Невыносимое страдание

Костя, как и большинство ребят моего возраста с Урала, в далеком 1980 году попал служить в Афганистан.
Надо сказать, что он был тихий, скромный мальчик, не предназначенный не только для войны в Афганистане ,а вообще для службы в Армии.
Но разве кому то это было интересно?
Его мать буквально поседела за эти два года, но судьба была милостива  к ее сыну и без единой царапины он вернулся домой, в свой город.
Вернулся он внешне таким, каким я его знал до армии, но я видел, что внутри его души поселилось что то,что невозможно описать словами, какая-то боль, какое-то страшное страдание.
Но это тоже никому не было интересно, да и заметил это никто.
Вернувшись, он сразу устроился работать на завод, где уже успел поработать до армии.
Не пил, не курил, вел себя скромно, не ходил ни какие дискотеки и вечеринки.
В общем, парень как парень, отличный жених, прекрасный труженик ,патриот, комсомолец и просто хороший человек, как сказали бы в то время.
И только его мать и я  заметили, что Костя живет странной, механической жизнью, будто внутри него находится робот, который разговаривает за него, работает за него и даже спит и ест за него.
Как сказали бы на современном жаргоне, он шел на автопилоте.
Казалось бы, надо радоваться жизни, искать невесту, думать о своем жилье – но все это Косте было совершенно безразлично, после приезда домой он даже ни разу не улыбнулся.
Я часто пытался с ним заговорить, расспрашивал, почему он так изменился.
Но его ответ всегда был один:
- Я просто очень сильно устал на войне.
Ну что ж, думал я ,устал, так устал, пройдет время, все забудется.
Но как же я ошибался.
Прошло два года…
Я жил своей жизнью и уже мало общался с Костей.
Он так и не женился, жил тихо и уединенно, по- прежнему работая на заводе..
И вдруг, как то вечером он пришел ко мне домой.
- Надо поговорить, сказал он.
Видя его странное состояние , я молча впустил его в квартиру, накрыл на стол и предложил выпить,
На удивление, Костя не отказался.
После второй рюмки водки он заговорил.
- Только ты с матерью заметил, что из армии я вернулся совершенно другим.
-Это точно.
-Ты заметил, что я стал как бы пустой внутри ,я не живу, а как кукла, выполняю какие то действия .Или если сказать точнее, существую как растение.
-Что же там произошло, в армии?
-Я расскажу тебе, но ты об этом никому, прошептал он.
Я два года служил в Афганистан, часто ходил на задания в горы, стрелял, иногда убивал, но это были враги, да и происходило все это на  большом расстоянии.
Я был послушный солдат, хорошо стрелял и меня посылали на самые сложные операции.
Однажды, мы прочесывали один кишлак в горах ,совсем в глухом месте.
Мы  не ожидали, что у одного из стариков окажется автомат и очередью он положил сразу трех человек из нашего взвода.
Его, конечно, тоже убили, но командир роты, в наказание, приказал уничтожить все население этого кишлака.
Место это было глухое и труднодоступное, и безнаказанность там была полная.
Мы выстроили всех около скалы.
Мне досталось два подростка лет 12 – 13,другим старики и женщины.
Тут Костя надолго замолчал.
Затем, выпив еще одну стопку, продолжил.
-Я не выстрелил.
Командир взвода стал кричать на меня, что убили моих товарищей и нужно отомстить, что я слабак и от меня все отвернутся.
Но я так и не смог выстрелить ,и чуть не начал стрелять по своим.
Видя, что сейчас я сойду с ума, у меня отобрали оружие и даже связали руки.
Больше на задания я не ходил, да меня и брали.
Он опять надолго замолчал, но больше не пил, и в его глазах я увидел невыносимую боль, будто он сейчас стоит в этом кишлаке, стоит и смотрит на кого то.
Я всем телом почувствовал его страдание, мучающее его все эти годы, и холод пробежал у меня по спине.
-А что было дальше?
-Я не смог, но другие смогли, очень даже как смогли.
Больше он не проронил ни слова, и, не попрощавшись, пошел домой.
Я видел его в последний раз.
На следующий день он исчез.
Мать обращалась в милицию, но поиски ни к чему не привели.
Я догадывался ,куда он мог деться.
В детстве, мы смотрели с ним художественный фильм «Берега» про грузинского абрека Дато  Туташьхия.
Когда его смертельно ранил сын ,он взобрался на высокую гору и прыгнул в ущелье, в глубокую реку, чтобы исчезнуть, не оставляя следов.
Мы с Костей тогда решили, что он поступил совершенно правильно, никто не знал, что с ним произошло.
Таким же образом, видимо, исчез и Костя..
Я еще удивлялся, как он мог столько лет носить в себе эту невыносимую боль, раздирающую все его тело на части.
Сейчас уже прошло столько времени, Костю забыли, сама война в Афганистане стала чем-то далеким и ненужным .
Появились новые войны, на них новые герои и  новые люди, мучающиеся и рвущие свои души…


Рецензии
Поэтому и люблю перечитывать Хемингуэя "Прощай оружие"Вы по своему увидели проблему.С уважением Галина.

Галина Свириденко   01.11.2015 12:57     Заявить о нарушении
Спасибо.

Олег Баскаков   01.11.2015 13:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.