Роберт Хокер. Иисус - воскресение и жизнь

ИИСУС - ВОСКРЕСЕНИЕ И ЖИЗНЬ
Роберт Хокер (1824)

Объявление

Не будет неуместным объявить повод, который, провидением Господним, дал начало этой проповеди. Господу было угодно удалить от меня смертью за три дня до дня Господня мою любимую Сару, младшую из моих детей. Тем не менее я нашел возможным исполнять свои обязанности, как обычно в день Господень. И когда время служения почти истекло, после смиренного обращения к Господу с просьбой даровать мне сил, я обратился к народу Его с нижеследующей речью:

Я знаю, что мое появление здесь в это утро не ожидалось некоторыми и может быть предметом удивления для других. Те, кто знают, что Господь пробил брешь в моей семье смертью моего ребенка, возможно, полагают, что мое отсутствие было бы простительно. Но для меня это не так. Я не могу допустить, чтобы мои личные чувства влияли на мое общественное служение. Ум Господень исполнил меня некоторыми соображениями на этот счет. Это правда, что случившимся событием Господь нанес глубокую рану моему сердцу. Она была острой и болезненной, возможно, во многом из-за моего возраста и нарастающей немощи. Я увядаю, как старое дерево в лесу, истрепанное бурями многих зим, и моя зеленая ветвь ныне обломана. Но мудрость, которая не может ошибаться, имеет в этом свой замысел; и я уверен, что в этом, как и в любом другом устроении Господа для Своего народа, явлена любовь, у которой нет ни тени перемены, и потому я покорно склоняюсь пред святой волей Господней, и слышу Его голос, говорящий любезно и нежно: "Остановитесь и познайте, что Я Бог" (Пс.46.10). Милость ко мне явлена таким образом, что Господь осушает слезы природы и открывает мне Свою благодать. Кроме того, по мере прошедших лет я наслаждаюсь все большим количеством суббот, и это становится все более ценным для моего служения в святыне, и так будет, пока Господь не заберет меня домой в Свою вечную Субботу.
В дополнение к этим соображениям скажу, что я могу проследить во всем Писании поведение святых людей древности, когда они были посещаемы Господом, и их молитвы, когда они потерпели утраты. Когда ребенок Давида лежал мертвый, хотя во время его болезни и ожидания ее исхода этот муж Божий лежал на земле, постился и плакал, все же после его кончины царь "встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.  И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?  И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?  А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне" (2 Цар.12.20-23). Когда Иов получил грозные вести, следовавшие одна за другой, о потере его имущества, скота, слуг и, наконец, о смерти его детей, хотя он был в скорби и болезни от  такого горя, но он чувствовал также поддержку благодати. "Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился  и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!" (Иов 1.20-21). И скажу более: когда Иезекииль получил весть от Господа: "сын человеческий! вот, Я возьму у тебя язвою утеху очей твоих; но ты не сетуй и не плачь, и слезы да не выступают у тебя;  вздыхай в безмолвии, плача по умершим не совершай; но обвязывай себя повязкою и обувай ноги твои в обувь твою, и бороды не закрывай, и хлеба от чужих не ешь.  И после того, как говорил я поутру слово к народу, вечером умерла жена моя, и на другой день я сделал так, как повелено было мне" (Иов 24.16-18).
Видя такие прославленные примеры и будучи воодушевлен милостью Божией, я пришел утром из дома траура в дом хвалы, и я готов забыть о смерти и мертвых, чтобы говорить с вами о жизни и животворящем Боге.  В самом деле, надеюсь, что я пришел в Церковь нашего всеславного Христа в этот день с посланием от Господа нашего. И если вы откроете свои Библии, то увидите провозглашение Самого Господа: "Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет, и всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?" (Иоан.11.25-26).
Я умоляю вас остановиться на этих Божественных словах. Мы не должны спрашивать об их величии, ибо они сказаны Самим Всемогущим. И в самом деле, Он не может быть иным, ибо Он Тот же вчера, сегодня и навсегда. Никакой пророк или апостол, ни один ангел, никто из всего творения Божия не мог бы произнести тех же слов, что Иисус: Я есть воскресение и жизнь.
