Слово об Ольге Касимовой

Ольга Степановна Касимова

(1929 – 2001)

Ольга Касимова родилась 27 февраля 1929 года в городе Саратове. Литературную деятельность начала в 1960 году. Публиковалась на страницах областных газет – «Горожанин», «Волга», «Астраханские известия», выступала на АГТРК «Лотос» со стихами, готовила авторские программы: «Земля – моя радость», «Интересные встречи».

Стихи О. С. Касимовой печатались в коллективных литературных сборниках: «Рукопожатье» (Волгоград, 1977), «Подснежники Парнаса» (Астрахань, 1995), «Где Волга прянула стрелою…» (Астрахань, 1995).

Стихи О. Касимовой – это всегда чувства и мысли в неразрывной связи с природой, спокойные раздумья о жизни, о вере в доброе начало:

Пылали лотосы для нас, и дивный цвел закат.
И рассыпался и не гас счастливый звездопад.
И паутинки сентября, и снежный первоцвет,
Дорогу нашу серебря, оставили свой след.
Не миновали стороной, не разлучили рук –
Ни грозы – черною стеной, ни злые тени вьюг…
И лунной строчки соловья серебряная нить
Душа моя – Любовь моя, нас не разъединить.

Ольгу Касимову называют самым песенным поэтом Астраханского края. На её стихи написали песни более двадцати композиторов, в числе которых и астраханцы: Анатолий Гладченко, Исай Пиндрус, Анатолий Бочкарёв. Московский композитор Борис Емельянов включил две песни в свои компакт-диски, одна из которых – «Танго на костре» - в 1999 г. заняла первое место в конкурсе песен радиостанции «Маяк». Песня на стихи  Касимовой "Горе горькое моё" и сейчас звучит в исполнении Николая Трубача.

Герои стихов и песен покоряют искренностью итеплотой, которая идет из сердца поэтессы. А писала она сердцем. По её собственному признанию, чувствовать она научилась раньше, чем читать.

Ольга Касимова - автор поэтических сборников «Спасибо вам», «По праву любви», «Прощёный день», «Весенняя звезда».

В Союз писателей России Ольга Касимова вступила в 1996 году.

Ушла из жизни в августе 2001 года.

Произведения О. С. Касимовой

Касимова, О. С. Весенняя звезда: стихи разных лет/О. С. Касимова. – Астрахань, 2000. – 127 с.
Касимова, О.С. По праву любви: стихи /О. С. Касимова. – Астрахань, 1994. – 84 с.
Касимова, О. С. Спасибо вам: стихи/О. С. Касимова. – Волгоград: Нижн. – Волж. кн. изд-во, 1990. - 74 с.
Касимова, О. С. Стихи/ О. С. Касимова // «Где Волга прянула стрелою…»: Астрахань поэтическая/сост. Подольская Г.Г. – Астрахань, 1995. – С. 210-214.
Касимова, О. С. [Стихи]/ О. С. Касимова //Подснежники Парнаса. – Астрахань, 1995. – С.22.
Касимова, О. С. 31 августа: стихотворение/ О. С. Касимова //Астрах. изв. – 2001. – 16 авг.- С.4.

Литература о жизни и деятельности О. С. Касимовой

Коломенко, Г. Во имя солнечного света: [о творчестве О. С Касимовой]/Г.Коломенко//Горожанин. – 1995. – 28 апр. – С.6.
Коломенко, Г. Когда струна молчанья зазвенела: [о Касимовой О. С.]//Астрах. изв. – 2006. – 24 авг. – С.4.
Немировская, Д. Л. «Не иссякай, моя река…»: [творчество О. С. Касимовой]/Д. Л. Немировская//Горожанин. – 1995. – 28 апр. – С.7.
Немировская, Д. Л. По великому праву любви: [о О. С. Касимовой]/Д. Л. Немировская//Немировская, Д. Л. На грани веков: очерки/Д. Л. Немировская. – Астрахань, 2001. – С. 112-119.
Немировская, Д. Л. Пусть не гаснет звезда: [О. С. Касимова]/Д. Л. Немировская//Астрах. изв. – 2001. – 16 авг. – С.4.
Немировская, Д. Л. Чуткое сердце поэта: [к юбилею О. С. Касимовой]/Д. Л. Немировская//Волга. – 1999. – 25 февр. – С.3.
[О Касимовой О. С.] // «Где Волга прянула стрелою…»: Астрахань поэтическая/сост. Подольская Г.Г. – Астрахань, 1995. – С. 41.
[О Касимовой О. С.] //Антология астраханской поэзии/ред. - сост. П.В. Морозов. – Астрахань, 2003. – С.327.
Севастьянов, О.[Стихи О. Касимовой о Великой Отечественной войне]/О. Севастьянов//Севастьянов, О. В этом зареве ветровом: очерки к 60-летию Победы/О. Севастьянов. – Астрахань, 2005. – С.132.
Щербаков, Ю. Н. Её душа – поэзия: [творчество О. С. Касимовой]/Ю. Н. Щербаков//Родное слово. – 2001. - №3. – С.4.
Юрченко, И. Спасибо, жизнь: [о Касимовой О. С.]/И. Юрченко//Астрах. изв. – 1999. - №13. – С.5.

ИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ОЛЬГИ КАСИМОВОЙ


АСТРА– ХАНЬ
ЗВЕЗДАЦАРСТВО

Бледнеет светила величье.
Лучей убавляется рать.
И осень по вечной привычке
Готовится лавры срывать
На древний подлунный девичник
Ночь звёзды сзывает опять,
Чтоб нити из Млечных косичек
Для бабьего лета напрясть.
Волшебное звёздное царство!
Блистают небесные астры
Над краем, что сердцу так мил.
Не в честь ли такого богатства
Поэт из далёкого ханства
По-свойски тебя окрестил?

ВОЛГА

Ты - мой восторг, моя твердыня
И бренных жил родная кровь.
Моя ты гордость и святыня,
Моя нетленная любовь.
И скорбь, и память, и живое,
И цвет апрельский, и жнивьё,
Росток и древо вековое,
Исток и устье ты моё.
Пои зелёными дождями
Вперёд летящие века,
Звени и волнами, и льдами,
Не иссякай, моя река.

ГОРОДУ ЛЮБВИ

Мне с каждым часом всё дороже
Всех славных мест, что знаю я –
Столица Нижнего Поволжья,
Святыня нежная моя.
Пернатый мир свои пенаты хвалит,
А я – мои любимые хвалю
В горючей скорби, в славе и опале –
Душою всей торжественно люблю…
За миражи, за ветры, за туманы,
За новь и за седую старину,
За грешные весенние дурманы,
За волжскую певучую волну.
С Царевной-Лебедью Ты схожа,
Пленяют мир Твои края,
Столица Нижнего Поволжья,
Родная Астрахань моя.
И жизни свет, и кровные могилы…
Мой берег Правый – с ангельским плечом,
Мой Левый – под крестом золотокрылым.
Собор Кремля под солнечным лучом –
Не менее державных златоглавых –
Святые в поднебесье купола.
И боль свою, и почести, и славу –
Звонят Тебе Твои колокола.
Ты на Алёнушку похожа –
С благой молитвой у ручья…
Столица Нижнего Поволжья,
Родная Астрахань моя.
Любой кулик родную заводь хвалит,
Я – Астрахань любимую свою –
Свет-Город на мирском моём причале,
Всем сердцем, до отчаянья, пою…
Любви моей пространство и обитель.
Звезда сверкает в Имени Твоём.
Дай Бог тебе, прекрасный долгожитель,
И Вечных лет, и Счастья в каждый дом.
Храни Тебя Всемилость Божья –
Среди земного бытия,
Столица Нижнего Поволжья,
Родная Астрахань моя.

ДВОРЯНСКАЯ ВЬЮГА

Развесёленькая выпала пора –
Воет волком вьюга с ночи до утра,
Продирает аж до самого нутра:
- И-и-эх-х, да ни пуха, да ни снежного пера!
Что хоромы мне, что злая конура?
Я сама себе дворянка без двора!
Эхх, да сколько ж несъедобственных лапшей
По Руси для притяжения ушей!..
Сколько ж вывелось хапучих торгашей –
Ради собственных безбожных барышей –
Для свободы избавленья от грошей
Человеков из убогих шалашей…
Кому храм, кому собачья конура,
Кому свет, а кому – чёрная дыра…
Беды хлещут из бездонного ведра…
Раздуваются нахальные ветра…
Помутился над Россиюшкою свет –
Ничегошеньки от разума в ём нет…
До чего ж чужая воля недобра!
Ехх, да ни пушинки, ни жарптичьего пера…
Я ж – сама себе дворянка без двора! –
… Разыгрался беспризорный зимний бал.
Вторя вьюге, наглый ветер подвывал:
- И-и-хх!.. Нам самая разгульная пора!
Новогоднему пришествию – ур-ра!
Как вам, люди, без двора и без кола,
Без домашнего сердечного тепла?
Э-хх!.. Ни пуха вам, миряне, ни пера!
Дед Мороза вам с вагонами добра! –
… Воет вьюга с прошлогоднего утра.
Пробирает аж до самого нутра…

