Вот и Слава Богу! Присев за стол, покушала совсем немножко, мне показалось, что и не ела она вовсе. Перекрестив меня, старушка ушла.
Сегодня ровно 20 дней после родов, мой мальчик как будто чувствует мое безразличное отношение ко всему. Очень редко подает сигналы своего присутствия. Что за чувство владеет мной?. Ничто не мило. Никого не жаль. Все бесполезно. И одни и те же мысли, как сверло, крошат мозг, день и ночь, много дней подряд. «Надо умереть! Все бессмысленно! Ничего не надо. Надо умереть».
Перед закатом солнца  в дверь звонят, очень настойчиво. Открываю. На пороге две цыганки. Не успела я и рта открыть, та, что постарше, властным голосом, разговаривая по - цыгански со своей спутницей, раздевается на ходу. Вторая обходит меня со всех сторон, смотрит пристально. Затем та, что постарше, обращаясь ко мне, говорит: «Дочка, подай чистый платок и яйцо. Я помогу тебе!»
Молча, как робот, я подчиняюсь ее властному голосу.  Положив платок на голову, что-то говорят, говорят, гул всяких непонятных слов уносит меня в небытие. Очнулась, сижу в кресле в зале. Никаких мыслей. Но откуда-то непонятное, давно покинувшее меня чувство   веселости появилось где-то глубоко внутри. Сын лежит на диване, спит под теплым одеяльцем. Что это опять со мною? В зал входит молодая цыганка с бокалом чая и горстью конфет в руке. «О! Да ты любишь поспать, красавица!- весело заговорила она, - ручку-то не забудь позолотить. Мне идти надо!». Цыганка подходит к сыну,- «Спит, что твой туз козырный!» - она, легонько похлопав сына, поправляет одеяльце. - Хорош! Как барон раскинулся!   Сильным будет, не только тебе, многим помогать будет».- «Откуда вам цыганам, будущее можно знать?.  Не понимаю я вас».
 Цыганка засмеялась и ответила: - «Не понимаешь, потому что нет в тебе цыганской крови. Я зря болтать не буду!». С трудом поднявшись, достаю цветочную вазу из шкафа, высыпаю на стол деньги. Цыганка, подставив передник, быстренько смела в него содержимое вазы.
- А вы что пели здесь? Мне слышалось пение! Цыганка улыбнулась и, сверкнув чёрными, как зрелые маслины, очами, сказала: « Хорошо, что слышалось! Это я сына твоего баюкала. А ты ни о чём не жалей. Всегда у тебя будет достаток. Завидуют тебе, и зло из зависти сделали. А зависть - это камень, кто кидает, к тому    возвратиться и душу того погубит». Цыганка ушла. Пришла медсестра, на вечерние процедуры.   «Алина, вы намного лучше сегодня выглядите, у вас глаза другие,   более оживленные, и румянец возвращается. Слава Богу!»- И всем лекарям,- пытаюсь продолжить я разговор.- « И лекарям,- радостно подхватывает медсестра. Мы ведь привыкли тебя видеть всегда радостной, улыбающейся. Слава Богу, что у тебя хоть появилось желание говорить. А то и супруг ваш, как тень ходит, все твердит, если Алина умрет, я тоже. Я ведь с ним родом из одной деревни. Жалко вас. Стихи то он ещё сочиняет?» - Редко, лишь по случаю. Любит  Михаила Лермонтова, называет его стихи  пророческими. - Да ему бы надо было не физмат да строительный заканчивать, а филологический или журналистский факультет».
 Посижу я с вами, пока он придет. Медсестра удобно расположилась в мягком кресле.
 - Посидите.
Медленно, но верно я стала приходить в норму, приняла все положенное лечение. Сын подрос. Вместо двухкомнатной получили новую большущую квартиру. Иногда мысли возвращали меня в прошлое. К тому разговору со  странной старушкой, она говорила о какой-то земле с кладбища. Вспоминаю: за неделю до того, как мне попасть в роддом, в семь утра раздался звонок в дверь, я уже поднялась и поспешила посмотреть, кто так рано может звонить. Открыв дверь, я увидела в дальнем маленьком коридорчике согнутую женщину, как будто ищущую что-то на полу. Я окликнула её, но та не разогнулась и ничего не ответила.
