Статья-передовица в Сегодняшней газете Зеленогорск

СИБИРЯК НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

     Из Москвы с успехом возвратился зеленогорский писатель краевед, автор серии книг «Золотые сказы Сибири» Алексей Малышев. Более девяти месяцев он успешно входил в культурные сообщества столицы и участвовал в десятках литературных и культурных событий Москвы. Крупнейшее в стране историческое издательство «Вече» прислало с  ним губернатору Красноярского края письмо, где признает уникальность серии книг «Золотые сказы Сибири» Алексея Малышева на книжном рынке России, и предлагает разместить в книге, которая выйдет в известной серии «Сибириада» обращение губернатора Виктора Толоконского к читателям и гостям края, туристам, инвесторам, сибирской диаспоре в Москве.



     Писатель  Алексей Малышев посетил столичный центр Фонда Славянской культуры и письменности и узнал, что по данным Фонда является единственным  в стране действующим  народным  сказителем на русском языке. Старинный особняк Фонда находится в километре от Кремля. Мнение экспертов фонда подтвердилось и на всероссийском фестивале «Книги России» с 25 по 28 июня на Красной площади у Кремля. Там Алексей был единственным собирателем народных преданий Сибири, которого можно было послушать вживую и увидеть его как представителя устной традиции России идущей из глубины веков.


    Стать участником кремлевского фестиваля с участием президента Владимира Путина, под контролем Федеральной Службы Охраны мог только человек, прошедший 20-летний писательский путь, издавший книги значимые и в литературе и на книжном рынке страны, для которого участие в историческом форуме у стен Кремля стало и наградой и свидетельством его достижений в развитии сибирского литературного проекта. Все эти достижения Алексей получил и вышел на Красную площадь, чтобы представлять свой край, его сокровища, природные красоты и диковины. Удивленные москвичи и гости России спрашивали – откуда вы, где в Сибири живет народный сказитель?

     В ответ звучало: «Знайте наш  Зеленогорск, мы производим атомное топливо, это город высокой культуры, атомного производства в прекрасных предгорьях Саян. Мы особый народ, горные сибиряки, романтики, мужественные и благородные люди. Наши места называют сибирской Швейцарией».
Никогда в истории страны на Красной площади не было подобного культурного события.


     Эта брусчатка у мавзолея Ленина видела парады и танки, демонстрации и крестные ходы, общественные праздничные гуляния. И вот, благодаря влиянию потомка графа Льва Толстого и советника президента по культуре Владимира Толстого произошел настоящий прорыв.  Здесь у алых стен была представлена интеллектуальная слава России, собрались более ста успешных известных писателей, еще больше издателей и издательств представили свои культурные и полиграфические достижения.



       Присутствовал Алексей и на грандиозном открытии сезона премии имени Толстого «Ясная Поляна», где представил свою серию книг и познакомился с Владимиром Толстым под оркестр Большого театра и бал с роскошным банкетом в обновленном дворце князя Румянцева, ныне Румянцевской библиотеке.
И самое главное для нас, сибиряков - зеленогорцев, наш край и город был представлен серией книг Алексея Малышева «Золотые сказы Сибири» и самим автором, проводившим автограф сессии и открытые встречи с читателями. Здесь открылась еще одна уникальная черта почерка нашего писателя краеведа. Книги он подписывает старославянской вязью и этим оставил неизгладимое впечатление у патриотически-настроенных москвичей, поскольку снова оказался единственным писателем на Руси, владеющим этим древним славянским искусством национальной каллиграфии. Алексей с пятнадцати лет увлекался старославянским письменностью  и сейчас в сорок пять лет уже разработал авторскую вязь.



    Люди сходились посмотреть на удивительное действо- рождение авторской подписи и просили снова и снова написать им вязью несколько слов. Здесь родилась идея школы славянской письменности и каллиграфии, которую поддержал священник храма святой Ольги в Останкино отец Филипп. Алексей возьмется за этот проект с началом учебного года в Москве. Он объяснял читателям, что вершиной каллиграфии является превращение изображаемой буквы в образ. В его авторской вязи «м» подобна премудрой сове, «ш» -словно пламя лесного костра, «р» прописная как стрелецкий топор.


     Важным этапом развития своего проекта Алексей считает вхождение в столичное сообщество писателей и издателей Центрального Дома Литераторов. В этом центре столичного литературного бомонда существует несколько уровней, по эпохам и жанрам в российской литературе, средний возраст союза писателей Москвы составляет 75-78 лет и наш зеленогорец на сегодняшний день оказался одним из самых молодых и перспективных авторов ЦДЛ.

    Алексей уподобился индийскому гостю, желанному и ожидаемому на всех событиях. Его яркие выступления в стиле сибирского стендапа стали свежей волной, и всегда награждаются общими аплодисментами. Москвичи устали от своего мегаполиса и Сибирь для них это светлая мирная страна приключений, природных богатств, красот и туризма.

   Ведь Алексей возвращает в литературу забытые смыслы – служение народной памяти, создание литературных памятников на основе живых воспоминаний, преображенных мастерством писателя в вечные образы героев и тружеников великой Сибири.
Всю свою жизнь зеленогорский писатель был прекрасным рассказчиком, воспринявшим еще в семье от матери яркое и тонкое видение мира, способность передавать словом трехмерные красочные картины жизни и человеческих судеб. Он буквально вырос в городской библиотеке, ведь  в пору его молодости компьютеров еще не было. Здесь увлеченно прочел все сказки всех народов мира.  Двадцать лет увлечения сибирскими легендами  пролетели незаметно, сегодня он пишет уже четвертый том серии «золотых сказов».