ЕЩЁ НЕ ВСЁ…

В проулке ветер, как в трубе,
Завыл отчаянно, тоскливо.
Что мне сказать моей судьбе,
Вдруг оглянувшись торопливо?
Что чересчур была робка,
Неисправимо терпелива
И, вроде Ваньки-дурачка,
На злые камушки счастлива?
Что не подарочек мытьё,
Что у плиты, как у горнила?
Ух, это бабье бытие –
Всё-всё успеть! Да всё ли мило?
Что праздник сердцу – редкий гость…
Судьба мне, что ли, виновата?
Свернуть бы вспять земную ось!
Да где уж там… Тяжеловата.
Не то б я вдоль и поперёк
Перекроила всё былое
И не пустила б на порог
Зло, без вины пережитое.
Но за свершенье наяву –
Того, чего не всем и снилось,
Благодарю судьбу свою,
Боготворю её за милость!
Ведь дорогие мне края
На Волге, не на Миссисипи.
Отчизна – Родина моя
Не там, а именно в России.
Земной поклон ей вновь и вновь…
И где б ещё могла узнать я
«И жизнь, и слёзы, и любовь»,
И сколько стоит капля счастья!
Играет ветер на трубе
И кружит с русскою метелью.
- Ещё не всё, – кричу судьбе, –
Своё мы главное пропели!

***
Жить без радостей – мне невмоготу.
Знать, послал Господь судьбу – да не ту…
Не губи меня, Судьба… и – прости…
Отпусти мою тоску, отпусти…
Поскорее… – отвяжись и отчаль
В Море Прошлого, лихая печаль,
А иначе мне себя не спасти.
Отпусти меня, печаль, отпусти…
А корить свою судьбу – тяжкий грех.
Что я – хуже остальных, лучше всех?
Как мне душу от греха упасти?
Отпусти меня, тоска, отпусти…
Умоляю… – отвяжись и отчаль
В Море Прошлого, лихая печаль…
А иначе мне себя не спасти.
Отпусти меня, печаль, отпусти…
Без любви страдать в миру – тяжело.
Ни утешить… ни унять горе-зло.
Ты прости меня, Всевышний, прости…
Отпусти тоску-печаль, отпусти…
Заклинаю: – отвяжись и отчаль
В Море Прошлого, лихая печаль.
А иначе мне себя не спасти.
Отпусти меня, печаль, отпусти…

***
Злу привыкла платить добротою,
Ждать целительных метаморфоз.
Видеть за грозовой чернотою
Свежесть радуги, капельки звёзд.
И была б я, пожалуй, счастливой,
Если б только умела быть злей.
С добрым сердцем, душой терпеливой –
Жить на свете куда тяжелей.

***
Люблю тебя, земля моя родная.
Ты жизнь моя и мой родимый дом.
Прости, что слов душевнее не знаю,
Чтоб рассказать о самом дорогом.
Ты помнишь всё:
и бой за святость хлеба,
Пшеницы горсть, зажатую в ладонь…
Среди полей хранишь ты холмик деда –
Как мать хранишь ты памяти огонь…
На грудь Твою горячую упали,
Навек от смерти лютой заслоня,
Крови отцовской жгучие медали,
Чтоб ты жила без горя для меня.
Моё большое русское «Спасибо»,
Любовь и ласку всю мою до дна –
Тебе одной, земля моя Россия,
За то, что я тобою рождена.

АСТРА ВЕТРОВ

Наше небо озорное: от мороза и до зноя
Шаг - длиной с полдня. Нет в жару дождя-изгоя,
В тучах - суетня... Европейские капели
И сибирские метели вянут на корню.
Сорок пятниц на неделю, семь погод на дню.
И тропические лужи, и арктические стужи -
Как телекадриль. Не в сезон снега закружат,
Пекло - в лютый штиль. Ждём одно - другое грянет:
Иней в степь под летом пряным оземь упадёт.
Дождевалкою моряна сбрызнет новый год.
Ветры, меж собою споря, облакам бока пришпоря,
Мутят небосвод. Штормовое лукоморье -
Колыбель погод.