Возле нашей двери был насыпан холмик красной глины. На улице середина ноября, откуда взялась глина?- подумала я, и хотела тут же вернуться убрать её, но что-то отвлекло меня. На время я забыла о глине. Муж ушёл на работу.
 А через несколько минут в коридоре послышался шум. Это моя соседка напротив подметала пол и такими красочными выражениями посыпала всех и вся за рассыпанную землю. Она относилась к тем людям, у которых как-то складно сочетались хорошие слова и матерная брань. Невозможно было сердиться на неё, а напротив, все смеялись и удивлялись её умению к таким, казалось, несовместимым словосочетаниям. Так можно смеяться над шутками только очень хорошего юмориста. В тот день соседку увезла «скорая» с сильнейшим сердечным приступом. Старушка говорила, что не я наступила на ту землю, хоть мне она и предназначалась. Кто  же наступил? Прошло больше года. Никто не приходил с просьбой о прощении. Странно всё. Надо бы забыть и никогда не вспоминать о тех тяжелых днях.
В семье все замечательно. Старшая дочь пошла в первый класс, сыну уже два года. Вдруг как-то резко заболел муж, десять дней в поисках правильного диагноза, который так и не был установлен. Заключение врачебной комиссии: «Менингоэнцефалит! ( да и тот под вопросом). Где- то я читала, что этой страшной болезнью заболевают, когда нет покоя в душе и слишком давит чувство вины. Нужно покаяние.
Апрель, все воскресает к жизни. В день Святой Пасхи  в возрасте 33-х лет муж уходит из жизни, в окружении лучших врачей, беспомощно разводящих руками. Подходя ко мне, они говорят: «Мы сделали все, что могли». Я машинально киваю в ответ. С удивлением смотрю на них, сразу как - то успокоившихся. Создавалось впечатление, что именно ожидание смерти лишало их этого спокойствия. А смерть в очередной раз показала свою власть над людьми. Удерживать себя в рамках помогает мысль о том, что тело лишь на короткий, временный промежуток, является приютом, для души. И как птенец, проклевывает вдруг обветшавшую скорлупку, спешит поскорее выбраться на свет, так и душа старается покинуть утомленное болезнью тело.
Любой конец-это одновременно начало. Жизнь бесконечна! Рядом, не отходя, возле меня стояла жена старшего брата мужа, Тамара, все время твердившая как заклинание:  «Ты сильная, способная, ты любишь жизнь. Ты справишься! Всё будет хорошо!» Дома, на журнальном столике, томик Лермонтова. Открываю на закладке, оставленной мужем.  «Конец! Как звучно это слово.
                Как много - мало мыслей в нём
                Последний стон и все готово
                Без дальних справок, а потом?».
Говорят, что человек чувствует приближение своей смерти. Наверное, это правда.
Что впереди? Пустота обволакивает. Как дальше жить? Мне 29 лет, двое детей.
Свекровь - очень сильная женщина. Люблю её за неистребимый оптимизм и великое жизнелюбие. Столько горя пережить за свои семьдесят три года!.Оставаться непокоренной в этой бренной жизни. Может быть, её сила от того, что она родилась в Сибири, в Биробиджане, у неё какое-то своё, особое восприятие жизни. «Поживу у тебя, Алечка, до сорока дней!»- голосом, не терпящим возражения, заявляет она.- «Хорошо. Живите, сколько захотите».
Каждый день я слышу от неё всё новые и новые рассказы. О трудностях, выпавших на её жизнь, о жизни родных и чужих для меня людей. Дни летят.
Вот и сорок дней со дня смерти мужа.
