Наследство мага. Глава 4. Продолжение учебы

От порта расходилось сразу несколько дорог в разных направлениях. Шарби плохо помнил, по которой ему надо идти, а спрашивать у прохожих не хотел: может, Мастер-Лорд не захочет, чтобы люди связывали их. Пришлось идти наугад. Чутье не обмануло его: далеко впереди показалась башня. Шарби с трудом заставил себя идти спокойно. Ему хотелось бежать, чтобы вновь попасть в сказку, в которой он прожил всего каких-то шесть дней.
К порталу он подошел с опаской: а вдруг что-то не подействует, и портал ударит его? Но ничего не произошло, он, как ни в чем ни бывало, прошел внутрь. Охранник, обычно сидевший неподвижно, вскочил и одним стремительным движением выхватил меч.
– Меня зовут Шарбоин, – испуганно пискнул Шарби.
Он чувствовал, что охранник – не просто воин в доспехах, но еще и сильный маг.
– Я запомнил вас, – ответил ему охранник и сел на свое место.
Шарби сделал несколько шагов вперед и очутился перед вертикальным колодцем. Еще шаг – и он повис в воздухе. А как подняться? Он потянулся вверх всем телом – и медленно поплыл. Короткий путь отнял у него много сил, и он сел на каменный пол прихожей. Посидев пару минут, он прошел в холл. Ни кровати, ни мягких игрушек, разумеется там не было. Он пошел коридором до кабинета Мастер-Лорда, но там никого не было. Шарби сунулся на кухню – пусто, в комнату Менсы – пусто, в комнату Свевы – пусто. Он слегка напугался, но в следующей комнате на постели сидели и целовались две обнаженные женщины, очень похожие друг на друга. На него уставились две пары глаз: синие и зеленые. Чуть порывшись в памяти, он наклонил голову и произнес:
– Здравствуй, Балора, здравствуй Свева!
– Шарби! – ахнула Свева. – Ты все-таки вернулся!
– А вытянулся то как! – воскликнула Балора и добавила: – Присоединишься к нам?
– А где Мастер-Лорд?
– Посмотри, может, он на самом верху.
– А портал меня не убьет?
– Порталы в башне просто не пропускают, не отбрасывают. Попробуй, может и пройдешь. А, лучше, подожди с нами: кровать у меня большая, места хватит всем.
– Я грязный с дороги, – дипломатично ответил Шарби и пошел назад в коридор.
Подниматься надо было только на один этаж и он справился с этим легко. В большом круглом зале его охватило странное чувство: одно дело ощущать магическую силу одного человека, пусть даже и такого могущественного, как Мастер-Лорд, и другое – целой группы магов. Его шатнуло на пороге, но он справился с собой и подошел к человеку в том же самом шитом золотом кафтане.
– Мастер-Лорд, у меня письмо для вас!
На губах волшебника появилась непривычная улыбка.
– Все-таки вернулся! – негромко сказал он.
Шарби гордо вскинул голову и также тихо произнес:
– Ты пообещал, что, если я попаду в беду, ты найдешь меня. А я пообещал себе, что приду к тебе!
Улыбка Мастер-Лорда стала еще шире.
– А ты стал совсем другим человеком. Я рассчитывал на это! Письмо от твоего учителя?
– Да.
Шарби протянул Мастер-Лорду бумажный конверт. Волшебник разорвал его и пробежал глазами по строчкам.
– Понятно. Пошли, поговорим. Господа! Мой слуга Шарбоин вернулся с важного задания... Мастер Кархайл, подмените меня!
В кабинете Шарби не стал дожидаться, пока Мастер-Лорд заговорит.
– У меня есть два вопроса, на которые я не могу найти ответ: когда я первый раз попал сюда, я был еще очень глупым, но сейчас я научился видеть и думать. Башня совсем неширокая, туннель для полетов расположен в самой середине. Как коридор такой длины может поместиться в ней? Этот кабинет должен висеть в воздухе вместе с половиной коридора!
Маг хмыкнул.
– Думаю, твой второй вопрос будет связан с первым. Я отвечу на оба сразу.
Шарби покачал головой: как Мастер-Лорд знает, что он сейчас скажет?
– Когда я начал выполнять задания для Вейвара, он разрешил мне оставлять себе все, что я возьму сам, только начал брать плату за жилье и еду. У меня оказывалось немало денег и я совершенно не экономил. У меня было все, что можно было получить за деньги на постоялом дворе. Я даже специально ходил в дорогой трактир, ночью, тогда, когда туда пускают таких, как мы. Но я нигде не видел ни света без огня, ни горячей воды, которая сама собой течет из крана. Как?
– Очень просто. Почему дверь в башню называется «портал»?
– Это – особая магическая дверь, наносящая смертельный удар всякому, кто не имеет права пройти.
