Господин Ваучер. Реквием ограбленной Стране

Историко-политический  обзор как Россиян лишили национального достояния, а также по сути дела и государственности (государственной политики и социальных обязательств).

23 года тому  назад Борис Ельцин подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
Есть разночтения по поводу даты судьбоносного указа. Уточним: автограф на документе Ельцин поставил 14 августа, а спустя неделю, 21-го, он вступил в силу. Кто ж тогда знал, что с этого указа начнется процесс разграбления и геноцида для  населения новой демократической России ... .
/Фото документы
ПО ДВЕ «ВОЛГИ» В РУКИ! ИЛИ ШИШЬ С МАСЛОМ!!!
Наше поколение хорошо помнит то время. Нам говорили, что россияне, наконец, станут собственниками. На деле, а не на словах, как при коммунистах. Для этого всю общенародную госсобственность новая демократическая власть оценила. И поделила между всеми жителями от мала до велика. На гражданина РФ пришлось по 10 тысяч тогдашних рублей. Однако вместо денег каждому вручили красивую хрустящую бумажку на эту сумму, с отрезным купоном, отчётом, то бишь, что Иванов И.И. свою толику общероссийской собственности получил. Бумажку сею назвали  «Приватизационным чеком»,  названным его лоббистами на польский манер ваучером. Не бесплатно выдали, между прочим. За ваучер пришлось платить 25 рубликов. Мелочь, конечно, на фоне десяти тысяч. Но в масштабах страны…
А чтобы бестолковому народишку понятно было, какое счастье ему привалило на халяву от реформаторов, младой рыночный гений Чубайс заявил: ваучер, де, стоит две «Волги»! Знал, хитрец, на что бить. «Волга» была мечтой советского человека. На них в СССР обычно начальники ездили или крупные хозяйственники.
Нашей семье,  аж ШЕСТЬ!!! новых «Волг» досталось. Спасибо «благодетелю»  Чубайсу!
Но автомобилями долю общенародную не выдавали, увы. Даже захудалыми «Москвичами».
Ваучеры те, надо было выгодно вложить куда-нибудь, чтобы получить долю с фабрик, заводов, газет, пароходов и жить припеваючи. И стали мы думать, гадать, как бы обернуть эти чеки в реальные ценности. За годы нашего пребывания в Средней Азии, защищали так сказать форпост от супостата,  на родине многое поменялось.  Сама страна другой стала. И строй общественный сменился.  Пытались со знакомыми посоветоваться, что здесь неотлучно жили. Но те сами ломали головы, что делать с ваучерами. 
Все были в полном раздрае. А время поджимало. Не вложишь ваучер  -  гикнется.
В конце концов отдал семейную часть общенародной собственности в государственный  фонд «Санкт-Петербургской приватизационной Компании». Его начальник (фамилию запамятовал) такие горы золотые обещал, Чубайс в подметки не годился. Тем более, отделения этого фонда находились практически во всех отделениях «Почты России», в секциях где выдавали пенсии и пособия. Думали мы тогда так, не будем гнаться за большим кушем, всё же фонд государственный, тем более Правительства Санкт-Петербурга. Нашей долей в государственной собственности будут заниматься лучшие экономисты страны и города. Наши вложения пойдут на развития инфраструктуры города (транспорта, торговли, гостиниц, государственного сектора экономики). Пусть не миллионы, но доход будет постоянный-ежегодный и пожизненный и нам и детям нашим, не хуже чем по книжкам «сбербанка» и «трёх процентным облигациям». И обесценивание денег, как при «павловской»  реформе не грозит.  А какая печать Правительства Санкт-Петербурга стояла  на полученном нами семейном «Сертификате»!
