Дитрих Бонхёффер Афоризмы и цитаты
Читать его тексты и сложно, и просто. Просто, потому что наш опыт тоталитаризма сродни тому, в котором жил Дитрих Бонхёффер, и нам многое понятно. То, откуда возникает глупость, и как религиозность становится инструментом манипулирования, и грех идолопоклонства – вождю, государству, церкви...
Нет сакрального государства и его правители вовсе не священные коровы, как впрочем, и священство. Человек, достигший возраста совершеннолетия, верит в Бога, Который приходит к нему в конкретной ситуации.
И только пережив личный опыт веры, он получает право говорить о Боге. Вне этого опыта, все разговоры о Нем – заблуждение, грех и безумие. Одним словом, многие мысли Дитриха Бонхёффера близки и понятны любому, кто может самостоятельно мыслить, не оглядываясь на церковные и светские авторитеты, пытаясь самостоятельно осмыслить происходящее с ним и с миром. В своей поэме, которую Бонхёффер писал в тюрьме, есть такие строчки:
К Богу приходят, когда заставляет нужда,
Хлеба и помощи просят у Бога тогда,
Чтоб от болезней и бед не осталось следа –
Так поступают язычники и христиане.
Бог открывается там, где случилась беда,
Где Он осмеян, распят по решенью суда,
Где Он страдает, чтоб смерть победить навсегда –
С Ним христиане разделят всю меру страданий.
Бог посещает, когда настигает беда,
Он исцеляет и хлеб нам приносит тогда,
Он милосердие дарит нам вместо суда –
Им прощены и язычники, и христиане.
(Путь к свободе, отрывок, 1945)
***
Я верю, что Бог из всего, даже из самого дурного, может и хочет сотворить добро. Для этого Ему нужны люди, которые используют все вещи в благих целях. Я верю, что Бог в любой беде стремится дать нам столько силы сопротивления, сколько нам нужно. Но Он не дает ее заранее, чтобы мы полагались не на себя, а лишь на Него. Такая вера должна была бы освободить от всякого страха перед будущим. Я верю, что даже наши ошибки и заблуждения не напрасны и что Богу не сложнее с ними справиться, чем с нашими так называемыми благими делами..
***
Божья благодать быстро разрушает мечты…Бог по благодати Своей не позволит нам жить в мире грёз даже малое время. Он не оставляет нас на произвол восторженных переживаний. Бог не есть Бог эмоций, Он — Бог истины. Только тот опыт общения, который сталкивается с разочарованием со всеми его неприятностями и неприглядными моментами, начинает становиться тем, чем он должен быть в Божьих очах, и начинает различать в вере то обетование, которое дано. Чем быстрее наступит это разочарование и связанное с ним потрясение, … тем лучше для человека…
***
Христианин — это человек, ищущий свое спасение, избавление и оправдание не в самом себе, а в Иисусе Христе
***
Только тот, кто благодарит за малое, получает большое
***
Лютер должен был оставить монастырь и пойти назад в мир – не потому что мир был так уж свят и хорош, но потому что монастырь был ничем иным, как миром
***
Человеческая любовь не очень высоко ценит истину
***
Исповедь как благочестивое дело — изобретение дьявола
***
Глупость—еще более опасный враг добра, чем злоба. Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несет в себе зародыш саморазложения, оставляя после себя в человеке по крайней мере неприятный осадок. Против глупости мы беззащитны.
***
…в определенных обстоятельствах люди оглупляются или сами дают себя оглуплять… замкнутые и одинокие люда подвержены этому недостатку реже, чем склонные к общительности. Поэтому глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой. … При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон. Власть одних нуждается в глупости других. ... В действительности все зависит от того, на что делают ставку правители—на людскую глупость или на внутреннюю самостоятельность и разум людей.
***
Бог, который позволил бы нам удостовериться в своем существовании, был бы не Богом, а идолом
***
…человек, ограниченный рамками долга, никогда не отважится совершить поступок на свой страх и риск, а ведь только такой поступок способен поразить зло в самое сердце и преодолеть его. Человек долга в конечном итоге будет вынужден выполнить свой долг и по отношению к черту. Но тот, кто, пользуясь своей свободой в мире, попытается не ударить в грязь лицом, кто необходимое дело ставит выше незапятнанности своей совести и репутации, кто готов принести бесплодный принцип в жертву плодотворному компромиссу или бесполезную мудрость середины продуктивному радикализму, тот должен остерегаться, как бы его свобода не сыграла с ним злую шутку. Он дает согласие на дурное, чтобы предупредить худшее, и не в состоянии понять, что худшее, чего он хочет избежать, может быть и лучшим. Здесь корень многих трагедий.