И вот я чувствую, что вынужден приостановиться снова и отметить, что если, в то время как Сам Господь делает это провозглашение нашему слуху, Всемогущий Бог, через влияние Его Святого Духа, дарует спасительное помазание и веру во Христа в ваши сердца. Иначе все мои слова были бы бесполезны, и именно потому я, прежде чем идти дальше, так заостряю внимание на этом.  И если искупленное и возрожденное дитя Божие, таким образом наученное Богом, по Его благодати принимает эти Божественные истины с полною верою, применяет их к своему уму и совести, живет ими изо дня в день, в постоянном их упражнении и использовании, ложится с ними и встает, и делает их повязкой на руке и над глазами своими, то их благоухание уже не отойдет от него, и после всех грехов и печалей, которые оно испытало после Адамова падения, оно сможет   сказать с апостолом: "Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе" (2 Кор.2.14).
Но давайте не спеша поразмыслим далее над тем, что мы можем вынести из этого провозглашения нашего всеславного Христа, и изучим одну за другой возвышенные истины, отметив, во-первых, как они соотносятся с Самим Всемогущим, а затем с Его союзом с нами, и к самому Божьему народу.
И прежде всего отметим, что Иисус говорит: Я Есмь. То есть Он говорит: Я есть Тот, Кто единственно дал бытие Своим людям. Ибо без него все тело Церкви, на небе или на земле, просто не существовало бы. Господь Иисус приводит Своих людей в бытие и в то же время единственно Он возглавляет их. Кроме того, это значит, что Я Есмь - это Тот, Кто был, есть и грядет (Откр.1.8). О тварях можно сказать, что некоторые из них были, другие есть, а третьи будут, но не так с нашим всеславным Христом: Он был, есть и будет, Тот же самый и неизменный навсегда. Именно потому Он сказал евреям: "Прежде нежели был Авраам, Я есмь!" (Иоан.8.58).
Но мы не должны останавливаться здесь. Господь говорит о Себе столь возвышенные вещи, чтобы показать Свою вечную силу и Божество в делах, соответствующих всемогуществу Его Личности. Я, говорит Он, есть воскресение и жизнь. Отметим, что Он есть не только Причина воскресения, но и сама Жизнь; Он несет жизнь Сам в Себе и является Жизнью Сам как таковой. Недостаточно просто сказать, что Он совершил великое и непередаваемое дело спасения для Своих людей; Он Сам есть Жизнь Своего народа. Он Сам есть воскресение и жизнь. И весь Его народ  рассматривается Богом в Нем, в Его Личности, через то, что Он сделал, и через Его страдания ради спасения Своего народа. Его люди были распяты и погребены вместе с Ним, и с Ним "воскрешены и воссажены на небесах во Христе Иисусе" (Еф.2.5-6).
Но и это еще не все. Господь Иисус добавляет, что Его народ должен знать все эти вещи, и духовно наслаждаться ими, когда Он работает в сердцах Своих людей, и духовно оживотворяет их умы и совесть. "Верующий в Меня, говорит Господь, хотя он был мертв, оживет; и всякий, кто верит в Меня, жив и не умрет вовек". Здесь снова, как и перед этим, Господь утверждает Свое всевластие и заверяет, что то, что Он есть сама Жизнь - и есть причина верить в Него; и убеждения или вера во Христа обязательно следуют из жизни Христовой. И так жизнь и вера полностью подтверждают, по слову апостола, то, что мы "рождены снова не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек" (1 Пет.1.23 KJV). О, как велика и славна эта истина, которая полностью раскрывается в душах всей восстановленной и искупленной семью Господней, так что каждое дитя Божие, которое знакомо с чумой своего сердца, может правильно оценить свои обширные привилегии во Христе. И тогда оно осуществляет то, о чем говорит Иоанн: "Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.  Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни". "И не вступает в осуждение, но перешел от смерти в жизнь" (1 Иоан.5.11-12, Иоан.5.24 KJV).
