Образовательные еврообъедки
Для тех, кто запамятовал, напомню, что впервые ЕГЭ были введены во Франции в 60ые года, когда в страну хлынул гигантский поток переселенцев из бывших африканских колоний и они стали требовать предоставления и реализации права на обучения. Однако приезжие мигранты имели крайне низкий уровень образования. И французское правительство пошли им навстречу – оно резко упростило процесс обучения: свели итоговые школьные экзамены до уровня тестирования и совместили вступительные экзамены в Высшие образовательные учреждения с баллами, полученными за школьные тесты. Однако в самой Франции, в течении последующих пары лет, было мощное сопротивление данной схеме проверке знаний. И только после того, как система ЕГЭ была «одобрена» и внедрена в США, почти все остальные страны Запада тоже начали в большей или меньшей степени вводить схожие схемы у себя.
В постсоветской России началу введения ЕГЭ положило желание руководства Министерства образования, в лице министра Владимира Филиппова, присоединиться к Болонскому процессу. Подразумевалось, что данное присоединение позволит добиться признания в Европе российских дипломов о высшем образовании, ученых степеней и позволит свободно перемещаться студентам и молодым ученым из одного университета в другой, из одной страны – в другую.
А как определить, что студент из России из какого-то МГУ подходит для обучения в Университете Сиены? Конечно же через бальную систему построенную на тестах, которая принята во всем Западном мире!
Кроме этого, по мнения тогдашнего министра образования, в советской системе проведения экзаменов было сплошное взяточничество, без взяток невозможно было поступить ни в один престижный ВУЗ страны.
Правда «злые языки» до сих пор говорят о другой подоплеке событий. Якобы, еще в начале 90ых, иностранные фонды выделил правительству России ряд кредитов под реформирование системы образования. Однако эти кредиты были традиционно «распилены» и безвозвратно утеряны. Но иностранные кредиторы не стали поднимать шума, а предложили заинтересованным лицам в России сделать определенные изменения в системе образования и ввести ЕГЭ. В обмен предлагалось списать «исчезнувшие» кредиты…
Возвращаясь к официальной версии событий: господин Филлипов, засучив рукава, решил «вычистить Авгиевы конюшни» и подарить российским гражданам неподкупную и эффективную систему школьного и высшего образования! Так с 1997 года в российских школах на добровольных началах появилось тестирование. Филиппов к тому же умело напирал на тот факт, что по новой системе любой ученик из «любой деревни» может свободно поступить в МГИМО или МГУ, стать москвичом и жить далее припеваючи, покупая машины, квартиры, разъезжая по заграницам.
Европейские стандарты образования доказали свою примитивность
Этап 2000 – 2003гг.
Это был первый, пробный этап тестирования новой формы проверки знаний учащихся. Но он выявил и высветил основные отрицательные стороны данного тестирования:
- весь процесс обучения в школе в последние два года сводится к натаскиванию на тестирование;
- данная форма экзамена не учитывает индивидуальных особенностей учащегося;
- абсурдной была система тестирования по гуманитарным предметам;
- не учитывается разница в условиях обучения.
- ВУЗы не были готовы к приему абитуриентов по итогам сдачи ЕГЭ, что вылилось в двойной нагрузке на школьников.
Этап 2004 – 2006гг.
Минобразование и правительство первым делом стало работать с ВУЗами России, чтобы добиться от них признания результатов ЕГЭ - как вступительных экзаменов. На этом пути было огромное сопротивление со стороны руководителей высших учебных заведений. В обществе открылась острая дискуссия, разделившая население на две части: первые были против «тупого тестирования» и общего падения образовательного уровня в российских школах, другие были против баснословных взяток при поступлении в ведущие ВУЗы России и отстаивали возможность «Вани Петрова из глубинки» поступить в Москву.
Правительство законодательно утвердило признание результатов ЕГЭ для зачисления в ВУЗы. Более того, начиная с 2006 года, стало возможным заочная подача заявлений с копией результатов ЕГЭ в неограниченное количество институтов.
Однако, оппозиция в отношении ЕГЭ среди ректоров российских высших учебных заведений, во главе с ректором МГУ Виктором Садовничим, крепла и готовилась дать решительный бой в надежде на отмену данной формы аттестации школьников.