– Хороший миф. В свое время, наши предшественники приложили много сил, чтобы люди поверили в это. На самом деле, портал – это вход в другую реальность. Посмотри на книгу: представь, что Брайнар лежит на одной странице, а наша комната – на другой. А портал – это возможность перейти с одной страницы на другую. Понял? Портал не может причинить особенного вреда, просто отбросит с той силой, с какой ты попробуешь через него пройти. А если ты попробуешь ударить по нему магией, магия отразится на тебя... В другой реальности мы можем выделить себе столько пространства, сколько нам надо. Для тебя я сделал еще одну комнату, ты не заметил лишнюю дверь? А по поводу удобств... Если снаружи пробить стену башни, то попадешь в обычную выгребную яму и увидишь только трубу, уходящую с внутренней стороны в портал. По этой трубе течет вода. Обычная, родниковая. Каждая башня построена на месте хорошего родника. Все остальное – магия. Поднять воду, нагреть ее, сделать свет, полетный колодец, раскалить плиты в кухнях – на это все уходит наша магическая сила. Каждый маг дает в общую копилку чуть-чуть своей силы, так, чтобы это не сказывалось на его возможностях и самочувствии. Да, если вдруг в башне останется один-единственный волшебник, а все слуги начнут пользоваться всем, что есть, он почувствует, что его сила уменьшается – но совсем немного. Все понятно?
Шарби кивнул.
– Понятно. А если с башней что-то случится, что будет с помещениями?
Мастер-Лорд опять улыбнулся.
– Молодец, хороший вопрос.
Из глубин своего стола он вытащил прозрачный бесцветный кристалл и спросил:
– Чувствуешь что-нибудь?
Шарби осторожно взял камень в руки.
– Ничего.
– Жаль. Существует легенда, что один маг мог чувствовать магическую силу предметов... Это – накопитель магии. Я вложил в него часть своей силы, когда очень хорошо чувствовал себя, и у меня был излишек сил. Теперь, если мне понадобится больше сил, чем у меня есть, я смогу воспользоваться камнем. Такие камни есть у каждого мага. Когда в войнах магов разрушались резиденции, занятая ими другая реальность стала недоступной... Если бы мы могли почувствовать силу хоть какой магической вещи, оставшейся в одной из них, мы смогли бы их найти, пробиться туда и взять все, что там осталось!
– Ничего, я, может быть, еще научусь, – сказал Шарби, возвращая магу камень.
Мастер-Лорд усмехнулся.
– Только после того, как научишься дышать водой и отрастишь крылья! У тебя и так хороший талант... Догадываешься, о чем письмо?
– Что я закончил обучение.
– А это значит, что я должен все бросить и плыть в Каргер, заплатить Вейвару вторую часть условленной платы. Отдыхай, я вернусь дня через четыре.
Шарби понял все как надо и выскочил в коридор, чуть не столкнувшись с Менсой.
– А мы все гадали, когда ты вернешься! – обрадовалась она и тут же посерьезнела: – А еды-то я на тебя не купила!
– Мастер-Лорд сейчас уезжает и будет только через четыре дня, а то и через пять.
– И даже не пообедает? – Менса поставила корзину на пол и заскочила в кабинет.
Вернулась она через минуту.
– Значит, больше за едой идти не нужно. Девочки уже знают, что ты вернулся?
– Да, я их видел.
– Пойдем на кухню?
– Да, я бы перекусил что-нибудь.
В кухне Свева обжаривала что-то обваленное в муке; Балора с довольным видом сидела в уголке и что-то тихонько мурлыкала себе под нос.
– У нас едоков прибавилось. Менса, тебе придется срочно бежать в лавку!
– Не придется. Мастер-Лорд, наверное, уже ушел. Его не будет несколько дней.
Балора резво вскочила с места.
– Здорово!
С этими словами она скинула с себя одежду.
– Теперь можно и так походить. Да, Шарби, ты, кажется, вымыться хотел?
– Только вместе с тобой, – храбро ответил мальчик.
Балора и Свева дружно рассмеялись, а Менса возмутилась:
– Ты и каменную статую соблазнишь!
Балора легкомысленно махнула рукой.
– Может, и соблазню. Пошли?
Но во время мытья она только вздохнула:
– Нет, недостаточно еще ты вырос. Увы...
Шарби пропустил ее слова мимо ушей. Жизнь была такой замечательной!
Его комната была небольшой, красиво украшенной и пустой: комод, на котором стояли плюшевые кот и медведь, и большая двуспальная кровать. Только он лег на нее, закинув свой мешок в один из ящиков комода, как в дверь просунулась голова по-прежнему голой Балоры.
– Да, толку от тебя в постели пока еще нет, зато от меня – уже есть. Ты с дороги, сделать тебе массаж?
– Сделай.
– Снимай одежду.
Шарби лежал на животе, а мягкие, но неожиданно сильные руки Балоры разминали ему шею, плечи, икры... Затем она начала массировать ему спину грудью и животом.
Проснувшись, Шарби несколько минут лежал в недоумении: как он умудрился уснуть? Натянув на себя трусы и майку он пошел искать Балору. Нашел он ее в комнате Менсы. Женщины сидели и играли в карты.
– Это какая-то магия?
– Нет, это искусство, – улыбнулась Менса, – она так массаж делает, что хочешь-не хочешь, а уснешь. И проснешься свежим и отдохнувшим.
