Мартеты

____ Знаете ли вы, что такое Мартеты? "Ну раз с большой буквы", - скажете вы, - "… на имя не похоже… может быть название населенного пункта?" Это действительно так. Посёлок Мартеты (ударение на "ы"), а точнее то, что от него осталось, расположен в Республике Коми, приблизительно в ста километрах от её столицы – города Сыктывкара, в глухой тайге, где когда-то велись заготовки леса, а теперь прекращены по причине истощения запасов древесины, а сам посёлок оказался всеми забытым, кроме старожилов, которые доживают здесь свой век, и куда я направил стопы свои, а точнее колеса, в начале августа, в рамках моей стихийно возникшей на ровном месте "программы изучения северных районов России". Знакомый человек любезно предложил мне адрес своих родственников, заверив, что они люди гостеприимные, и я вполне могу погостить у них пару дней. Проверив давление воздуха в шинах и, как всегда, заменив масло в двигателе, ранним утром я взял курс на Ульяновск.
____ Ульяновск был единственным городом, через который мне пришлось проехать. Все остальные крупные города, а это Чебоксары, Йошкар-Ола, Киров, остались в стороне – вокруг них имелись объездные дороги. Проезд по дорогам Кировской области подтвердил тезис о том, что состояние дорог имеет связь с региональным делением. Дороги здесь от въезда до выезда "тянут" не больше чем на тройку с минусом. Котлованов, куда можно рухнуть, здесь нет, но скучать за рулем не приходится. Сразу при въезде в Сыктывкар мой маршрут ушел вправо и города я по сути дела толком не видел, да это и не входило в мои планы. Зашел, правда, в магазин, оценил ассортимент, цены, посмотрел на коренных жителей и послушал их речь.
 
____За Сыктывкаром асфальт вскоре закончился, и началась дорога, каких я раньше не встречал. Местные жители называют ее "бетонкой". Одна ее половина – это, действительно, бетонные плиты небольшого размера, уложенные в две полосы по колее грузовика, а другая половина – это песчано-глинянная смесь, укатанная колесами. По плитам машина катится легко, но колеса стучат на стыках, а местами бетон разрушился, и навстречу колесам торчат прутья арматуры, вынуждая уходить на песок. А на песчаной половине колеса вязнут и поднимают пыль за машиной. "Бетонка" длилась километров пятнадцать, после чего повстречался дорожный знак и указатель "Мартеты".
 