В это же время акцент необходимости введения ЕГЭ смещается от индивидуального тестирования и проверки знаний конкретного школьника к проверке работоспособности и уровню преподавания самих школ, функционированию систем образования регионов.
Этап 2007 – 2009гг.
С 1 января 2009г. по всей России ЕГЭ стал обязательным! Результаты ЕГЭ стали приниматься во всех ВУЗах России для зачисления абитуриентов.
В качестве борьбы со взяточничеством были отменены льготы для «золотых медалистов». Вместе с этим были введены большие льготы для детей-инвалидов, для детей сирот, для детей потерявших кормильца в зонах боевых действий.
Для снижения накала борьбы с ректорами, для двух десятков ведущих Вузов страны введены льготы на зачисления без учета результатов ЕГЭ победителям различных региональных, федеральных и специально организованных олимпиад, тем самым сняв требование ряда ректоров о приеме без ЕГЭ наиболее одаренных детей по профилю ВУЗа.
Для получения аттестата о среднем образовании теперь нужно было сдавать лишь два обязательных экзамена в формате ЕГЭ: по математике и по литературе. Остальные экзамены выбирались учащимся в зависимости от предполагаемого профиля дальнейшего обучения.
Стала ясна еще одна отрицательная сторона ЕГЭ: начиная с 9 класса ученики фактически переставали учить все остальные предметы, кроме тех, которые нужны для поступления в конкретные институты. Фактически была разрушена старая идеология «советского образования» и сформировалась новая идеология современного образования, которую очень прямо и четко сформулировал следующий министр образования, Андрей Фурсенко: «НЕДОСТАТКОМ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ БЫЛА ПОПЫТКА ФОРМИРОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА-ТВОРЦА, А СЕЙЧАС ЗАДАЧА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЗРАСТИТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ, СПОСОБНОГО КВАЛИФИЦИРОВАННО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ТВОРЧЕСТВА ДРУГИХ».
Из этой идеи выходило, что если ты можешь что-то купить или продать, нет смысла изучать науки и законы развития. Тебе достаточно знать то, что способствует правильному выбору покупки или грамотной продажи с целью получения наибольшей прибыли.
Даже Солженицын, видя к чему ведет реформа школьного образования, неоднократно писал о том, что школа должна быть самостоятельной организацией, основная цель которой – дать достаточно знаний и сформировать законченную личность будущего гражданина страны, который после окончания школы мог бы самостоятельно работать, жить, принимать ответственные решения и совершать осмысленные поступки. Школа не должна быть ступенькой перед институтом.
В институтах наблюдалось столпотворение: толпы абитуриентов рассылали, развозили, пересылали свои документы в десятки различных институтов, которые в соответствии с Указами правительства зачисляли приславших документы абитуриентов на обучения. В сентябре оказалось, что до 50% студентов не явились на занятия, т.к. выбрали совершенно другие ВУЗы, в которые так же были зачислены. Оказалось, что подобная ситуация создает неопределенности еще больше, чем «советские взятки» и создает массовые коррупционные схемы для зачисления «нужных» студентов.
По всей стране поднялся ажиотаж с оформлением инвалидности, которую по новым правилам Минздрава, можно стало оформлять на короткий промежуток времени. Этого было вполне достаточно для внесения части предприимчивых родителей своих детей «инвалидов» в квотированные списки престижных институтов.
Этап 2010 – 2013гг.
2010 год ознаменовался резким изменением требований к содержанию ЕГЭ по математике и литературе… Провал экзаменов в 2009г., когда почти 30% школьников написали ЕГЭ по математике на «ДВА», а так же результаты провального тестирования российских учащихся по международной программе PISA (43 место из 65), вынудили изменять подход к материалам тестирования.
По мнению экспертов PISA, российские школьники слишком «зажаты» традиционным пониманием математики и не способны решать общие жизненные вопросы. Так в качестве одного из примеров приводилась задача, в которой был описана ситуация, когда группа детей играет в очень красивый мяч. Описаны дети, их одежда, их отношение друг к другу и в конце этого увлекательного рассказа от учеников требовалось определить площадь этого мяча без применения математических формул…..
Российские школьники с треском провалили данную «задачу по математике», в отличие от финских, немецких и американских детей. А ответ был прост: его не было вообще! В качестве ответа принимался любой, лишь бы учащийся проявил сообразительность, например: площадь этого мяча - 100 девичьих поцелуев, 6 моих ладоней, 10 банкнот по 100 долларов. Это задача по математике….
