Марина Цветаева, подтекст ч4

Люди предсказуемы, но к большим поэтам это не относится.
После второго визита на Болшевскую дачу мне захотелось  написать странички две про личность Марины Цветаевой. Кстати, она не любила, когда незнакомые люди обращались к ней по имени – какая я вам Марина, я Марина Ивановна! Написать две странички про Марину Ивановну оказалось невозможно. Чем больше я писала, тем непонятней становилась Цветаева. Словно после  каждой моей строчки  образ Марины переходил на новый уровень, а записи не имели ничего общего к её личности. Или это моё восприятие Марины переходило в другую стадию. Чем выше поднимаешься, тем  дальше горизонт. Этих уровней в поэте бездна. Чтобы их постичь, надо быть другими.

На сегодняшний день я вижу такую часть картины:

1. Личность закладывается до рождения. Марина родилась особенной.
2. Многое формируется в детстве. Мать хотела сделать Марину понятнее, приблизить к общечеловеческому стереотипу. Её пугали странности Марины, хотелось сломать её, сделать более обычной. Понятной и послушной.
3. Марине с детства приходилось отстаивать своё Я.  Она научилась уходить в себя, защищать свой мир, слушать свою душу. Научилась не доверять окружающим, ценить внутреннее больше внешнего. Жить по своим принципам, чужие взгляды ей не подходили.
4. Одиночество – постоянный спутник Марины на протяжении жизни. Её дар и её крест. Она жила среди людей, но никто не мог понять её  особенность и её гениальность.
5. Марина обладала эзотерическим восприятием мира. Мне было интересно, в какой момент жизни Марина получила эти знания, которые приходят избранным в сознательном возрасте, и почему об этом нигде не упомянуто. Часто эти знания передаются от Мастера к ученику, на их освоение нужны годы. Об этом упоминал Марк Слоним. Потом я поняла – это восприятие мира было у Марины всегда. Она знала, что мир устроен иначе, жизнью движут другие законы, чем принято считать в обществе.
6. Марина хорошо знала свою тёмную сторону, не боялась казаться противоречивой, непонятной, странной. Она была сама собой и не хотела притворяться. Могла себе позволить.
7. Всё это выразилось в её поэзии. Целостное восприятие мира, одиночество среди людей, ощущение своей избранности, противоречивости и ценности – гениальность и неповторимость великого Поэта.
8. Стихи и проза Марины Цветаевой очень откровенны. Она раскрывалась в поэзии, создавала точные образы, оттачивала для них слова. Только в Поэзии она могла открыто заявить о себе, окружающая реальность оставалась для неё грубой и враждебной.
9. Всю жизнь Марина искала личность своего масштаба. Со всей своей страстью и противоречиями понимала, что миром движет любовь к жизни и к Богу, но хотела найти взаимность в людях. Обрушивалась как шквал, надеясь возвести избранника на новый уровень. Обнажала душу и дарила свой мир. Самовыражалась через любовь к миру, но ждала отклика в человеке. Разочаровывалась в любви, которая трансформировалась в новую орбиту для самой Марины. Новый виток, новые образы и более сильный отрыв от реальности, которая мстила Марине на земле.
10. Человек единственное существо на земле, которое может творить реальность. Марина Цветаева творила образы. Образы рождали поэзию. Образы были частью жизни Марины Цветаевой, посредниками между материальным и высоким.
11. Отсюда разрыв восприятия жизни души и жизни тела. Для Марины Цветаевой это было разделением мира высоких вибраций, чистого Духа и мира материального, низменных страстей и ценностей социума. Она старалась отсечь стереотипы материального мира, но приходилось жить в социуме, решать насущные и бытовые вопросы. Включалось чувство долга, но это только увеличивало разрыв между материальным и духовным. Делало невозможным признание при жизни, другое существование. Отсюда сильная интуиция и предвидение, отсюда же наивность и неприспособленность ко всему земному.
12. Одно время я удивлялась – почему Марина не использовала свои знания, чтобы изменить свою жизнь, сформировать новую реальность, новые условия? Потом поняла – это путь не для Марины Цветаевой. Любой компромисс для неё оказался бы предательством Поэзии и самой себя. Не для того она с детства одна  несла по жизни свою ценность, оберегала свой мир от чужих, пыталась подарить часть его избранным, чтобы дрогнуть от бытовых и жизненных трудностей,  продать Душу ради комфорта тела. Это было бы равносильно смерти Души и смерти Поэзии.
13. Отрицаемая материальная реальность наносила ответные жизненные удары. Марина была сильная, она выдержала революцию и гражданскую войну, уход мужа на войну против красных и смерть младшей дочери. Голод,  холод и нищету сначала в советской России, потом в европейской эмиграции. У неё была Поэзия, но после возвращения из эмиграции образы начали сходить на нет. Остались только тело, страх, быт и близкие люди, которым Марина была нужна. Война только усилила этот страх.
14. Каждый раз, когда материальная реальность брала верх, у Марины пропадали силы, она становилась слабой и беспомощной. Но каждый раз возрождалась из пепла, черпала силы в образах, Поэзия помогала приподняться над реальностью. Душа расправлялась,  устанавливалось равновесие между душой и телом. Но после приезда в СССР жизнь превратилась в сплошной удар. Стихи и образы ушли, творить стало нечего, материальная реальность победила, и начала пожирать Душу. Изменить реальность оказалось невозможно. Какие образы могло родить страшное время? Марина сопротивлялась материальной реальности как могла, но делала это словно вслепую. Так оно фактически и было, внутренний светоч погас, путеводная звезда померкла, сил к возрождению не осталось. У Марины Цветаевой была своя логика. Верность самой себе, верность  Душе, верность Поэзии – вот её принципы. И когда душа напоследок шепнула – я всё давно сказала, я уже не я, пришло наше время – убить тело оказалось проще простого. Ну и что, что пожарена рыба, не снят фартук, остались продукты и может придти Георгий? Смерть Души Поэта – гораздо величественней смерти тела. Душа сказала – пора. Мир материальный – лишь отражение мира духовного, это Марина всегда знала и в детстве видела. Пора рас-статься с этим уставшим постаревшим телом, превратиться в сияющий свет. И не её дело, как сложится жизнь на земле у близких. Она уже выполнила свою миссию, подарила миру свою обнажённую душу и стихи.

