Подставь другую щёку!
1.
В обществе культивируются: ум, сила, крепкое здоровье, образование, богатство, связи…
В обществе, как правило, люди сильные объединяются против слабых, богатые – против бедных, хитрые – против глупых, здоровые – против больных.
Жизнь – борьба. И прежде всего борьба за власть.
В ней нет возможности надолго расслабиться, унестись в заоблачные выси, навсегда погрузиться в мир иллюзий.
Человек должен крепко стоять на ногах. Трезво мыслить и хорошо ориентироваться в современной жизни. Иначе не выживет. Иначе не пройдет…естественный отбор.
2.
Христианин должен соответствовать требованиям современного общества: быть образованным, хорошо развитым как умственно, так и физически…
Быть христианином – не значит быть бедным, убогим, несчастным.
Быть христианином – не значит быть безвольным и бессильным. Не значит быть маргиналом.
Христианин должен гордо нести свое звание христианина.
Христианин должен любить себя.
Фраза «возлюби ближнего как самого себя» эту мысль как раз и подтверждает.
Любовь к себе подразумевает и то, что христианин, как и любой другой человек, должен иметь чувство собственного достоинства и, если необходимо, должен отстаивать его.
При этом грех гордыни здесь не причем.
Человек, дающий обидчику отпор, не просто защищает себя, но и отстаивает в себе образ божий, а это дело благое.
Конечно, смирение это хорошо. Но быть смиренным в нашем обществе и в наше время это слишком большая роскошь.
Смиряться следует перед Богом, перед Смертью, перед Роком. Перед людьми же смиряться следует лишь в исключительных случаях.
3.
Говоря о смирении, хотелось бы вспомнить о противоположном ему понятии – о гордости.
Гордость в Церкви считается грехом. Однако есть ли люди, лишенные гордости?
Даже христиане гордятся. Гордятся своей принадлежности к Церкви Христовой…
В нашем обществе человеку необходимо чем-то гордиться, иметь какой-то козырь.
Козырять чем-то перед остальными людьми – дело вполне нормальное.
Главное понимать при этом, что «всё суета сует» и что любой человеческий козырь ничто перед Вечностью.
4.
Если говорить о мужском коллективе, то дедовщина, увы, существует везде: не только в армии.
И в детском саду, и в школе существует дедовщина.
Люди сильные и здоровые имеют обыкновение притеснять тех, кто слабее.
Больных и слабых не любят.
Некоторые даже получают удовольствие, обижая других.
Если человек не научится давать обидчикам отпор, то его будут обижать постоянно. И никакой Бог не защитит человека, пока тот сам не научится себя защищать.
5.
Человеку, живущему по законам атеистического общества (в котором, как в джунглях, побеждает сильнейший), слова Христа «подставь другую щёку», могут показаться, по меньшей мере, странными, ибо с точки зрения обыкновенных людей человек, который не может дать сдачи, является или трусом, или слабаком. Ну а тот, кто подставляет другую щёку, и вовсе напоминает юродивого.
6.
Есть люди, которые получают наслаждение, когда оскорбляют и унижают своих ближних. Такого рода людей можно назвать агрессорами.
Если один из таких агрессоров ударит своего ближнего, а тот подставит ему другую щёку, то во что это выльется?
Что сделает этот агрессор?
Умилится? Раскается? Попросит прощения?
Ничего подобного!
Он только того и ждет, чтоб ему другую щёку подставили…
Так кем лучше быть в наши дни?
Агрессором или его жертвой?
Олухом царя небесного или царем олухов небесных?
Каждый выбирает для себя, кем ему быть в этом жестоком мире….
7.
Человек, который бьет невинного, совершает Зло. Но тот, кто подставляет другую щёку, своим непротивлением Злу как бы потакает этому Злу.
Нельзя потакать гнусным желаниям агрессора – унижать и бить слабых.
Непротивление Злу – это своего рода потакание Злу.
Предоставлять одному Богу функцию наказания Зла – признак пассивности и бессилия человека.