МОЯ БЕДА

Цвела большая лебеда
И окрылялись лебедята.
Надежд счастливые года
Крушил пучиной вал девятый.
И лет летела череда
И исчезало всё куда-то…
О, Боже мой… Моя беда,
Как я ждала тебя когда-то!..
В разгаре летняя страда
И прежней сказкой веет мята.
Моя любовь – моя беда,
Скажи мне: – в чём я виновата?..
Так мило пахнет резеда!..
Волшебным духом ночь объята.
А я тобой, моя беда,
Давно не клята и не мята…
И кто посветит впереди?
Кто молвит ласковое слово?
О, Бог ты мой… Не приведи
Мне знать такого же – другого!..
Дрожит рассветная звезда.
Трава росит холодновато.
Забыть ли мне, моя беда,
Как я ждала тебя когда-то?..

МОЯ МИЛАЯ МАЛАЯ РОДИНА

Россия, Россия, Россия
И малая родина в ней.
И судьбы людей непростые
Земли Астраханской моей.
Моя заводская сторонка
И ты, мой любимый причал,
Мне часто и тихо, и звонко –
Добром на добро отвечал.
Красивая плещется речка
И тополь шумит за окном.
Родимое с детства местечко,
Живущее в сердце моём.
Живи и счастливо и долго,
Начало прекрасных начал –
Любовь моя – милая Волга,
Любовь моя – Старый причал.

РОДИМАЯ ПРОВИНЦИЯ

Дельта Волги
И низина Прикаспийская,
Степь седая да рабочие поля.
Край мой – Астрахань –
Провинция Российская –
Дорогая терпеливая земля.
Лицо твоё расцвечено
Глазами всех племён.
Моя Голгофа вечная
И мой счастливый сон.
Капля радости
До боли сердцу близкая.
И Богиня, и невольная раба.
Отчий берег
И молитва материнская.
Грёзы сладкие
Да горькая судьба.
Меж волнами и вёрстами
С немыслимых сторон
Душа твоя исхлёстана
Штормами всех времён.
Этой ночью
Ты такой счастливою
Снилась мне! –
Несмотря на все
Мятежные ветра…
Город Астрахань –
Родимая провинция,
Стань счастливой поскорее,
Будь добра!
Дай Бог тебе, любимая,
Здоровья на века! –
Земля моя ранимая
И нежная река.

НА ДОБРУЮ ПАМЯТЬ

У каждого свой потолок,
Своя поднебесная крыша,
Заветной души уголок
И тайной отдушины ниша.
У каждого – свой кровоток
И всяк – по-особому дышит.
Всему свой по жизни виток,
Судьбою дарованный свыше.
Всё дочерна можно охаять,
Как с птицами сжечь камыши…
А надо бы люду оттаять,
Надеждой согреть шалаши.
Сквозь аспидно-чёрную заметь,
На совесть, а не на гроши,
Хотя бы чуточек оставить
На самую добрую память
Тепла – от души – для души.

НИЗОВСКИЕ ПЕЙЗАЖИ

Чайки в качке на ветреных плёсах –
Как нетонущие жемчуга.
Хуторами стоят на откосах
Духовитого лета стога.
Стоп, шофёр! Ни мостка, ни дощечки
До весёлой деревни Раздор.
Со строптивою Чёрною речкой
У паромщика свой разговор…
Не в новинку морянная сила
И багром намозоленный стаж.
Взял и всё, без руля. Без ветрила,
Берег приступом – на абордаж.
Пробирается дельтой дорога
Мимо рисовых страдных полей,
Рощ, в мазках золотого ожога,
Через мост за реку Тузуклей.
Ерика… Рукава-рукавицы…
Врезан в чакан смолёный кулас.
Заповедные цапли царицы
Реверансом приветствуют нас.
Косят зелень холодные росы,
Сорят златом враскид и вразмах.
Безоглядно роскошная осень
Полыхает на волжских низах.