____Еще десять километров по песчано-глинянным барханам и я въезжаю в посёлок. День был солнечным и более чем теплым. На мой взгляд, по этой причине посёлок предстал предо мной не в его истинном виде. Его истинный вид я увидел на следующий день, когда похолодало, небо затянуло тучами, утром трава покрылась изморосью, а картофельная ботва на огородах, повяла и почернела. Панорама посёлка моментально извлекла из памяти кадры из фильма "Холодное лето 53-го". Но это будет завтра, а сегодня пока тепло.
____Практически все строения – жилые дома, и все они деревянные. Чего-чего, а древесины здесь до сих пор хватает, не смотря на то, что были вырублены большие лесные массивы. Некоторые дома покосились, и в них уже никто не живет. Некоторые уже завалились, и от здания остались одни руины. А некоторые дома сгорели. На пепелище стоят обгорелые металлические кровати, остатки холодильников и другой металлической домашней утвари. Никаких учреждений, предприятий, или хоть чего-нибудь, где могли бы трудиться во благо себя и общества жители, глаз не обнаруживает. Мой сотовый телефон Alcatel отказался работать здесь категорически. По "наводке" одного из местных жителей я вскоре нахожу нужный мне дом.
____Валентину семьдесят пять лет, в этих местах он прожил сорок лет и знает местную жизнь не понаслышке. Вдвоем с женой Ангелиной они занимают трехкомнатную квартиру в старом деревянном бараке, построенном невесть когда по типовому проекту. Проект этот, как мне показалось, был очень удачным, так как мне приходилось видеть абсолютно такие же бараки в других регионах за тысячи километров отсюда.
____Предупрежденный о приезде "непрошенного гостя", Валентин не удивился моему появлению.
____- Доехал все же?
____- Доехал.
____- Медведей не встречал?
____- Нет. А что, они здесь есть?
____- Ходят, бродяги. Заходи, обедать будем.
____На небольшом участке возле барака разместилось столько много всего, что я диву дался. Здесь и гараж для мотоцикла "Иж Юпитер", и палисадник с крыжовником, смородиной и еще какой-то ягодой, баня, летняя кухня, теплица, коптильня, сарай с поросятами, ну и еще одно небольшое деревянное строение. "Машинально" срываю пару ягод крыжовника – обыкновенный.
____В отличие от Валентина, приехавшего в эти края сорок лет назад, Ангелина здесь родилась и прожила всю жизнь. Много лет пекла хлеб на сельской пекарне для односельчан, знает это дело, умеет и любит. После выхода Ангелины на пенсию, пекарня осталась без хозяйки, и через какое-то время превратилась в руины, как и многие другие здания в посёлке. Ездить по песку и "бетонке" за много километров в райцентр за хлебом было бы не разумно, и супруга Валентина печет хлеб дома. Это необыкновенный хлеб, так как сделан по уму и с любовью. Он вкусен, питателен, ароматен, весо'м. Когда его режут и едят, на столе не остается крошек. Это было для меня очень удивительно. Кроме хлеба собственной выпечки на столе вскоре оказались картошка вареная, кабачки жареные, грибы лисички соленые, караси в сметане, компот из клюквы, водка брусничная и многое другое.
____- Все продукты свои? – спросил я Валентина.
____- Да. Кроме этого, - Валентин взял со стола бутылку и откупорил её. – Сейчас, конечно, не так, как раньше было, но еще хватает. Даже немцы приезжают подхарчиться.
____- Какие немцы?
____- Обыкновенные, из Германии. Ты лисички-то попробуй. Знаешь, что они не бывают червивыми и не портятся?
____- Нет.
____- Сыроежки видел? Не успеет вылезти из земли, его уже черви съели. Белый только вылез, его тут же обгрызут паразиты. А лисички такие, что их черви не едят. А люди едят. Вкус в них есть. Немцы пригоняют в Сыктывкар фуры, заготовители собирают по селам у населения грибы, фасуют их в мешки, потом грузят в фуры и увозят в Германию.
____- А что, в Германии они не растут?
____- Наверно. У нас в России много чего есть, чего нет у них. Они ведь плачут, когда видят наши необъятные необжитые просторы, богатства лесов, рек, недр. В этом году пекло', грибов не так много, как в прошлом, но все равно есть.
____- И что, все сельчане собирают грибы для заготовителей?
____- Кому собирать-то? Поселок отживает своё. Молодежь уехала, старики остались. Сейчас зимой заметёт всё. Дороги чистить некому, и никуда не выберешься отсюда. Волки придут.
____- У вас же собаки есть.
____- Да какие собаки! Всех уж съели.
____- Кто?
____- Волки. Зимой, вон, последнюю сожрали. Женщина шла вечером в котельную с собакой. Два волка напали. Та успела заскочить в котельную, а собаку уволокли.
____- А женщину не тронули?
____- Говорю же – успела. Да и боятся они человеческого жилья. Если огонь горит, слышен шум, голоса – они боятся.
 