Я читала исследования и воспоминания про последний период жизни Марины Цветаевой. Её поспешный отъезд из Москвы, хотя знакомые убеждали её подождать следующего рейса, закончить дела, подготовиться к отъезду. Марина соглашалась с ними, но неожиданно для всех уехала ближайшим пароходом, даже не подготовив документы для отъезда. Второй отъезд из Чистополя в Елабугу накануне смерти выглядел также странно. Знакомые уговаривали её остаться переночевать, а на следующий день заняться делами. Марина согласилась, нашли ей ночлег, но она спешно уехала в Елабугу и там повесилось.
О стороны выглядит странно, но Марина действовала не умом, её гнали инстинкты.  Надо было любой ценой избавиться от враждебной непонятной реальности, которая разрушала её мир, словно перемена места могла дать иллюзию защищённости. Но от себя не убежишь, новый виток реальности в другом месте становился только страшнее и безнадёжнее.
Ещё говорили, что незадолго до смерти к ней приходили НКВД-шники. Протокола, видимо, не было. Я раньше думала, что её могли пытаться склонить к сотрудничеству, угрожая свободой Георгия. Но сейчас понимаю, что все земные проблемы были только ненужной помехой для завершения земного пути Поэта. Она была уже не здесь. Давно не здесь, с момента вступления на трап парохода, который вез их с сыном на Родину. Она уде тогда понимала, что это дорога смерти. Тогда ещё была интуиция, а инстинкты молчали. Несколько раз она брала у смерти отсрочку, пыталась что-то исправить, но понимала – это самообман. Мир света, образов и поэзии – её сильная сторона. Земное бытие – её крест, отнимающий время и силы.  Пришла пора отдать дань свету и тьме, Богу – богово, чёрту – чёртово. Думаю, Марина испытала огромное облечение. Земная жизнь под конец стала страшнее смерти.