ОКОЛИЦА РОССИИ

Милая околица степная.
Вихри по полынному бугру.
Светлая, отчаянно родная
Жаворонка песня по утру.
Если раз в году не повидаюсь
Я с тобой, околица моя,
Дни и ночи долгие – не в радость
И трудней пути у бытия.
Милая околица степная,
Ты ко мне неистово добра.
Все мои обиды разметая,
Отпевают чистые ветра.
Милостей твоих не обижая,
Не без тайной робости молю –
Частого на радость урожая
Дай всему и всем, кого люблю.
Милая околица степная,
Мне не раз к тебе тропу торить.
Только не придумаю, не знаю –
Чем тебя за всё благодарить?
Я иду к тебе за исцеленьем.
Боль мою, как прежде, заживи
Воздухом надежды и терпенья,
Милая околица любви.

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Подарила ты мне янтари
Всех небесных светил в одночасье,
Все цветы из весенней зари –
На моё несказанное счастье.
А потом за лукавым дождём
Увлекла в голубые просторы
И, забыв помахать мне крылом,
Улетела за синие горы…
Ты теперь в самой дальней стране
Залетевшей за вечность планеты.
Где-то веешь по той стороне
Свои самые светлые ветры.
Мне с тобой не велела судьба
Колесить заодно по Вселенной.
Всё, что было со мной без тебя
Ты прости, не виня за измену.
Я же знаю, что можно прощать,
Что забыть ничего невозможно.
Только… как мне тебя повстречать
В позапрошлом моём бездорожье?
Ты живёшь в недоступном краю
Залетевшей за вечность планеты.
Но летят через память мою
Твои самые светлые ветры.

ПОЗДНО

Сон повторится.
Ночь повторится.
Звёзды зажгутся,
Чтоб снова блистать.
Утро проснётся,
День загорится,
Солнце вернётся.
Лучами плескать.
Осень прольётся
Золотом листьев.
Снежную песню
Метели споют.
Реки раскроют
Заговор льдистый.
Звоном весёлым
Ручьи побегут.
Травам и листьям –
В росах купаться.
Птицам залиться
В небесную новь.
Но не дозваться.
Не докричаться,
Не повторить мне
былую любовь.

ПОЭЗИЯ

О, музыки божественные звуки…
Чарующие трели соловья…
Врачующие бережные руки.
Безбрежные приветные края.
Отверженному сердцу – Эльдорадо.
Душе заблудшей – к свету колея.
Печальнику – душевная отрада –
Всевышняя мелодия твоя.
Качаются небесные стропила…
Над буйствами земными всех мастей!
Твой чистый звук ловлю в седой степи я,
Твою волну целительных вестей,
Поэзии святая терапия –
Спасения от низменных страстей.

ПРОСТИ И СПАСИ…

От белой – до чёрной, смородина
Росистый усыпала дол.
Останется Родиной – Родина,
Будь русич ты или монгол.
Закняжена и зацарёвана,
Кровавым быльём поросла.
И… хором – позором зарёвана,
И несть мерзословью числа…
Ободрана и обобрана,
Кому только грабить не лень…
Оплёвана и обоврана –
В неправедях злых, что ни день…
День нынешний, будущий, пройденный –
С какой стороны ни гляди –
О, бедная милая Родина,
В скорбящей хоронишь груди…
Какая б зараза ни шкодила,
Ни лезла под чистый подол,
Чего бы ни кликал юродивый,
Страстей раскаляя котёл, -
Останется Родина – Родиной,
Куда бы нас рок ни завёл.
Какое б ни шлялось разбродие,
Какая б метла ни мела,
Отчизна, Твоё Благородие –
Превыше ползучего зла.
Не верю, что совесть загублена,
От чести, стыда – ни следа,
Что руки людские обрублены,
Что разуму нету труда.
Нашествие сил сумасбродия
Накрыло родимый удол…
Спаси нас, о, Матушка-Родина,
От бед наших тяжких и зол…
Терпеньем не выслужить ордена.
От злобы – раская не жди.
Прости неприкаянных, Родина,
Во имя своё, пощади…
Какая б ни стыла невзгодина,
Какая б ни выла хула –
Останется Родиной – Родина,
Какою б она ни слыла.
Красавицей! А не уродиной, -
В какие хурды не ряди –
Останется Родина – Родиной,
Хоть пропадом всё пропади!