К моему глубокому удивлению и радости ко мне приезжает моя дорогая подружка Яна. Разделить со мною горечь утраты. Два года назад после рождения своей дочери (не имея мужа), Яна вдруг как-то неожиданно уехала в красивый город на берегу теплого моря. Имея хорошую профессию, она неплохо устроилась.
 Приехать в такой нелегкий момент моей жизни!. Моей радости не было предела. Мы с нею дружно и быстро приготовили обед. Всех собравшихся на поминки накормили, напоили. Перемыли посуду.
-Я жажду услышать твой рассказ, Яна. Как ты устроилась, как живешь? Как дочь? Они ведь ровесники с моим сыном.
Яна вдруг засобиралась. Свекровь смотрит на нас с каким-то отчужденным видом, никак не участвуя в нашем разговоре. Вообще с той минуты, как Яна переступила порог квартиры, свекровь не проронила и слова, занималась лишь с внуками. Я не стала придавать этому большого значения, думая, что ее поведение связано с днем памяти сына.
-Проводи меня Алина у меня обратный билет на самолет, я сегодня же в ночь улетаю обратно, в понедельник на работу!- говорит Яна. Попрощавшись, она быстро спускается по лестнице. Выйдя на улицу, я с недоумением, говорю ей:
 - Я даже в дорогу ничего не собрала тебе, подожди я сейчас быстро, не пойму  вообще, что за спешка?
-Яна схватила меня за руки.
 -Аля, прошу, ничего не надо, не суетись. Тогда, объяснись: что-то не так? Проделать пятичасовой путь самолетом, затем четыре часа на автобусе, чтобы побыть три часа у меня, не повидав даже своей матери, которая живет в двадцати верстах. Что за жертвы? Наверное, я чего-то не понимаю?
-Я за этим и прилетела, чтобы объясниться. Глубоко вздохнув, Яна взяла мои руки в свои. Глядя куда-то мимо меня, стала просить прощения как- то напряженно и быстро, как будто боялась, что кто-то помешает  и она не успеет всего сказать:
 -Пожалуйста! Прости меня, ты, наверное, ревновала меня к своему мужу, но его теперь нет. Все ушло. Ты только прости меня, мне так плохо! Прости! Прошу тебя!
 Отпустила мои руки.
 –За что простить, Яна?
 - За все плохое!
- Она резко повернулась и почти побежала на автобусную остановку, оставив меня в недоумении. Догонять я ее не стала. Свекровь на мой растерянный рассказ о внезапном отъезде Яны сказала слова Иисуса Христа: - «Терпением вашим спасайте души ваши».
Иногда её невозможно понять: то она безжалостная жена мужа-коммуниста, то жалостливая бабушка, то философ высшей пробы с изречением Иисуса. На следующий день свекровь засобиралась домой в село, к своим многочисленным внучатам. Уходя, дала наказ: «Воспитывай хорошо своих детей, это лучшее из всех дел и самое прекрасное для каждой женщины и матери. Всего выше должна стоять нравственность. Всегда!!!» Получив установку от свекрови, осталась я со своими малышами в большой, почти пустой квартире.
Но тот давний разговор со старушкой вспомнила лишь несколькими днями позже.
«Вот и приехал просить   прощения хорошо знакомый мне человек».- Да с детства знакомый.
-Господи! Да как  же она могла? Я ведь ей доверяла, больше, чем себе. Если все это во имя любви, то зачем же таким грязным, колдовским путем?.
