О древнем курском княжестве

               
Многими исследователями выдвигаются разнообразные гипотезы о том, кто бы мог быть автором древней поэмы "Слово о полку Игореве".

Из последних публикаций   интерес вызывает оригинальное и необычное предположение Юрия Сбитнева в книге «Тайны родного слова», изданной в Чернигове в 2010 году, что песнь создала женщина.

Автор считает,  что это могла быть Болеслава, дочь черниговского князя Святослава Всеволодовича, которую тот в 1167 году выдал  за Владимира, сына Ярослава Галицкого. В поэме он упоминается  как Ярослав Осмомысл.

Автор "Слова о полку Игореве" не допускает ни одной оплошности при описании княжеских охот (соколы- шестикрыльцы и др.), ни при описании владений того или иного великого князя, при описании сражений. Автор основательно и глубоко знает историю  Древней Руси. Он детально описывает участников сражений на Нежатине Ниве, приводит  деяния князей Тьмутараканских, даже упоминает о каких-то преграждениях в VII веке великим киевским князем Всеславом пути "великому Хърсови волком путь перерыскивал (пересекал)..."
      
Обращение в поэме  первую очередь адресовано князьям и дружинникам,чтобы закрыть от набегов кочевников беззащитные земли Новгород-Северского, Курского, Рыльского, Римовского, Путивльского княжеств.

В поэме чувствуется мужская твёрдость рассуждения  и воинские знания автора. Обращение ко всем великим князьям автор обращается как к братьям и как к равным.
Так мог обращаться мужественный человек, участвовавший с ними во многих походах и многих знавший лично.

Без  уничижения обращается автор к князьям. Не так как в других древних творениях монахов и летописцев.
К примеру в «Слове Даниила Заточника» даже есть слова: «Но боюсь, господине, осуждения твоего…»
      
Начинается поэма «Не лепо,  ли нам было начать, братья…».

Даниил Заточник  далее в своём "Слове..." помогает раскрыт значение слова «не лепо».

Он повествует: « Не лгал бы мне Ростислав князь: лепше (лучше) бы мне смерть, нежели Курское княжение. Так и мужественным : лепше (лучше) смерть, нежели продолжение жизни в нищете.»

Первая строка приобретает звучание:
«Не лучше ли нам было начать, братья».

Основным мотивом поэмы звучит призыв прекращения междоусобных распрей и призыв объединения сил перед угрозой захвата земель и городов кочевниками.

  Забыть старые раздоры и объединиться перед угрозой порабощения княжеств кочевыми племенами.

В раздорах  князья  иногда по коварству и подлости превосходили  кочевников.

Примером алчности может служить факт ограбления городов Новгород-Северского княжества полками князя Владимира из города Глебова Переславского княжества.

А ведь по приказу великого Киевского князя Святослава князь Владимир  вместе с Новгород –Северским князем Игорем (героем «Слова о полку Игореве») в 1183 году совместно выступили в степь против половцев.

В древней Ипатьевской летописи за 1183 год сказано об этом походе :"А Владимир Глебович (из города Глебова Переславского княжества под Киевом - Н.Н.) послал к Игорю, испрашивая у него разрешения выйти вперёд со своим полком... Но Игорь
не разрешил ему этого. Разгневался Владимир и возвратился. И идя оттуда, напал на города северские  и захватил в них большую добычу".

Как мог он нападать не на стойбища кочевников - половцев, а на города Древней Руси  Курск, Рыльск, Новгород-Северский, Путивль, Трубчевск, Римов.

А ведь в то время Курской княгиней была его родная сестра Ольга Глебовна. Как брату не открыть ворота крепости?

И это только из–за того,  что Игорь как верховный воевода, назначенный великим киевским князем, не разрешил ему единолично выйти  вперёд.
Но великий Киевский князь направил их против кочевников.
 
Вот так князь Владимир из города Глебова Переславского княжества вместе с дружинами Игоря, великого князя  Новгород – Северского, посланный против половцев, начал грабить своих.
 
Вернувшись с победой из похода в степь (Дикое Поле) Новгород – Северские  князья и дружинники увидели разорённые и ограбленные свои дома князем Владимиром, сыном Глебовым.

И воины сойдясь на вече, решили пойти отомстить. Поднялись и пошли походом на город Глебов, где княжил  князь Владимир.