РОДИМАЯ ПРОВИНЦИЯ

Дельта Волги
И низина Прикаспийская,
Степь седая да рабочие поля.
Край мой – Астрахань –
Провинция Российская –
Дорогая терпеливая земля.
Лицо твоё расцвечено
Глазами всех племён.
Моя Голгофа вечная
И мой счастливый сон.
Капля радости
До боли сердцу близкая.
И Богиня, и невольная раба.
Отчий берег
И молитва материнская.
Грёзы сладкие
Да горькая судьба.
Меж волнами и вёрстами
С немыслимых сторон
Душа твоя исхлёстана
Штормами всех времён.
Этой ночью
Ты такой счастливою
Снилась мне! –
Несмотря на все
Мятежные ветра…
Город Астрахань –
Родимая провинция,
Стань счастливой поскорее,
Будь добра!
Дай Бог тебе, любимая,
Здоровья на века! –
Земля моя ранимая
И нежная река.

СВЕТЛАЯ ПЕСНЯ

Где ещё есть интересней
Место на ниве земной?
Хочется нежную песню
Спеть тебе, город родной.
Звёзд небесные опалы
Видят с вольной высоты
Марсианские каналы,
Венецианские мосты.
Только это – не Венеция,
Не по Марсу колея.
Это – Астрахань-волшебница,
Ненаглядная моя.
Под лучевым поднебесьем
И под зимой ледяной
Хочется светлую песню
Спеть тебе, край мой родной.
По морскому перепутью
Льются Волги рукава,
Рассыпаются по устью
Вечной сказкой – острова…
Не Канары, не Сицилия.
Под крылами бытия –
Свет мой – лотос, цвет мой – лилия,
Астра… - Астрахань моя.

СОБОРУ СВЯТОГО ВЛАДИМИРА

1
И мост, и Волга…
По соседству
Красив и статен каждый дом.
И есть одно святое место
В прелестном городе моём.
Вечерней затишью в затоне,
В пресветлом зеркале воды –
Храм отражается – на фоне
Своей непрошенной беды…
У храма каждого свой ангел –
Хранитель верный, до конца –
Великолепья и развалин,
И даже камня от крыльца…
Скорбит и плачет вестник божий
Над обиталищем своим –
Покинуть он его не может…
И оком плотским невидим…
Назначенный Послом Господним –
Помочь небесному царю –
И сим трудом богоугодным
Служить святому алтарю…
Страдать и мучиться… -
Всё то же –
Удел распятия Христа…
Такая, видно, участь Божья –
Святого храма без креста.

2
… Равноапостольный…
Креститель –
Ея язычества Руси…
Святой и Князь, и Просветитель…
Великий… грешных нас прости…
Святой Владимире… О, Княже…
Из бед тяжёлых и годин,
Воскресни в межвековье нашем
Из чёрных времени руин.

3
Прости нам, Боже, прегрешенья,
Кощунства прошлые прости –
Святого храма Воскрешенье
Перстом небесным окрести!
Дай душам нашим очищенье,
Отдохновение от зла,
На жизнь и мир благословенье –
На все на добрые дела…
Когда ж воспрянет Храм Пригожий –
Взойдёт Всевышнему Хвала! –
Возвеселится ангел Божий
И зазвонят колокола…
Приду во Храм и помолюсь я:
Мои печали утоли…
Прости за всё…
И поклонюсь я
Тебе – о, Боже, до земли…

***
Спасибо зиме седокрылой
За холод трезвящий, за снег.
Весне, что звеня отбурлила –
За каждый цветок и побег.
Спасибо горячему лету
За спелость колосьев и трав,
Осеннему грустному свету
За горький и ласковый нрав.
За тёплый прогноз на погоду.
За всё, что лелею, храню, -
Спасибо прожитому году,
Спасибо вчерашнему дню.

СТЕПНАЯ ПЕСНЯ

Степь волшебная, степь весенняя,
Кружишь голову от цветения.
Маков цвет ты мой, Степь-Степановна,
И Полыновна, и Тюльпановна.
По лобастым буграм, по горластым ветрам
Разбегаешься, разливаешься,
Как цветастая шаль цыганская,
Степь да степь моя, Астраханская.
На обиды ты – молчаливая,
А на горести – терпеливая.
Родилась на свет не рабынею
И не стань вовек злой пустынею.
По былинным векам, по былым ковылям
Разбегаешься, разливаешься,
Соль крестьянская, боль чабанская,
Степь да степь моя, Астраханская.
Степь горячая, степь июльская,
Загорелая, светло-русая,
Потолок из звёзд в твоей горнице.
Сон мой ласковый и бессонница.
По курганным следам, по буранным годам
Разбегаешься, разливаешься,
Даль славянская, Россиянская,
Степь да степь моя, астраханская.

