Трогательная история любви самурая и девочки

(«Зеленая Ива») Творческий перевод японской сказки из книги  «Green Willow And Other Japanese Fairy Tales"», 1912 г

Давным-давно жил молодой самурай по имени Томодата, который служил властелину Ното. У самурая было красивое лицо, благородные манеры, приятный голос, правильная речь и ещё куча достоинств: он был великолепный танцором, безупречным придворным, хорошим поэтом, отличным спортсменом, бесстрашным солдатом и очень богатым и щедрым. За это его любили и богатые, и бедные, и, разумеется, сам властелин Ното.
Однажды, господин Ното надумал проехаться по провинции, с тем, чтобы расположить к себе народ. Сейчас мы это называем пиаром, а в те далёкие времена, это называлось «доверительной поездкой». Господин призвал к себе самурая Томодата и спросил его:
«Ты мне верен?»
«Мой Господин! Ты ведь сам знаешь, как я верен тебе», - ответил самурай.
«Ты меня любишь?» - спросил господин.
«Да, Государь!» - ответил самурай, опускаясь на колени перед своим господином.
«Тогда отвези моё письмо, - сказал господин. - Поезжай, да не устрашись никакого зверя, никакого врага, никакого шторма и никаких преград, и не щадя своего коня. Отдай свою жизнь, но не потеряй моё доверие. На своём пути не засматривайся на женщин. Ступай и принести мне ответ быстрее ветра!»
И самурай Томадата вскочил на коня и поскакал. Он скакал, не останавливаясь на отдых, не щадя ни своего коня, ни себя. А на дворе была глубокая осень и лили сильные дожди. Однажды налетел тайфун, и изможденный конь самурая уже еле стоял на ногах. Но самурай успокаивал своего коня, и укрыл его голову своим плащом, чтобы дождь не слепил глаза коня, и так скакал всё дальше и дальше.
Лютый шторм смыл все знакомые ориентиры дороги, и самурай сбился с пути и был в полуобморочном состоянии. День превратился в вечер; вечер стал ночью, а ночь была так черна, как Ад, где бродят и плачут потерянные души. Конь самурая уже не мог бежать, а плёлся еле-еле в этой непроглядной черноте, самурай подумал: «Неужели я умру, не исполнив поручение господина!?»
Но неожиданно ветер разогнал тучи, и на небе засияла полная луна, в холодном свете которой, самурай увидел небольшой дом у подножья холма, рядом с которым росли три плакучие ивы. Самурай поблагодарил богов и поспешил к этому дому. Подъехав к дому, он спешился, привязал коня к иве и постучал в дверь дома.
Дверь тот час открыла старушка, в старых, но опрятных одеждах, и спросила: «Как ты оказался здесь в такую неспокойную ночь?»
«Я самурай Томодата и служу властелину Нато. Я заблудился, очень голоден и еле стою на ногах» - сказал самурай и действительно пошатнулся от сильной усталости.
«Входите в дом, молодой господин! - приветливо сказал старуха. _ Присядьте у огня, согрейтесь. Сейчас я накормлю вас, но не обессудьте за простую грубую пищу. А о вашей лошади уже позаботилась моя дочь, так что можете быть спокойны, господин!»
Самурай повернулся и увидел в дверях дома совсем юною девочку в разорванных одеждах и распущенными волосами. Девочка молча закрыла за собой дверь и прошла за ширму. Хозяин дома предложил самураю сухую одежду, а старухе, тем временем, уже приготовила еду и теплое саке.
А юная дочь стариков, тем временем переоделась за ширмой и вышла, чтобы прислуживать самураю. На вид ей было лет пятнадцать, она был боса, на ней был синий халат из домотканого хлопка, а черные волосы спадали до её маленьких, округлых колен. Девочка подошла к самураю, опустилась перед ним на колени и налила саке в пиалу. И тут самурай, забыв о наставлениях своего господина, посмотрел прямо в глаза девочке.
«Как твоё имя?» - спросил девочку самурай.
«Меня назвали Зелёной Ивой» - ответила девочка.
«Какое красивое имя!» - ответил самурай и так пристально посмотрел ей в глаза, что она зарделась, словно вишенка, и из её глаз выкатились слезинки.
И тогда самурай произнёс стих:

«Длинноволосая дева, я должен уехать с ранней зарёй.
Ты хочешь, чтобы я уехал?
Если ты знаешь, что я покину этот дом с ранней зарёй,
так почему же ты так зарделась,
словно алая заря?»

На что девочка ответила самураю:

«Заря придёт, хочу я этого или нет.
Не оставляйте меня и не уходите...
А румянец я сотру рукавом,
так же как и свои слёзы,
только не покидайте меня с рассветом....»

Всю ночь самурай не смог сомкнуть глаз, несмотря на ужасную усталость. Всю ночь он думал о девочке по имени Зелёная Ива. Самурай очень хотел остаться в этом доме, но законы самурайской чести не позволяли этого. Ему следовало хранить верность своему господину и выполнить его поручение.
Чуть свет, самурай встал, оставил несколько золотых монет хозяевам, и вышел из дома. Было тихое, ясное, спокойное утро, но на душе самурая было неспокойно. Он оседлал коня и тронулся в путь. С утра до вечера от повторял одни и те же слова: «О, Зелёная Ива! О Зелёная Ива!»
Ночь он провёл в заброшенной усыпальнице. Когда самурай проснулся, то у порога усыпальницы он неожиданно увидел девочку Зелёная Ива, которая лежала на земле и всхлипывала. Увидев самурая, девочка протянула к нему руки и произнесла: «О, мой господин!» Самурай молча взял её на руки, посадил на  коня и тронулся в путь. Весь день они ехали, не проронив ни слова, только неотрывно смотрели друг-другу в глаза, не обращая внимания ни на жару, ни на холод, ни на ветер... Мир перестал существовать для них. Для них существовала лишь Любовь...
Они ехали так, пока не попали в какой-то небольшой городок. Самурай купил маленький деревянный домик из сосны, полы которого были устланы ароматными ковриками. К дому примыкал чудесный садик, в котором журчал родничок и пели птицы. В этом доме они прожили три счастливых года, которые были вечной цветущей весной.
Осенью на третий год, девочка Зелена Ива неожиданно захворала, и самурай никак не мог понять причину её хвори. «Что случилось с тобой, любимая?» - спросил он девочку.
«Я умираю» - тихо прошептала она.
«Что с тобой, любимая? Скажи мне?» - воскликнул самурай, дерда возлюбленную на руках.
«Они срубили мои зеленые ивы» - прошептала девочка и выскользнула из рук самурая.
Самурая растерянно держал в руках зеленое платье любимой, а она сама исчезла....
Последующие годы самурай посвятил половничеству по святым местам и прослыл святым человеком. Однажды судьба привела его к дому, где он впервые повстречал девочку Зеленая Ива. Дом был заброшен, а три ивы перед ним срублены. Самурай остановился и вспомнил свой стих:

«Длинноволосая дева, я должен уехать с ранней зарёй.
Ты хочешь, чтобы я уехал?
Если ты знаешь, что я покину этот дом с ранней зарёй,
так почему же ты так зарделась,
словно алая заря?»......


05.08.2015


Рецензии