Но! Ни акционерами городского транспорта, ни акционерами крупнейших промышленных предприятий Ленинграда мы так и не стали (откуда-то,  как черти из табакерки выскочили олигархи со свеженапечатанными акциями за ваучеры) . Государственная торговля и гостиничная сфера испарились и на смену пришёл (откуда не возьмись)  частный капитал, по такому же принципу. Ну а сам фонд вместе с губернаторской чехардой столичных варягов просто испарился.
Сегодня был, а завтра не стало. И «Почта России» оказалась не «в курсе». Всё что осталось,  это «Сертификат» на память и контактный телефон.
Если Вы подумаете, что надо было отдать/вложить  ваучер в недра, то Вы тоже заблуждаетесь. Мои родственники «вложили» пять «чубайсиков» в акцию «Газпрома». В первый год пришло официальное письмо, что доходность составила двадцать с лишним рублей,  и что де мол совет директоров принял решение дивиденды не выдавать, а инвестировать их в будущий год. Потом ещё раз такая же отписка и всё…….  Акция с тех пор хранится как реликвия, так как  из-за юридических хитросплетений она превратилась просто в красивую бумажку. Ведь где столица с её «эффективными» менеджерами, юристами и охраной этих выросших компаний, а где мы.   
А сосед дачный, Серёга, на бутылку водки свой ваучер променял. Он в экономике кумекал. При Брежневе в заготконторе «Союзпотребкооперация» работал..
Так значится,  у подавляющего большинства россиян полученные акции и сертификаты  вместе  «Городскими, Государственными  компаниями-корпорациями-фондами» пропали. С нашими кровными «безналичными» тысячами и тоннами ваучеров и акций. Как пропала и масса других чековых инвестиционных контор, фондов с громкими названиями, клявшихся гражданам превратить их ваучеры в золотой дождь.
Мы с уважением думали о таких,  как Серёга. Бывший торгаш,  хоть бутылку получил. А мы все остались на бобах,  да еще с убытком. Как и практически все соотечественники.
Понимаем теперь: наши ваучеры вместе с миллионами других, собранных  лукавыми «Гермесами», «Петровскими», «Санкт-Петербургами»,  скупленных за водку, сахар, курицу  и  копейки у доверчивых граждан, попали в багажники «Жигулей» и всплыли на аукционах по скупке акций других гигантов советской индустрии, построенных усилиями всего народа. И концов наших ваучеров уже не найти. Они оказались странным образом у  новых хозяев жизни типа Кахи Бендукидзе (царство ему небесное, и деньги не помогли), пересевших вскоре с «Жигулей» на «Мерседесы»  и персональные самолеты. (По легенде, Бендукидзе привез 130 тысяч ваучеров на аукцион по продаже акций «Уралмаша» именно в «Жигулях») . (Говорят, поднялись на ваучерах и другие будущие олигархи  – Дерипаска, Фридман, Богданов,  Потанин. Вся та золотая тысяча….,  ну вот видите и Вы их знаете.  Знали ребята, когда и куда вложить мешки обезличенных приватизационных чеков!)

