Империя Западная Хань

1. Гао-цзы  (206-195 гг. до Р.Х.)
2/1. Сяо-***-ди  (195-188 гг. до Р.Х.)
3. Люй-хоу  (188-180 гг. до Р.Х.)
4/1. Вэнь-ди  (180-157 гг. до Р.Х.)
5/4. Цзин-ди  (157-141 гг. до Р.Х.
6/5. У-ди  (140-87 гг. до Р.Х.)
7/5. Лю Фа
8/6. Чжао-ди  (87-74 гг. до Р.Х.)
8/6. Лю Цзю
9/7. Лю Май
10/8. Ши Гуан-сун
11/9. Лю Вай
12/10. Сюань-ди  (74-48 гг. до Р.Х.)
13/11. Лю Хуэй
14/12. Юань-ди  (48-33 гг. до Р.Х.)
15/12. Лю Сяо
16/13. Лю Цинь
17/14. Чэн-ди  (33-7 гг. до Р.Х.)
18/14. Лю Кан
19/14. Лю Синь
20/15. Лю Сюнь
21/16. Лю Сю, император Гуан У-ди, родоначальник династии ВОСТОЧНАЯ ХАНЬ http://www.proza.ru/2015/08/09/642
22/18. Ай-ди (7-1 гг. до Р.Х.)
23/19. Пин-ди  (1 г. до Р.Х. – 6)
24/20. Лю Сян
25/24. Ин-ди (6-8)

Родоначальником династии Хань был выходец из зажиточных крестьян Лю Бан (http://www.proza.ru/2015/08/08/1672), занимавший при циньских императорах маленькую чиновничью должность. Во время всеобщего восстания против Цинь, начавшегося в 209 г. до Р.Х., Лю Бан быстро выдвинулся благодаря своим военным и организаторским способностям. Сначала он сделался князем Хань (Хань-ваном), а в 202 г. до Р.Х. сумел объединить под своей властью всю Поднебесную и стал первым ханьским императором Гао-цзу.

    В то время, когда Лю Бан занимал еще низкое положение, его женой стала женщина из рода Люй. Она родила ему сына Ина – будущего императора ***-ди  -   и    дочь – будущую вдовствующую императрицу Лю-юань. Когда Лю Бан стал Хань-ваном, он взял наложницу из рода Ци, уроженку Дин-тао, которую очень любил. От нее родился Жу-и, носивший титул чжаоского Инь-вана. У императора имелись сыновья и от других женщин. В связи с этим  в последние годы его правления возник вопрос о престолонаследии. Ин был человеком безвольным и чрезмерно мягким. Император знал это и все время хотел лишить его звания наследника престола. Вместо него он хотел объявить приемником сына наложницы Жу-и, так как видел, что тот больше подходит для этой роли. К тому же наложница Ци пользовалась любовью Гао-цзу и часто сопровождала его в поездках. По свидетельству Сыма Цяня, она дни и ночи проливала слезы, добиваясь, чтобы ее сын сменил прежнего наследника. А императрица Люй была уже в годах и обычно оставалась в столице. Она редко виделась с государем и все более отдалялась от него. Однако ее влияние от этого не становились слабее. По характеру Люй была женщиной твердой и решительной. В течении многих лет она помогала Гао-цзу  утверждать порядок в Поднебесной, и многие высшие сановники, заподозренные в том, что сами помышляют о престоле, были казнены по ее настоянию. Старшие братья Люй, также люди энергичные и решительные (оба они были военачальниками), бдительно стояли на страже ее интересов. Благодаря их жесткому противостоянию Жу-и, несмотря на все старания его сторонников, так и не был объявлен наследником.