Шарби только покрутил головой: чудеса, да и только! И такие мелкие чудеса продолжались, пока не приехал Мастер-Лорд и не позвал Шарби к себе, даже не переодевшись.
– Давай, поговорим о твоей дальнейшей судьбе.
– Я буду твоим слугой?
– Да. Ты даже получишь специальный значок на одежду, чтобы все видели, что ты служишь магам. Это будет полезно: тебе придется бывать в разных местах и к тебе должны относиться серьезно. Я буду платить тебе десять ауров в месяц...
– А еда и жилье?
– Хороший хозяин дает еду, жилье и одежду бесплатно. Видимо, я не очень хороший хозяин, потому что одежду я тебе давать не буду, в отличие от женщин. Мне, в сущности, все равно, в чем ты будешь ходить по дому – в отличие от них. А для улицы – ты знаешь, что нужно тебе лучше, чем я. Жилье и еда – пожалуйста, ты ими и так уже пользуешься. Устраивает?
– Да. Ты сделаешь меня богачом.
Мастер-Лорд усмехнулся.
– А теперь о твоих обязанностях...
– Я буду воровать для тебя книги?
– Нет, для этого мне было бы достаточно и Вейвара. Слушай внимательно. Король Ульбрион стар. Он уже подумывал уйти на покой, но принц Врейтоин умер чуть больше полугода назад. Умер совсем по-дурацки, порезав руку во время заточки старинного меча из какого-то клада. Нет, чтобы пойти к лекарю, он же подумал, что все само собой заживет. Результат – столбняк, когда обратились к целителям, было уже поздно. Его сыну – единственному наследнику престола сейчас год, точнее, одиннадцать с половиной месяцев. Король сильно сдал, королевством теперь фактически правит Королевский Совет, состоящий из Великих Лордов, нашего Магистра, гильдий строителей, кожевников, кузнецов, ткачей и корабелов. Еще туда входит сенешаль и трое командующих войсками. Да, недавно Совет расширили, включили в него представителей трех торговых домов.
Мастер-Лорд выдержал многозначительную паузу.
– Магический орден считается приближенным к королевскому двору, но, на деле, мы не более чем слуги. У нас появился уникальный шанс сделаться величайшей силой королевства. Для этого нужно, чтобы Совет выполнял все наши решения. А для этого нам нужно заставить каждого Великого Лорда, каждого Главного Мастера, каждого военного повиноваться нам. История королевства – это история предательств, убийств, лжи и обмана. Все связаны со всеми, все имеют обличительные документы против всех. Тот кто добудет их и будет в состоянии разгласить их, будет править ими всеми. Я сделаю это, а ты поможешь мне. В конечном итоге, орден будет править городами и землями, я стану Магистром и единственным королевским советником, а может даже... А ты...
Он вновь сделал паузу.
– Ты станешь Лордом, Шарби. Да-да, ты, безымянный раб, не знающий своих родителей, будешь одним из самых уважаемых людей королевства. Великие Лорды будут соперничать друг с другом, чтобы выдать свою дочь замуж за тебя. И то, что я сделал у себя дома и что кажется тебе вершиной великолепия, покажется убогим по сравнению с тем, что сделаешь у себя дома ты. Да, ставки очень велики, но мне грозит смерть в случае неудачи, а тебе – в худшем случае, каторга, и то, если только ты попадешься на краже. У тебя есть профессия, пусть и не слишком уважаемая в обществе, ты сможешь выжить и без меня.
Шарби стало страшно.
– Если я откажусь, ты убьешь меня?
– Нет. Лишить памяти о последних часах жизни несложно. Ты просто забудешь наш разговор, ну, и вернешь мне деньги, потраченные на твое обучение. Вернешь, выполнив часть нужного мне. А потом уйдешь прочь. А Лордом станет другой мой помощник.
Шарби облегченно вздохнул.
– Вот теперь я согласен. Если бы ты пригрозил мне смертью, я бы обязательно сбежал от тебя, потому что ты все равно убил бы меня.
Мастер-Лорд покрутил головой.
– А ты рассуждаешь не как ребенок, а как умудренный жизнью взрослый.
– А я и есть взрослый. Я видел много детей, свободных детей. Мне непонятны их игры и их поступки. Мне понятней воры и грабители в «Приюте моряка».
Волшебник встал из-за стола, подошел к Шарби, погладил его по голове и обнял за плечи.
– Да, тебя лишили детства, и в этом я бессилен. Ни я, ни мои женщины не смогут стать тебе родителями и не смогут вернуть тебе украденное у тебя счастье. Но не быв счастливым ребенком, может, ты сможешь быть счастливым взрослым в детском теле?
Шарби сглотнул комок в горле.
– Может, смогу.
– Хорошо. А, теперь, тебе надо быстро научиться читать и писать.
– Это еще зачем?! – в голове Шарби всплыл образ тощего забитого мальчишки с пальцами, измазанными чернилами, которого он видел в одном трактире, где тот писал письма за несколько грошей.
Мастер-Лорд ухмыльнулся.
– Ну вот, хоть что-то детское в тебе осталось!
