Случайная встреча с Валерием Золотухиным

  Водитель привёз нас к санаторию «Замок Алтая», взял всю организацию по нашему устройству на себя. Во время расчёта за проезд, я вспомнила слова шоферов с привокзальной площади «… он обдерёт вас, дорого возьмёт».  Но за то, что он нам помог найти санаторий, предложил свои услуги при устройстве, я  вместо 600  за двоих заплатила 900 рублей и простила ему ту сумму, которую он взял с нас ещё за свободное место в машине, на котором он вёз врача.  Водитель отнёс наши сумки в комнату. И мы распрощались с ним. В машине его ждала ещё одна пассажирка с путёвкой на руках. Во что ей обошлась эта поездка, я не знаю.

 Санаторий «Алтайский замок» был мне уже знаком. Несколько лет тому назад в этом здании была «Водолечебница». Сейчас в каждом санатории есть своя.  С первого же дня мы включились в лечение, а вечером, когда спадала жара, выходили гулять, устраивали шопинг по многочисленным ларькам и магазинчикам, которых настроили здесь за последние годы просто уйма.

Вечером первого дня нашего пребывания в Белокурихе, прогуливаясь по улице, я надеялась встретить здесь Валерия Золотухина. Прошло 45 лет с тех пор, когда я его видела последний раз. Вероятно, он на внешность изменился, поэтому и всматривалась в лица мужчин, проходивших мимо по улице.

 При входе на базар сувениров, где мастеровые люди выставили свой товар по обеим сторонам пешеходной дорожки, сразу обратила  внимание на первого мужчину, стоявшего за столиком. Он продавал книги. Было тепло, а на нём был костюм видавший виды, на голове – сувенирная белая фуражка с якорем. На книги глянули издали, а вот в лицо продавца я не посмотрела. Аккуратно сложенная стопка лежала на небольшом столе. Все курортники проходили мимо него, не останавливаясь, и сразу же  окружали столы с сувенирами других продавцов.
– Смотри! Мужик в белой фуражке книгами торгует. Подойдём, посмотрим, что за книги! – сказала сестра.
– Да ну их, эти книги! Своих книг полно уже сама написала. Да и три шкафа заполнены книгами других авторов. Да и такая белая фуражка с якорем у нас на стене висит, как сувенир. Мужу подарили её в Крыму. Пойдём дальше!

 Мы начали осмотр сувениров.  Когда первый торговый ряд  закончился,  мы повернули назад – перешли на другой ряд.  Смотрели различные  поделки местных умельцев-мастеров. На базаре мы ничего не купили, так как сувениры там везде были одинаковые. Приезжая в Белокуриху, я покупала алтайские травы, корешки и мёд. А здесь были только поделки местных умельцев. На обратном пути обратили внимание на то, что продавец книг в белой фуражке с якорем оказался опять перед нами. Он стоял  напротив места, где стоял раньше. Встал подальше от проходящей толпы, забился в уголок, и пройти-то к нему было сложно, потому что перед его столиком стояли прилавки с товаром других продавцов. Впечатление сложилось такое, как будто он и не собирался торговать. Рядом с книгами лежал лист бумаги с текстом. Я заметила, как мужчина  бросал взгляд на лист бумаги и беззвучно шевелил губами.
  – Смотри! Мужик  с книгами сменил место, стоит и учит стихотворение, наверное.

  Видно скоро выступать будет перед курортниками, – пошутила я. И опять не посмотрела в лицо этому продавцу. А это был Валерий Золотухин. Не узнала. Не могла представить его в этой роли. Мы прошли мимо, отправились в сторону санатория.

 Через несколько дней  я съездила с экскурсией в Чемал. Экскурсанты  останавливались отдыхать и обедать в селе Манжерок. Там  купила золотой корень на рынке. Что только  не продают торговцы?! Народ-то  брошен  на самостоятельное выживание. Предприятия развалились в годы перестройки, людям работать негде.  Многие начали торговать.