   После того как Гао-цзу скончался в июне 195 г. до Р.Х. во дворце Чанлэгун, Ин был немедленно провозглашен императором, а наложница Ци заключена во внутренних помещениях дворца. Жу-и вызвали в столицу. Он последовал туда очень неохотно, так как понимал, что ничего хорошего его там не ожидает. ***-ди, будучи добрым человеком, попытался спасти младшего брата. Он встретил его в Бошане, вместе с ним прибыл во дворец и все время жил, ел и пил вместе с ним. Только в декабре 195 г. до Р.Х., воспользовавшись тем, что ***-ди отлучился на охоту, императрица Люй смогла осуществить свой замысел – Жу-и был отравлен и вскоре умер. Затем вдовствующая императрица приказала отрубить ноги и руки наложнице Ци, вырвать ей глаза, прижечь уши, дать снадобье, вызывающее немоту, поместить ее в яму полную нечистот и называть «человек-свинья». Управление государством полностью перешло к Люй, ее брату Цзяньчэн-хоу и двум племянникам – Ли-хоу и Цзяо-хоу. Что касается императора ***-ди, то он совсем не занимался делами, бражничал, предавался разврату и веселью. От этого он вскоре заболел и скончался в сентябре 188 г. до Р.Х. еще очень молодым человеком.

    К этому времени представители рода Люй уже занимали все важные посты в государстве, были военачальниками и правителями областей. Они оказали поддержку императрице Люй и помогли ей сохранить власть в своих руках. До самой смерти она оставалась всесильной правительницей империи, хотя формально считалась регентшей при малолетних императорах. Сыма Цянь пишет, что жена ***-ди не имела детей. Однако она притворилась, что понесла, а сама отняла сына одной из наложниц и назвала его своим (мать ребенка после этого убили). Этот мальчик и был объявлен императором, но никакого реального значения он не имел. Все декреты и указы исходили непосредственно от императрицы Люй. Когда мальчик подрос, его заперли в задних помещениях дворца, никуда не выпускали и говорили, что он опасно болен. В 184 г. до Р.Х. он был низложен и умерщвлен. Императором объявили другого ребенка взятого из гарема ***-ди – Чаншань-вана. Он также был чисто символической фигурой.

   В августе 180 г. до Р.Х. императрица Люй-хоу скончалась. Едва об этом стало известно, в столице вспыхнула борьба между родами Люй и Лю. Члены рода Лю, совершенно оттесненные после смерти Гао-цзу от управления государством, теперь вознамерились вернуть себе первенствующее положение и покончить с всевластием родичей покойной императрицы. Главную роль в перевороте сыграл Лю Чжан, носивший титул Чжусюй-хоу (он был старшим внуком Гао-цзу). Под его руководством верные Лю солдаты вошли в Чанъань и начали истребление рода Люй. Убивали всех без разбора – мужчин и женщин, взрослых и детей. Император Чаншань-ван был низложен, и престол перешел к старшему сыну Гао-цзу, Лю Хэну, носившему титул Дай-вана (матерью его была вдовствующая императрица Бо – женщина из знатного и уважаемого рода). Он стал императором Вэнь-ди.

     Большая часть царствования нового императора прошла в спокойствии и мире. Вэнь-ди искренне  заботился о благосостоянии народа и совершенствовал управление. Подати при нем оставались незначительными. Сыма Цянь пишет, что Вэнь-ди довольствовался тем, что получил по наследству от своих предшественников; число императорских дворцов, палат, парков и угодий при нем не увеличилось. Всю жизнь он носил одежду из грубого шелка. При сооружении его усыпальницы в Балин было запрещено применять для украшения золото, серебро и даже медь; все сосуды делались из обычной глины. В отношениях с приближенными Вэнь-ди был очень прост и терпим. Всеми силами император стремился служить примером добродетельного образа жизни, считая, что так он скорее сможет изменить свой народ к лучшему. К крайним и суровым мерам он прибегал редко и очень неохотно. Сыма Цянь пишет, что при Вэнь-ди «в землях среди четырех морей царило изобилие и богатство, а в народе процветали установленные нормы поведения и чувство долга».

