Короткое путешествие в Сибирь рассказ Галина Слинь

Вечер. Темнеет быстро. Автобус прибыл в Омск с опозданием.
- Слава Богу! Нас встречают!
- С приездом! Мама! –Батюшка!- Дочь Анна поклонилась в пояс. 
 Как доехали?
- Спасибо, все хорошо!
 - Надолго в наши края?
-Нет. Батюшка Онисим по служебным делам. А я за своей внучкой. Дарью забираю и назад, два дня побудем, максимум, дела, да и вы теперь заграница.
- Какова программа?
 - Посмотрим обзорно город, посетим Тарскую церковь, Ачаирский монастырь. Не тревожьтесь, проводником берем Дарью. После ужина все идем отдыхать.
 - Батюшка, я думаю, вам будет удобно в Дарьиной комнате, правда, здесь в клетке живёт попугайчик Яшка - говорун наш- говорит Анна. Из клетки послышалось клокотанье (настраивает голос). -  Вот платок, накройте его жилище, чтобы не мешал Вам. Доброй ночи!
  Утро начинается с походов. Посещаем Тарскую церковь, один из старейших и замечательнейших храмов западной Сибири. Склады. Делаем  кое- какие закупки для своего Атбасарского храма.
 Затем знакомимся с достопримечательностями города. Июнь. Вот тебе и Сибирь, жара как в Сочи.
 -Бабушка Галочка, перестань дуться. Уже минута прошла. Ты обещала, что через минуту перестанешь. А то ты в этом своем шифоновом балахоне похожа на рассерженную индюшку. Хи! Хи!.. Хи!...
-Что, представила? Смейся, смейся. Мы с батюшкой тоже устали, но терпим. Сказано, в парке отдохнем. Небесных воинов надо уважать, помогать. Ты же сама так меня учишь. Хобби у батюшки такое - бродить по книжным лавкам. Давай, махни-ка рукой, у тебя это классно получается. Ой! Бабушка, что ты делаешь? Не надо снимать обувь! Ой! Не могу! Нет, мы  с батюшкой лучше посидим на лавочке. Бабушка! Мы с тобою незнакомы, если что!
- И что это ещё за  «если что?»
- А это если из-за сосны выскочит милиционер и начнет с дубинкой за тобой бегать.
- Ну да? Слава Богу! Не в Германии живем. Нашей милиции хватает работы, чего бы это они народ смешили. По паркам бегали да за соснами прятались? Ладно, сидите!   А я похожу по траве босиком.
... Побродите вместе со мной
Под сосной и березкой чудесной,
По ногам пробегает лишь дрожь,
На душе так светло и приятно.
Что, стесняетесь? Люди кругом,
Но они не постигли той тайны
Глубины и безмолвия веков,
Одаривших нас небом случайно....
- Ну что, набродилась?
- Да!  А вы нахохотались?
- Дак смешно же! Ты бы себя со стороны видела!  Без смеха, ну никак!
- Ладно, я рада, что вам  так весело. Кто за мороженым бежит?
 - А тот, кто босой! Быстрей получится.
- Опять ха, ха!, вы что, хохотунчиков за завтраком слопали?
- Ой! Не могу! Смотрите! Смотрите! Мороженое само к нам катится Фантастика! Признавайтесь, кто гипнотизер?
- Мороженица - гипнотизёр! Она решила вас охладить, чтобы вы  не лопнули от смеха. Весь парк разбудили.
- О! Нет!
 - Что ещё, Дарья? Опять смеешься! Ешь спокойно.
- Да вон, смотрите, кришнаиты бредут, сейчас к нам подойдут. Действительно, по тропинке через парк шла группа кришнаитов. Встав под деревьями напротив нашей лавочки, они стали настраивать музыкальные инструменты. Женщины в ярких, лёгких национальных, индийских одеждах, мужчины в белых, спускающихся ниже пояса рубахах.
Дарья не перестает смеяться.
 - Бабушка, смотри, они как и ты, тоже босые! Вы что, договорились?
-Теперь, смеются и кришнаиты.
- Уйду я от вас, буду лучше с ними по паркам бродить да Бога хвалить!
- Нет, нет! У нас теплоход через час. Все молчим! А кришнаиты, встав полукругом, запели. Женщины стали пританцовывать, звеня своими многочисленными колокольчиками на руках и ногах, то слегка кланяясь, то поднимая руки к небу, то мягко кружась на зеленой травке. Батюшка смотрит на них как-то отрешенно, чему-то улыбаясь. Дарья все время смеется.  «Потому что весело!» - ничуть не смущаясь,  говорит она. Кришнаиты очень доброжелательны, улыбки не сходят с их смуглых лиц.
- Батюшка, может, уйдем?
- Ну что вы! Столько внимания нашим персонам, отдыхайте!
Нежно звучит музыка, к нам подходит молодая, стройная, необычной красоты индианка с подносом, накрытым белой прозрачной тканью. Взмахом руки снимает ткань, на подносе маленькие хлебцы, прямо скажем, как игрушечные. Сверху лежит изюм и еще мелко нарезанные фрукты. Нас угощают.
- ...Познание направляет жертвоприношение,
     оно направляет поступки, - говорит батюшка.
Дарья просит добавки, ей подают ещё. Вокруг творится что-то необыкновенное. Люди, гуляющие по парку, останавливаются, с улыбкой слушают музыку. Некоторые отдыхающие, проходя по тротуару, беззлобно ропщут (так, на всякий случай). Мужичок, с утра решивший отдохнуть под сосной, разбуженный музыкой, поднялся. Проходя мимо, пробурчал: «Всем крышка! Вон бабы совсем босые ходют!.  Дожили!» На него ни¬кто не обращает внимания. Через некоторое время мы поднимаемся. Пора!. Кришнаиты раскланиваются, бредут дальше.
Спешим в речной порт.
- Батюшка, а почему так часто повторяется слог ОМ в их песнопениях?
- Видите  ли, с точки зрения главной индийской касты Брахманов, да и не только их одних, слог ОМ- это есть слог бессмертный и бесстрашный, этот слог также означает согласие. Тот, кто знает это, достигает полного и неизменного счастья. Достигает высшего познания.
- Что? Вот так просто можно достичь счастья и высшего познания?
- Очень не просто. Счастья достигает добротворец, состоящий из жара.
            Мудрецы, отрешенные, идут по этому пути вверх, в небесный мир.
            ...Благо и удовольствие приходят к человеку,
            Мудрый  различает их,
            Ибо мудрый выбирает благо, предпочитая его удовольствию.
            Глупый же выбирает удовольствие  ради земных благ. ОМ?
            ОМ-то ОМ!
         -  Тогда, вот ещё.
   ...Познав особый мир чувств,
      Их восход и заход,
      Их особое возникновение,
      Мудрец не знает печали. ОМ?
- Не совсем ОМ!
-Батюшка, а это тоже из индийской философии?
- Тело- колесница. Разум - возница. Мысль - узда. Чувства - кони. А упряжка состоит из тела, чувств и мыслей. Почему смеетесь? Я цитирую не точно?.
- А эта мудреная индийская философия не для слабых. Верно?.
-Батюшка, давайте лучше споем... ШалОМ! ШалОМ! ШалОМ! Мир тебе!
-  Слышите? Опять этот ОМ - слог бесстрашный и бессмертный!
  Как-то сложно всё      это для меня.
Я с интересом слушаю разговоры внучки с батюшкой.
-Все относительно, Дарья, в этом мире. Вот я, к примеру, не смогу нарисовать так, как это ты умеешь,  «Просыпающийся утром одуванчик».
- О! Не вспоминайте мне о нем. Он даже по ночам мне снился. Да в нашей  художественной академии  такое духовное восприятие мира прививают! Можно только диву даваться.
- Кстати, Дарья, ты обещала подарить мне свою картину, не забыла?
- Нет! Картину
- это громко сказано!. Постараюсь, но как получится.
Вот и наш Иртыш седой!- Погуляем по пристани?- Конечно.
... Над водой Иртыша ивы лозочки гнут
    В родниковой воде нежно косы плетут
Наша «ракета», беленькая, с голубою каймой и с красивыми сине- голубыми шторами на иллюминаторах, стоит на причале.
Через сорок минут похода по водам Иртыша мы спускаемся по трапу на священную землю нашего православного Ачаирского Крестового женского монастыря. Сибирской Голгофой называют эти земли. С 1937-по 1953годы здесь находился сталинский ГУЛАГ под номером восемь, за время существования которого в нем погибло около 200 тысяч человек. На высоком берегу Иртыша,   под великолепным кружевом яблоневых деревьев, приветливо улыбаясь, нас встречает высокая, очень худенькая монашка- экскурсовод. Перед нашим взором встали величественные храмы. Стихи слагаются сами по себе. 
       Как велик монастырь, чудо Божьей красы!
       Тихо шепчется сад, чуть листвою шурша.
       Здесь Господь говорит, Богу внемлет душа.