 Вот и саксофонист приходил на заработки к санаторию. Каждый вечер  стоял у пешеходного тротуара, перед входом в наш санаторий, как раз напротив нашего окна, и выводил на своём инструменте  грустные  мелодии. Наверное, в надежде вызвать сострадание у проходящих курортников. Но это ведь –  курортники, большей частью,  обеспеченные люди. А сытый человек – голодного не понимает. Когда мы вышли на прогулку, проходя мимо, посмотрели в большую коробку, стоявшую у его ног. Там лежала одна стодолларовая купюра. Все курортники равнодушно проходили мимо.

 Три вечера травил саксофонист своей музыкой наши души. Он солировал на саксофоне, а на столе стоял магнитофон, который и наигрывал разные мелодии. Звук включал такой громкости, что возникла мысль пожаловаться администратору, чтобы ему запретили здесь играть. Невозможно было находиться в комнате после того, как он начинал свой концерт. Мы уходили из санатория на прогулку. Но неожиданно музыкант сам больше не появился, может быть, кто-то опередил нас и пожаловался.

Потом мы стали прогуливаться в другую сторону от сувенирного базара, а там увидели другого музыканта. Баянист сидел на лавочке и играл мелодии песен нашего погибшего земляка. Рядом стояла коробочка, а на ней было написано – ПАМЯТИ МИХАИЛА ЕВДОКИМОВА.  Курортники, проходя мимо, бросали деньги в коробку. А кто-то садился рядом и слушал музыку.  Мы заметили, что баянист  приходил к этой лавочке каждый вечер, садился на неё и играл.

Однажды опять увидели  продавца книг в белой фуражке с якорем. Он стоял на зелёной лужайке, у своего столика с книгами, недалеко от баяниста, но – в стороне от него и от дороги. Держал  лист с текстом в руке и бесшумно шевелил губами.  Это уже сейчас, зная то, что это был Валерий Золотухин, могу предположить, что он заучивал слова своего персонажа из какого-нибудь фильма. Мы не видели, чтобы к нему кто-то подходил. Заметив продавца с книгами, я сказала сестре: «Нет, это надо же было додуматься до такого, чтобы торговать летом книгами.  Люди же едут отдыхать на курорт!  Ведь  редко, кто читает здесь книги. Вспомнили диалог из детского фильма, когда девочка много раз задавала рослому мальчику один и тот же вопрос: «Петров, какую последнюю книгу ты прочитал?»  Он, наконец,  ответил: «Какая  книга?! Каникулы же!».

Вот и тогда были у людей каникулы в конце июля 2009 года. Но в книжный магазин в Белокурихе мы зашли, чтобы купить книгу Валерия  Золотухина.  Он –  наш земляк, а его книг у меня не было. Продавщица сказала, что все его книги уже распродали. Желание о встрече со своим земляком я мысленно  выразила, однако, уже потеряла надежду, что встречу его в Белокурихе,  а потом уже и не пыталась его найти. Сбили с толку слова водителя – «Кто же вас пропустит к нему…», поэтому и в «Здравницу Кузбасса»  не пошла.
 
И вот, уже шла последняя неделя нашего пребывания в санатории «Замок Алтая» в Белокурихе.  Во время процедуры я посоветовалась с массажистом о том,  где можно мне найти артиста Валерия Золотухина.
 –  Так он с семьёй в открытом кафе часто бывает. Там каждый день он встречается с курортниками. Он же народный артист, свободно общается с народом.
– А где находится это кафе?
– Перед торговыми рядами. Там сувениры продают алтайские умельцы. Думаю, что там Вы уже были.

 Вечером  отправилась с сестрой Валентиной в сторону торговых лавок. Когда мы подходили к кафе, услышали разговор двух курортниц. Они  шли нам навстречу. Одна говорила другой: «Смотри! Вон там писатели сидят. Иванов и ещё кто-то с ним».
На открытой площадке у кафе было немноголюдно. Точнее сказать,  двое мужчин сидели за столом и что-то обсуждали. Один из них был уже знакомый нам продавец книг в белой фуражке с якорем. (Это был Валерий Золотухин, но мы ещё не знали об этом). Он  сидел спиной к нам, держа в руках книгу. Другой мужчина был нам не знаком.  Мы не видели его раньше. Стол перед ними был пустой. Они беседовали. Три девицы – с кружкой пива у каждой в руках – сидели за соседним столом, но они себя никак не проявляли. Мы с сестрой повернули назад, пошли к санаторию.
 