И месть последовала незамедлительно. Вотчина князя Владимира,  город Глебов на себе испытал такую участь разорения, что её другим в назидание приводит  Лаврентьевская летопись.
 
    Другая Ипатьевская летопись более объективно приводит сведения об ограблении городов Новгород– Северского княжества и мести за это деяние.

Поэтому князь Игорь, княжество которого было пограничным с Диким Полем (со степью),  вынужден искать союзников даже среди кочевников. Он принимает участие в совместном походе с приднепровскими половцами, которых возглавляет хан Кончак.

В «Слове» приводятся такие сведения, которые хорошо знает лишь только воин. Например, соколы в поэме называются «шестикрыльцами». Это можно было увидеть только при соколиной охоте. Действительно  крыло сокола распадается  на шесть маховых перьев при полёте и при атаке и при захвате им добычи.

Это говорит о том, что автором мог быть только дружинник или воин связанный с княжеским родом, который мог на равных обратиться к воинам и князьям – «Не лучше ли нам было начать, братья…».

После обретения древнего списка «Слова о полку Игореве» в 1795 году ещё ничего  не было известно о «Слове о походе Дмитрии Ивановича» или «Задонщине».
В настоящее время многими литераторами и историками показано первичность «Слова» и вторичность «Задонщины».

Некоторые фрагменты «Задонщины» целиком взяты из «Слова».
Это хорошо в своей диссертации показал член-кор.АН Горский.

«Задонщина» или «Слово о князе Дмитрии Ивановиче (Донском) было найдена позже «Слова о полку Игореве» через два года, точнее в 1797 году.

Автор «Задонщины» говорит, что он  будет не как гусляр – баян – сказитель создавать своё произведение.

«Не прорежемся мыслию по над землями, не похвалим вещего Бояна  горазда гудца (гусляра) в Киеве. 

 А он  упоминает своего предшественника Софония Резанца, создателя «Слова».

«Аз же помяну Резанца Софония и восхвалю песнями и гусельными  буйными словами нашего великого князя Дмитрия Ивановича…».

Поход Дмитрия Ивановича (Донского) совершался почти два века позже похода князя Игоря.

Некоторые исследователи летописей  высказывают предположение, что автором более поздней «Задонщины» является Софоний Резанец.

 Но это противоречит написанному.

Никакой человек даже в наше( в основном безбожное)время не «поминает» себя.

А тем более в то далёкое набожное время не мог автор поминать себя как умершего.

Находим значение слова «поминать» в «Толковом словаре  живого великорусского языка» Владимира Даля 1882 года издания.

«Поминать,  помянуть» – вспоминать, припоминать, напоминать; храня в памяти прошлое, обращаться мысленно к нему, сказывать минувшее».
 
 «Помины – поминовенье» ср. молитвенное поминанье  усопшего, мольба за него, панихида, упокойный молебен.

«Живы родители, так почитай, а умерли,  так поминай!».
 
Не может ни по каким церковным канонам Софоний Резанец «поминать» самого себя.

Безвестный автор «Задонщины»  поминает автора «Слова о полку Игореве» Резанца Софония, создавшего свою поэму в 1185–1187 годах.

Весомым аргументом о времени создания приводятся аргументы многими исследователями, что Софоний Резанец обращается ко всем живущим в то время князьям.

Как к живому обращается он к великому Галицкому князю Ярославу Осмомыслу, с призывом выступить на защиту, оставшихся без воинов, Ногород-Северские земель.

"Высоко ты сидишь на златокованнном престоле

По свидетельству древних летописей только около двух десятков дружинников спаслось
в той страшной сече.

А жив был князь только до 1 октября 1187 года.

"Словом о полку Игореве" безвестный автор с благодарностью воспользовался в 1380 году при создании «Слова о великом князе Дмитрии Ивановиче...».

И надо отметить, что после обретения «Слова о полку Игореве» иногда появлялись высказывая, что это может быть более поздней подделкой. И только после того как была найдена «Задонщина» в 1797 году, в которой многие куски текста целиком были переписаны из «Слова о полку Игореве» споры о поделке поутихли.

Уровень поэтической мысли древнего произведения достигает высочайшего уровня.
Базовыми литературными произведениями того времени являлись песни гусляров – сказителей, которые создавались по определённым канонам.

