Баба Маня
Самому Фёдору было не до песен – одному с пятью бабами на полях страны делать было нечего . Фёдор «кормился» рыбалкой. Нынешняя рыбалка - развлечение , для прадеда рыбалка была тяжёлой работой и не каждому предоставлявшимся шансом выжить.
Фёдор Боев рыбак был из лучших. В любую погоду , на волне , вымокший и иззябший Фёдор с кормы вымётывал и выбирал снасти, а « на вёслах сидела» совсем ещё маленькая старшая дочка .Тяжело, холодно и страшно. Но больше некому.
И матери надо помогать. Смаявшись на реке, девочка спешила пестовать младших сестёр .
До конца жизни баба Маня оставалась старшей для взрослеющих и становящихся старухами сестёр, всегда «слушавшихся» её и обходившихся с ней весьма почтительно. Так же поступала и народившаяся куча племянников, и все они , взамен принятой в деревне формы обращения – «тетка Маша» ,обращались к ней : «кока Маша» или «крестная».
Собираясь иногда вместе , проснувшиеся с раннего утра, сёстры молча одевались ,заплетали тряпочными ленточками , потешавшие меня ,маленькие старушечьи косички, покрывали головы белыми косынками и в строгом порядке начинали молиться перед большой иконой Спаса. Сначала баба Маня , после неё сестры по старшинству.
В деревне уже не было ни священника , ни церкви – старухи молились, соблюдали посты , справляли церковные праздники , и как-то , завернув меня -младенца в несколько одеял, отвезли за тридевять земель и окрестили.
В семье бабушка была хранительницей веры .
Сызмальства была у неё мечта стать монахиней , поражавшая меня дурака – пионера своей диковинностью.
Леушинский монастырь был рядом. Светлый храм ,потрескивание свечей перед старинными образами , пение монахинь , строгость ,чистота и простота монастырской жизни в Леушино захлестнули её душу.
Заикнулась было отцу, но Фёдор не благословил - и рад бы в рай , но трое младших хотят есть .
В архивной копии переписи 1897 года в графе « занятие ,ремесло, промысел, должность или служба» напротив имени прадеда запись «рыбак, земледелец» . Про бабу Маню : «дочь при отце» , «13 лет», «умеет ли читать – нет».
Библию в канун праздников вслух читала третья сестра баба Анна , ходившая в земскую школу.
В двадцать лет красивая - стройная , небольшого роста ,с волосами цвета вороньего крыла баба Маня вышла замуж за вернувшегося с японской войны односельчанина и однофамильца Афанасия Сергеевича Боева . Молодые отделились и зажили своим домом. На вёсла села моя родная бабушка Варвара .
Мария с Афанасием жили хорошо и ладно. Старики – ровесники вспоминали замечательные герани на окнах их дома, чистоту отбеленных половиков и удивительные бабушкины пироги. Жили вдвоём, деток не было - аукнулась тяжёлая работа и мертвенный холод лодки.
Теперь отпустить в монастырь она просит мужа .Мягкий дед Афанасий не перечит её намерениям, но как –то неожиданно захворав, не долго болеет и умирает году в тридцатом .
В этот раз стать монахиней бабушке помешала власть ,надо было вкалывать в колхозе , да и монастырь закрыли.
Переселяться в отвоёванные у финнов Мустамяки , в сороковом году баба Маня поехала вместе ,с овдовевшей к тому времени ,моей родной бабкой и тремя её детьми. К началу войны она была ровесницей мне сегодняшнему, ей было 56 лет. Вся тяжесть эвакуации и возвращения, военной и послевоенной пахоты в колхозе была ещё впереди, как и пенсия в четырнадцать рублей ,впервые была полученная ею где-то под семьдесят.
Моя мать и родная бабушка умерли рано, отец болел , так сталось, что вырос я на руках у бабы Мани - узловатых , разбитых веслами и колхозной работой, шероховатых и тёплых .
Ранняя весна. Воскресное утро. Яркое солнце в окне. Баба Маня достаёт из печи пироги с брусникой , выкладывает на холщовое полотенце и говорит:
- Лопай, неслух, лопай. Помру , поминать будешь.
Бабушка умерла, когда я был в море. Поминаю, и сильно по ней тоскую.
Свидетельство о публикации №215080901056