Если раньше Шарби ни разу не видел как волшебник улыбается, то после возвращения мальчика улыбка не сходила с его лица.
– Ну, предположим, мы узнаем, что торговый дом Швервар свое состояние нажил контрабандой и книги с записями, где происходит разгрузка, хранятся в определенном месте. Ты проникаешь туда, а дальше что? Если книгу украсть, они сразу же хватятся и все поменяют. Но если ты прочитаешь эту книгу и перескажешь ее мне, то никто ничего не узнает, и я перехвачу контрабанду и возьму торговцев за горло.
– Ну, хорошо, а писать-то зачем? – уныло пробубнил Шарби.
– А если в этой книге много цифр и дат, как ты их запомнишь? Придется записывать!
Шарби вздохнул.
– Значит, иди на второй нижний уровень, там – Зал Подмастерий. Спросишь Калши, я с ним уже переговорил. Второй – считается от входа, уровень входа вообще не нумеруется.
Шарби еще раз вздохнул и отправился вниз. Зал Подмастерий представлял собой обширный круглый холл со множеством дверей. По всему холлу были расставлены столы со стульями и кушетки. У одного из столов сгрудились одинаково одетые подростки, играя в какую-то игру со множеством разноцветных фишек на большой доске.
– Как мне найти Калши? – спросил Шарби, подойдя к игрокам.
– А ты кто еще такой? – грубо спросил его рослый юноша лет пятнадцати-шестнадцати.
– Я – слуга Мастер-Лорда.
– Так вот, слуга, во-первых, не «Калши», а «господина подмастерья Калшерона», а, во-вторых, ты забыл добавить «господа волшебники».
Что-то подсказало Шарби, что это не тот, кого он ищет.
– Ты, кажется, не понял. Я – слуга самого Мастер-Лорда, а ты – всего-навсего какой-то подмастерье. Так где мне найти Калши, подмастерье? – говоря это он незаметно положил руку на кинжал.
– Ах ты, сопляк! – подросток размахнулся, но Шарби выхватил кинжал и полоснул его по бедру: еще не хватало, чтобы его кто-то избил.
– Что ты наделал! – взвизгнул кто-то.
– Если он такой великий волшебник, то вылечится, – бросил Шарби, водя кинжалом из стороны в сторону, – Так где мне найти Калши?
Один из подростков ткнул пальцем в сторону одной из дверей. Шарби осторожно пошел туда, опасаясь нападения, но никто на него не набросился. К его легкому ужасу, Калши был точь-в-точь таким, каким он представился ему несколько минут назад: невысокий, но явно старше его самого, тихий, и пальцы в чернилах.
– Может, нам лучше заниматься у меня в комнате? – спросил его Шарби после взаимных приветствий.
Ему совершенно не хотелось ходить сюда каждый день и ждать неизбежных стычек.
– Ух, как здорово! У Мастер-Лорда! – восхитился Калши.
В его глазах загорелись огоньки.
– А он позволит?
– Я думаю, да.
В зале не было никого и мальчики без приключений добрались до кабинета Мастер-Лорда. Выслушав короткий отчет о случившемся, волшебник только хмыкнул.
– Хороший урок вам всем. А заниматься, действительно, лучше у тебя в комнате. Тебе понадобится письменный стол, я его куплю, но в ближайшие дни он тебе пока не нужен: будешь учиться чтению, сидя на кровати. Да, скрыть происходящее здесь от остальных невозможно, так что, сначала найди Балору и приведи ее ко мне. Я ей скажу, чтобы она не мешала занятиям. После занятий – как хотите.
Шарби отвел Калши в свою комнату.
– Как красиво... – со вздохом сказал тот, оглядывая комнату. – Когда-нибудь, у меня тоже будет свой дом здесь, в башне и я сделаю все не хуже! Да, а как ты собираешься заниматься? Найди какую-нибудь книгу, лучше не рукописную, а печатную.
– Подожди, я сейчас, – Шарби выскочил из комнаты и побежал к Мастер-Лорду.
В коридоре он чуть не столкнулся с Балорой, выходящей из кабинета.
– Балора, у тебя найдется какая-нибудь печатная книга?
– Есть несколько, по истории, по географии, про рыцарей... Тебе зачем, учиться читать?
– Да. Пойдем, поскорее.
– Я сама мигом принесу.
Шарби пожал плечами, вернулся к себе и сел на кровать рядом с Калши. Минуты через три в комнату вошла Балора с тонкой широкоформатной книгой. Увидев ее, Калши густо покраснел.
– Закончите, мальчики, заходите, посидим на кухне, попьем чаю с пирожными, – предложила она.
Шарби кивнул, и она вышла.
Учеба оказалась не такой уж и сложной. Память у Шарби была хорошая, буквы он запомнил все сразу же, но чтение шло очень медленно. После двух часов чтения, когда язык и щеки у него устали так, как будто он ворочал ими камни, Шарби взмолился:
– Может, хватит на сегодня?
Калши робко улыбнулся:
– Если устал, то хватит. Завтра я приду после обеда, это тебя устроит?