Но при создании «Слова о полку Игореве» Софоний Резанец сразу поясняет, что он будет создавать своё произведение по иным канонам.
«Начнём песнь эту по былинам этого времени,  а не по замышлению (замыслу) баянью ( сказительному Н.Н)».

Интересен вопрос в каком княжестве или городе создаёт свою песнь Резанец?
Ответом на этот вопрос могут служить последние строки.
В конце произведения есть строки:
«Рёк боян и ходы на Святославля песнетворца древнего времени  Ярославля  Олегова коганя (коханя) хоти (от "хотеть, желать, любить")".

Здесь вероятно Ярославлем назван Ярослав Мудрый, правившей Киевской Русью до 1054 года. Упоминается  князь Олег, изгнанный в Тьмутаракань Владимиром Мономахом. Дед князя Новгород– Северского Игоря, князь Черниговский и Тьмутараканский  позднее сумел вернуть отобранное у него.

А вот слово «коганя» переписано из первоисточника ошибочно при первом напечатании. Здесь первые  толкователи найденного произведения в древнем источнике вместо «коханя» увидели предводителя «Кагана».

Значение этого слова помогает найти "Словарь великорусского языка" Вл. Даля.
"Каганец" - светильник, плошка. В переносном смысле "каган" -светоч.

Известно,  что «Каган» был титул владык хазарских. По хазары в данном походе участие не принимали, и поэтому их предводителя упоминать нет нужды.   
Сохранилась древняя летопись «Повесть времянных лет, откуду есть  пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть».

В 965 году н.э. князь Святослав, внук древнего князя  Рюрика, сын князя  Игоря  выступил против хазар, которые захватив земли вятичей брали с тех дань.
« В год 6473 (965) пошёл Святослав на хозар (козар). Услышав же, хозары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хозар и столицу их Белую Вежу взял…».

В словаре Даля имеется похожее слово «каганец». «Каганец –м. юж. и запд. плошка, жирник, лампадка, ночник.
Общее значение – светильник.
 
Но следует отметить в первом издании слово написано не «каган», а  «коганя» или «коханя». Написано через букву «о».

Если проанализировать внимательнее этот отрывок, то приходим  к выводу: Не мог Олегов внук князь Игорь быть «каганцом»  в данном походе.
А упомянут он как  «коханя» – любимец деда Олега, князя Черниговского и Тьмутараканского.

Работая в лесах среди потомков староверов в брянских лесам мне самому часто  встречалась фамилия Коханов. От кохана - любимая (любимый).

В «Словаре русских фамилий» имеется упоминание об этом. «В курской народной песне поётся: «Выйди дивчина, выйди кохана, поговорим с тобою…».

Значение в орловско–курских и украинских говорах «кохана» – «любимая».

Тогда строки древнего произведения приобретают иной смысл и становятся ясными.
«Говорил (бы) баян –сказитель идя до Святославля песнетворца древнего времени Ярослава (Мудрого) Олегова любимца жалея:

Тяжко тебе голова без плеч, плохо тебе тело без головы».

Князь Игорь приходился внуком (видимо любимым) деду Олегу, который тридцать девять лет до этого правил Тьмутараканским княжеством.

Подтверждением того, что автор «Слова» связан с Курским княжеством являются строки, которые отдают предпочтение курским воинам из всех полков участвующих в битве.

«А мои то куряне сведомы  к (на)мете*,
под трубами повиты, под шлемами взлелеяны,
с конца копья вскормлены, пути им ведомы,
яруги (овраги) им знаемы, луки у них натянуты,
колчаны у них отворены, сабли изострены.
Сами скачут как серые волки в поле,
ища себе  чести, а князю славы».

Следует заметить, что в первоисточнике 1800 года, слово « к мети» пишется раздельно, в два слова.

С большой долей истины слово это скорее всего употреблялось как «к мете», – к намеченному.

Только курским ратникам курским  посвящены такие строки, хотя все новгород – северские полки сражались храбро.
 
 Многие древние слова, использованные в «Слове о полку Игореве», ещё и ныне встречаются в брянских, орловских и курских говорах.

В поэме имеются не совсем ясные строки: «Див кличет вверху деревьев, велит послушать землям незнаемым…».

«Див» толкуется многими литераторами как божество восточных народов.
Но в народных говорах до сих пор можно услышать:

"Ты меня удивил!" или "Ты меня поразил!"
Диво олицетворяет Поражение. И по смыслу это одно и тоже "поражение" и "диво".