     Вэнь-ди наследовал в 157 г. до Р.Х. его сын Лю Ци. Это был император Цзин-ди. При нем была сделана первая попытка урезать права чжухоу (владетельных князей). Известно, что в начальный  период своей истории империя Западная Хань еще далеко не была централизованным государством. Если серединные земли и западные провинции находились под непосредственным управлением императора, то, начиная от Гуаньчжуна и далее на восток, шли наследственные владения знати, носившей громкие титулы хоу и ванов (большей частью это были многочисленные представители семейства Лю). Чжухоу сами назначали чиновников на подвластной им территории и даже имели свои собственные дворы. До поры до времени императоры должны были мириться с таким положением дел. Но в 154 г. до Р.Х. советник Цзин-ди, Чао Цо, смело выступил против самого могущественного из чжухоу –  племянника Гао-цзу, Лю Пи. Своим возвышением этот ван был обязан счастливому стечению обстоятельств. В начале своего правления (в 205 г. до Р.Х.) Гао-цзу отменил циньские деньги и разрешил свободную отливку монет. Лю Пи, во владениях которого находились  богатые залежи медной руды, начал отливку денег в таком количестве, что, по свидетельству Сыма Цяня, его монеты «распространились по всей Поднебесной», а сам он «богатством сравнялся с Сыном Неба». Вскоре Ли Пи стал держать себя настолько независимо, что даже отказался от обязательных для всех ванов ежегодных посещений императора с изъявлением покорности и подношением даров. В связи с этим Чао Цо обвинил Лю Пи в нарушении верности императору и потребовал отторжения значительной части его владений. Сходные обвинения были предъявлены и некоторым другим могущественным ванам. В ответ те подняли мятеж, известный в истории как «мятеж семи ванов». Восставшие потребовали казнить Чао Цо. Надеясь этой дорогой ценой восстановить мир в стране, Цзин-ди выдал им голову своего сановника. Однако эта уступка только раззадорила мятежников. Лю Пи объявил себя претендентом на императорский престол. Началась война, и только через несколько месяцев мятеж с большим трудом удалось подавить. Часть ванов была казнена, часть покончила с собой. Их семьи и родственники были порабощены. Это была важная победа центральной власти.

   Еще более могущество империи возросло при  сыне Цзин-ди, Лю Чэ, императоре У-ди, царствование которого вообще было одним из наиболее долгих и плодотворных в истории Китая.  Именно тогда конфуцианство (http://www.proza.ru/2011/08/27/269) официально стало основой образа жизни китайцев. Сыма Цянь пишет, что У-ди уже в юности был горячим приверженцем учения Конфуция (http://www.proza.ru/2011/07/01/199). Взойдя на престол, он собрал вокруг себя около сотни выдающихся конфуцианцев (некоторым из них он даровал высокие титулы гунов и ванов) и время от времени обращался к ним с вопросами: как следует управлять империей, как подбирать помощников и чиновников, как интерпретировать древнюю мудрость к проблемам сегодняшнего дня. Понятно, что в старых книгах невозможно было найти готовые ответы на все эти вопросы. Чтобы сделать учение Конфуция действенным и жизнеспособным советники У-ди должны были заимствовать многие установления, необходимые и полезные для управления государством, у старых своих противников - легистов (http://www.proza.ru/2015/08/06/1631). Несмотря на долгую и даже непримиримую вражду между двумя этими древними  учениями, почва для их сближения существовала всегда: ведь и конфуцианцы и легисты считали, что управлять Поднебесной должен сильный государь с его министрами и чиновниками, что народ должен уважать власть и подчиняться ее представителям, и что все это в конечном счете способствует благу и процветанию, миру и счастью подданных. Дополнив этические положения Конфуция практическими наработками легистов, конфуцианцы из окружения У-ди сумели в конце концов создать исчерпывающее и всеобъемлющее  учение, ставшее в следующее века основой мировоззрения всех китайцев.