____- Я видел сегодня на улице молодых ребят, - продолжил разговор я.
____- Есть кое-кто. В основном со своими стариками живут. Куда он уедет, старикам сразу конец. Хотя и тут от него толку мало – пьёт без конца. А работы здесь нет никакой.
____- А районные власти что, не беспокоятся о вас?
____- Кому это надо! Кое-где еще ведутся лесозаготовки, но далеко от нас. Да и то, начальство всё разворовывает. Собрали материалы на одного, а он депутатом стал. Всё! Лицо неприкосновенное. Все материалы на выброс. Надо другие материалы.
____- Лес вырубили – нарушился баланс?
____- Конечно. Что интересно, всё делалось на научной основе. Ученые люди руководили всем. Раньше журавли прилетали сюда, теперь близко нет. Болота осушили, думали сосна вырастет, а вырос кустарник! Вот оно – торжество научной мысли! Дорогу делают технологическую для вывоза леса – делают просеку. А там береза опять быстро вырастает. Мешает. Так взяли, обработали всё какой-то дрянью, чтобы береза не росла. Вся дичь сдохла. Птица перелетит через такую просеку и падает замертво.
____- А в реках что?
____- Как что? Рыба! Только раньше сёмга была, а теперь окунь, щука, да карась. Вот съездим завтра на Локчим – увидишь.
____- Локчим – это река?
____- По деревянному мосту ехал?
____- Да.
____- Вот это был мост через Локчим. Точнее переправа. Её вот, первого августа открыли.
____- А раньше как?
____- Кто как. Кто на лодках, а кто никак.
____- А где же мост был?
____- Каждый год его сносит во время паводка. Сейчас вот он будет стоять остаток лета, осень и зиму, а весной его снесет.
____- Что, так сильно реки наполняются?
____- Когда тайга стояла, снег лежал в тени деревьев до середины лета и постепенно таял. Реки так сильно не переполнялись. А теперь тайга вырублена, снег тает быстро. Реки переполняются. Я до края посёлка дохожу, а дальше вода, только на лодке. Мосты снесёт, потом вода спадёт и всё лето сушь. Писал я письмо в администрацию, что нельзя так делать. Отписку прислали на семи листах, дескать, всё это научно обосновано, необходимо и безвредно. Я и про колорадского жука писал им. А они отвечают, что нет его у нас. Я говорю как нет, когда вот он у меня на картошке сидит! А они отвечают, что быть такого не может и точка!
____- А на вырубленных местах новых деревьев не садят?
____- Кому это надо? Ты знаешь, сколько времени нужно, чтобы вырастить дерево?
____- Ну, наверно смотря какое.
____- То-то! Кедрач вон двадцать пять лет поднимается и не плодоносит. Дождешься ты его?
____- Двадцать пять лет!?
____- А то! Я посадил вон у себя на участке. Пять лет уже стоит, а ростом с меня.
____- Через двадцать лет будут орехи?
____- Я не дождусь их. Да и вырастут, неизвестно кто съест эти орехи.
____- А кто их может съесть?
____- Ты не собирал шишки кедровые?
____- Нет.
____- Это любопытное зрелище. Кедр в наших краях редко встречается. Я первое время не знал что к чему. Залезу на кедр, там шишек навалом. Трясу ветки – шишки падают вниз. Слезаю с дерева – ни одной шишки нет! Я опять залезаю, опять трясу, они падают. Слезаю вниз – ни одной шишки.
____- А где же они?
____- Бурундуки моментом все растаскивают по норам! Мне уже потом подсказали люди знающие, что шишки надо вдвоем собирать. Один вверху трясет, другой внизу собирает. А иначе – только шишка упала, её тут же нет.
____- Да. Интересно. А медведи что, действительно ходят по тайге?
____- Не ходят. Они живут там! И когда ты приходишь к ним, им это не всегда нравится. Я раз наткнулся на пару. Шел без ружья, гляжу медведица. И языком так из стороны в сторону водит. Я гляжу на нее и не знаю что делать. А в глаза зверю смотреть опасно, он еще больше звереет. Потом гляжу – за ней поднимается такой! – Валентин поднял обе руки, изображая рост медведя-самца. – Спаривались они там, и я тут подошел как раз. А это самый неблагоприятный момент. Так я забыл про больные ноги, вмиг пулей влетел на гору, где-то на полкилометра от них.