– Да, пожалуйста.
– Только ты должен будешь выполнить домашнее задание.
– Что-что?
– А, ты не знаешь... Я буду задавать тебе задания, которые ты должен выполнить самостоятельно.
Шарби с важностью кивнул.
– Я знаю что это такое, просто мой учитель это так не называл.
– А, ты уже учился. Чему, если не секрет?
– Мастер-Лорд не велел говорить.
Калши кивнул.
– Я знаю, что такое секрет и тайна и больше не буду говорить с тобой об этом. А задание тебе такое: – он перелистнул несколько страниц, – дочитаешь первую главу до конца и прочитаешь всю вторую главу. Завтра все перескажешь мне.
– Да у меня язык отвалится! – возмущенно воскликнул Шарби.
– Будешь делать перерывы. Это сложно только на первый взгляд.
Шарби только вздохнул: робкий и вежливый Калши, похоже, из тех, кого почти невозможно переубедить и уж точно невозможно разжалобить. Ничего, по крайней мере, во время обучения не надо опасаться городской стражи.
– Пойдешь чай пить? – спросил он его.
– Пожалуй, да, – вежливо ответил Калши.
По дороге Шарби заскочил за Балорой, и Калши замолчал, уставившись на кончики носков собственных ботинок. На кухне, завидев пухлые ягодицы Свевы, он не только опять покраснел, но и вообще утратил дар речи почти до самого конца чаепития. Да и потом говорил по большей части односложно.
Когда горячий чай был допит, а пирожные съедены, Балора сказала Калши:
– Говоришь, комната Шарби тебе понравилась. А не хочешь посмотреть на мою? Сравнишь.
Калши с каким-то странным испугом посмотрел на Шарби. Шарби пожал плечами.
– Сходи посмотри. Ничего страшного с тобой не произойдет.
Подросток ничего не ответил, только опустил голову.
– Ну, пойдем, – Балора потянула его за рукав.
Калши встал и как-то механически начал переставлять ноги. Шарби опять пожал плечами: чего он, в самом деле? Свева поставила перед ним еще чашку чая.
– Не будем им мешать. Слушай, ты же хвастался, что был в «Розовой жемчужине»! Расскажи, чем там кормят...
Язык у него не отвалился. После отдыха чтение пошло чуть быстрее, но книга ему не нравилась все больше и больше. Очень длинные запутанные предложения, множество титулов и эпитетов буквально к каждому имени... С книгой в руке он пошел к Мастер-Лорду. Волшебник был у себя и, выслушав жалобу Шарби, кивнул головой:
– Да, книга написана в так называемом «придворном стиле». Читать ее тяжело даже образованному... Чем только думала Балора? Первую попавшуюся, что ли, схватила?
Он открыл книжный шкаф.
– Вот. «О грибах и травах». Это и полезно, и легко написано.
С книгами в руках Шарби пошел к Балоре. Та лежала на кровати, закинув ногу на ногу так, что юбка вся сбилась на живот, и читала толстую книгу.
– Мастер-Лорд забраковал твою книгу, говорит, что написана неправильным стилем!
– А я специально подбирала высокий слог... Ладно, а что он тебе дал?
Прочитав заголовок она покрутила головой.
– Однако! Это же учебник по зельеварению!
– И что это значит?
– Как, что? Зелий никогда не видел? Вот выучишь всю, и сам станешь их варить!
– А ты умеешь?
– Нет. Мне больше книги по лекарскому делу нравятся.
Она потрясла в воздухе своей книгой.
– Зная о медицине, можно очень много сделать и без всякой магии. Ладно, о книгах потом... Спасибо тебе.
– За что? – искренне удивился Шарби.
– За Калши, конечно же.
– А что мне? Его Мастер-Лорд выбрал.
– А кто его на чай со мной пригласил? Такой хорошенький мальчик...
– Странный он какой-то, – пожаловался Шарби. – И только в твоем присутствии!
– Ты еще маленький, – отмахнулась Балора. – Подрастешь – поймешь!
Шарби пожал плечами, уже который раз за день. Эти намеки начали уже его раздражать...
С новой книгой его уже не надо было подгонять. Хотя читал он еще очень медленно, чтение полностью захватило его. Перед ним открылся новый увлекательный мир, где каждая травинка имела свое имя и свои особенности. Книга была написана так просто, что ему не понадобилось ничего переспрашивать ни у Калши, ни у Мастер-Лорда. Когда через шесть дней книга закончилась, он начал учиться читать про себя. Это выходило чуть быстрее и, главное, щеки не уставали. Еще через два дня Калши велел ему найти рукописную книгу. Мастер-Лорд дал ему тоненькую брошюру под названием «Закопченный котел». Шарби раскрыл ее и вздохнул:
– А почему нельзя отпечатать все книги? Печатные же легче читать!
– Некоторые книги, например, эта, нужны лишь небольшому количеству людей. А другие – вообще не предназначены для глаз непосвященных. Ну, и есть еще книги, запрещенные королем или Храмом.
– За что? – удивился Шарби.
Книги представлялись ему самой безобидной вещью на свете.