Таковы воодушевляющие меня мысли об этих возвышенных словах нашего Господа. Мое намерение здесь, если Бог позволит, в том, чтобы в первую очередь обратить ваше внимание на то, Кто провозглашает Себя и Свою Божественную личность в этих дивных словах: Я есть воскресение и жизнь. И когда, если будет на то милость Его, мы получим духовное и библейское восприятие бесконечного величия Его Личности, с тем, чтобы обрести полную уверенность в Его Божестве и вечной власти, мы сможем пойти дальше и заглянуть в то, что делает Бог в нас, и спросить, являемся ли мы предметами этого; и пусть это рассуждение оживит наши поникшие души и воодушевит нас ко всему, что мы призваны делать в этом скорбном, греховном, умирающем мире. И вот вопрос, которым наш славный Господь завершает здесь Свои слова, и который каждый из нас несомненно должен приложить к себе, чтобы открыть свой собственный личный интерес к сказанному Им: "Веришь ли сему?".
Позвольте мне, однако, задержать вас еще ненадолго, чтобы отметить обширное и бесконечное значение самого предмета, и заметить также, что понять его можно только духовно. Новое рождение, или возрождение, непременно необходимо для входа в Царство благодати здесь, а также для славы в будущем. И это единственно дар Божий, ибо Евангелие говорит, что Он "тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,  которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Иоан.1.12-13).
И позвольте мне также, прежде чем мы пойдем дальше, предложить еще одно замечание, тесно связанное с предыдущим, а именно то, что как мы полностью пассивны в новвом рождении и получении духовной жизни, также мы полностью пассивны и на всех этапах сохранения этой жизни. Он, воскресивший и оживотворивший нас, является также Источником сохранения жизни в нас. Следовательно, наш всеславный Христос подходит и для святого и для грешника; грешника Он оживотворяет, а святого, которого некогда оживотворил - поддерживает. Сам Христос есть воскресение и жизнь обоих. Через Его святое Слово и Его Святым Духом искупленные души получают духовную пищу и питие изо дня в день. "Человек живет не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мтф.4.4). Пусть же, Господи, если на то есть Твоя святая воля, драгоценная истина о воскресении будет в этот день раскрыта и станет принципом, живущим в душах многих; пусть все люди Божии, которые здесь, подтвердят слова Господа, которые Иисус возвестил нам для нашей радости: "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,  ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.  Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день" (Иоан.6.37-39).
Я вернусь теперь к тому, с чего начал, призывая ваше внимание к созерцанию Всевышнего, говорящего нам и назвавшего Себя воскресением и жизнью. Я не буду останавливаться на этом далее, и лишь кратко повторю что нам открыто о Святой Троице, ибо более или менее, вы знаете, что эти славные фундаментальные истины нашей святой веры образуют важнейшую часть каждой проповеди, которую я проповедую вам. Я счел бы себя более чем несчастным, если бы упустил из виду или опустил самое главное. А именно: Святой Господь, Праведность наша, исполнил всю цель, совет, волю и благоволение Иеговы в Его Троице Лиц по отношению к Церкви, и величайшая радость Церкви и непрестанный источник ее благодарности и наслаждения - это то, что она знает,   что Отец, Сын и Святой Дух приняли равноправное участие в этом благодатном устроении, и в равной степени включены в него.
То, на что я должен обратить ваше внимание здесь - это личная слава Господа нашего Иисуса Христа, как воскресения и жизни, Его личное достоинство. Он был и есть Личность во Святой Троице, Свидетельствующий на небе (1 Иоан.5.7). Поэтому Он обладает в Себе, а не от Другого, всеми Божественными атрибутами и совершенствами, и хотя Он есть Личность, отличная от Отца и Святого Духа, Он един и с Отцом и со Святым Духом, во всем, что есть Божество. Имея в виду это качество нашего всеславного Христа, мы должны найти, согласно Божественному учению, почему Он говорит о Самом Себе таким возвышенным образом. 
Если Он говорит о Себе: Я Есмь, то это выражает Его вечную сущность, Его вечность и одинаковость природы и сущности, которыми Он обладает в Себе в одно и то же время, прошлое, настоящее, и будущее, если к этому вообще приложимы такие понятия. Как если бы Он сказал: Я есть Тот, Кто Я есть сейчас, и Кем был всегда и всегда буду, вчера, перед всеми мирами, сегодня в течение всего времени, когда сотворены все миры, и навсегда, когда миров уже не будет. Существует аналогичный отрывок, с которым мы встречаемся во вдохновенных трудах пророка: "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святый имя Его" (Ис.57.15). Эти слова выражают всю бесконечность Иеговы, и в равной степени применимы к каждому и ко всем Лицам в Божестве. И слова "Вечно Живущий" особенно характерно описывают природу Божественной сущности, в отличие от всех существ. Он не просто Обитающий, но Живущий в вечности, имеющий вечность в Самом Себе (1 Цар.15.29), и то, что это относится к нашему всеславному Христу, очень полно провозглашается в тех местах Писания, где Он назван Силой или, как в некоторых рукописях, Вечностью и Победой Израиля, намекая на его победу над смертью, адом и могилой, то есть на все, что мы понимаем под словами "воскресение и жизнь".
