про кумыс

Археологическое свидетельство о производстве кумыса около 5,5 тысяч лет назад найдено на территории Киргизии, а первое из известных письменных сообщений о нём оставил Геродот – как о национальном напитке скифов. Геродот не привёл рецепта его приготовления, так как, по сообщению Отца Истории, скифы оберегали секрет его производства от других варварских народов. Но зря оберегали, так как всё равно Геродота не читали ни современные ему первобытные общинники, ни крещёные псы-рыцари Срендих Веков, начинённые нашими опилками, и даже грамотные латинские монахи смогли одолеть Геродота лишь в XV веке.

Следующим европейским автором, сообщившим о кумысе, был монах-францисканец Гильом де Рубрук, который оставил описание своего путешествия с разведывательными целями в мунгало-тартарскую столицу Каракорум и разведанными данными – обратно. По дороге он побывал в ставке Сартака Батыевича, в ставке самого Батыги Сергеича, наконец, добрался до ставки хана Мунке Толубеева в Каракоруме, и везде его угощали кумысом. Кумыс ему понравился так, что когда его, как гостя приветливой мунгало-тартарской столицы, поставили на довольствие и выдали вместе с продуктами вино, он был очень недоволен этим: "Лучше бы дали кумыс" – записал Рубрук, пояснив, что мунгало-тартарский национальный напиток гораздо пользительнее для его неказённого здоровья (к тому же подорванного трудным и длительным путешествием, а шёл он, надо сказать, не только пешком, но и босиком – специально во славу Господа нашего и веры своей – латино-хрестьянской – ради). Вернувшись же из Каракорума в свои европалестины к единоверным срендевековым рыцарям и монахам многиих орденов, Рубрук дописал и обнародовал свой труд, в котором многократно обращался к теме кумыса и, кроме прочего, привёл описание рецепта его приготовления (в целом верное, но с некоторыми неточностями, как отметили мунгало-тартарские комментаторы этого научно-популярного сочинения). Говорят также, что Рубрук пытался наладить производство кумыса в домашних условиях францисканского монастыря, чего я – мунгало-тартарин, но человек сравнительно честный – ни подтвердить, ни опровергнуть не могу.

Кстати, там же Рубрук отмечает, что православные люди – византийцы, русские, грузины – кумыса не принимали категорически. Этот факт подтверждают и русские летописи, которые тоже пестрят сообщениями о кумысе. Интересную историю, например, рассказывают про Даниила Галицкого. Узнав, что Даниил что-то злоумышляет по части евроинтеграции при участии поганых латинян, Батыга Сергеевич прислал ему грозную телеграмму: «Дай Галич!». Пришлось будущему королю Даниле ехать в Орду и улаживать возникшее недоразумение. В Орде, по словам летописца, его встретили с великой честью и устроили грандиозный сабантуй (хотя слово «грандиозный» здесь является лишним, так как сабантуй – в переводе с мунгало-тартарского на церковно-славянский – и означает грандиозную пьянку, а питие у мунгало-тартар состояло в употреблении особо крепкого кумыса – айрага). В начале того памятного сабантуя Батыга спросил у Данилы, не злоупотребляет ли тот кумысом; Данило на радостях (Галич был оставлен за ним) готов был злоупотребить: «До сих пор не приходилось – ответил он незаносчиво – но если скажешь – злоупотреблю!», на что Батыга Сергеич махнул рукой: "Знаю-знаю уже, – говорит – что вы – малороссийские сепаратисты, как и великорусские шовинисты, не злоупотребляете кисломолочных мунгало-тартарских напитков", и велел принести для братьев наших меньших из дружественной Галичины вина европейского разлива, которого у Батыги тоже было – хоть упейся. Именно по этому поводу – что в порядке чествования православного князя, чуть было не опоили его противуправно кумысом – русский летописец и воскликнул в сердцах: «Ух, злее зла ты честь татарская!».

Надо сказать, что многие русские князья в похожей ситуации категорически отказывались от кумыса, а те, кому не хватало духа пренебречь традиционным мунгало-тартарским гостеприимством, вынуждены были потом заново проходить обряд крещения, поскольку даже однократное злоупотребление кумыса считалось на Руси несовместимым с совестью православного христианина.

В общем, на Руси кумыс отвергли по антикумысным соображениям.


Рецензии