Осадчий Александр Петрович

Родился  29  мая  (9  июня)  1907  года  в  селе  Орлова  Балка  (по  другим  данным,  в  городе  Знаменка)  Кировоградской  области  (Украина),  в  семье  машиниста-электромеханика.  Украинец.  В  1924  году  окончил  7  классов  школы  в  Киеве.  С  1925  по  1926  год  работал  монтером,  а  затем  до  1929  года  трудился  электромонтером  на  железнодорожной  станции  Киев-2. 
В  РККА  с  10  апреля  (28  июня)  1929  года,  был  призван  Знаменским  городским  военкоматом. 
Окончил  Ленинградскую  военно-теоретическую  школу  летчиков  в  июне  1930  года  и   Борисоглебскую  военную  авиационную  школу  лётчиков  в  ноябре  1931  года. 
Служил  в  74-м  истребительном  авиационном  отряде  Киевского  военного  округа,  был  младшим  летчиком,  старшим  летчиком,  командиром  звена. 
С  ноября  1934  года  по  декабрь  1936  года  командовал  отрядом  в  5-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  36-й  истребительной  авиационной  бригады.
В  1936  году  ему  присвоили  звание  старшего  лейтенанта.
Некоторое  время  был  ВРИО  командира  65-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  Киевского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  10  января  по  26  июля  1937  года  в  качестве  командира  1-й  истребительной  авиационной  эскадрильи,  затем  командира  26-й  группы  истребителей  И-15. 
Имел  псевдоним  «Борис  Казаков».

     «…Я  выбежал  на  поле  и  круговым  движением  руки  дал  команду  запускать  моторы.  Через  20-30  секунд  после  взлета  группы  Ивана  Лакеева  взлетели  и  «чатос».  А  мой  самолет  стоял  в  кустах,  на  нем  как  раз  меняли  мотор.  Эх,  как  не  вовремя!  Очень  уж  досадно  было  бездействовать  в  такой  момент.  И  я  решился  на  самоуправство.  Недолго  думая,  подошел  к  стоящему  тут  же  самолету  Лопатина.
     -  Машина  в  порядке?  -  спросил  я  у техника.
     -  Так  точно!  -  отрапортовал  он.
     Я  надел  лопатинский  парашют,  сел  в  кабину,  запустил  мотор  и  пошел  догонять  свою  эскадрилью.  Рассчитал,  что  догоню  ее  где-то  на  подходе  к  Уэске.  И  точно,  севернее  города  я  увидел  наши  «чатос»,  вступившие  на  разных  высотах  в  бой  с  вражескими  истребителями.  Хотел  и  сам  ввязаться  в  бой,  но,  оглянувшись  в  сторону  солнца,  увидел  три  «фиата»,  приготовившиеся  атаковать  меня.  Что  ж,  посмотрим,  кто  -  кого? 
     Используя  отличную  маневренность  «чато»,  я  крутым  виражом  вышел  из-под  удара.  Мимо  прошли  трассы  вражеских  пуль.  «Фиаты»  перестроились  в  правый  пеленг  и,  по-видимому,  решили  атаковать  меня  поодиночке.  Вот  один  несется  ко  мне,  стремясь  столкнуться  лоб  в  лоб.  Ну,  получай!  Моя  очередь  на  какое-то  мгновение  опередила  фашиста,  и  этого  было  достаточно!  Вражеская  машина,  словно  наткнувшись  на  невидимое  препятствие,  вздрогнула,  зашаталась  и  круто  пошла  к  земле.  Пропорция,  стало  быть,  изменилась.  Но  оставшиеся  два  «фиата»  продолжают  атаковать.  И  в  это  время  я  вижу  приближающийся  к  месту  нашего  боя  «чато».  Наверное,  и  «фиаты»  заметили  его.  Эта  подмога  для  меня  очень  кстати.  Ведь  боеприпасы  на  исходе!
     Вот  фашист  пикирует  на  меня  сверху.  Промазал!  А  при  выводе  машины  из  пике  летчик  не  учел  осадки  самолета,  и  мне  осталось  лишь  немного  довернуть  «чато»,  чтобы  «фиат»  оказался  в  прицеле.  И  тут,  нажав  на  гашетку,  даю  длинную  очередь  из  всех  четырех  пулеметов!  «Фиат»  накренился  и  стремглав  полетел  вниз.  А  третий  фашист,  видя  приближение  еще одного  «чато»,  перешел  в  пикирование  и  что  было  сил  бежал  с  места  боя.
     Это  был  один  из  моих  последних  боев  в  небе  Испании…»
     (Из  книги  «Вместе  с  патриотами  Испании»)