И с первого же рассвета откровения Господь благоволил возвестить это; Он указал на это уже Аврааму.  "Не бойся Аврам, Я твой щит, и награда твоя весьма велика" (Быт.15.1): Я сам, лично, а не просто Мои дары и милости, есть твоя награда. Подобным образом Он обратился к тому же Аврааму на горе: "Мною клянусь, говорит Господь"; так Он клялся Самим Собою, подтверждая бесконечное величие Того, Кто называет Себя Я есмь (ср. Быт.22.15). И если мы переходим от Авраама к времени Моисея, мы находим то же самое утверждение Господа в Его словах из горящего куста: "Я есть Тот, Кто Я есть" (Исх.3.14 KJV). Здесь, как и в предыдущих текстах, Господь указывает на вечность Своей природы. И столь же примечательно то, что Господь намекает на эту славную характеристику Своей природы, явленной в Том, Кто вскоре явится среди нас, в Лк.1.35.  Иоанн называет Его "Тем, что было от начала" (1 Иоан.1.1).
Я должен здесь сделать очень краткое наблюдение, прежде чем перейду к завершению всего моего рассуждения. Я убежден, что твердость понимания этого дает наилучшую уверенность веры, ибо обетование Богом таких благословенных вещей для Своего народа  несомненно подтверждается свидетельствами Его всемогущества, способного исполнить все это. У нас есть восхитительные места такого рода у пророков. "Так говорит Господь, Царь Израиля,  Искупитель, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет иного" (Ис.41.6). Легко понять, почему Господь называет Себя Первым, ибо Он был прежде всех веков. Но как Он может называть Себя Последним, когда Церковь имеет жизнь вечную, данное ей во Христе, и, как говорит Он Сам, "Я живу, и вы будете жить" (Иоан.14.19), ибо вечная жизнь - это действительно вечность! Вот потрясающее выражение: Он Первый и Последний потому, что Он не только обитает в вечности, но Он Сам есть вечность.  Отсюда, следовательно, наша вечная жизнь исходит от Него и пребывает в Нем, так что Церковь всегда пребывает в Его бытии,   и, следовательно, Он является одновременно Первым и Последним.
Я должен теперь, завершая, как обещано, еще раз взглянув на Божие подтверждение этого высокого характера нашего Господа, спросить вас, знаем ли мы Его как наше воскресение и жизнь, и принадлежат ли нам эти высочайшие привилегии. Говоря об этом, я хочу, чтобы вы вспомнили событие, при котором Господь возвестил такую милость. После смерти Лазаря Марфа, его скорбящая сестра, , видя Иисуса, сказал Ему: "Господи! если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы. Но я знаю, что даже сейчас чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе". После чего Господь Иисус сказал: "Воскреснет брат твой снова". Да, сказала Марфа, "я знаю, что он воскреснет в воскресение, в последний день". Очевидно, она имела общие тогда понятия о воскресении, но не самые серьезные идеи, как это воскресение может совершиться, и уж тем более она не знала, что Господь Иисус Сам является единственной причиной этого славного события, и на самом деле Он Сам есть воскресение. Тогда Иисус провозглашает Самого Себя, говоря: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет, и всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?".