       О Господь, говори, сердце ждёт лишь Тебя,
       Нас живою водою в тишине напои,
       Радость всем подари, и Любовь, и Себя!
Входим через Святые врата обители на священную землю. Под звонницей находится надвратный храм во имя Анастасии Узорешительницы, которая при жизни странствовала и помогала заключенным в темницах и тюрьмах. Через свое служение получила от Бога дар врачевания. Святая Анастасия своим попечением о телах и душах страждущих помогает обращающимся к ней с молитвой за помощью и поныне. Разрешает их от уз отчаяния, страха и беспомощности. Поэтому и называют ее Анастасия- Узорешительница.
Обращаю внимание на пожилого дедушку, прислонившегося к кирпичному откосу врат.
 - Простите, вам нужна помощь? - Сейчас пройдет, - держась за сердце, говорит он.- Достаньте таблетку, если вас не затруднит.
Я беру из его рук маленький пузырек с таблетками.
 Поверьте, каждый раз, как приезжаю сюда, на одном и том же месте сердце меня задерживает, - говорит он.
 - Я ведь с бабушкой сюда приезжал маленьким к своим родителям, хоть тогда и не понимал ничего, позже бабушка открыла мне «тайны семейные».
 Сам уже давно дед. А вот сердце, оно живет своим восприятием.
И ничего с этим не поделать. Именно на этом месте меня встречали в том, далеком времени, отец и мать, потом недолго одна мама.
Эта земля приняла их тела, а Господь - души. Спаси вас Бог за помощь! Отпустило. Не смею вас больше задерживать. Идите с Богом!
Да, каждая прожитая жизнь - это кладезь образов, ранее и ныне живущих на земле людей.
Вся группа паломников поспешает за экскурсоводом. Дарья с монашкой все время рядом, если не успевает, хватает ее за руку. Слава Богу, что у нее такой неподдельный интерес к Святым местам.
 Идет Троицкая неделя, в храмах кругом лежит иртышская медоносная луговая трава, наполняя воздух необыкновенными лесными ароматами.
 Мы входим под своды пятикупольной церкви во имя великомученика Димитрия Солунского. Батюшка ставит свечи, опускается на колени возле икон.
...Светлый лик твой и ангельский чин,
   Молодого монаха свет оный
   Пусть сияет он людям во мгле.
   Лишь Господь зажигает нам звезды.
Толпа экскурсантов, видя батюшкино моление, несколько минут находится в замешательстве. Затем многие следуют его примеру, ставят свечи, молятся.
 А монашенка  всё рассказывает и рассказывает о страданиях людских   в годы страшных гонений. Сибирские морозы, полуголодное существование, плохая одежда. Люди здесь гибли сотнями. Умученных  хоронили тут же,   в братских могилах, кое - как, особенно зимой.. Без имён и  видимого внешнего знака. Паломники, потрясенные   рассказами их экскурсовода о расправах наших соотечественников над своим же народом,  хранят молчание.
       Сейчас мы стоим на земле, пропитанной кровью, в буквальном смысле этого слова. Ничего, даже трава, не росла в этом святом месте, - продолжает рассказ монашка. До тех пор, пока не завершили раскопки и не были перезахоронены последние останки замученных людей.
    С высоты можно видеть, что все построенные здесь храмы вкупе создают символ креста. То есть весь участок в тридцать восемь гектаров земли, строгий ансамбль храмов во Славу Божью и в память вечную. Напоминание нам, ныне живущим, о страшных годах репрессий.
  Пропустив через свои сердца рассказ монахини, экскурсанты стали более задумчивы и молчаливы, съестные запасы отправлены назад сумки.
 Мы ходим по земле, которую еще в далеком 1905 году освятил Иоанн Кронштадтский  под женский монастырь.
В годы гражданской войны монастырь свято следовал заповедям милосердия и сострадания, в монастыре находился лазарет.
В 20-е годы монастырь постигла печальная участь: имущество отобрали, монахинь выставили за ворота.
С 1992 года началась новая история святой обители на земле омской.
 Подходим к собору Успения Пресвятой Богородицы. Удивительное благолепие. Здесь же в крипе Успенского собора находится главная святыня монастыря. Сибирская Голгофа - особый придел, - посвященный памяти тех, кто стяжал венец славы верностью вере православной, даже до смерти. Новомученики и исповедники Российские.
 Святой Исаак Сирин как-то сказал: «Невозможно приблизиться к Богу без скорби».
Сколько же скорбей и тягот пришлось на души умерших голодной и холодной смертью людей.