Конечно, смиряться нужно.
Но смиряться следует перед Богом, а не перед Злом.
Человек, который ударил другого и не получил при этом достойного отпора, может подумать, что ему всё позволительно и что Зло порой может оставаться безнаказанным.
Зло следует наказывать хотя бы для того, чтобы злые люди не уверовали в торжество злых сил и в своё могущество.
8.
Говоря о людях-агрессорах, следует поговорить и об их жертвах, о том, каково психологическое состояние у людей, подставляющих другую щёку.
Думаю, процент мазохистов среди них – ничтожен.
Большая часть «униженных и оскорбленных» при оскорблении испытывает обиду и тоску, а не удовольствие.
Ответное чувство агрессии – тоже вполне распространено среди таких людей.
Но все ли христиане дают выход своей агрессии?
Нет.
Настоящий христианин, как правило, заложник христианских принципов. Если атеист может послать или даже ударить своего обидчика, то христианин, если он настоящий верующий, сделать подобное не вправе: не позволяет вера. И чем честнее, а точнее, чем наивнее христианин, тем дольше он будет подавлять в себе чувство агрессии.
Но правильно ли копить в себе агрессию?
Я думаю, уж лучше выплеснуть злобу, а затем в ней покаяться, чем долго копить в своей душе обиды, не давая им выхода, ибо это может привести к нервному срыву, а то и к развитию ракового заболевания.
9.
Некоторые верующие из-за дурно понятого Евангелия превращаются в пассивных, забитых существ – в объекты для насмешек.
И в школе, и в армии над «такими» будут издеваться.
Ибо большинство людей уважает силу, а бессилие – презирает.
Смиренника, подставляющего щёку, люди, воспитанные не в христианском духе, просто не поймут: сочтут или трусом, который боится сильных, или мазохистом, который любит унижения…
С людьми следует говорить на их языке.
А это значит: давать отпор, давать сдачи.
Иначе – не поймут.
Иначе – затопчут.
При этом то, что не поймут, еще страшнее того, что затопчут.
Ибо для человека, который хочет что-то кому-то доказать, пострадать за свои убеждения менее страшно, чем просто показаться неубедительным…
10.
Христиане, подставляющие другую щёку, вероятно мечтают пополнить ряды святых.
Увы, большинство таких мечтателей пополняет ряды неврастеников. И это вполне закономерно.
Ибо нельзя отрицать законы психологии и физиологии.
Ибо нельзя ставить себе слишком трудные задачи, для выполнения которых не хватает сил.
А так как некоторым верующим не достаёт здравого смысла и чувства меры, то и получается, что, желая стать мучениками за веру, они становятся мучениками за свою наивность…
11.
Я полагаю, фраза Христа о том, что следует подставлять другую щёку, не есть прямое руководство к действию. Это, скорее, метафора, это, скорее, ориентир, к которому следует стремиться.
Буквально понимать Евангелие не нужно.
Иначе придется действительно подставлять щёку, а это уже не христианство, а толстовство.
А плохо толстовство, прежде всего, тем, что человека, подставляющего другую щёку, люди могут понять превратно: как слабака и труса, а не как смиренника и мудреца.
Впрочем, буквальное следование словам Христа без нанесения ущерба истине возможно. Но возможно оно только среди духовных людей (не обязательно христиан).
На мой взгляд, слова Христа адресованы не для всего человечества, а прежде всего для людей духовных.
Подставить щёку может только духовный человек и только по отношению к духовному человеку (допустим, что ссоры бывают и среди духовных людей).
Если человек бездуховный может понять поступок христианина превратно (смиренное молчание примет за признак слабости и трусости), то настоящему христианину, которому подставят другую щёку, непременно станет стыдно.
А на этот стыд слова Христа и рассчитаны…
август 2015
Свидетельство о публикации №215080701200
Это означает: если тебя тряхнуло в жизни - пойми, признай и прими, смирись перед Высшим аспектом себя, перед Духом.
Елена Распрекрасная 08.08.2015 01:18 Заявить о нарушении