Теперь мы уже можем понять четкий, духовный и библейский смысл этого самого драгоценного Божественного учения, основание которого, заверяющее нашу веру, мы, я надеюсь, уже положили в предыдущем рассуждении,  показывая вечную власть Христа Его и Божество как основание этой власти. Мы смогли узнать, каким образом наш всеславный Христос Сам есть воскресение и жизнь для всего Своего народа, что говорит об этом Писание и что должны знать Его люди, а именно, что Он сказал и сделал, ради чего Он пострадал, почему Он как Христос есть Глава, Супруг и Поручитель Своей Церкви, "полнота Наполняющего все во всем". Поэтому по самому Своему высокому характеру Он явился нам не как частное Лицо, но как Глава Своего народа, и тогда Господь возложил на Него грехи всех нас, как это произошло согласно Ис.53.6, и в то же время, все наши грехи были взяты от нас и возложены на Него (Иер.50.20). Когда Он умер на кресте, Церковь умерла в Нем (Гал.2.20). Когда Он "упразднил грех жертвою Своею", грех Церкви был навсегда убран, и она была  "освящена принесением тела Иисуса Христа раз и навсегда" (Евр.9.26, 10.10 KJV). И когда Он воскрес из мертвых, Церковь воскресла в Нем как в своем славном Главе и Представителе, и, как Святой Дух милостиво учит Церковь через Павла, Христос, "воскреснув из мертвых, сделался Первенцем из умерших" (1 Кор.15.20). Отсюда он уверен в воскресении всех людей Его, ибо залог уже дан. Сам Христос есть воскресение, но Его воскресение не было бы полным без воскресения Его людей, ибо если воскрес Глава, то воскреснут и члены. Итак, Церковь не только пребывает со Христом в Его воскресении, но в Его вознесении она уже возвращается к славе. Святой Дух обращается через Павла к каждому возрожденному чаду Божию, оживленному к новой и духовной жизни во Христе: "и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, -  и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф.2.5-6). Таким образом, возрожденная Церковь, согласно всем намерениям и целям ныне прославенного Господа, воссела с Ним и в Нем,   и поэтому Он Сам есть сумма и содержание всего, что она есть или когда-либо будет. О, как славны Его дивные слова: Я есть воскресение и жизнь! 
Исходя этого заявления, личная заинтересованность каждого отдельного члена мистического тела Христова может быть четко подтверждена через помазание Святого Духа (1 Иоан.2.20). Неужели мы можем родиться снова и быть возрожденными людьми, и не получить знаки новой и духовной жизни, которая следует за новым рождением? Неужели мы не обличены о грехе, о праведности и о суде (Иоан.16.8-11)? Неужели мы не умерли со Христом и не воскресли с Ним в воскресении благодати к новой и духовной жизни во Христе, и не ищем "горнего, где Христос сидит одесную Бога" (ср. Кол.3.1-4)? Святой Дух через Павла заявляет об этой Божественной истине свидетельства о нашем воскресении  со Христом, когда он говорит: "Разве не знаете, что мы, крестившиеся во Христа Иисуса (заметим, это не внешнее крещение водой, но внутреннее Духом, согласно Деян.10.5), в смерть Его крестились,  поэтому мы похоронены с Ним крещением в смерть; дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним в подобии смерти Его, то должны быть соединены и в подобии воскресения" (Рим.6.3-5 KJV). Таков бесконечно великий смысл Божественных слов нашего всеславного Господа: Я есть воскресение и жизнь.
Теперь каждому из нас остается лишь поставить для себя вопрос, который наш Господь задал Марфе, провозгласия в этот день Себя Своей Церкви: веришь ли сему? Есть ли у вас возможность верить в это? Господа, учение о воскресении - это практическое, опытное, освежающее души учение, и когда, помазанием Господа, мы воспринимаем его в духовном уме, понимании и совести, и начинаем жить верой, у нас не может не появиться склонность к очищению сердца, и к святому хождению и делам. Ибо, "когда Христос, Жизнь наша, явится, то и мы явимся с Ним во славе".
Вы выслушали мою весть к вам от Господа, и я прошу Его благословения на нее. Я пришел из дома мертвых в дом живых, и теперь возвращаюсь в мой дом траура с благословением Господней радости. Возможно, вы забудете мои слова, но сохраните в памяти хотя бы восхитительные слова Господа, и пусть Он напишет их в ваших сердцах. О том моя молитва за вас и за себя. В них вы найдете верное облегчение от всех скорбей жизни, среди всех смертей и утрат, через которые вас проведет провидение, и когда приблизится и ваш собственный уход, когда Господь начнет разрушать вашу земную скинию, когда все внешние обстоятельства окажутся темными и обескураживающими, и все утешения иссякнут, пусть Господь даст вам вспомнить и вновь постигнуть эти слова, и все будет хорошо. Иисус сказал: "Я есть воскресение и жизнь".

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии