про кумыс
Следующим европейским автором, сообщившим о кумысе, был монах-францисканец Гильом де Рубрук, который оставил описание своего путешествия с разведывательными целями в мунгало-тартарскую столицу Каракорум и разведанными данными – обратно. По дороге он побывал в ставке Сартака Батыевича, в ставке самого Батыги Сергеича, наконец, добрался до ставки хана Мунке Толубеева в Каракоруме, и везде его угощали кумысом. Кумыс ему понравился так, что когда его, как гостя приветливой мунгало-тартарской столицы, поставили на довольствие и выдали вместе с продуктами вино, он был очень недоволен этим: "Лучше бы дали кумыс" – записал Рубрук, пояснив, что мунгало-тартарский национальный напиток гораздо пользительнее для его неказённого здоровья (к тому же подорванного трудным и длительным путешествием, а шёл он, надо сказать, не только пешком, но и босиком – специально во славу Господа нашего и веры своей – латино-хрестьянской – ради). Вернувшись же из Каракорума в свои европалестины к единоверным срендевековым рыцарям и монахам многиих орденов, Рубрук дописал и обнародовал свой труд, в котором многократно обращался к теме кумыса и, кроме прочего, привёл описание рецепта его приготовления (в целом верное, но с некоторыми неточностями, как отметили мунгало-тартарские комментаторы этого научно-популярного сочинения). Говорят также, что Рубрук пытался наладить производство кумыса в домашних условиях францисканского монастыря, чего я – мунгало-тартарин, но человек сравнительно честный – ни подтвердить, ни опровергнуть не могу.
Кстати, там же Рубрук отмечает, что православные люди – византийцы, русские, грузины – кумыса не принимали категорически. Этот факт подтверждают и русские летописи, которые тоже пестрят сообщениями о кумысе. Интересную историю, например, рассказывают про Даниила Галицкого. Узнав, что Даниил что-то злоумышляет по части евроинтеграции при участии поганых латинян, Батыга Сергеевич прислал ему грозную телеграмму: «Дай Галич!». Пришлось будущему королю Даниле ехать в Орду и улаживать возникшее недоразумение. В Орде, по словам летописца, его встретили с великой честью и устроили грандиозный сабантуй (хотя слово «грандиозный» здесь является лишним, так как сабантуй – в переводе с мунгало-тартарского на церковно-славянский – и означает грандиозную пьянку, а питие у мунгало-тартар состояло в употреблении особо крепкого кумыса – айрага). В начале того памятного сабантуя Батыга спросил у Данилы, не злоупотребляет ли тот кумысом; Данило на радостях (Галич был оставлен за ним) готов был злоупотребить: «До сих пор не приходилось – ответил он незаносчиво – но если скажешь – злоупотреблю!», на что Батыга Сергеич махнул рукой: "Знаю-знаю уже, – говорит – что вы – малороссийские сепаратисты, как и великорусские шовинисты, не злоупотребляете кисломолочных мунгало-тартарских напитков", и велел принести для братьев наших меньших из дружественной Галичины вина европейского разлива, которого у Батыги тоже было – хоть упейся. Именно по этому поводу – что в порядке чествования православного князя, чуть было не опоили его противуправно кумысом – русский летописец и воскликнул в сердцах: «Ух, злее зла ты честь татарская!».
Надо сказать, что многие русские князья в похожей ситуации категорически отказывались от кумыса, а те, кому не хватало духа пренебречь традиционным мунгало-тартарским гостеприимством, вынуждены были потом заново проходить обряд крещения, поскольку даже однократное злоупотребление кумыса считалось на Руси несовместимым с совестью православного христианина.
В общем, на Руси кумыс отвергли по антикумысным соображениям.
Свидетельство о публикации №215080900579