Мне вдруг стало очень страшно. Воспоминания принесли лишь горечь и досаду. За одиннадцать лет совместной жизни мы с мужем всего два раза поссорились и оба раза из-за Яны. И каждый раз он обвинял меня, говоря: «Это же ты ее привечаешь, твою «бедненькую» подругу!» Тут же попросит прощения: - «Не переживай. Жить я буду только в своей семье и люблю только тебя!».   Как мало надо, чтобы успокоить женщину. Всего пара фраз, сказанных с участием. Чувство вины сбрасывалось на меня. Я не могла ревновать, было лишь чувство жалости, сожаления и досады. Думать плохо ни о муже, ни о Яне я просто не желала. Неужели Яна и вправду верит в то, что любовь можно удержать, идя таким страшным путем? Вот уж поистине говорят: «Лучше принять золото поддельное, чем друга поддельного. Ведь нет врага страшнее того, кто притворяется другом. Любовь нельзя, нельзя удерживать, она витает над землею и окутывает своим нежным облаком тех, кто любит. От одного грубого слова она растворяется, как дымка. Поэтому с человеком, над которым есть это нежное облачко любви, так легко находиться рядом. Любовь- защита от всех невзгод. Там, где ложь, обман, можно создать только одну видимость, иллюзию любви.
Близкие все видели и знали. Оберегали меня, как выразилась позже моя мама, потому что любили. Свекровь, да еще одна моя замечательная приятельница, врач, говорили иногда все открытым текстом. Я слушать ничего не желала, доверяя и мужу, и подруге. Вероятно, судя по себе. - Если у них что-нибудь серьезное возникло, муж не слабого десятка, всё скажет сам,- так думала я тогда.
И вот запоздалое прощение, что оно может изменить для меня?. Моё видение мира? Вряд ли. Моё отношение к людям? К семье, к друзьям? Не знаю. Возможно. Было ли всё это колдовское наваждение одной из причин смерти мужа?  Не знаю. Знаю, что существуют тёмные страшные силы, но как  же неосмотрительно связывать себя с ними. Неужели не жаль столь короткую жизнь разменивать на эту грязь, чтобы потом соскребать с себя всю эту шелуху. Жизни ведь не хватит. Как- то спросила у батюшки про могильную землю, что делать в таких случаях, когда человек, помутившись, идёт на сговор с нечистью? Он ответил словами Иисуса Христа: «По вере вашей дастся вам». Надо просто взять святую воду, окропить то, что вам подсыпали или подложили, веником на совок и вынести прочь. Не допускайте в свою душу страх и помните, что Господь всевидящий всегда охранит вас от зла. Не теряйте веру в него и сами не творите зла – это главное. Прошло почти тридцать лет.
 С Яной мы не встречались. Конечно, знали друг о друге все, через своих сельских родственников. Дочь моя волей судьбы вышла замуж за сибиряка.
Уехала на родину своей бабушки-сибирячки, которая всем сердцем любила свою зеленоокую Сибирь. Как-то, приехав в отпуск, она меня просит рассказать об отце.
-Что ты хочешь услышать?
– Мама, все!. Хотя нет, сначала я тебе кое-что расскажу. Это несколько невероятно прозвучит. Я знаю, как ты относишься к подобным вещам. Помнишь мою давнюю подругу Варвару?
- О, да, приятная женщина.
-Так вот, ее муж очень любит женщин. Она ведет запись всех  его пассий. Всё  бы ничего, а тут, похоже, его одна шибко ушлая бабенка подцепила. Варвара в волнении. Записалась к ясновидящей. Уговорила меня сопровождать её. А у меня твое непробиваемое воспитание в этом плане. Думаю, вот и случай проучить её, чтобы не бегала к ясновидящим в третьем и седьмом поколении. Ведь это обыкновенные вымогатели денег. Приходим, я первая положила фото папы на стол. Прошу: «Расскажите, с кем и где мой муж сейчас?» Женщина пристально смотрит на фото. Я, почти ликуя, смотрю на свою Варвару. А ясновидящая, не поднимая головы от фотографии, говорит: «Это не твой муж. Но твой отец, он очень давно умер, тебе было неполных восемь лет. Но я тебе могу сказать то, о чём тебе неизвестно. Хочешь?»
-Хорошо, раз мы у вас по поводу измен, тогда скажите, был ли сей грех за моим отцом? (Мама, я же на сто процентов была уверена, что не было!)
А она отвечает:
- Был!. Но не по его воле.
- Надо же? Что и так бывает?
- возмущенно спрашиваю я.
-Бывает, - спокойно отвечает ясновидящая.
- Сестра у тебя есть. Встречи с нею не ищи.
Ворованное семя редко приносит добро и тепло в этот мир. Любовь исключена.
-Мама, что молчишь? Ты сделала для нас из папы  идеал мужчины. А он далеко не свят был?
- Ох, дочь, как же мне надоели все эти мистические штучки.
- Ну, дак, ясный перец.  Мама, всё правда?.
- Да.
-  Ну, ты у нас идеалистка романтического толка.
Скажи:, тебе, так спокойней живется?
- Нет, доченька, уютней, я бы так сказала. Пусть каждый сам отвечает за свой грех.
-Ну, а как твоя дорогая Яна поживает?
- Ты знаешь, все хорошо, только муж часто пьет да избивает ее. Должно быть, очень больной человек. Прости его, Господи!.
- Её сестра мне об этом рассказывала.
-Мама, может, поплачем ещё?.
- Доченька, перестань. Нехорошо.
-  Да что ты, мама! Да за её черные дела где-нибудь в Х11 веке её сожгли бы на костре и пепел по ветру развеяли.А тебе её жалко. -Пусть Бог ее простит.
- Ладно, пусть прощает, если ты просишь.
-Знаешь, доченька, в этом году летом мы ведь с нею случайно повстречались, на вокзале. Какая же она страшненькая на обличие-то стала. Господи, помилуй! А ведь симпатичная была когда-то. А тут вижу, идет женщина, походка тяжелая, шаркающая, лицо серо-воскового цвета, щеки впалые, нос почти до подбородка достает. Голос совсем не её, а может, она курит ? На старости лет все мы, конечно, не красавицы. Все больше как-то на обезьянок становимся похожие. Одни добрые. Другие не очень. Мало старушек да старичков с благообразными лицами попадается. Наверное, это от того, что не о душе своей печемся, а все о мирском. Я даже и не узнала ее тогда. Она меня окликнула. Приезжала навестить свою родню. Говорят, что Господь при рождении кладет свою печать каждому на ладонь. А прожитая, плохо или хорошо, жизнь ставит свою печать еще и на лицо человека. Помнишь, когда умерла ваша бабушка Анастасия, лежит во гробу, что ангел. Вся беленькая, улыбается, а детки со всей округи сбежались, стоят стайкой и, горько плача, причитают: «Наша Белоснежка, наша нянечка сегодня улетает на небо».  Дали же ей такое милое имя «Белоснежка». А ей ведь было 93 года, и до последних дней она всех детей в округе помогала поднимать. Нянчилась с ними. Садик далеко. Зима. Холодно. Так все у них в доме отсиживались. Так что жизнь ставит точные штампы.
-Вот и твоя дражайшая Яна получила свой штамп, пусть ходит как учебное пособие да людей предупреждает, что делать зло- это очень плохо. Все мы пособия друг для друга, каждый предпочитает учиться на своей поломанной жизни, а жаль.
Жизнь коротка. Главное- не надо ничего бояться, всегда помнить, что все мы частичка Вселенной. Осознав это, мы будем жить в гармонии  и создавать вокруг себя радостный, любящий мир. ...Бог есть Вселенская Любовь, всегда защитит нас от всего плохого. Надо верить только в добро и, не переставая, творить добро. Тогда зло не сможет приблизиться к нам.
-Мама, как хорошо с тобою. Порой ты напоминаешь мне маленькую девочку, правда, почему-то очень рано поседевшую, которая так и не успела, или не захотела повзрослеть.
-И что мне с тобою делать?»
 - Ничего не надо делать. Все превосходно! Молиться надо бы, чтобы Господь не оставил. И Светом своего сияния защитил нас от всякого зла, колдовства и от лукавых людей!». И за своего отца молись, чтобы Господь простил его невольные грехи.
- Как скажешь, мама. Надо, значит, будем молиться.






             


Рецензии