Яблонька и мужик

Купил однажды мужик яблочко. Купил и съел. Ох и вкусный же попался фрукт - сочный, свежий, крупный. Не яблоко, а мечта.
"Сем-ка я посажу от этого яблока косточку, - подумал мужик. - Вырастет мне яблоня, стану яблоки продавать. И сам буду сыт, и других накормлю, и разбогатею".
Дурное дело нехитрое. Ямку копнул, водички плеснул, землицей присыпал - и всего делов. Стала яблонька расти, а мужик вокруг ходить.
- Что это ты, Семеныч, все кругом ходишь? - стали спрашивать его соседи.
- Много вы понимаете, - отвечал садовод. - Яблоню я ращу. Вот, охраняю.
Первым пробился на свет зеленый листочек.
- Мужчина, - скромно посмотрел он на мужика. - Водички не будет?
- Я бы с радостью, - смотрел сквозь слезы восторга хозяин на свое чудо. - Но у моего ведра прохудилось дно. Вот ты вырастешь, я продам твои яблоки, куплю новое ведро и уж тогда буду поливать три раза в день. А сейчас подожди, пожалуйста, дождя.
Дождался росток дождя. Но пока он мучился жаждой, листья не почти совсем не выросли. Лишь чуть оформился тоненький ствол. Слабый, он гнулся от каждого ветерка.
- Уважаемый, привяжи меня хоть к самой захудалой тростиночке.
- Дорогая, крепись, у тебя ведь такие сильные корни. Ты сможешь, я верю, ведь я так глубоко закопал твое зернышко и так заботливо плеснул целую пригоршню воды. Подумай, какой расписной столб мы сможем вкопать рядом с тобой, когда созреют твои плоды.
Однако как ни пытались корни приподнять ствол над землей, без опоры все их усилия пошли прахом. Пришла осень, запорошил первый снег.
- Скоро зима, хозяин, - шелестела яблоня облетающими листьями. - Я так слаба, укрой меня хотя бы охапкой сена на зиму.
Ничего не ответил ей мужик. Ушел в дом греться. Совсем скоро яблоню, как и весь огород укрыл блестящий белый снег. Ничто не беспокоило человека, все радовало - ведь яркое зимнее солнце так весело играло на нарядных снежинках.
Пришла весна, снег почернел и потаял. Яблоне пришла самая пора цвести, ведь то был год, когда она наконец-то могла бы начать плодоносить. Однако без опоры кривой ствол стелился по земле, и этим успешно пользовался всякий, кто проходил, проползал или пролетал мимо. Заяц грыз кору, жуки точили ствол, гусеницы сворачивали себе домики из блестящих листьев. На одной из веток, однако ж, завязался единственный цветок.
Мужик снова принялся расхаживать вокруг яблони.
- Что-то деревце твое уж больно тщедушное, - говорили ему соседи.
- Много вы понимаете, - важничал любитель яблок. - Вон смотрите, какой прекрасный распустился цветок. Это верная примета большого урожая. Увидите, сколько ведер я сниму уже в сентябре!
Эти речи услышал торговец. Одного взгляда на яблоню ему хватило, чтобы догадаться, что садовод не слишком опытный в своем деле, а значит, и торговаться с ним можно.
- Продай мне свой будущий урожай, - предложил хитрец. - Я заплачу тебе четыре гроша уже сейчас.
Мужик согласился.
- Ну, теперь ты купишь мне опору под ствол, а себе ведро и будешь заботиться обо мне? - затрепетала яблоня каждым своим листочком.
Хозяин притворился, что не слышит голоса дерева. А на гроши купил себе новую собаку, которая сразу же стала метить яблоню как жительницу своей территории.
Настал сентябрь. Единственный цветок дал дереву лишь один плод. Из-за нехватки влаги яблоко было маленьким и кислым. А из-за того, что оно практически лежало на земле, его и червячок успел поточить, и собачка пометить.
Пришел торговец и стал требовать свой урожай или гроши с процентами. Увидев жалкий результат целого лета, торговец лишь плюнул в сердцах и пообещал рассказать всем о том, какой ему попался обманщик. Ох и устроил тогда скандал мужик своей яблоне.
- Как ты могла так подвести меня, - топал он ногами. - Я ведь предупреждал, что мне нужны будут твои яблоки.
- И я говорила, что мне нужна для этого вода, опора и уход, - извивалась та стволом по земле. - Почему же ты не слышал меня?
- Прекрати, - кипятился садовод. - Слыханое ли дело, чтобы дерево с человеком спорило!
Сжалась от обиды яблоня, свернула ствол в кольцо, да и обернулась ящерицей. Юркнула мужику по руке, положила свое яблоко ему в ладонь.
- Смотри, вот плод твоих стараний и забот. В той семечке, что ты бросил в землю, был скрыт и роскошный вкус, и сочная податливая мякоть, и налитая солнцем красота. Много ли мне было нужно - водицы ведро, палочка сухая, да сена чуток. Но ты не дал мне даже и такой малости. Пусть же навсегда останутся отметины на твоей ленивой руке, в твоих равнодушных глазах и в твой жадной улыбочке, - прошипела ящерка, чиркнула хвостом мужика по руке и исчезла.
Побежала кровь из ранки, сжал недотепа от боли ладонь, а оттуда яблоко брызнуло своим соком, да прямо в глаза. Повернулся мужик бежать к дому умыться, споткнулся и сломал об камень зуб. Так и остался на всю жизнь - с рваным  шрамом на руке, обожженными глазами и сломанным зубом.


Рецензии
Хороший вывод))

Графоман Себастьян   08.08.2015 09:36     Заявить о нарушении