    Для того, чтобы прочнее внедрить конфуцианство У-ди ввел новую систему назначения на государственные должности: отныне каждый желающий стать чиновником должен был пройти курс изучения конфуцианских канонов и сдать по ним государственные экзамены. Вместе с тем в системе государственного устройства и  управления этого времени можно видеть воплощение многих легистких принципов.     Так всемерно поддерживалось земледелие. Налоги для крестьян были низкими и не превышали 1/15 урожая. Основные доходы государство старалось добывать в сфере промышленности и торговли. В 119 г. до Р.Х. была восстановлена учрежденная еще при Цинь Ши-хуанди (http://www.proza.ru/2010/04/09/299) государственная монополия на соль, железо, отливку монет и изготовление вина. Богатые ремесленники и торговцы должны были уплачивать в казну огромные деньги за право заниматься солеварением, металлургическим промыслом, винокурением или изготовлением монет. Было принято несколько новых законов, ущемляющих привилегии чжухоу. В частности, ограничили их право назначать местных чиновников. В 121 г. до Р.Х. был принят закон о «распространении милости», подрывавший самые основы удельной системы - всем чжухоу и ванам было приказано отныне распределять свои земли между младшими братьями и сыновьями. Вследствие этого ожидали быстрого раздробления удельных княжеств и утрату ими  политического значения.

    Царствование У-ди было отмечено также славными победами над внешними врагами, прежде всего над кочевниками-хунну (сюнну). Готовясь к войне с этим грозным противником, император провел важную военную реформу. Основной силой китайского войска после нее стали тяжеловооруженные всадники, закованные в пластинчатую броню. Их поддерживала легкая конница и исключительно боеспособная пехота, имевшая на вооружении мощные самострелы (дальнобойность и пробивная сила их стрел были очень велики – они пронзали насквозь даже самые толстые доспехи и щиты).  Первые походы против хунну преследовали цель оттеснить  их за пределы Китайской стены.   К 127 г. до Р.Х. У-ди удалось вернуть земли, расположенные южнее излучины Хуанхэ. В короткий срок по берегам реки были построены крепости и возведены новые укрепления. В результате походов  124 и 123 гг. до Р.Х. кочевников  оттеснили еще дальше на север. В 121 г. основной центр нападений на хунну переместился на запад – в провинцию Ганьсу. В результате похода  Хо Цюй-бина хунну изгнали из Ганьсу и отрезали от союзных с ними племен цян, населявших Тибетское нагорье. В 119 г. до Р.Х. полководцы Вэй Цин и Хо Цюй-бин с 200 тыс. армией перешли Великую пустыню (Гоби) и, неожиданно напав на хунну, нанесли им новое тяжелое поражение. С этого времени, по свидетельству китайских источников, хунну более не решались проникать в районы, расположенные «южнее пустыни». Вместе с тем победа открыла китайцам дорогу в западные земли - Туркестан и Среднюю Азию. У-ди проявил большой интерес к этим странам. На отвоеванной у кочевников территории от Цзиньчэна до Дуньхуана была возведена мощная линия укреплений и образованы четыре новые области.     В 110 г. до Р.Х. империи покорилось племена цян, бывшее последней преградой на пути общения Хань с западными странами.  В 104 г. до Р.Х. прославленный ханьский полководец  Ли Гуан-ли совершил первый поход на Фергану. Он продолжался два года и закончился неудачей. В 102 г. до Р.Х. была предпринята новая попытка. С большим трудом китайцам удалось добраться до столицы Ферганы – города Эрши и осадить его. В конце концов ферганцы согласились выдать Ли Гуан-ли в качестве выкупа несколько тысяч своих замечательных лошадей и признали над собой власть ханьского императора. Препятствий для торговли с западом больше не существовало. С этого времени торговые караваны с китайским шелком беспрепятственно отправлялись в Бактрию, Индию, Согдиану, достигали Парфии и проникали еще дальше на запад. Торговля эта была чрезвычайно выгодна и приносила огромные доходы казне. У-ди вел успешные войны и в других направлениях. Так в 111-110 гг. до Р.Х. было завоевано северо-вьетнамское царство Намвьет, а в 108 г. до Р.Х. – разгромлено северо-корейское царство Чонсон.