– Например, за то, что в них рассказывалось о неблаговидных поступках членов королевской семьи, – усмехнулся Мастер-Лорд.
– А почему эта книга нужна немногим? – не унимался Шарби.
– Потому, что она рассказывает о том, как правильно варить зелья. Кому это может понадобиться, кроме зельеваров?
– И я, прочитав, смогу сам делать зелья?
– Нет, не сможешь. Тебе не хватает книг с рецептами зелий и способами подготовки ингредиентов.
– А можно мне будет прочитать и их?
– Ну вот, а ты еще не хотел учиться читать! – рассмеялся Мастер-Лорд. – В свободное время. Спросишь у меня, я тебе дам.
Назад Шарби летел, как на крыльях: подумать только, он сможет сам сделать то чудесное зелье, мгновенно избавлявшее его от боли! Чтение рукописной книги, вопреки его опасениям, оказалось несложным. Еще через два дня можно было приступать к письму. Мастер-Лорд купил ему стол. Сразу после завтрака Шарби стоял и смотрел открыв рот, как по коридору шествовал волшебник, слегка толкая перед собой стол, висящий в воздухе.
– Не на себе же его тащить... – равнодушно пояснил Мастер-Лорд. – И наемных грузчиков в башню пускать я тоже не собираюсь. Вот, получай. И сейчас зайди, возьми бумагу, чернильницу и перья.
Первые попытки были неутешительны. Глядя на свои руки, перепачканные чернилами, Шарби вдруг обнаружил нечто неправильное...
– Калши! А у тебя-то почему руки грязные? Ты же писать умеешь!
– Я переписываю сборники заклинаний, комментарии к ним и другие подобные книги.
– Вы все этим занимаетесь?
– Нет, только те, кто на деле доказал, что может полностью контролировать себя. Вот, к примеру, Урви – которого ты порезал. Сил у него достаточно, а самоконтроль почти отсутствует. Если его научить опасным заклинаниям, он сначала убьет кого-нибудь, а потом уже будет думать.
Шарби вспомнил Зал Подмастерьев, и ему стало жалко маленького худого Калши.
– Тебе, наверное, нелегко с такими приходится? Ему обидеть кого – просто удовольствие!
Калши улыбнулся своей слабой робкой улыбкой.
– Уже несколько лет – нет. Все прекрасно знают, что я легко могу искалечить или убить любого из них, а через мои щиты им не пробиться.
Шарби с удивлением посмотрел на подмастерье: он и предположить не мог, что тот мог быть опасен.
– Расскажи, пожалуйста, как ты стал магом? – попросил он его.
– Пока еще только подмастерьем, – педантично поправил его Калши. – Если тебе интересно – то пожалуйста. Я родился в семье сельского священника. Ты, наверное, знаешь, что священникам положено иметь много детей. Я был восьмым из двенадцати. В этом мне крупно не повезло: я не был старшим, которые уже помогали родителям, и не был младшим, которым уделялось все внимание. Я рос как-то сам по себе и не был близок со своими братьями и сестрами. Магические способности у меня проявились рано...
– А как ты понял, что они у тебя есть? – перебил его Шарби.
– Я – никак. Я-то считал, что все остальные тоже могут замораживать воду, убивать насекомых взглядом на небольшом расстоянии и извлекать огонь из пальцев. Но это заметил отец – и пришел к волшебникам из этого города. Собственно потому, что он был ближе всего к нашему селу... Мастер-Лорд поговорил со мной и сделал меня подмастерьем.
– Тебя обижали?
– Да. Я – маленького роста, физически слабый, хотя и выносливый, и умный. Сильно меня не били – волшебники бы наказали за это, но тычки, пощечины и мелкие унижения я получал постоянно. Так продолжалось до тех пор, пока однажды я не дал сдачи обидчикам – и не с помощью кулаков, а с помощью магии. Они попытались ответить тем же – но не смогли пробить мои магические щиты: сначала я научился защищаться, а уж потом начал нападать. Вот, в общем-то, и все. Я редко покидаю башню, в отличие от других подмастерьев. Мне находят работу то в хранилище, то в библиотеке. А последний год я переписываю книги. Хорошее занятие – оно успокаивает и многому учит. Но мы немного отклонились от темы нашего занятия... Продолжай писать палочки.
Неожиданно его обучение прервал Мастер-Лорд.
– Два дня Калши не будет заниматься с тобой, – сказал он Шарби за завтраком. – Тебе надо обучиться тому, чему он научить не может, точнее, конечно, может, только права не имеет.
Шарби просто извелся от ожидания: Мастер-Лорд еще часа два занимался своими делами, прежде чем обратил на него внимание. Волшебник повел его на один из нижних уровней. В большой комнате стояли какие-то непонятные сооружения из железа и дерева. Мастер-Лорд подвел Шарби к деревянному щиту, протянул полоску бумаги и сказал:
– Заучи слова наизусть!
– «Краал тоар ковтор» – прочел Шарби и удивлено поднял глаза на волшебника.
– Заучил?
– «Краал тоар ковтор».
