Cоветская продлёнка. Часть тринадцатая

 Иногда продлёнку отменяют. Это очень безответственно и подло со стороны нашей учительницы, потому что делает она это внезапно, не предупреждая родителей заранее. У неё самой внезапно что-то происходит, кто-то заболевает, лопается труба в ванной или ещё какое-то "вдруг". Она конечно, не виновата...

 Но многим просто некуда идти в таком случае. Мало кому в семь-восемь лет дают ключи от квартиры. Родители на работе, а бабушки-дедушки есть далеко не у всех. Куда идти, к запертой квартире? Да и идти домой по микрорайону, в котором работает огромный винный магазин и всегда на улицах полно алкашей и шпаны, решаются далеко не все. Меня, допустим, напугал пьяный парень, зашедший на территорию школы как-то раз, когда продлёнку отменили и я пошла домой одна, не дожидаясь мамы. Пять часов сидеть в школе ? А дом был так близко, через пару дворов. Теперь я, в тех редкостных случаях, когда продлёнку после уроков отменяют, тупо сижу в школе и жду маму.

 ...Жду маму. После того, как Людмимла Михайловна как-то раз отменила продлёнку вовсе и дети сидели во дворах 5 часов подряд, возмущённые родители потребовали, чтобы она так больше не делала. Она и не делает. Но иногда ей надо "уйти пораньше" и она выставляет нас за час-полтора до конца продлёнки. Я спускаюсь в таких случаях вниз, сажусь на деревянную полированную скамью без спинки рядом со столом вахтёрши, ставлю рядом свой малиновый ранец, украшенный разноцветными полосками и жду. До пяти часов так далеко. Чем бы заняться?
 
 Мимо идёт, тяжело ступая, директриса школы Н. Приземистая и плотная, с короткой шеей и скуластой, азиатской физиономией, она похожа на буйволицу. Только азиатскую, не африканскую. И разрез глаз у неё соответствующий. На умеренно узкоглазом лице застыло свирепое выражение вкупе с дружелюбием. Видимо, настроение Н. так часто меняется от злости и гнева к умилению и добродушию, что лицо за ним не поспевает. И на лице остается не какое-то одно выражение, а сплав. Сплав свирепости и ласки. Довольно страшно, если сказать честно...Буйволы вообще, опасные звери. Приблизясь ко мне, Н. вопрошает своим зычным голосом, наводящим страх на хулиганов:
 - Наташа, ты что здесь сидишь?
 - Продлёнку отменили,- отвечаю я.-Жду маму.
 - Ну ясно, жди.- строго отвечает Н. и топает дальше.

 Сижу я спиной к окну и лицом к школьной прихожей, справа от меня вход в школу, передо мной широкий коридор, по которому туда-сюда снуют школьники и учителя, а слева - стол вахтеров. Их двое, это пожилые дремучие тётки в чёрных рабочих халатах. Зачем им эти халаты?! Они что не могут быть в своей обычной одежде? Я не знаю, кто завёл этот дикий обычай обряжать вахтёров в халаты. Кстати, тётки эти не подлые и даже добрые с нашей, детской точки зрения. Можно сказать, симпатичные тётки! Конечно, портят впечатление эти дикие халаты, но мы на это не сильно обращаем внимание.

 Вахтёры дают звонки- на урок и с урока. Кнопка электрозвонка на широкой колонне у лестницы. Но если в школе нет электричества, а бывает это очень редко, вахтёрша даёт звонок вручную. Она открывает выдвижной ящик стола, достаёт металлический колокольчик и идёт по всем трём этажам, тряся его в руке. По сигналу "дзинь-дзинь-дзинь" отворяются двери и оравы детей вырываются в коридоры.

Однажды одна из этих тёток, тётя Наташа, как она представилась, рассказала мне о том, что дочку свою она воспитывает без отца (подлеца), а пенсия у неё маленькая, 25 рублей, а она всю жизнь работала в совхозе и сил уж у неё нет никаких, но вот дочку надо "поднять". Её дочь училась в нашей школе, в 10-м классе. Я жалею эту женщину и всех колхозников и совхозников заодно. "Да-а, думаю я, вот так пенсия - 25 рублей. Страшно даже представить."

 - Давай тебе раздевалку открою, возьмёшь куртку,- предлагает мне тётя Наташа.- Мать придёт, сразу и побежишь домой, а то может меня рядом тут не будет.
 Я беру куртку в гардеробе, надеваю рейтузы (весна у нас холодная) и снова сажусь на свою лавку. А куртку я кладу рядом. И продолжаю дальше сидеть.

