Этот ужасный академизм

Я часто слушаю передачи «Радио России», когда готовлю на кухне и когда обедаю. Должен сказать, что из репродуктора услышал много толковых речей, не скованных восторженным желанием угодить высокому властелину, а потому охотно слушаю сию радиостанцию.

От телевизора радио всё же отличается: там не надо делать умный вид на камеру, но зато надо делать «умную речь» перед микрофоном, и это обстоятельство действует на некоторых приглашённых в студию как-то возбуждающе.

До сих пор я думал, что а-а-а-кают и э-э-э-кают только на ТВ-камеру. Особенно насмотрелся этих героических ребят на канале НТВ. Они умудрялись выглядеть умными даже под пулями, когда съёжившись за каким-нибудь забором, сообщали телезрителям, что «ВСУ стреляют «а-а-а» вон из того посёлка, что «э-э-э» там вдали».
Надо ли говорить, что академическое а-а-а-канье и э-э-э-канье идёт на Руси чёрт-те знает из каких древних времён, когда события излагались под гусли, напевно, и уж там простору для а-а-а-канья было много. В летописи оно не попало, и это хорошо, а то бы до сих пор не разобрались с какой стороны пришло татаро-монгольское нашествие – с а-а-а-востока или с э-э-э-запада.

Визуально и на слух академические растяжки, по некоторым данным, впервые заметили в речах российских адвокатов в конце XIX века, когда речи стали протоколировать на судебных заседаниях. Говорят, что некоторые стенографисты добросовестно вносили эти растяжки в протокол, но позже судьи, уставшие от чтения таких усложнённых речей, отменили академические вставки, как «не относящиеся к делу».

Конечно, адвокаты и прокуроры старались говорить умно, чтобы убедить судью в невиновности или виновности подсудимого. Но они также знали, что их речи попадут в газеты и журналы, а уж там въедливые журналисты и писатели оценят каждое слово и каждую букву, и разложат по косточкам все достоинства и недостатки оратора.

Вот почему адвокаты, прокуроры, журналисты и депутаты сегодня стараются говорить умно, чтобы не выглядеть дураками в телевизоре. Не у всех это получается (выглядеть умно), а потому речь насыщается акдемическим мычанием и блеянием, что совсем не украшает и оратора, и программу.

Сегодня по радио слушал интервью с научным сотрудником по робототехнике. Молодой, судя по голосу, учёный отвечал на вопросы ведущей, и начал он нормально, излагал неторопливо и толково, я прислушался, а потом он завёлся, словно шлея ему под хвост попала – начал почему-то кричать (как по НТВ, в репортажах с фронта) и многозначительно э-э-э-кать. Всё испортил. Так я толком ничего и не услышал, всё с пятого на десятое. Раздражение накатило.

Кто бы их научил говорить нормально в эфире? Не надо никаких ораторских курсов – просто научите человека быть самим собой. Ну, ладно там депутаты диссертации списывают у кого-то, но журналисты с ТВ – они же журфак МГУ оканчивают, высшее образование, понимаешь…Цицерона изучают, а он разве мычал?

Мне кажется, это просто безграмотная речь, когда много мычания и блеяния. Будьте проще, ребята, и люди к вам прислушаются. Не рвитесь сразу же в академики, там уже и без вас переполнено. Не делайте слишком умный вид – это вам не идёт.

                9.08.15


Рецензии