Но  как?  Как честное демократическое  руководство страны смогло обвести всех нас вокруг пальца? Сами власти, отцы приватизации позже пеняли таким, как мы, бедолагам: мол, сами виноваты, оказались неэффективными менеджерами, упустили золотых рыбок из рук. И «Волги» свои упустили….

ДАЕШЬ СРОЧНУЮ ПРИВАТИЗАЦИЮ!
И лишь недавно,  один из «уважаемых»  экономистов, который хорошо знал либерально-реформаторскую кухню, толково объяснил бестолковому населению, почему мы со своими ваучерами остались у разбитого корыта.
Цитата Илларионова:
- Мало кто уже помнит, знает, но в 1991-м Верховный Совет России, Съезд народных депутатов приняли закон  «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». Действительно, был такой закон. По нему каждый гражданин России должен был получить именной приватизационный счёт, на который  зачислялись денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам!)  Инициатором и одним из  авторов закона был Петр Сергеевич Филиппов, председатель подкомитета по приватизации в Верховном совете РФ. Когда Чубайса поставили на приватизацию в правительстве, между ним и Филипповым начались жесткие споры. В конце концов в этой борьбе Чубайс «съел» своего коллегу и соратника по питерскому клубу «Перестройка».
На  наш взгляд, с точки зрения инженеров, с именными счетами Филиппова приватизация в России проходила бы медленнее, но справедливее. И дала бы возможность многим людям принять участие в процессе при понимании ими того, что они делают. Ваучеры, акции, инвестиционные фонды  -  все это было новое, непонятное для подавляющего большинства народа, вышедшего из СССР. Требовались  усилия и время, чтобы  разобраться, что к чему. Однако новая власть выбрала тактику кавалерийского наскока: быстрей, быстрей! Чтобы никто не успел опомниться и понять, что происходит. Ускоренная приватизация оказалась для этого идеальным вариантом.
«Съев» Филиппова, Чубайс изящно провернул позже операцию по замене уже  узаконенных именных счетов безымянными ваучерами. Дождался августа 1992-го, когда депутаты ушли на каникулы. И  Ельцин подписал указ о ваучерах.
- В чем смысл операции?
- Тогда, согласно чрезвычайным полномочиям, данным Съездом президенту, указ Ельцина вступал в силу, если в течение одной недели его не отвергал Верховный Совет. За неделю вызвать депутатов с каникул в Москву голосовать против ваучеров было физически невозможно. На это и рассчитывал Чубайс. Так ловким приемом принципиально были изменены  идеология приватизации и ее законодательство.
Когда  осенью депутаты вернулись в столицу, они поняли, как цинично обманула и оскорбила их исполнительная власть – правительство и президент, которым они предоставили чрезвычайные полномочия. Но было уже поздно. В любой демократической стране такие действия были бы расценены как тяжелейшее преступление против конституционного строя и привели бы к немедленной отставке виновных. Но только не в России.
Только сейчас появились т.н. «объяснения». Мол, «Сбербанк» тогда не был готов к введению именных приватизационных вкладов, поскольку технически это было сложно делать. Но технические сложности -  не основание для нарушения закона. Сложно сделать за год? Делайте три года. Кто вас торопил? В Польше массовую приватизацию стали проводить через 6-7 лет после начала реформ. В Китае после 30 с лишним лет реформ массовая приватизация до сих пор не начата. И, кажется, нельзя сказать, что реформы и там и там оказались неудачными. Скорее, наоборот.
- И где сейчас Китай и где Россия в экономике? Небо и земля.
- Закон есть закон. А ложь и обман – из другого репертуара. Они лучше всего демонстрируют, какой была сущность людей, проводивших приватизацию.

Цитирую далее:
Обратите внимание на дату введения ваучеров и начала ваучерной приватизации  -  1992 год. Сбережения граждан, накопленные за предшествующие годы и десятилетия, в том числе и бабушкины похоронные, тогда были фактически уничтожены. У подавляющего большинства народа не осталось средств для участия в приватизации. Они стали нищими. Отказавшись от какой-либо компенсации вкладов в «Сбербанке», Гайдар показал: частная собственность граждан для него не значит ничего. Это была его принципиальная мировоззренческая позиция, не имевшая ничего общего ни с либерализмом, ни с приверженностью элементарному правопорядку, защищающим частную собственность. Вклады граждан – это частная собственность. Они были у десятков миллионов граждан. Эту частную собственность ликвидировал ряд правительств – не только гайдаровское. Но легализовал ее уничтожение, отказавшись от каких-либо компенсаций, Гайдар. Отказавшись от признания внутреннего государственного долга (вклады в Сбербанке), Гайдар одновременно признал внешний государственный долг, тем самым продемонстрировав двойной подход к двум группам кредиторов российского государства и свои преференции.
- Фактически был нанесен удар по огромному слою народа, будущему среднему классу. Который считается опорой любого демократического государства. И не все после этого удара поднялись.
- Увы, так и было. Плюс дикая инфляция в 1992-м и последующие годы. В этот момент и стала проводиться приватизация. Возникает вопрос: не потому ли так торопился Чубайс, что прежние сбережения большинства населения были уничтожены, а новые  -  создаваемые в новых условиях – еще не появились? Если бы проводить приватизацию несколько лет спустя, как это сделали в Польше, то были бы другие собственники. Похоже, что момент и способ приватизации, фантастический цинизм, которым она сопровождалась, немало говорит о том, кто ее проводил и для чего.

