И творческая ночь, и вдохновенье
Потом пришло на память это:
Умом и нежной красотой
Ты развивалась предо мной.
Скажи, не я ль тебя заметил
В толпе застенчивых подруг,
Твой первый взор не я ли встретил,
Не я ли был твой первый друг?
Долго не получалось заснуть, начало стучать сердце, появилось ожидание чего-то важного, - какой тут сон! - дальше-больше, и, наконец, само собой пришло это важное: буду писать новую вещь, не похожую на те, что писал прежде, гораздо серьезнее. (Запомнил, в это время появилось странное чувство: будто грудь расширялась).
Герой - близкий мне, но не я ( герой "Кавказского пленника" ближе ко мне, чем хотелось бы, и это неудачно). Живет в наши дни, человек моих лет, может быть, мы с ним даже иногда встречаемся, - то есть буду описывать, как своего приятеля? Имя надо подобрать.
Писать лучше всего четырехстопным ямбом, да, четырехстопным ямбом. И - строфами, их характер и расположение стихов в строфе придумаю.
Волновался я ужасно, мысли неслись, и уже знал, что главная забота сейчас - это ничего не потерять из того, что проносится в голове, поэтому надо успокоиться, успокоиться.
Интересно, что всю жизнь этого, пока безымянного героя, в эти минуты я словно предвидел, предчувствовал какие-то повороты его судьбы и те испытания, которые выпадут ему на долю, - все это было призрачно, богато вариантами, тут же намечаемыми, все как-то колебалось, но пока не исчезало.
Я трепетал, на глазах то и дело вскипали слезы - ведь передо мной открывалась даль, полная событий, пусть неизвестных, но неудержимо влекущих мое разгоряченное воображение, и уже хотелось приняться за работу. Не зажигая свечу, в темноте, я ходил и ходил по комнате.
И так до самого утра. Записывать пока было нечего. Но я уже весь принадлежал будущему труду, неожиданно явившемуся передо мной.
Такая же ночь повторилась 28-го ( надо записать оба эти числа - 9-ое и 28-ое мая 1823-го года). Тут уже все было определеннее: Евгений Онегин, получил домашнее образование, светский человек, большой повеса, наследник всех своих родных. Я начал писать, оставляя мелочи на потом.
Совсем разделся - было очень жарко - и ходил взад и вперед, громко повторяя первые сочиненные строфы. Оставалась неясность с формой произведения. До сих пор я писал поэмы, но "Онегин" - я уже не сомневался - будет явно больше и значительнее, чем поэма. Тогда что же? Роман? Хотя романы пишутся прозой. У меня же роман будет в стихах - дьявольская разница!
О стихах. Долго с этим возился и решил так: в строфе будет 14 стихов. Рифмоваться будут 1-ый с 3-тьим, 2-ой с 4-ым, 5-ый с 6-ым, 7-ой с 8-ым, 9-ый с 12-ым, 10-ый с 11-ым и 13-ый с 14-ым. На первый взгляд, изысканно, но ритмически певуче. Два последние стиха, рифмующиеся между собой, создадут впечатление завершенности строфы. Так будет по всему роману. Вот, например: первый стих рифмует с третьим и так далее:
И вы, красотки молодые,
Которых позднею порой
Уносят дрожки беговые
По нашей жалкой мостовой,
И вас покинул мой Евгений.
Отступник бурных наслаждений,
Евгений дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать, но труд упорный
Ему был тошен, ничего
Не пролилось с пера его,
И не попал он в круг задорный
Людей, каких я не сужу,
Затем, что к ним принадлежу.
Я люблю вспоминать свою молодость, прошедшую в Петербурге. Придумав этого героя, так увлекся воспоминаниями, что весь отдался стихам, а они как-то самостоятельно рождались, и я только их записывал.
В то время с ним я подружился -
Нет:
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты
С меня лил пот, я разбудил Никиту и спросил вина. Вина у нас не было, он принес кувшин холодной воды и тарелку черешни, - очень хорошо.
Мне нравились его черты:
Мечтам невольная преданность,
Неподражаемая странность
И резкий охлажденный ум.
Я был сердит, он был угрюм.
Иначе:
Я был озлоблен, он угрюм.
Мы скоро стали неразлучны.
Я всегда стараюсь сочинять, так сказать, отстраненно, по-моему, так и следует, но, когда начал описывать нашу прогулку по набережной Невы - у меня буквально защемило сердце. Воспоминания о подобных ночах,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою,
казались так же отчетливы, как присутствие рядом со мною этого Онегина, я готов был признаться, что путаю правду и вымысел, и не противился этому.
Пришло в голову: если когда-нибудь удастся напечатать, нужна будет картинка - мы с Онегиным стоим рядом, смотрим на Неву. И чтобы вдали была видна Петропавловская крепость.
Кстати, лучше будет:
Неподражательная странность
а не "Неподражаемая странность".
