5. Матушка Мария Гатчинская, катакомбная старица

5.
Матушка Мария Гатчинская – катакомбная старица-утешительница.

Память 4/17 апреля (+ 1932 г.)


"Сильные скорби, как золото в горниле, очищают душу, дают ей жизнь, укрепляют и закаляют ее".
Святой Иосиф Петроградский.


В сорока километрах от Петрограда находится маленький городок Гатчина, хорошо известный всем петроградцам своими садами, парками и дворцом. В этом городке перед революцией проживала одна монахиня – матушка Мария (в миру Лидия Александровна Лелянова), которую знали не только жители Гатчины, но и многие жители Петрограда. Революция 1917 года застала матушку Марию больной, лежащей в постели. После перенесенного тяжелого энцефалита (воспаления мозга), она впала в состояние так называемого паркинсонизма (по имени врача Паркинсона, описавшего подобное состояние): все тело ее стало как бы окованным и неподвижным, лицо анемичным и как бы маскообразным, речь сохранилась, но говорить она стала с полузакрытым ртом, сквозь зубы, медленно скандируя и монотонно. Была она полным инвалидом и постоянно нуждалась в посторонней помощи и тщательном уходе. Обычно эта болезнь протекает с резкими изменениями психики (раздражительность, прилипчивая навязчивость со стереотипными вопросами, повышенный эгоизм и эгоцентризм, явления слабоумия и прочее), вследствие чего такие больные часто попадают в психиатрические больницы. Но мать Мария, оказавшись полным физическим инвалидом, не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние. Как бы в награду за это смирение и терпение, Господь послал ей дар утешения скорбящих. Ее стали навещать, беседуя с нею, совершенно чужие и незнакомые люди, находящиеся в скорбях, печалях, тоске и унынии. И всякий приходящий к ней уходил утешенным, чувствуя просветление своей скорби, умиротворение печали, успокоение тревоги, избытие тоски и уныния. Постепенно слава об этой необыкновенной монахине распространилась далеко за пределы города Гатчины.

Матушка Мария жила в маленьком деревянном домике на окраине города. Я посетил ее там в марте 1927 года. В ожидании приема я рассматривал многочисленные карточки приемной комнаты и нашел две: митрополита Вениамина Петроградского, новомученика, и митрополита Иосифа, вскоре давшего свое имя "иосифлянскому" движению. Митрополит Иосиф на своей карточке надписал трогательное посвящение матушке Марии, приведя большую цитату из своего труда "В объятиях Отчих", а митрополит Вениамин надписал кратко: "Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного..."

Мне выпало великое счастье присутствовать при явлении чудес исцеления скорбящих душ. Юноша, унывавший после ареста и ссылки отца-священника, вышел от Матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший о смерти сына, вышел от матушки, выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, пошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая.

Когда я вошел к ней, я сказал матушке Марии, что часто впадаю в ужасную тоску, которая длится иногда несколько недель, и не могу найти никакого средства от нее избавиться...

"Тоска есть крест духовный, – говорила матушка Мария, – посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, то есть после покаяния снова впадают в прежние грехи... А потому, только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния... А ведь какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов... От мысли этой – в умиление придти надо, а тогда – тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся..."

От этих слов матушки Марии у меня в душе точно кто-то операцию сделал и удалил опухоль духовную... И вышел я другим человеком.

Около 1930 года матушка Мария была арестована. Ее обвинили в контрреволюционной пропаганде и в участии в контрреволюционной организации, по 10 и 11 пункту 58 статьи. Арестовали и ее брата Владимира, и ее сестру Иулию. "Пропагандой" против коммунизма был квалифицирован ее "дар утешения в скорбях..."+



+ Матушка Мария была арестована 19 февраля 1932 года в ходе акции по "изъятию монашек и монахов", которую ОГПУ проводило тогда по всей стране. Ее привезли на грузовике из Гатчины в Петербург и предъявили стандартное обвинение по ст. 58/10: "Участвует в нелегальных сборищах, где читается Евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую агитацию".



Очевидцы ареста описали жуткую картину издевательства и жестокого насилия над скованной болезнью и неспособной ни к каким физическим движениям терпеливой страдалицей. "Религиозно-политическое преступление" монахини Марии усугубилось непризнанием ею митрополита Сергия после его печально знаменитой декларации 1927 года, приведшей к расколу в Русской Церкви.

Бедную страдалицу двое чекистов, с постели до грузовика, волокли по полу и по земле за вывернутые руки... Раскачав ее многострадальное, неподвижное, скованное тело, чекисты бросили его в грузовик и увезли. Брата ее увезли в другом автомобиле, в так называемом "черном вороне". Сострадательные почитатели матушки Марии приносили ей в тюрьму скромные передачи. Их принимали в течение месяца. А затем, однажды, передачи не приняли и кратко сообщили: "умерла в госпитале". (Таких беспомощных людей обычно убивали.)+



+ Мученица скончалась в больнице Дома предварительного заключения 17 апреля 1932 года, будучи уже осужденной на три года высылки. Тело мученицы было отдано невестке с требованием похоронить его без огласки.

Сразу после мученической кончины матушки Марии, ее могилка неподалеку от часовни Ксении блаженной стала местом непрекращающегося паломничества верующих.


Брат покойной, слабенький, маленький, благообразный старичок, самоотверженно за ней ухаживавший и принимавший посетителей, через 9 месяцев следствия получил 5 лет заключения в концентрационном лагере Сибири.



Добавление издателей. В 1981 году матушка Мария была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церкви Зарубежом как новопреподобномученица Мария Гатчинская.

17 июля 2006 года прославлена Русской Православной Церковью, включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века по представлению Санкт-Петербургской епархии.

26 марта 2007 года мощи Марии Гатчинской были обретены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга и затем торжественно перенесены в Гатчинский Павловский собор, где они покоятся ныне в благолепной раке.


Рецензии