– Пойдём, послушаем баяниста! – предложила сестра.  Дошли до музыканта с баяном в руках, который каждый вечер приходил  на излюбленное место. Скамейка стояла у пешеходной дорожки. Курортники прогуливались, проходя мимо, невольно слушали его пение и музыкальное сопровождение. Сердобольные прохожие одаривали его деньгами. Рядом стояла картонная коробка. Играл на баяне и пел он просто замечательно, поэтому мы присели тоже на эту лавочку с целью послушать его пение, поговорить о жизни, но больше всего, узнать, как он докатился со своим умением до игры, сидя на лавочке в курортном месте. Предварительно положили денежки в его коробку.

Баянист рассказал нам, что его дочь работает в одном из санаториев, а он летом приезжает к ней из Казахстана, чтобы игрой на баяне заработать здесь своей семье на жизнь. После развала нашей страны баянист потерял работу в Казахстане, как и многие русские люди, работавшие в сфере культуры.  За вечер в Белокурихе ему набросают курортники в коробку с надписью – ПАМЯТИ МИХАИЛА ЕВДОКИМОВА – рублей 200. В Казахстане – это большая сумма. Так что за летние вечера он, благодаря памяти известного артиста-земляка, но и губернатора Алтайского края, зарабатывает столько, что семье в Казахстане хватает на всю зиму, а весной  музыкант опять едет в Белокуриху. Слушая его рассказ о жизни, мы посочувствовали откровенно продавцу книг в белой фуражке с якорем.

 – Вот Вы своей игрой на баяне можете деньги заработать для семьи. А тот  мужик, в белой фуражке с якорем, он как-то стоял в стороне, у маленького столика, продавал  здесь какие-то книги, но я не видела, чтобы кто-то их покупал. Кстати, его здесь нет сегодня, а дня два назад он стоял там, – показала я рукой место. – Он часто сюда приходит? – поинтересовалась я.

     – Так это был Валера Золотухин, – заметил баянист.  – Он приходит сюда иногда, чтобы пообщаться с курортниками. Те, кто узнаёт его, подходят, покупают его книги, разговаривают, – ответил музыкант.
  Ну и дела! Сколько уже раз проходили мы мимо  и его не узнали. Последний раз видела Валеру в 1962 году – прошло 47 лет. Меня он, конечно, тоже  не вспомнил бы.  А в Белокурихе больше не встречала его на территории курорта.  Но вдруг помог случай.

Мне нужно было навестить  знакомую медсестру санатория «Здравница Кузбасса».  Я два раза отдыхала здесь и знала все входы и выходы. Охрана пропустила меня без предъявления документов. Проходя мимо лестницы, ведущей на второй этаж,  посмотрела вверх и увидела, как по лестнице спускался со второго этажа  пожилой человек. Выглядел он устало, да в руках нёс две тяжёлые сумки, но ещё  и на спине что-то было объёмное в рюкзаке, но и на плече болтались с обеих сторон две сумки. – Новогодняя ёлка отдыхает, – подумала я и глянула внимательно на него. Он торопливо спускался вниз по лестнице, глядя себе под ноги, потом заметил меня, и мы встретились взглядами. Это был мой земляк, Валерий Сергеевич Золотухин.  Замаскировался, одет  в  простой  костюм,  белая фуражка с якорем – трудно было его узнать.
 
 – Валера, дорогой, здравствуй! Как я рада тебя видеть здесь! А я-то тебя искала! Уже и надежду потеряла тебя встретить!
– Не знаю, – отреагировал артист на моё приветствие и пошёл дальше.
 Мне уже рассказывали о том, что он так отвечает  незнакомым землякам на приветствие, поэтому не смутилась.
      – Зато я тебя знаю хорошо.

 Он оглянулся назад, посмотрел на меня и продолжал идти.
 – А тётю Катю Черепанову в Быстром Истоке ты знаешь?
 – Тётю Катю знаю.
  – Я – её дочь, Аля.
Артист, увешанный сумками, на ходу оглянулся, и продолжал идти.
– Стой! Куда пошёл? Я с тобой разговариваю!
 – Мне некогда, я спешу.