ЗАВОД ЗА ГРОШ! АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА!
Для чего проводилась ускоренная ваучерная приватизация,  для мыслящих станет  ясно,  при чтении  текста записки, направленной тогдашнему председателю Правительства РФ В.С.ЧЕРНОМЫРДИНУ
«АНАЛИЗ ПЕРВОГО ЭТАПА ПРИВАТИЗАЦИИ».( короткие выдержки.)
«Первого июля 1994 г. завершился период чековой приватизации в РФ. Государственная Дума в своем постановлении №378-1 от 9 декабря 1994 г. признала его итоги неудовлетворительными. Прежде всего, это выражается в недополучении Россией значительной части доходов из-за просчетов в стратегии и тактике приватизации. Общая номинальная величина ваучерного фонда (около 1,5 трлн руб.) примерно соответствовала балансовой стоимости основных фондов России на конец 1991 г. (без жилых зданий – 1650 млрд руб. по ценам того времени). Но к октябрю 1992 г., когда началась выдача ваучеров населению, цены в процессе либерализации повысились в 20 раз… Таким образом, общая номинальная величина ваучерного фонда изначально была в 20 раз меньше стоимости основных фондов. Скупая и перепродавая крупные партии ваучеров, чековые инвестиционные фонды фактически обеспечили передачу государственной собственности новым реальным владельцам за бесценок. 500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 млрд долл. были фактически проданы за бесценок – около 7,2 млрд $ США.
По сути произошло крупнейшее в истории России разбазаривание государственной собственности, что само по себе явилось одним из источников кризиса и заложило основы многочисленных будущих конфликтов, направленных на передел собственности. Начальник Отдела писем и приема граждан Администрации Президента России М.А.Миронов (исх. А4-8353 от 22.11.94) указал на основе анализа 4200 писем, что во многих письмах, касающихся темы приватизации, звучат выражения типа «очередной обман».
«Лотерейная» специфика избранного в России варианта «ваучерной» приватизации (состоявшая в том, что с самого ее начала отсутствовала ясность в отношении того, какие государственные активы выделены для реализации за чеки), не приведя к формированию рациональной корпоративной структуры, сформировала у большинства населения устойчивое (и небезосновательное) убеждение в том, что его не столько наделили собственностью, сколько как раз экспроприировали.
Цели приватизации искажались некомпетентными и умышленными действиями и в Центре, и на местах, что резко криминизировало ситуацию. Многочисленные перекосы в процессе ее форсированного проведения, не обусловленного Законом о приватизации, существенно подорвали основы российской государственности, ослабили национальную безопасность.»

Автор данной записки, новый глава Госкомимущества Владимир Полеванов, сменивший ушедшего на повышение Чубайса, предлагал Черномырдину воздержаться от форсированного проведения второго этапа, а создать прежде комиссию по анализу и исправлению допущенных просчетов первого этапа. И поручить кураторство Госкомимущества, занимавшегося приватизацией, другому человеку. «Поскольку большая часть ответственности за упущения I этапа лежит на Первом Заместителе Председателя Правительства А.Б.Чубайсе, он объективно не заинтересован в искоренении недостатков и будет пытаться проводить прежнюю, во многом дискредитировавшую себя линию в области приватизации.»
Записка премьеру ушла 18 января 1995 года. А через неделю уволили самого Полеванова. Чтоб не путался под ногами у Чубайса и других «прихватизаторов.» И трех месяцев не пробыл он во главе  Госкомимущества.  Хотя сам Ельцин поставил Амурского губернатора, далекого от московских игр, на этот важный пост.