***
Нравственность общества определяется его отношением к детям
***
Только тот, кто верит, послушен, только тот, кто послушен, верит
***
Нам не важно, чего хочет тот или иной церковник; чего хочет Иисус — вот что мы хотим знать
***
Не лучше было бы спросить самих себя: не мы ли сами часто преграждаем путь слову Иисуса, слишком сильно привязываясь к некоторым формулам; к известному типу проповеди, который приспособлен к своему времени, месту, общественному устройству; проповедуя чересчур "догматически" и очень редко - "жизненно"; охотно повторяя одни места Писания и пропуская другие — не менее важные; слишком часто проповедуя собственные мнения и убеждения и слишком редко — самого Иисуса Христа
***
Любовь умеет ждать, долго ждать, ждать до конца. Она никогда не становится нетерпеливой, никого не заставляет торопиться и ничего не приказывает. Она рассчитывает на долгое время
***
То, что зло является под видом света, благодеяния, исторической необходимости, социальной справедливости, вконец запутывает тех, кто исходит из унаследованного комплекса этических понятий; для христианина же, опирающегося на Библию, это подтверждает бесконечное коварство зла
***
Если вы сели не в тот поезд, нет смысла идти по вагону в противоположном направлении
***
Когда Бог призывает человека, то предлагает ему прийти и умереть. Христианство не состоит из запретов: оно есть жизнь, огонь, творение, озарение
***
Когда строим свою жизнь на прочном основании – на Христе, идем по Его пути, обязательно подходим к Голгофе. Это Лобное место можно и обойти, и большинство людей его благополучно минуют. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу страданий и поднимаются за Распятым на Голгофу
***
Пережить крест — это не трагедия; это — плод исключительной верности Иисусу Христу. Когда страдания приходят, это не случайность, но необходимость... Только человек... полностью приверженный ученичеству, может пережить значение креста. Крест находится здесь, рядом с человеком, нужно только принять его. Нет нужды куда-то идти и искать свой крест, нет нужды сознательно искать страданий. Иисус говорит, что у каждого христианина свой крест, ожидающий его. Крест, предназначенный и предписанный Богом
***
Я понял и продолжаю понимать всё глубже, что, только испытав всю полноту земной жизни, по-настоящему приходишь к вере. Когда наконец раз и навсегда откажешься от претензий сделаться «чем-то» — будь то претензии стать святым или грешником, обратившимся на путь истинный, или церковным деятелем, праведником или нечестивцем, больным или здоровым, — а ведь это я и называю посюсторонностью—жить в гуще задач, вопросов, успехов, неудач, жить, копя опыт и поминутно убеждаясь в своей беспомощности, — вот тогда-то и очутишься всецело в руке Божией, тогда ощутишь по-настоящему не только свою боль, но боль и страдание Бога в мире, тогда вместе с Христом будешь бодрствовать в Гефсимании, и я думаю, что это и есть вера, это и есть «метанойя». Тогда только и станешь человеком, христианином» («Сопротивление и покорность», письмо от 21.7.1944)
****
У христианина в отличие от верующих в мифы о спасении, нет последней лазейки в вечность для избавления от земных дел и трудностей, но, как Христос («Бог мой, почему Ты меня оставил?»), он должен сполна испить чашу земной жизни, и только в том случае, если он так поступает, Распятый и Воскресший стоит рядом с ним, а он—со Христом распинается и воскресает. Мир этот не может быть снят до срока. В этом общее у Нового и Ветхого Заветов. Мифы о спасении рождаются из человеческого пограничного опыта. Христос же настигает человека в средоточии его жизни (письмо от 26.6.1944)
****
Едва ли есть чувство, дающее больше радости, чем ощущение, что можешь приносить какую-то пользу людям. При этом главное вовсе не в количестве, а в интенсивности. Ведь в конце концов именно человеческие отношения и есть самое главное в жизни... Сам Бог дает нам возможность служить ему в сфере человеческого. Все остальное приближается к «гордыне»... Это, конечно, не означает, что можно пренебречь миром вещей и материальных достижений. Но что для меня самая прекрасная книга, или картина, или дом, или поместье по сравнению с моей женой, моими родителями, моим другом? Так, однако, может говорить лишь тот, кто нашел в своей жизни человека. Для многих наших современников человек ведь воспринимается просто как часть мира вещей. Это проистекает оттого, что им просто недоступно переживание человеческого. Мы должны быть счастливы, что в нашей жизни были щедро наделены этим переживанием... (письмо от 14.8.1944).
Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/ditrix-bonxyoffer-2/
Свидетельство о публикации №215081001039