   Вообще, в царствование У-ди Ханьская империя превратилась в одно из самых обширных, богатых и густонаселенных государств мира. Земледелие процветало. Тщательно поддерживались старые и по мере необходимости создавались новые ирригационные системы. В порядке были дороги, а вдоль дорог поднимались новые города. Однако это процветание продолжалось недолго. Слабые и безвольные приемники У-ди не сумели совладать с созданным им сложным аппаратом управления империей, и на местах вскоре почувствовали ослабление центральной власти. Прежде всего это проявилось в быстром имущественном расслоении сельского населения. Первые ханьские императоры  хорошо понимали какую опасность для единства государства таит в себе этот процесс и потому всегда  вели борьбу против концентрации земельной собственности. У-ди уделял этому особенно большое внимание. При нем существовали специальные цензоры, в обязанности которых входило следить за тем, чтобы «земли и дома местных могущественных семей  не превышали установленной нормы». Таким образом в деревне искусственно поддерживалось имущественное равенство. После смерти императора контроль за этой важной сферой общественной жизни ослаб. Вследствие этого повсеместно стали возникать крепкие хозяйства, которые быстро богатели и прибирали к рукам все новые и новые земли. Их прежние хозяева были вынуждены  или продавать себя в рабство, или умирать голодной смертью.  Через несколько десятилетий «сильные дома» настолько усилились, что повсеместно стали создавать свои вооруженные отряды и фактически начали подменять собой местную власть.

   О пропасти, возникшей между бедными и богатыми сообщают многие источники. Так автор трактата «Янь те лунь» пишет, что в то время, как богатые люди имеют особняки, подобные дворцам  и живут в роскоши, одевая даже слуг в изысканные шелка, а их лошади и собаки едят хлеб и мясо, бедняки ютятся в хижинах, одеваются в лохмотья и питаются самой скудной и грубой пищей. Процесс разорения и обезземеливания крестьян ускорился также вследствие недальновидной политики ханьских императоров. Уже при сыне У-ди, Чжао-ди, поборы стали более тяжелыми и произвольными, подати стали взиматься когда вздумается, без соблюдения сроков. Прекратился государственный контроль за ирригационной системой. Оросительные сооружения не ремонтировались годами, участились наводнения и засухи, и как следствие всего этого – стали разгораться волнения и мятежи.

    Проявления глубокого кризиса с каждым годом ощущались все острее, но слабые ханьские императоры уже не имели сил помешать этому, так как лишились реальной власти. В последние годы существования династии Западная Хань, и в особенности со времен царствования императора Юань-ди, политическая власть постепенно переходит к могущественному роду Ван. Жена Юань-ди, императрица Ван, подобно императрице Люй, сумела доставить все важнейшие посты своим родственникам. Три ее брата были регентами и управляли империей в 33- 8 гг. до Р.Х.  В 8 г. до Р.Х. регентом стал ее племянник Ван Ман (http://www.proza.ru/2015/08/09/389). В 1 г. до Р.Х. он возвел на престол  Пин-ди, которому было тогда всего лишь 9 лет, и мог вполне пользоваться своим всевластьем. Однако роль всесильного временщика казалась Ван Ману уже недостаточной – он мечтал сам стать императором. В 6 г., в день Нового года, представляясь с другими принцами, чтобы выразить почтение Пин-ди, Ван Ман положил яд в императорскую чашу с вином. От действия выпитого напитка с юным государем случился припадок, и он умер в мучительной агонии.  Вместо Пин-ди Ван Ман  возвел на престол представителя боковой линии рода Лю - двухлетнего Жу—цзы Ина (императора Ин-ди). Спустя два года, тот также был низложен, и Ван Ман, совершив все положенные церемонии, принял титул императора. Основанная им династия получила название Синь (Новая).

Китай и Великая степь  http://www.proza.ru/2011/02/18/339


Рецензии