 – Хорошо. Я никуда не спешу, поэтому провожу тебя.  У  меня от мамы есть поручение, которое я должна передать тебе.  Поручение очень серьёзное. Мама сказала, что ты положил на душу своего отца, Сергея Илларионовича,  большой грех, когда говорил, что твой отец убил попа в Быстром Истоке.
– Я не говорил так.
 
–  Говорил. Я  слышала это сама, –  сказала я тоном, не терпящим возражения.  – Телевидение показывало тебя в одной из телепередач. Когда брали  интервью, ты сказал, что отец убил попа, люди сожгли церковь, поэтому ты мечтаешь построить там новую. А ведь он в то время в Быстром Истоке даже не жил. Помнишь эту передачу? Действие проходило в твоей  однокомнатной московской квартире. Давно это было, ещё при коммунистах.  Мама читала статью в газете об этом. Почему-то она была уверена в том, что мы с тобой встретимся, поэтому обязала меня передать тебе её наказ, чтобы  ты покаялся и снял грех с души своего покойного отца.

– Я уже покаялся в этом, покаялся перед своими земляками в новом храме, который построили в Быстром Истоке.
 – Это хорошо.  Тогда и я тоже, можно считать, что выполнила  поручение моей мамы.

 В этот момент мы проходили мимо охранников санатория. Те двинулись вперёд, чтобы оградить артиста от назойливой поклонницы. Но Валера дал знак им, чтобы  не беспокоились. Когда мы прошли мимо охранников,  я решила сменить неприятную для него  тему и спросила: «А мою книгу «Свадебное путешествие по Кии – реке» ты прочитал? Бандероль я отсылала  на имя протоиерея Дмитрия Миронова в Быстрый Исток».
 – Да-а-а! Прочитал, – восторженно изрёк земляк.

  – Бывая в Кузбассе,  самому удалось сплавиться на катамаране по какой-либо горной реке?  Твои же родные одно время жили в Междуреченске.
  – Нет. Как-то всё с концертами там выступал.
  – А ты что меня совсем не помнишь?
  – Нет, не помню.
  – А каток в Быстром Истоке помнишь? На нём проходили конькобежные соревнования.
– Каток, конечно,  помню.

      – Ты учился в десятом классе, а я – в девятом, но – в Акутихе. Девочки из вашей школы катались на коньках с ботинками, а у меня коньки были привязаны верёвками к белым подшитым валенкам, но ещё и деревянные палочки торчали в разные стороны. Правил забега я не знала, так как это были первые мои соревнования. При команде «Марш!» я развернулась и помчалась в обратную сторону, побежала по часовой стрелке, как солнце ходит. У меня вираж шёл хорошо на правую ногу. Я же с одноклассниками каталась  на протоке Оби. Никаких правил не знала. – Куда? – закричал судья и остановил забег нашей пары.

  А вы, трое друзей,  стояли у кромки льда, схватились за животы, присели и чуть не попадали от смеха.  Но ещё до старта сидели радом со мной в школьном спортивном зале на гимнастической скамейке, сообщили, что я заняла первое место среди девочек по лыжам. Сидели, расспрашивали меня,  сказали, что придёте посмотреть, как я бегаю на коньках. А тут такой конфуз вышел!  Так вот – это была я, Алька Иванова, девчонка из Акутихи.

   – Помню, помню. Наша школа заняла по конькам тогда первое место. Забавный был случай, – рассмеялся Валера.  После этих воспоминаний наше общение перешло на деревенский стиль, особенно, когда называл имена: Вовка, Танька, Ванька. За разговором мы подошли к его автомобилю. Он так ловко и быстро складировал в багажник и в машину свою ношу, что я и не заметила, что и куда он закидывал. Оглянулся вокруг, сказал: «Где-то не видно моего шофёра…».  Его водитель долго не появлялся, поэтому мы продолжили разговор.