Ещё одно тёмное слово получило своё освещение и смысл.
Див или Диво -это Поражение.

И дальше мы покажем какие земли и какие войска принимают участие в битве против войск князя Игоря.

Ранее в летописях сообщается, что « хан Кончак реку Сулу вычерпал».
Это означает он завоевал земли по реке Суле и ныне кочует там со своими стадами и  войском.

И вот «Див» обращается к «Посулию», предводителю приднепровских половцев,–  к хану Кончаку.

Второе обращение к предводителю приволжских половцев хану Гзаку,  «к Волге» – Приволжью.

Третье обращение к Приморью. А в устье Дона и по берегам Чёрного моря издревле жили сарматы. Они находились в это время под властью половцев и обязаны были выставить полки для битвы, против идущего к устью Дона князя Игоря.

Четвёртое обращение к Сурожу, который тоже в то время был завоёван половцами. Войска покорённого половцами Сурожа обязаны были по требованию половцев принимать участие в битвах.

До сих пор сохранились остатки крепости древнего Сурожа в Крыму.
На высокой скале около города Судака возвышаются мощные стены крепости.
Город Сурож – ныне в Крыму это город Судак, в то время являлся важным торговым центром.

Пятое обращение к Корсуни.

Корсунь –это древняя греческая колония в Крыму, располагалась недалеко от нынешнего города Севастополя. Корсунь также была покорена половцами и её войска тоже должны были выступать в битве на их стороне.

Корсунь как известно была взята в 988 году князем Владимиром . И первое крещение он сам и дружина приняли в этом городе.

Шестое обращение « …и тебе Тьмутараканский болван». Академик Д.С. Лихачев по этому поводу поясняет: « Тьмуторокань находилась в районе нынешней Тамани, на северном берегу чёрного моря. … «Болван» – по–видимому, идол, столп, статуя. Около Тамани вплоть до XVIII столетия стояли две огромные статуи божеств Санерга и Астарты, воздвигнутые в III веке до нашей эры. Возможно речь идёт об одной из статуй.»

Известно, что во второй половине XI века Тьмутараканское княжество было захвачена половцами и должно было выставлять своих воинов вместе с половцами по их требованию.

Диво скликает шесть земель, войска которых и нанесут поражение полкам князя Игоря.

Воины любого великого княжества не смогли бы противостоять такой мощной коалиции, войскам шести земель.

Див(о) -Поражение -  скликало -собирало шесть полков от шести земель:

1)войско приднепровских половцев (хан Кончак)

2)войско приволжских половцев (хан Гзак)

3)войско живущих около моря, в устье Дона сармат и сармат Приморья.

4)войско генуэзского Сурожа, покорённого половцами, ныне Судака.

5)войско греческой Корсуни, покорённой половцами, находящегося около нынешнего Севастополя.

6)войско от Тьмутаракани, покорённой половцами (призыв...и тебе тьмутараканский столб-истукан)

 Против шести земель одно Новгород-Северское княжество не смогло выстоять.
И тому подтверждением слова руководителя похода князя Игоря, после того как только поздно ночью вернулся рыльский князь Святослав и допросив пленных князь предлагал вернуться назад, уходить от собранных от всех земель войск.
Силы были явно не равны.

Но по просьбе племянника Святослава и поддержавшего его курского князя Всеволода, остались на ночлег.

И слова руководителя похода князя Игоря на военном совете приводит Лаврентьевская летопись:

"Всё обдумав придётся нам и смерть принять!"

 Возвращаясь по вопросу об авторстве поэмы можно утверждать, что автор «Задонщины» в 1380 году никак не мог «поминать» себя сам, а поминать мог только автора описания похода 1185 года Софония Резанца, уже почившего.

Автор "Задонщины", созданной почти два века спустя, частично использовал некоторые образы и фрагменты текста более древнего "Слово о полку Игореве" Софония Резанца.

Но автор "Слова о Дмитрии Ивановиче..." поминает(вспоминает, упоминает)) автора Софония Резанца, чьим трудом он воспользовался при создании своего произведения.
Автором "Слова о полку Игореве", вероятней всего,  являлся курский дружинник  Софоний Резанец, которого упоминает безвестный автор "Задонщины".


Рецензии
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.