____- А что ж без ружья-то?
____- Участковый забрал. Я не продлил во время разрешение. А тот знал, видимо, и пришел. Я ему не дал. Тот потом вдвоём пришел и силой отобрал.
____- А если продлить?
____- Это теперь такая канитель! Не хочу связываться с этим делом. Хотя, без ружья теперь плохо.
____- Что еще интересного в тайге?
____- Ракеты.
____- Какие ракеты?!
____- Космические.
____- ???
____- Слышал про космодром "Плесецк"?
____- Слышал.
____- Ну так вот. Там ракеты взлетают, а отстреленные первые ступени падают на территорию Коми, в тайгу.
____- И что?
____- Ничего. Замечательный блестящий нержавеющий металл. Мужики поначалу тащили домой эти обломки. Кто крышу крыл, кто печку делал. А потом вперед ногами их уносили по одному.
____- Почему? Радиоактивные материалы?
____- Горючее в них сгорает не полностью, а оно сильнейший яд. Вот и мрут люди, кто соприкоснулся. На-ка вот газетку почитай, - Валентин протянул мне местную республиканскую газету "Трибуна" и удалился курить на улицу.
____В газете я нашел статью о пагубном влиянии на экологию Коми запусков ракет на космодроме "Плесецк". Воттекст этой статьи. Изложенные в статье факты и цифры должны, казалось бы, ошеломить, но на фоне известных мне многочисленных фактов подобного рода, с коими мне пришлось столкнуться ранее, и даже испытать на себе, я воспринял новую информацию спокойно. Всё на месте, всё как прежде, всё нормально.
____
____***
____
____На утро мы с Валентином направились на Локчим на рыбалку, захватив с собой пару удочек. Сеть была у него поставлена накануне. 
____Река не была полноводной и бурной. Небольшая равнинная речка. С хмурого неба временами начинал моросить мелкий дождь. Ветерок и течение сносили поплавок и не давали возможности испытать удовольствие и азарт в поединке с обитателями Локчима. Особенно рады были нашему появлению комары. Я отдал удочку Валентину и направился в таёжный малинник. Мелкие ягоды не сказать, чтобы имели дурманящий аромат, но были сладкими и вполне приятными, хотя и мелкими.
____Валентин поймал несколько окуней. Из сети он достал одну щуку и несколько карасей, которым щука успела отгрызть спины. Вот зверьё что делает! Я набрал немного грибов, среди которых были грузди, белые, лисички, сыроежки. Но когда мы вернулись, Ангелина однозначно решила участь моих грибов – свиньям! Я не стал спорить, хозяйке виднее.
____
____***
____
____На утро, поблагодарив хозяев за гостеприимство, я направился в обратный путь. "Бетонка" была всё так же пустынна, но уже почти как родная. По пути, кроме переправы через Локчим, открытой первого августа, встретился мост, снесенный весенним паводком. По дну русла протекал небольшой ручеёк.
 
 
____Обратная дорога оказалась не длиннее прямой. И в город свой я въехал так же, перед обедом, как и пятью днями раньше я въехал в Мартеты. Но здесь, пожалуй, никто (или почти никто) не знает Мартеты, здесь нет Локчима с прозрачной водой, нет волков и медведей, нет первых ступеней ракет с гептилом и азотной кислотой. Здесь есть плотина ГЭС, водохранилище с зеленой от водорослей, застойной водой, заводская гарь, сети антенн разных провайдеров и операторов связи.

____Из двух зол, говорят, выбирают меньшее. Но кто знает, какое из них меньшее.
-----------------------------------


Рецензии
Спасибо за добрый рассказ! Я там родилась, хоть и родители мои из Кировской области, мама моя работала в школе в Мартетах в 1965-м...

Ольга Пашкова   27.01.2020 20:06     Заявить о нарушении