 Мимо идёт жуткая тётка, учительница химии К. из средних классов. У неё дико грубый хриплый голос, дико загорелое лицо и обесцвеченные до белизны длинные волосы, собранные в "хвост". Носит она всегда высоченные каблуки, эффектные светлые наряды, ведёт себя развязно и поэтому похожа не на советского педагога, а на какую-то спившуюся итальянскую актрису. Она будет вести у нас химию через 4 года и надо сказать без особого успеха. Но пока она просто идёт мимо. Подходит к вахтёрше, просит ключ от кабинета и, получив его, гордо удаляется. Такая высокая и странная. И немного страшная.

 Я смотрю в окно. На улице март, тает грязный городской снег, вяло припекает солнышко. Капает с крыш. Под окном дерутся голуби из-за куска булки, кто-то кинул его в форточку класса или с лестницы. Сизый треплет белого за шею, выводит за крыло, как набедокурившего школьника из класса. Белый не сдаётся, лезет к булке опять. Подлетают воробьи... Чем кончилась история, я так никогда и не узнаю, потому что дают звонок и школьники бегут мимо меня по своим делам. Я отворачиваюсь от окна и начинаю потихоньку наблюдать за ними. Когда я снова смотрю в окно, птиц уже нет.
 
 А в коридоре появляется во всей красе своего очарования учитель пения Б. На нём ловкий серый костюмчик, на простом грубоватом лице застыло выражение спокойного самодовольства. Светлые волосы аккуратно подстрижены. Поблескивает обручальное колечко на пальце правой руки- не надейтесь, мол, девочки и молодые учительницы, я- женат. А они надеются...И даже те, кто ещё слишком мал, чтобы думать о нём как о спутнике жизни или друге, всё равно на что-то надеются. Все хотят понравиться Б. Он молод, хорош собой, обаятелен и в меру нахален. Он очень нравится мне. Его уроки по пятницам и я жду эту пятницу, как манну небесную. Ну не со среды, конечно, но с четверга...

 А что собственно ждёт меня на этом уроке ? Возможность попеть хором под музыкальный аккомпанемент ? Да. И не только. Я люблю музыку, я хочу петь, Б. принимает меня в школьный хор, которым руководит. У меня есть возможность петь, но не это главное. Главное, это эмоции, которыми загружает нас Б. Или извлекает их из наших собственных душ. В его присутствии многие из нас чувствуют, что живут не зря, что время течёт быстрее,а пространство, меняясь, становится волшебным. С ним интересно. С ним странно. С ним...нет, не хорошо! А так, как ни с кем. Некоторые принимают это за любовь, некоторые за восхищение, некоторые, подрастая, заводят с ним роман, ходят слухи, что даже не платонический. Но, возможно, это просто досужие вымыслы. Не знаю.
 
 На уроках Б. и на репетициях хора Б. мы хохотали, мы краснели и бледнели, мы иной раз плакали от нахлынувших чувств. А Оля Д. однажды плакала от обиды, что её не приняли в хор. Классу к 5-му я перестала ходить в хор, потому что интуитивно поняла, что я ничего не приобретаю, ничему не учусь, а только развлекаю одинокого, сложного, никем не понятого, никого не любящего человека. И некоторые другие дети тоже к нему и его хору охладели. Эмоции вокруг него хлестали и били через край, а потом оставалось ощущение пустоты и апатии.

 Но все эти прозрения придут потом. А пока я просто сижу на скамье и жду маму. Начало пятого, скоро она придёт и о, счастье, я вижу обожаемого мною Б. Я ему тоже нравлюсь. По крайней мере, мне так кажется. Он подходит ко мне. Неужели заговорит, думаю я? Я на это не надеюсь. Но он и вправду очень дружелюбно поздоровавшись со мной, заводит со мной разговор обо мне, о моих родителях и родственниках. "У меня "окно" между уроками",-говорит он,- давай поболтаем." С ним весело и приятно. Б. знает, о чём спросить ребёнка. Я узнаю что-то и о нём самом, о том, что у него есть семья,двое детей. Он учился в музучилище, там и научился играть на баяне и других инструментах. Через 30 минут я чувствую, что прошло не 30, а 5 минут, а Б. мой самый лучший, после родственников, друг. Я готова с ним болтать и болтать, но вот приходит наконец моя мама.

 Скромно поздоровавшись с ней , Б. удаляется. Я думаю о нём, о его голубых глазах, его улыбке, немудрёных шуточках. Как хорошо, что он поговорил со мной ! Как хорошо, что мама пришла! Как хорошо, что сейчас весна и скоро летние каникулы... Я надеваю куртку и шапку, прощаюсь с вахтёрами и иду к тяжёлым школьным дверям. Выходим на прохладный городской воздух, пропитанный смогом. Мы идём с мамой по начинающему таять снегу, она рассказывает мне что-то о своих делах, а я ей о школе. На руке у меня поблескивает колечко, которое она мне подарила недавно. Я чувствую, что этот простой день я никогда не забуду.

 
 
 


Рецензии