   И каждая книга становится событием в сравнительно молодой сибирской литературе. По словам редактора полиграфического комбината, изучившего рукопись: «Ваш второй том  лучше первого». И в этих простых словах итог самосовершенствования десяти лет, и признание силы народного слова, к золотым крупицам которого невозможно привыкнуть. Приносит оно своим течением и чарующую меткую поговорку и долгие, как протяжные песни, трудные судьбы героев, похожие на причудливо изогнутые старые дерева.


   С годами он набирает опыт, меньше полагается на невероятное и старается найти полезное и поучительное. Его темами стали целебные травы, спасающие от смерти, пути, ведущие к долголетию и здоровью, секреты мастеров, к примеру, как испечь лучший на свете хлеб.
 В московском институте мировой литературы имени Горького старший научный сотрудник по фольклору в конце беседы вздохнула: «Если вы народный сказитель, то у вас должен быть и героический эпос».

     Алексей не удивился – представление о народных сказителях здесь консервативное, а он живой представитель традиции и она иногда меняет направление, не замирая на вершине, но иногда уходя на окраины жанра, ведь это жизнь. Но словно в ответ на мнение ученого его внимание вдруг привлекла сибирская страна Хакасия и сырой материал воспоминаний о народном герое – Богатырской Деве. Она никому не подчиняясь, одна нападала на целые армии и мстила за разоренные родные стойбища.


    Но память народа как сырая порода скупа, коротка и скромна. И вот Алексей взялся за расследование, и раздвинул древний текст, расписал объясняющими подробностями, нашел скрытые связи и смыслы. Девушка – богатырь рано лишилась родителей и всю жизнь посвятила мщению за свой разоренный стан, став непобедимым воином своего народа.  И сказание засияло по новому, получило объем, и теперь встало как драгоценный камень в корону третьего тома.


    Сибирь за сотни лет рождала немало героев, легенды о которых есть лишь в кратких устаревших литературных формах и работы здесь еще непочатый край. Древних богатырей можно и нужно вернуть современному читателю, не искажая фактической и исторической правды, которую древние сказители иногда утрачивали, подвергая этим собранные легенды сомнениям перед лицом будущих поколений.
 
    Сегодня общий объем собранного и литературно обработанного Малышевым народного фольклора  составляет  160 тем- сказов. Это уже больше, чем собрание сказов уральского сказителя Павла Бажова и его «Малахитовой шкатулки».  Каждая тема сказов Малышева имеет экзотическое сибирское название, сложный жизненный сюжет, изложенный ярким объемным  и местно-окрашенным языком-говором. В сказе всегда присутствует дух тайны, голос вечности и спокойный сибирский ритм повествования.


     В любой аудитории, где читается сказание, возникает дух рода, семейное настроение, объединяющее все возрастные сообщества читателей родными образами и жизненным опытом предыдущих  поколений. От матери к дочери, от отца к сыну течет река народного слова, принося золотые самородки судеб и тайн, талантом и опытом писателя превращенные в ювелирные украшения родной словесности.


     Алексей Юрьевич ценит и ждет каждого читателя на своих встречах в библиотеках, ведь именно мнение и родовая семейная память людей помогает уточнять известные сказания и открывать новые. Подчас за поколения жизни старожилы и их внуки привыкают к своей истории, и скромно говорят о себе, что знают о Сибири немного. А для широкого читателя их истории звучат как открытие и удивляют редкостями и диковинами, потрясающей душу правдой гражданской войны и сталинских времен...
      
     На трудном пути к Москве Алексея поддерживали известные люди – директор завода Анатолий Шубин, писатель и автор сериалов «Платина» и «Бешеная» Александр Бушков, фонд Михаила Прохорова оплатил презентацию серии его книг на Красноярской ярмарке, губернатор Хлопонин поддержал большое грантовое издание сказов, крупнейший в крае комбинат «Офсет» подготовил к изданию роскошный второй том сказов, чиновница Приемной Президента, сказавшая, что «ваш проект создает имидж нашего государства-России…И  вот теперь московские издатели.

 
    Может быть, после двадцати лет жертвенной борьбы Алексея за спасение народной памяти настало время и родному городу Зеленогорску обратить внимание на своего патриота и дать всестороннюю поддержку его признанному в столице труду? Надо ли говорить, что он работал,  забывая о себе, и шел вперед, несмотря на материальные обстоятельства 90-х, и теперь нуждается буквально во всем, такое сейчас время для серьезной и высокой литературы.

    Но Алексей верит в свой народ, в братьев и сестер, отцов и матерей, в земляков и сибиряков, и ведь каждый, кто помог ему словом и делом, ощутил смысл жизни и горение сердца – мы великий народ на великой земле Сибири!
 Каждому сибиряку надо, по словам Малышева, давать знак за освоение Сибири, и как принято во всем мире, природную ренту от ста видов природных ресурсов богатейшей в мире земли Красноярского края.

    Каждый человек нужен на Севере, при такой огромной площади у нас нет права оставлять людей без социальной защиты, надо создать все условия для жизни тех, кто решился здесь жить и закрепляет своим жизненным подвигом эту суровую землю за Россией. Будущее за таким подходом, к этому ведет исторический опыт, собираемый сибирским сказителем Алексеем Малышевым, продолжающим дело своей матери, Екатерины Игнатьевны, ушедшей в 2009 г.


Рецензии
Спасибо за Интересную статью!
Память предков состовляет платформу жизни для юных и молодых людей...
Очень интересно и про Слвянскую коллиграфию!
только одно смущает слово-" сказИтель" ,насколько я с детства по сей день помню все слова обозначающие данную тематику имели общий корень-
СказАния,Сказы,Сказки,Сказочник,СказАтель...

но видимо Вам виднее и это не главное для данной Интересной статьи,просто интересно Ваше мнение если пожелаете высказатся по этому поводу...

Максимушка   19.03.2016 16:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.