Другая задача касалась масштабирования… Описан пример с выставки авиашоу, где был представлен надувной макет земного шара, величиной с 4х этажный дом и вокруг него летали пчелы, символизирующие самолеты. Вопрос был о правомерности использования математической модели пчел по отношению к реальным самолетам…. Естественно, что российские школьники, привыкшие к строгим условиям математических задач, с треском провалили и этот тест, т.к. не каждый знает высоту «стандартного» этажа в англо-американской архитектуре, размера пчел и стандартного размера трансатлантического Боинга…
Это подвигло минобразование к кардинальному изменению преподавания математики и физике с российских школах в сторону максимального упрощения материала и максимального введения абстрактного «жизненного» применения математики в быту.
В это же время выпуск дешевых гаджетов, способных в мгновение ока сфотографировать экзаменационный материал и передать его «на волю» вызвал в стране взрыв коммерциализации сдачи ЕГЭ, когда почти на каждом углу появились объявления о платном решении тестов за скромную плату. МВД зарегистрировало резкий всплеск коррупции в школе, который в разы (!!!) стал превышать регистрируемый уровень в СССР.
2013 году размах интернет списываний и онлан-решений в группах соцсетей принял невиданный размах. Количество 100-бальников превысило все разумные количества, а отдельные регионы выдавали 100-бальников невероятными количествами! Возник даже специальный вид туризма – ЕГЭ-туризм, когда детей из центральных регионов страны стали переводить в «100-бальные» регионы для гарантированного поступления в престижный ВУЗ Москвы.
Период 2014 -……..
После провального и разгромного ЕГЭ 2013 года, чтобы не оставить треть учеников российских школ без аттестата, был на 40% снижен порог сдачи по математике…. Теперь достаточно было ответить на уровне 4-5 класса.
В связи с невероятной взяткоемкостью подготовки и сдачи ЕГЭ, к проведению экзаменов были привлечены значительные силы полиции, следственного комитета, прокуратуры, ФСБ.
Разработано и закуплено спецоборудование для борьбы с сотовой связью и интернет ресурсами. Возле школ размещены системы глушения сигналов. Потрачены значительные средства на пресечение списываний и передачу данных. Почти во всех школах, участвующих в ЕГЭ, установлены камеры слежения. Малейшее подозрение – и детей выводят с позором из класса с лишением права сдачи экзамена.
Пока ЕГЭ проходит без скандалов……
PS:
Мой товарищ, бывший десантник, воевавший в Афганистане, после родительского собрания посвященного сдачи ЕГЭ, сказал занятную вещь : «Я воевал и видел смерть. Но мне там не было так страшно, как сейчас за своего ребенка на этих экзаменах!»
Сможет ли такая система образования подготовить будущих достойных граждан России?
Свидетельство о публикации №215080600938
В СССР нужно было быстро научить всех. Всех научить трудно, практически невозможно, поэтому программу обучения упростили за счет словесности, языков, латыни и древнегреческого. Установили так сказать гуманитарный паек - минимум знаний достаточных для советского человека. От такого обучения Лермонтовым, Толстым и Чеховым взяться было неоткуда, да они были и не нужны, зато упор делался на точные науки - математику, физику, химию. В Советском Союзе педагогические вузы готовили хороших учителей, обучение в школах и институтах поставлено было не плохо, а местами даже очень хорошо. Это давало возможность подготовить грамотных специалистов, офицеров, ученых, благодаря, которым, во многих областях мы были впереди планеты всей. Государство не жалело денег на образование, учителя получали достойную зарплату, от этого в конечном итоге зависела обороноспособность страны.
Кому сейчас нужны инженеры? Зачем вообще тратить деньги на образование?
Необразованными баранами проще управлять.
Петр Елагин 07.08.2015 16:26 Заявить о нарушении
Сможем залатать пробоину, запустить машину и откачать воду - выплывем, не сможем - потонем...
Самое обидное то, что на "капитанском мостике" этого не видят и видеть не желают.
Зачем в России свободно ходят доллары и евро?
- Чтобы лучше усваивать "уроки" заморских педагогов?
Андрей Бухаров 07.08.2015 17:35 Заявить о нарушении