– Посмотри на рисунок после заклинания. Ты должен будешь мысленно произнести эти слова и сразу же вообразить этот кристалл. Будет лучше, если кристалл ты будешь воображать во время произнесения слов. Попробуй.
Шарби пожал плечами: он же не волшебник! Но, раз Мастер-Лорд велит, надо делать.
– Вот, – сказал Мастер-Лорд, протягивая Шарби несколько ампул – это «Вспышка магии». Что-то вроде сгустка волшебной силы. Помнишь, я говорил тебе, что ты сможешь использовать заклинания? Тот, кто раскусит ампулу со «вспышкой», на полторы секунды станет волшебником, правда, не очень сильным. Я долго думал, с какого заклинания начать. Есть одно, которое парализует несколько мышц. При сноровке, можно остановить человеку сердце. Но, боюсь, у тебя не хватит силы со «вспышкой». Тоже самое со всякими разрушительными заклинаниями: вред ты причинишь, а убить не сможешь. Поэтому – «краал тоар». Заклинания, кстати, обычно состоят из трех слов, редко из двух или четырех, и обычно называются первыми двумя словами. Это заклинание ломает все, чего касаются руки произносящего. Тебе лучше использовать одну руку. Итак, раскуси ампулу, «вспышка» горькая, ощущения не слишком приятные, произнеси заклинание, представь рисунок и во время всего этого дотронься до щита!
Шарби положил ампулу в рот, раскусил и почувствовал горечь на языке и невидимый обруч, крепко стиснувший ему голову. Прочитал заклинание, представляя синий причудливый кристалл – ничего.
– Пробуй дальше. С первого раза почти ни у кого не получается, – успокоил его Мастер-Лорд.
Получилось с третьего раза: доска, на которую Шарби положил пальцы, с шумом треснула, как будто ее ударил кто-то очень сильный.
– Погляди, Шарби, как торчат обломки. Если ты так сломаешь кому-нибудь грудь, ты убьешь его этим. Но тебе надо еще поработать, чтобы делать это каждый раз.
Шарби усердно, как всегда, занимался до самого обеда; Мастер-Лорд ушел почти сразу, оставив его наедине с несколькими щитами и большой пригоршней ампул. К столу он пришел совершенно больной и разбитый. Его тошнило, голова болела и кружилась. Встревожился даже Мастер-Лорд, не говоря уже о женщинах. Балора сделала ему массаж, в то время как волшебник применял какие-то лечащие заклинания. Но к ужину ему полегчало.
– Видимо, «вспышка» забирает больше сил, чем мне казалось, – подытожил Мастер-Лорд за ужином. – Теперь – не больше, чем по пять раз утром и пять раз – вечером. Поглядим, как ты будешь чувствовать после этого завтра. У тебя хорошо получалось?
– Да, – с гордостью ответил Шарби, – последние три раза получалось сразу!
– Видимо, тебе надо будет завести собственную книгу заклинаний, куда ты будешь вписывать известные тебе заклинания. Чистая тетрадь у меня есть, сейчас возьмешь. Если рисовать символы у тебя получится плохо, попробуй описывать их словами. Этого достаточно, чтобы вспомнить их, когда понадобится.
– А разве маги не помнят всех своих заклинаний?
– На память сейчас я помню сотни две, а когда-либо употреблял я, наверное, раза в два больше. У меня был довольно бурный период жизни, когда мне приходилось здорово рисковать жизнью. Но всего в книгах есть больше двух тысяч заклинаний! А у уничтоженных орденов были и свои, утраченные вместе с ними.
Шарби все-таки выучился писать. Конечно, как сказал Калши, в переписчики он не годился, но разобрать написанное им можно было без особого труда.
– А теперь тебе надо научиться писать чернильной пастой, – Калши вытащил из кармана небольшую деревянную палочку.
Шарби взял ее, обнаружил, что с одна сторона у нее заострена и оправлена в металл. Он провел ей по бумаге – и увидел ровную четкую линию. Еще через минуту, написав несколько раз свое имя, он возмущенно уставился на Калши.
– И почему мне надо было мучиться с пером и обливать себя чернилами?
– Чернильная паста, в отличие от настоящих чернил имеет свойство выцветать от времени. Кроме того, пером можно менять толщину линии, что делает его незаменимым для тонких рисунков.
– Но я не собираюсь книги переписывать!
– Также считается, что, научившись писать пером, легко перейти на ручку, а наоборот – весьма сложно. И ручки с чернильной пастой достаточно дороги. Не отвлекайся, напиши что-нибудь.
Шарби только вздохнул и начал выводить «Калши – мучитель», чувствуя, что даром потерял месяц своей жизни.
А еще через три дня Калши вместо занятий повел его в кабинет Мастер-Лорда.
– Я думаю, что моя работа закончена, – своим невозможно вежливым голосом сказал Калши. – Шарбоин умеет быстро читать как печатные, так и рукописные книги. Он умеет писать и чернилами, и чернильной пастой.
Мастер-Лорд кивнул.
– Ты молодец. Надо подумать о твоих дальнейших обязанностях.