       – Валера, а  ведь я отслеживала тебя по жизни, конечно, насколько  это было мне  возможно – сказала я. Земляк одарил меня артистической и слегка ироничной улыбкой. – Читала я  первые твои рассказы в молодёжных журналах.  Помнишь, ты посвятил рассказ своему старшему сыну?  Писал там о том, что тёще ты не нравился, потому что  гвозди не умел забивать в стену. А знаешь,  почему не умел это делать?
     – Интересно, интересно, неужели ты это знаешь? – рассмеялся земляк.
     – Не смейся! Я тут как-то провела исследовательскую работу по твоему дню рождения, месяцу и году рождения. Так вот математические вычисления по квадрату Пифагора показали, что в прошлой жизни твоя душа принадлежала девушке-танцовщице, которая жила в Центральной Индии. Поэтому душа девушки не передала тебе, находясь в твоём теле, каких-либо навыков  мужской  работы.  Её работа была связана со сценой. Вот и ты со сценой не расстаёшься.  Ты знал об этом?

      – Нет. Не знаком с такой информацией. А что ещё обо мне там ты вычислила?
      – Ты  с жителями Быстрого Истока построил храм и стал сильно верующим человеком, а в Библии-то об этом не написано. Может быть, тебе нельзя слушать подобное. Валерий Золотухин рассмеялся и сказал: «Говори, говори! Это интересно. Бог простит меня».

    – Интересная информация идёт о тебе  по восходящей диагонали, исходя из расчёта чисел дня твоего рождения. В квадрате Пифагора в неё входят числа 3,5,7. У тебя этих цифр нет. Пустая линия любви. Мужчины с подобным раскладом слывут донжуанами, из-за неудовлетворённости меняют женщин. Это происходит от недостатка чувственности. Как правило, это чересчур логичные люди, живущие умом.  Ну что, это про тебя написано или нет?

      – Так сразу и не ответишь. Нужно ещё осмыслить то, что я услышал.
      – Вот с детства ты говорил о том, что родился артистом.  А ведь это так и есть. Главное то, что  стал очень хорошим артистом, значит, ты выполняешь программу,  заложенную в тебя Небесными Силами. Это исходит от влияния планеты Солнце на момент дня твоего рождения. Круг Зодиака содержит в себе 360 градусов. Солнце проходит за 365 или 366 дней этот круг и пребывает в каждом градусе около одного дня. Каждый градус имеет своё значение, придавая планете, находящейся в нём при зачатии и рождении, свои неповторимые свойства, которые определяют и профессию человека. Небесные Силы, исходя из третьего градуса в день твоего  рождения,  послали на Землю очень талантливого человека.

     С древних времён люди отмечали черты характера и способности, даруемые каждым градусом, который занимало Солнце в момент их рождения. Я об этих градусах узнала не так давно. Проанализировав свои черты характера и свой жизненный путь, пришла к определённому мнению. Всё, что написано относительно меня – верно.  Мой градус двадцать девятый. Узнала, что рождаются писатели на исторические темы и люди творческие.

   – И кем ты стала по профессии? Как прошла по своему жизненному пути, сильно спотыкалась? – пошутил Валера.
   – Учила детей и студентов немецкому языку 36 лет, Отличник народного просвещения РФ.  Думаешь, что только ты в «отличниках» ходишь?! Алька Иванова – девчонка из Акутихи – тоже отличница, конечно, не такой величины как ты, – пошутила я.  Оба рассмеялись.

      – А что ты окончила, где училась? Чем сейчас занимаешься?
      – Окончила в Нальчике Кабардино-Балкарский университет, училась на отделении немецкого языка историко-филологического факультета. Училась  рисунку и живописи в изостудии Анатолия Сундукова в Нальчике, затем в Народном университете изобразительного искусства, в Москве. Сейчас  на пенсии, пишу картины, организую выставки, пишу мемуары и издаю книги. Вот муж дал денег, приехали сюда с сестрой в санаторий. Случай дал возможность повидаться с тобой.

   – И я рад этой встрече. А что там ещё про меня написано? – поинтересовался Валера.
   – А что касается тебя, то кроме артиста с юмористическим уклоном, ты мог бы быть отличным писателем и очень хорошим руководителем. Я знаю о том, что ты пишешь. Может быть, было бы лучше, если бы ты работал на руководящей работе? Ведь работать артистом трудно, приходится быть всё время в разъездах. Написано, что из тебя вышел бы хороший руководитель.