Всего  в  Испании  лично  сбил  5  самолетов.
12  марта  1937  года  был  легко  ранен  в  воздушном  бою.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
В  1937  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор». 
С  ноября  1937  года  по  апрель  1938  года  командовал  72-й  истребительной  авиационной  эскадрильей  56-й  истребительной  авиационной  бригады,  затем  был  командиром  28-го  истребительного  авиационного  полка.
Участвовал  в  освобождении  Западной  Украины  в  сентябре  1939  года. 
12  ноября  1939  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник». 
Участвовал  в  походе  в  Бессарабию  в  июне  1940  года.               
С  марта  по  май  1941  командовал  69-й  истребительной  авиационной  дивизией.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года. 
Воевал  на  Юго-Западном  фронте,  с  23  июня  по  декабрь  1941  года  командовал  64-й  истребительной  авиационной  дивизией.  В  декабре  был  сначала  назначен  командующим  ВВС  Сталинградского  фронта,  а  затем,  через  несколько  дней  -  командующим  ВВС  24-й  армии.  В  этой  должности  воевал  на  Западном  фронте  до  мая  1942  года.  Участвовал  в  боях  на  Воронежском  фронте,  с  мая  1942  года  командовал  266-й  истребительной  авиационной  дивизией.  С  22  августа  1942  года  возглавил  207-ю  истребительную  авиационную  дивизию  (в  августе  1943  была  преобразована  в  11-ю  гвардейскую  истребительную  авиационную  дивизию),  которой  успешно  командовал  до  конца  войны.  В  составе  Юго-Западного,  3-го  Украинского  и  1-го  Украинского  фронта  участвовал  в  битве под  Курском,  в  освобождении  Украины,  Польши,  в  боях  над  Германией,  Чехословакией.  Дивизия  под  его  командованием  добилась  значительных  боевых  успехов  и,  по  количеству  асов  -  Героев  Советского  Союза  (34  летчика,  в  том  числе  два  летчика  были  удостоены  этого  звания  дважды)  занимала  почетное  второе  место  в  советских  ВВС.
К  июню  1944  года  произвел  18  боевых  вылетов.
За  январь  1945  года  совершил  2  боевых  вылета. 
Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  произвел  39  боевых  вылетов,  в  составе  группы  сбил  1  самолет.
20  апреля  1945  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «генерал-майор  авиации».
После  окончания  войны  ещё  несколько  лет  служил  в  ВВС,  продолжал  командовать  11-й  гвардейской  истребительной  авиационной  дивизией.  С  июня  1947  года  командовал  10-м  истребительным  авиационным  корпусом,  служил  в  Прикарпатском  военном  округе. 
24  июня  1949  года  уволился  в  запас  в  звании  генерал-майора  авиации.               
Проживал  в  городе  Киев  (Украина). 
Умер  2  мая  1981  года.  Похоронен  на  Лукьяновском  военном  кладбище  Киева. 

Список  известных  воздушных  побед  А.  П.  Осадчего: 
00.00.1937     1        До-17          Мадрид                лично
17.04.1937     2        Хе-51          Теруэль                лично
00.06.1937     2        Фиат-32      Уэска                лично
03.02.1943     1/5     Хе-111        Лисичанск                в  составе  пятерки

Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  27  июня  1945  года,  за  мужество  и  воинскую  доблесть,  проявленные  в  воздушных  боях  с  немецкими  захватчиками,  Александру  Петровичу  Осадчему  было  присвоено  звание  Героя  Советского Союза  («Золотая  Звезда  №  6598).

Награжден  двумя  орденами  Ленина  (15.12.1938,  27.06.1945),  четырьмя  орденами  Красного  Знамени  (27.06.1937,*  27.03.1942,  16.10.1944,  15.11.1950),  орденом  Суворова  2-й  степени  (06.04.1945),  орденом  Кутузова  2-й  степени  (23.02.1945),  орденом  Отечественной  войны  2-й  степени  (17.06.1943),  орденом  Красной  Звезды  (03.11.1944),  медалями  «За  отвагу»  (14.11.1938),  «За  взятие  Берлина»,  «За  освобождение  Праги»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими,  а  также  чехословацким  орденом  «Боевой  крест»  (1945),  польскими  медалями  «За  Одер,  Ниссу,  Балтику»  (1945)  и  «За  победу  и  свободу»  (1945).

Примечание:
*       Орден  имел  порядковый  №  1010.


Рецензии
К сожалению, № его ордена Ленина мне не известен, а вот 1010 - это номер первого из 4 его Красного Знамени от 27.06.37
С ув. Павел

Павел Селезнев   01.09.2018 11:12     Заявить о нарушении
Спасибо! Ошибку исправил.
С уважением,

Олег Каминский   02.09.2018 04:06   Заявить о нарушении