Королёв 11 августа 2015.

Уйдя от стихии, поэт уходит от истоков творчества, он иссякает и гибнет.
В Елабуге эвакуированных москвичей расселяли по домам. Марина Ивановна прошла в комнатку за занавеской в доме Бродельщиковых и сказала – я тут останусь, никуда больше не пойду. В сенях в брёвна был забит крепкий крюк. – Никто не видит, что я год ищу глазами крюк, я год примеряю смерть, - писала она  в личном письме. Может, она у Бродельщиковых из-за крюка осталась? И всё ждала момента, когда сможет остаться в избе одна? Такой день наступил 31 августа. Хозяйка и Георгий были на субботнике, чистили аэродром. Хозяин с внуком отправились на рыбалку. Она знала, что её несколько часов никто не потревожит, успела написать письма.
Какая она, Марина Цветаева? Везде слегка чужая. Инородная и особенная. Не своя. Непонятно чья. Сама своя. Она могла ощутить себя на короткой ноге с Пушкиным и Наполеоном. На одном уровне. На одной ноте. Надо иметь широкие взгляды, чтобы почувствовать в гении человека, а в человеке гения. Обычно на великих смотрят или снизу вверх или сверху вниз. На равных чувствовать себя очень трудно. Для такого восприятия необходимо отбросить свою гордыню, но чувствовать свою ценность как человека и как личности. Марине оказалось легче отбросить гордыню перед Пушкиным, чем перед окружающими. Пушкин – это гений. Окружающие – это люди, не способные лететь с поэтом на одной волне.
Марина Цветаева  была особенная, ни на кого не похожая,  никакие мерки к ней не подходили. Она измеряла жизнь поэзией, черпала в творчестве силы. Поэзия была высшей правдой, а жизнь  - её отражением, которое можно было терпеть после поэзии.
Мне сейчас ближе социотип Робеспьер для понимания Марины Цветаевой. Неизмеряемость Цветаевой содержит загадку для всех исследований. Каждый может объяснить Марину через себя, через свой опыт и своё восприятие. О ней написаны сотни, если не тысячи работ, и у всех образ Марины разный. Если смотреть с точки зрения соционики, личность Марины Цветаевой не подходит не под один тип, словно несёт в себе противоречивые и несовместимые особенности разных типов.
Робеспьер – логико-интуитивный интроверт. Тип учёного, аналитика, исследователя. Человек, обладающий развитым чувством долга перед собой и другими людьми. Долга в своем понимании этого слова. С одной стороны, холодный умный логик, далёкий от бытовых проблем и невнимательный к людям. Робеспьеры обладают сильной интуицией, они умеют структурировать, видеть всё в целом и в деталях, способны создавать объём и глубину образа.  С другой стороны, это человек, живущий с юности по своему кодексу чести. Чаще всего, этот кодекс расходится с социальными представлениями, но Робеспьера мало волнуют ценности системы и чужое мнение. Борец за справедливость в своём представлении о том, что такое высшая правда. Человек, способный безраздельно посвятить себя выбранному делу. Гореть даже не любовью, не интересом к делу жизни, а какими-то высшими сильными чувствами, которые часто не понятны окружающим. Довольствоваться малым, не замечать неудобств.
Если отталкиваться от личности Марины Цветаевой, то многие противоречия можно объяснить. Она не любила точные науки. У обычных логиков с ними нет проблем. Но для Марины главное – не любила. Марина с детства знала, что она Поэт. Она отсекала всё, что мешало поэзии. Не смогли гимназические учителя показать поэзию математики и химии, гармонию цифр. Для Марины был важен ритм, звучание, отзыв Души. Точные науки глухо молчали.