– Вы можете оставить мне доступ в ваши покои? – спросил Калши почти шепотом.
– Зачем? – удивился Мастер-Лорд.
Тот не ответил, а только густо покраснел и опустил глаза.
– Балора! – дружно воскликнули Шарби и Мастер-Лорд, поглядев друг на друга.
У Калши даже уши приобрели пунцовый оттенок, он опустил голову так, что уткнулся подбородком в грудь.
– Так поговори с ней, и пусть она к тебе в гости ходит!
Калши обрел дар речи, хотя все еще не смотрел на них.
– Я не думаю, что это будет правильно. У меня и так достаточно сложные отношения с другими подмастерьями, а после первого же ее визита мне станет еще труднее.
– А ты собираешься оставаться подмастерьем до седых волос, господин Калшерон? – с неожиданной иронией спросил Мастер-Лорд. – Тебе неизвестно, что некоторые подмастерья становятся полноправными волшебниками, а потом и Мастерами? Мне кажется, твое время настало!
– Я слишком молод для такой ответственности, вы же знаете, что пятнадцать мне исполнится лишь через месяц!
Пятнадцать! Шарби с изумлением воззрился на подмастерье. Он сам давал тому тринадцать, четырнадцать от силы. А он, оказывается, уже почти взрослый человек!
Мастер-Лорд вздохнул.
– А ты не знаешь, что мне тоже не было пятнадцати, когда я стал волшебником?
– С моей стороны было бы слишком самоуверенно сравнивать себя с вами, Мастер-Лорд.
– С мой стороны, возможно, тоже, но я попробую. Ты из могучих, Калши. Ты из тех, чьи дела и слова записывают в книги в назидание потомкам. Тебе следовало занять свое место раньше, но я специально оставил тебя заниматься этим дурацким, никому не нужным переписыванием, чтобы ты без помех учил заклинания. И ты думаешь, я не знаю о том, что ты уже сделал магический накопитель для себя? Но теперь твое время пришло. Ордену нужна твоя сила, твои выдающиеся возможности. И я вижу в будущем тебя на своем месте, потому что здесь, в башне, больше нет никого, кто бы мог сравниться с тобой!
Шарби слушал со все растущим недоумением. Он помнил первое впечатление от Мастер-Лорда, он помнил ощущения в главном зале, где было сразу несколько волшебников. Калши не казался ему таким уж и выдающимся. Льстил ли тому Мастер-Лорд или его собственный дар утрачивается? Мастер-Лорд быстро обернулся к нему.
– Это как с запахами, Шарби. В чистом воздухе сильный запах разносится далеко и чувствуется обостренно, но стоит тебе распылить его в помещении, как ты быстро привыкнешь и перестанешь его замечать. Вся башня насквозь пропитана магической силой, вот ты и не обратил внимания на Калши. Ты меня-то сейчас чувствуешь?
– Ты всегда читаешь мои мысли? – удивился Шарби, мысленно согласившись с доводами Мастер-Лорда.
– Только когда ты думаешь очень громко! – с улыбкой от уха до уха ответил волшебник.
– Громко?
– Сопровождая мысли сильными чувствами. Вот бери пример с Калши: у него вообще никакие эмоции не проявляются. Даже если бы не магические щиты, которые он понавесил на себя так, будто живет в Светящейся Пещере, а не в Зале Подмастерий, его мысли практически невозможно подслушать!
– Жизнь среди множества недоброжелателей довольно неприятна, особенно, если они искушены в магии, – чопорно ответил Калши, слегка поклонившись Мастер-Лорду, и повернулся к Шарби:
– А ты чувствуешь чужую магическую силу?
– Да.
– Мастер-Лорд! Нам просто необходимо попросить Шарби, чтобы он походил по городу, поискал детей с большой магической силой.
– Всему свое время, волшебник Калшерон! Прежде всего, нам надо обустроить тебя. В Зал ты больше не вернешься. Я сделал тебе комнату на втором верхнем уровне, расширишь ее как хочешь. Твои вещи перенесут мои слуги, точнее, служанки. А то Шарби, чего доброго, кого-нибудь опять покалечит и, на этот раз, не острой железкой, а заклинанием!
– Ты научился пользоваться «вспышкой»? – спросил Калши.
Шарби кивнул.
– Поучить тебя заклинаниям? Не тайным, конечно.
Шарби поглядел на Мастер-Лорда.
– Да, пожалуйста. Можно и тайным. Только, я боюсь, ваши новые обязанности не дадут вам проводить много времени вместе.
Шарби не удержался, чтобы поддразнить юного волшебника: уж больно он забавно смущался!
– А ты нас с Мастер-Лордом на новоселье пригласишь или одну Балору?
Калши опять густо покраснел.
– Конечно, я приглашаю вас всех: и вас, Мастер-Лорд, и тебя, Шарби, и Балору, и Свеву, которая так вкусно нас кормит, и Менсу, которая всегда приносит такие хорошие продукты!
– Как бы мы ни были заняты, мы обязательно придем, – заверил его Мастер-Лорд. – Иди. У тебя теперь много дел.


Рецензии