   – Так я работаю и руководителем – художественным руководителем  Молодёжного театра в Барнауле. Но то, о чём ты рассказала, я об этом ничего не знал.
   – Ну вот, видишь, наша встреча для тебя оказалась тоже информативной, – пошутила я.

     До встречи с ним у меня не было компьютера, поэтому не читала о том, что писали в Интернете об артисте-земляке. Сейчас у меня есть выход в Интернет, и можно многое прочесть о Валерии Золотухине. Теперь-то мы знаем, что позднее он руководил ещё и коллективом Театра на Таганке. Как-то по телевидению он рассказывал  о работе в этом театре, и в его речи прозвучали слова: «…я очень хороший руководитель». Он сказал это с юмором, а я подумала, что сказал их специально для меня.

   – А ещё читала о том, что по поверьям зороастрийцев, не люди выбирают время зачатия ребёнка,  а его душа, которая заранее прилетает к будущим родителям и внимательно наблюдает за ними. Если душе понравится – зарождается новая жизнь... Вот твои родители ей понравились, поэтому ты и родился.

 – Слышал что-нибудь об этом?
 –  Нет, нет. А в каком году я родился?  – поинтересовался вдруг Валерий.
 – В 1941-ом.
 – А какого числа?
 – 21-го  июня.
 – А какое у меня Отчество?
 – Сергеевич.
 – Правильно, – задумчиво  произнёс он.
 – Ты что, Валера, спрашиваешь меня об этом? Наверное, все земляки знают это.

 Я не могла понять, почему он задавал мне эти вопросы. Уже позднее поняла, когда  в Интернете прочитала его биографию с множеством ошибок. Какой-то «доброжелатель» постарался унизить артиста, исказил дату рождения, его отчество и другую информацию. Вместо Валерий Сергеевич написал составитель его биографии  в семи предложениях – Валерий Семёнович.  И это, конечно, при чтении своей биографии огорчало Валеру. Эта информация и сейчас гуляет по Интернету.

   – Я отправляла тебе бандероль в Быстрый Исток, на адрес Православного храма. Просила отца Дмитрия передать тебе мою книгу «Свадебное путешествие по Кии – реке» и рассказы о наших с тобой точках пересечения. Он сказал мне по телефону, что передал всё тебе. А ты нашёл время  прочесть мои рассказы?

 – Читал, конечно, читал.
 – Ну и как они тебе?
 – Вот тут они у меня. Очень близко у сердца лежат, – сказал он, приложив руку к сердцу. Мы поговорили ещё минут пять об одноклассниках, о земляках из Быстрого Истока. Водитель не появлялся, можно было ещё общаться, но я как-то уже стеснялась, чтобы не быть чересчур назойливой,  прощаясь,  сказала: «Я напишу о тебе хорошо».

–  Подожди-ка, не уходи! Для своих библиографов я приготовил сюрприз.  Будешь писать обо мне, так знай, что есть у меня "закавыка", о которой никто не знает. (Позднее я узнала, что родители корову не продавали, про корову он выдумал). Чтобы написать мою биографию, нужно будет  приехать  в Быстрый Исток, поговорить с жителями, и те расскажут всю правду обо мне.

– А я твою биографию писать не буду. Напишу только о  точках нашего пересечения. Как оказалось, Валера сильно не спешил. Я встретилась со своей знакомой медсестрой из санатория, мы беседовали несколько минут, а когда я вышла из здания, то увидела Валеру и его водителя. Они сидели оба в машине  в ожидании. При виде меня Валера оживился и, показывая на меня,  начал оживлённо что-то рассказывать своему шофёру. Я сделала вид, что этого не замечаю,  шла по пешеходному тротуару, а  водитель вёл медленно машину по дороге,  ехали позади меня.  А потом наши пути разошлись. Я свернула налево, а они поехали в правую сторону.

 


Рецензии
О том, что Валерий Золотухин помог землякам построить Храм, я уже слышал, а теперь, прочитав, это воспоминание, убедился, что это правда. Жму зелёную кнопку.

Петр Панасейко   19.05.2018 09:54     Заявить о нарушении
Начинал активно вкладывать деньги в строительство, а потом достраивали уже всем миром после перестройки. Церковь стоит, Золотухин лежит в церковном дворе.

Алифтина Павловна Попова   30.05.2018 13:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.