Главным были стихи, но даже записывая их, я успевал подумать, что уже третий год не вижу Невы и неизвестно, когда увижу, и что император Александр, прочитав "Кавказского пленника", сказал: "Надо с ним помириться". Что ж медлите, Ваше Величество?
У нас с Онегиным - оказывается! - столько общего: знакомства, победы, разочарования - все своим чередом, много веселого и смешного, и ничего тягостного, подобного моему изгнанию... Воспоминания оживляли нас, мы упивались ими, - все это пробегало в сознании прежде стихов, но они уже настигали, и я писал:
И вод веселое стекло
Лучей луны не отражает,
Когда ничто не прерывает
Варианты стихов нельзя терять, могут пригодиться и ради рифм, и ради мысли. Поэтому все-все записываю.
Молчанья кроме вдруг
Сквозь дрожек дальный звук
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Забыв любовь и свет
Нет:
И свет, и самую любовь
Одни гуляли мы,
Дыханьем ночи упоенны
Пишу не в тетрадь, а на маленьких листочках, иногда просто на клочках бумаги, римскими цифрами ставлю номер строфы и аккуратно раскладываю листки, чтоб ничего не перепутать и не потерять. На этих же клочках делаю правку. В тетрадь перепишу позже, в более готовом виде. Опять дышать нечем, жалко Никиту будить, а придется.
С главою, полной вдохновений,
Нет, зачем это? Вот как:
С душою, полной сожалений, И опершися на гранит,
Стоял задумчиво Евгений -
Как описал себя Пиит.
Здесь дам отсылку к Муравьеву. Я люблю это его четверостишие из "Богине Невы":
Въявь богиню благосклонну
Зрит восторженный Пиит,
Что проводит ночь бессонну,
Опершися на гранит.
Да, но почему: " С душою, полной сожалений" - откуда тут сожаления? Ведь мы были счастливы в эти минуты! Ну и что? Ведь даже при счастливых воспоминаниях всегда найдется, о чем сожалеть, разве нет?
Все было тихо - ветер вдруг
дрожек дальный стук
Пустынно раздавался вдруг
Лучше:
С Мильонной раздавался вдруг
Ведь как бывает! Картина этой светлой ночи сама, без какой-нибудь предварительной мысли, просто летит мне навстречу! Я ее помню, опять вижу и едва успеваю выразить стихами:
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по ропотной реке
Нет, нет:
По дремлющей реке,
И умирали в тишине - тоже не так:
И с ней терялись в тишине - нет,
Лучше:
И нас пленяли вдалеке
Свирель и песня удалая
- Никита! Прости, я тебе сегодня спать не даю.
- Лександр Сергеич, я ведь не сплю, я Вас слушаю, как Вы громко читаете. На дворе совсем светло. Мне сбегать за вином?
- Нет, пока не надо. А кофе еще есть?
- Есть на разок. Сейчас смелю. А ягоду принять?
- Да, унеси.
Свирель и песня удалая.
Не слаще ль средь ночных забав
Нет:
Не лучше ль средь ночных забав
Напевы Тассовых октав?
И вот что еще будет в моем романе! - Вставки напрямую от автора, то есть от меня, вот такие вот свободные отступления:
Адриатические волны!
О, Брента! Нет, увижу вас
Трезвая мысль: какая Брента, какая Италия?! Тут даже в Питер на месяц съездить не позволяют, буквально сижу, как на привязи в этом проклятом Кишиневе... Забыл! - Я уже не в Кишиневе, я в Одессе и тоже на привязи... Остается - уже обдумал единственное, что остается в моем положении, - бежать, вот что мне остается! И я к этому готовлюсь и когда-нибудь осуществлю.
Придет ли час моей свободы?
Пора, пора! - взываю к ней;
Брожу над морем, жду погоды,
Маню ветрила кораблей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пора покинуть скучный брег
Мне неприязненной стихии
И средь полуденных зыбей
Под небом Африки моей
Вздыхать о сумрачной России -
Сочинил это единым духом, словно знал заранее. Ну, спасибо. Ничего, ничего,всё хорошо.
Так, надо отдохнуть, кофе остывает. Кстати о черешне:
не сразу, но постепенно я догадался, понял: мой партнер играет нечисто. Когда кончили, я громко сказал, что такого рода проигрыш платить не собираюсь. Он, офицер Генерального штаба, тут же меня вызвал. И наутро я преспокойно ел из фуражки спелые черешни, выплевывал косточки и смотрел, как этот сукин сын в меня старательно целится. Он дал промах, я отказался от выстрела, - и он, дрянь-человек, кинулся было меня обнимать! В общем-то, паршивая дуэль, впрочем пуля была настоящая. Стоит запомнить только черешни.
И друг мой был готов со мною
Увидеть чуждые страны -
Просто:
Онегин был готов со мною
В то время странствие начать,
Но мы рассталися. Судьбою
На долгий срок разведены.
Всё собрать, всё сложить, чтоб ничто не потерялось и не перепуталось...
- Никита! Одеваться и подогрей кофе!
Свидетельство о публикации №215080701185