Напротив храма возведена величественная 56-метровая колокольня (самая высокая во всей Омской епархии). Своеобразный символ святой Ачаирской обители. В праздничные дни звон колоколов слышен далеко окрест, даже на противоположном берегу Иртыша.
Посещаем чудный храм святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.    Здесь проводятся   Священные обряды венчания.
У благолепного деревянного храма, Иоанна - на водах, как будто вылепленного из желтого солнечного воска, установлены белые мраморные купели с белым мраморным крестом. Чуть поодаль от храма, под листвой берез, нашим взорам открылось одно из сокровищ этого благословенного уголка - источник с целебной минеральной водой.
Тёплая(+ 37 градусов), удивительная по своему составу, вода поднимается с глубины 1168 метров.
Сколько же чудес посылает нам Всевидящий Господь для вразумления и исправления дел рук наших!
У источника всегда много молящихся и просто отдыхающих. Здесь отдыхают утомленные мирскими заботами сердца и умы. Щебет птиц, запах трав, близость большой реки успокаивают и питают души миром и покоем, наставляя на более чуткое восприятие всеобъемлющей любви Божьей.
 Мы пьём воду, омываем лица, ноги. Вокруг растут яблоньки, насаженные монашками. У белоствольной   берёзки, на одной из веточек, сидит маленький желто - зеленый попугайчик, напомнивший нам оставленного дома Яшу.
Невдалеке стоит девочка лет шести с клеткой для попугая.   
-Мы здесь с мамой отдыхаем, - рассказывает девочка.
 - Ты не боишься, что твой попугайчик улетит?.
- Нет! Что вы! Он же меня любит, и я его!. Настоящие друзья не улетают! - уверенным голосом говорит малышка.
Затем трогает рукой маленький колокольчик, раздается приятный звон. Попугайчик быстро юркнул в клетку.
- Слава Богу, - дружно выдохнули все собравшиеся возле девочки  дети и взрослые. Часы радости, как и часы печали, проходят. На прощание монашенка-экскурсовод пожелала всем нам познать силу молитвы.
 «Нет ничего равного молитве, нет ничего могущественнее веры». Батюшка Онисим дополняет, что это изречение Иоанна Златоуста.
- Да! - подтверждает монашка, улыбаясь своими лучистыми голубыми глазами.
 -Не ограничивайте свое служение Богу, тогда и Бог не ограничит Свои благодеяния для вас.
 Уже затемно мы возвращаемся домой с двояким чувством, отдохнувшие и   приятно уставшие, с массой впечатлений о новых встречах, с бутылкой священной воды. Вечером следующего дня, забрав Дарью, уезжаем в наш степной, пропахший полынью городок Атбасар. Вот и закончилось наше «маленькое путешествие в Сибирь» в город на Иртыше.
Через две недели в отпуск приезжает дочь. В воскресный день пошли с нею в храм. Подойдя к батюшке, она сообщает ему печальную весть о том, что попугайчик Яшка помер.
-Выучил через Вас, батюшка, молитву: «Господи! Помилуй!» Три дня после вашего отъезда только её и твердил, перышки на его головке веером становились, от усердия, что ли?.
-Ну что ж, верно, возлюбил Господа. Сидит, наверное, сейчас на плечике у  Иисуса», - усмехнувшись, ответил батюшка.
Попугайчик в клетке, Яшка,
Всеми любим, но в клетке тяжко
Птичью жизнь всю в ней прожить,
Воду пить  да всех смешить.
Даша! Даша! Радость наша! Побеседуй с Яшей!
Яша песенку споет и семечки поклюет.
Новый гость? Какое счастье!.
Яша клювик свой помыл, перышки почистил,
Пообщаться он решил с гостем белолицым
Гость пришел необычайный. Тяжело вздыхает,
Руки к небу поднимает, к Господу взывает!
Яшка клювик приоткрыл и почти не дышит.
Что за свет и крик души он от гостя слышит?
-Выпусти! Я…Долечу! –
Яшка в клетке скачет,
Я скажу Ему, скажу: - Господи! Помилуй!
Дома тихо. Никого. Даша, Даша, радость наша,
Где   ты? Скучно Яше…
 -Господи! Помилуй!
Яша клювик свой раскрыл, лапки растопырил,
Глазки-бусинки  прикрыл.
 -   Господи! Помилуй! Что скажу я Даше?
Три дня помолился, Взял и помер Яша.

 Надеюсь наш  Яшка  действительно вымолил себе местечко в райских селениях.


Рецензии