Из воспоминаний Владимира Полеванова:
- Формальные показатели ваучерной приватизации впечатляли.
 – Около 60 процентов отечественных предприятий к концу 1994г. стали негосударственными, 40 миллионов россиян – акционеры. По массовости Россия заметно обогнала страны бывшего соцлагеря – я специально заказывал анализ. В той же Польше, где “рыночный менталитет” был куда выше нашего, за три года приватизировали лишь 30 процентов госпредприятий, в Венгрии – не более 20. Кстати, у бывших братьев по соцлагерю  ваучеры с самого начала были именными, в них закладывалась реальная, а не символическая стоимость имущества. Поэтому менять их на бутылку водки или килограмм сахара никому и в голову не приходило. А у нас именно так очень многие, если не большинство «акционеров», распорядились своими чеками.
Но что стояло за высокими темпами и невиданными масштабами российской приватизации? Госимущество продавалось фактически за бесценок. Лихорадочно. Своим. В нарушение даже тех убогих законов, которые тогда были. »
Вскоре начались пресловутые «залоговые аукционы», отдававшие в руки олигархов за бесценок жемчужины советской промышленности типа «Норникеля». Народ в них уже не участвовал даже формально. Указ про эти аукционы Ельцин тоже подписал в августе. 1995 года. Затем последовала властная финансовая  пирамида ГКО, дефолт в августе 98-го. И много чего еще…

Как-то бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев (и ему царствие небесное) сказал в кулуарах, мол, главная причина расстрела Ельциным  Белого дома в 1993-м  – не допустить отмены парламентом ваучеров и возвращения именных счетов - верим.
А вот многочисленным заявлениям  реформаторов, что они спешили с приватизацией, закрывали глаза на ее нечестность лишь потому, что боялись реванша коммунистов – не верим. Это такое же лукавство, как две «Волги» за ваучер.  Если трезво проанализировать ход «демократических реформ», которые проводились якобы для создания в России многочисленного и могучего слоя собственников, среднего класса, то увидим на деле совсем иную картину.
Те  реформы устроили ради того, чтобы всенародная собственность, унаследованная от СССР, поскорее перекочевала за гроши к узкой группе продвинутой  номенклатуры, к ставленникам на которых поставила мировая закулиса и прежде всего «дядя Сэм». Тем  кому советская идеология мешала жить как на Западе. Плюс обслуживавшим ее представителям определённых служб и назначенным олигархам, которых в народе прозвали «кошельки Семьи».

СКОРБЬ.
В итоге «Павловской» денежной реформы и ваучерной приватизации /1991-1994/ невозвратимые потери населения составили более 10 млн. человек.

Сегодня день скорби. Многие из наших близких не вынесли такого обмана. Но сегодня мы сами вновь становимся перед выбором. Мы сами должны правильно осмыслить произошедшее и происходящее,  и спросить себя, а если среди нас достойный лидер? Той ли дорогой мы собрались идти?  Будем ли мы реально поднимать свою экономику, транспорт, торговлю, промышленность и сельское хозяйство, избавляясь от офшорных прилипал и забугорных собственников? Будем ли крепить нашу оборону настоящим образом?  Или это очередной популизм? Очередной сговор,  который мы видим сегодня среди частного ритейла типа «О'Кей», отбросившего нолики переупаковкой товара.

В любом случае выбор за нами. Либо мы и дальше пойдём всей семьёй столоваться в закусочную «дяди Сэма», польщаясь на щедрую  рекламу в русском стиле  и  халявную игрушку из пластика. Либо засучив рукава,  сами напечём себе блинов, из собственной муки,  со сметаной и вареньем, собранными своими руками. Вытолкаем «Аврору» с Кронштадского завода и очистим свою землю от засевшего на ней чужеродного «борщевика».   Витиевато сказано. Но иного пути к сожалению не дано.  Если конечно хотим жить независимыми, а не прислуживать мировому капиталу за пачку «пармезана» и поездку на турецкий курорт по программе «all inclusive».
Вот такая приватизация получилась.
Продолжение читайте в http://www.proza.ru/2016/07/22/512

В.Смирнов
Август 2015 год.
httr://nick-name.ru/sertificates/1041819


Рецензии