Марина не умела ориентироваться в пространстве улиц и городов. Материальная реальность в мире Марины оставалась враждебной средой, продолжением быта. А быт – это то, что отнимает время и силы от поэзии. За стенами дома или пристанища интуиция и логика выключались, срабатывали инстинкты защиты на всё чуждое и непонятное. Марина замыкалась и терялась, становилась беспомощной, боялась незнакомых мест, проезжающего транспорта, перехода улиц. В то же время физически она была очень вынослива, любила гулять, могла пройти пешком большие расстояния.
И наконец, многочисленные увлечения Марины Цветаевой вносят самую большую путаницу. Раз влюбчива – значит, этик. Словно все логики обязаны быть однолюбами. Но увлечения Марины Цветаевой не были обычными интрижками. Они не были даже влюблённостями в привычном смысле этого слова. Они были Поэзией, частью Поэзии, продолжением Поэзии в земной жизни. Поэзия – это дело жизни Марины Цветаевой, это предназначение на Земле. Поэзию можно выразить в стихах, а можно создать в Любви. Но любовь не к человеку, а к образу. Каким он мог быть, каким он был нужен Марине. Это высшая страсть,  которую вкладывает великий учёный, совершая открытие для Науки и людей, и забывая про себя. Страсть Максимилиана Робеспьера, который бросал всего себя  и чужие жизни на алтарь Революции. Это идея, способная зажечь Человека светом высших сил и повести за собой в новый мир. Как отметил Сергей Эфрон – бросить в топку Поэзии.
Для меня версия Цветаева – Робеспьер выглядит законченной. Рациональное чувство долга, высокая работоспособность, педантичное отношение к тому, что считается важным. Прямая спина. Увлечённость делом. Интровертное одиночество, уход в свой мир с детства. Холодный взгляд прозрачных глаз, избегание смотреть в глаза собеседнику. Логический ум, критический подход, быстрые остроумные реплики. Умение работать с большим объёмом информации, точность, законченность. Интуиция на грани предвидения на уровне событий и людских судеб.  Слабая сенсорика, быт отнимал много сил, стряпня иногда оказывалась несъедобной. Внешнему виду большого значения не придавала, все платья имели похожий фасон. Людей как логик делила на интересных и неинтересных. На первых могла обрушиться всей силой своей личности, вторгнуться в пространство. Вторыми открыто пренебрегала. Не привязывалась к вещам, не умела благодарить. Сильно увлекалась чем-то или кем-то, любое увлечение могло быстро перерасти в страсть, которой посвящалось всё. Вставала на сторону слабых и проигравших, если они вызывали интерес. Придавала большое значение расставанию и смерти.
У Марины с детства было плохое зрение. Какое-то время она носила очки, потом решительно сняла их. Своё впечатление было важнее увиденного. Как говорит Виктория Швейцер, Марина предпочитала вслушиваться в предметы и в окружающее. Возможно, она умела почувствовать энергетику предмета, могла настроиться с ним на одну вибрацию, чтобы ощутить его изнутри. Она была камертоном, который улавливал окружающий мир и создавал его образ. Образ был важнее реальности, его создание являлось творчеством, предшественником и основой поэзии. Так же Марина Цветаева творила образы любимых.

12-14 августа


Рецензии
Здравствуйте!

Благодарю за серию публикаций о Марине Цветаевой. Сегодня успела прочитать лишь две из них, но признательна за глубину изложения и понимание личности поэта (так она себя величала). Надеюсь, что смогу вернуться и продолжить знакомство с Вашим творчеством.

Всего доброго, Г.М.

Галина Магницкая   21.04.2022 09:55     Заявить о нарушении
Галина, благодарю! В своё время Марина Цветаева зацепила меня и долго не отпускала. В цветаевском цикле отражается многомерность поэта и её восприятие. Неоднозначность гения, неуловимая сущность при всей её откровенности. Оставшаяся недосказанность. Писала неровно, как шла информация, но искренне. У каждого из нас своя Марина Цветаева.

Елена Разгон-Скорнякова   21.04.2022 15:16   Заявить о нарушении