Как рождаются анекдоты

До чего ж, порой, бывают остроумными анекдоты. В этих миниатюрных произведениях концентрированно проявляются душа народа, национальные, социальные и психологические особенности их героев.

Но как рождаются эти маленькие шедевры, кем и где? Действительно ли это народное творчество или это плоды напряженной работы ЦРУ, ФСБ или идеологического отдела Моссада.

Решил найти ответы на волнующие меня вопросы в интернете. К сожалению, ничего конкретного не нашел. Разве что не мог не остановиться на работах основателя психоанализа З. Фрейда, который, разрабатывая теорию шуток, считал, что остроумие является сублимацией половых и агрессивных инстинктов и является ничем иным, как средством привлечь к себе самку.

Может в теоретическом плане исследования З. Фрейда и являются бесценными, но вряд ли применимы к автору этого рассказа, пытающегося найти себя в юмористическом жанре, но при этом не испытывающего ни агрессивных, ни половых инстинктов. Может только поэтому автору не удается даже приблизиться к классикам юмористического жанра. Ну а привлечь к себе самку можно и каким-то другим более примитивным способом.

Так что проблема остается белым пятном в науке, а с внедрением сетевых методов коммуникации особенно актуальной. Ответ на нее был бы крайне важным не только в теоретическом плане, но и имел бы практическую значимость. Вот, скажем, появляется анекдот о нашем президенте. В наших условиях смеяться над президентом просто грех.  Тут всем плакать надо. А вместо этого, такой ехидный смешок. Разве органам правопорядка не было бы интересным знать историю происхождения этого анекдота и его движения в массы. Ведь не весь народ сажать в тюрьму, а конкретного автора, а заодно с ним и рассказчика и слушателей.
 
Да и с точки зрения авторских прав наши остроумно мыслящие граждане имели бы хоть какую-то защиту. К тому же, персонализация анекдотов могла бы оградить читателей и слушателей от скабрезности и пошлости творений некоторых авторов, что, несомненно, способствовало бы повышению культурного уровня нашего населения.

Так я и не получил бы удовлетворительного ответа на вопрос о зарождении анекдотов, если бы не один случай, позволивший проследить за полным жизненным циклом анекдота – от его зарождения до возвращения к автору, но уже под фольклорным соусом.

Как-то в молодости одолела меня страсть к игре на фортепиано. Тогда я и решил купить пианино отечественного производства с эмблемой «Украина». Одно дело купить, но совсем другое водрузить его на пятый этаж дома типовой застройки 60-х годов.

Оказать мне помощь вызвались ряд добровольцев, с которыми я работал в одной бригаде. Сказать, что это было невероятно трудно – это ничего не сказать. Физическая усталость после ночной смены, летний зной и отсутствие опыта давали о себе знать.
 
Медленно, ступенька за ступенькой мы все же одолели четыре этажа. Оставался один пролет.  Силы были на исходе. И тогда я решил поддержать своих товарищей шуткой, сказа:

      - Остановитесь! Мы, кажется, ошиблись подъездами!
 
Похоже, что мои товарищи не оценили шутку – пианино было выпущено из их натруженных рук и с грохотом стало скатываться по ступенькам, застыв на межэтажном переходе. Мне потребовалось немало сил и времени, чтобы привести моих товарищей в чувство и успешно, в конце концов, завершить начатое дело.
 
Такова была реальная история. Каково же было мое удивление, когда спустя несколько лет, будучи в другом городе, я услышал эту историю, но уже в виде анекдота. Но каким образом эта история модифицировалась и распространялась, я так и не понял.
 
Что ж, пусть займутся этой проблемой наши ученые. Им все равно нечего делать. Или служба безопасности страны, если она заинтересована в защите от проникновения в сознание населения идеологически вредных анекдотов.


Рецензии