***
Устье речки ненаглядной,
Милый свет её очей.
Берег родины желанной,
Стольный град судьбы моей.
Ты мне – ласковый и неласковый,
И спокойный, и штормовой.
Болью горькою… светлой сказкою –
С чистым небом над головой.
В стужи снежные шальные
И когда печёт жара –
О тебе поют блажные
Прикаспийские ветра.
Лета грозная и туманная
Годы вьёт, над тобой крыля…
Доброй жизни тебе, гуманная
Астраханская свет-земля.
Городов на карте много.
Каждый – сердцу чужанин.
И одна на свете Волга.
Отчий дом – всего один.
Одари тебя доля ясная
На озонные облака.
Озари тебя даль прекрасная
Мирной радостью на века.

ТЕРПЕНИЕ

Зона бедствий… печаль обложная.
Охх, летейско-спиралевый круг…
Христарадная паперть сплошная…
Мощь молящих о помощи рук…
Не наешься враньём прошлогодним.
Не согреешься прошлым теплом.
Живу быть – надо кушать сегодня,
А не где-то… - в загробном… - ПОТОМ…
Замороченные страстотерпцы…
Уготовано вам на роду
Ни жалеть – ни щадить своё сердце
В поднебесном российском аду…
Подаянья просящий – худищий
Унижённый народ – сюзерен!.. –
Самый первый – по Гиннесу – нищий…
Он и тут мировой рекордсмен…
Как же вытерпеть всё до конца?
Как, в постыдно протянутой длани,
Своего не утратить лица?
Забастовки?.. – да что от них толку…
Неподсудны ни Время, ни Рок.
Голодовки?.. – они втихомолку,
Россиянам устроены, впрок…
«Выживание»? – сущность ответа
Постигает несчастный народ: -
Выживание с ЭТОГО СВЕТА
До Господнего срока НА ТОТ…
Беспредел покоряет терпенье…
Сил скелетных неслышнее скрип…
Человеческий крик о спасеньи
На предсмертный срывается хрип…
Горловые надорваны связки.
На Права… - и потуга смешна…
Шабаш длится, не сорваны маски.
У чудовищ – не их имена.
Не в плену. Не во вражеском стане.
Не дожив свой удел до конца,
Россияне мои, россияне,
Разрываются ваши сердца… -
Терпеливыевашисердца…

***
Вздохнула грустная земля,
Росой осыпанная рано.
Умыли ветки тополя
Слезами раннего тумана.
Проплыл гусиный караван,
В рассветной дали исчезая.
Поблёк нарядный сарафан –
Листвы мозаика резная.
И синь тревожат облака,
И виснут сумерки понуро.
Бредёт осенняя тоска,
Свой мир оглядывая хмуро.

НИНЕЛИ МОРДОВИНОЙ

И Тебя я не зову,
И к Тебе я не иду.
По какому волшебству
Узнаёшь мою беду?
От явленья Твоего
Не здоровиться врагу…
Я, совсем из ничего –
Всё сумею, всё смогу!
Горе горькое моё
На две чаши разольём,
Как хмельное медовьё –
Всё до капли разопьём.
В ледяной моей глуши
На краю не устоять…
От тепла Твоей души –
Жить захочется опять!
Но ищу Тебя везде…
Узелком связую нить…
Помоги моей беде –
Не с кем радости делить!..
Где Твоя святая тень,
Душу спасшая не раз?
Ангел мой на чёрный день,
Раздели мой светлый час!
Радость редкую мою
В неприкаянной судьбе
Поднесу, не разолью –
Всю, до капельки, Тебе!
Зачерпну пригоршней всклень
Свет земного бытия –
Для Тебя, мой ясный день,
Радость редкая моя…
Счастье светлое моё…
Горе-горькое моё
На две чаши разольём,
Как хмельное медовьё –
Всё до капли разопьём.

Стихотворение Ольги Касимовой, ушедшей из жизни в августе 2001 года было посвящено Нинели Мордовиной, умершей в январе того же года, при жизни поэтесс и опубликовано в газете «Горожанин» от 9 октября 1998 года (№ 41 (424)

Аудио: "Горе горькое моё" - песню на стихи Ольги Касимовой исполняет Николай Трубач

Видео "Поэт Ольга Касимова" смотрите здесь:


Рецензии