Лит. анализ романа Берта, биржа и любовь. Жанр

Как в любой прикладной науке, в литературоведении существует своя классификация.

 Честно признаюсь, что из всей специальной литературы я прочитала только работы Уважаемого Редактора Сергея Лихачева. Конечно, критические статьи других литераторов я тоже проглядывала, но без практического приложения. А вот упомянутый Редактор на литературный анализ мне просто глаза открыл; приподнял завесу тайны и паранджу необразованности. С помощью его работ я легко напишу работу с критикой собственного романа. Так сказать, наведу самокритику. Ничего особенного в таком подходе не вижу. Чисто житейский шаг. Ведь вам всем случалось совершить некий поступок, а потом заниматься анализом своего безрассудства или хладнокровного преодоления.
 
Итак, согласно информации, содержащейся в работах Редактора, романы делятся на несколько жанров:

1) исторический роман;
2) идеологический (христианский) роман;
3) роман воспитания;
4) роман-эпопея;
5) политический роман;
6) приключенческий (авантюрный, плутовской) роман;
7) метафизический роман;
8) детектив;
9) любовный роман.

Кроме жанров, существуют еще и под-жанры. Их более трёх десятков. Я даже пытаться не буду… Мне почему-то представился мега-магазин женской одежды, многоэтажный и с массой отделов и отдельчиков, в которые нельзя заходить поглазеть, а надо обязательно примерить что-то с витрины. Это очень утомительное занятие. До головной боли. Поэтому я ограничусь девятью жанрами для научного определения того, что я создала.

Из предложенной классификации сразу можно удалить позиции 2), 5), 8). В романе Берты не затрагиваются религиозные мотивы, нет описания и оценки политической обстановки. По-моему, единственным политическим событием, упомянутым в ткани романа, было «болотное стояние».  Для детектива, слава всевышнему, материала тоже не хватило.

Историческим роман тоже нельзя назвать. Исторический – это когда действие происходит на фоне исторических событий. Которые тоже описываются ярко, броско, подробно, осязаемо. Придерживаясь принципа справедливости, стоит отметить, что упоминание об одном событии было. В сторону земли летел метеорит, в прессе и прочих СМИ были потоки информации о предстоящем конце света. Но в моём окружении всерьёз этот конец не обсуждался. Поэтому даже пересказать было нечего.

Это потом метеорит упал на наш областной центр, это потом я кричала на весь форум –мамочка! Что происходит?! Грохот, нестерпимое свечение в небе какого-то странного облака. Дети из Челябинска не могли дозвониться – пропала связь. Вообще пропала ВСЯ связь, даже та, которая не имеет права пропадать при любом-форс-мажоре. Но это было потом, когда реальный роман рухнул. Мда, рухнул вместе с метеоритом…

Отвлеклась я. В общем приближающийся метеорит - единственное историческое и метафизическое событие не нашло должного отражения в романе. То есть пункт 1) пропускаем.

Роман-эпопея был бы возможен при умении Берты ввязать, вставить, вклеить в повествование исторический и социальный материал своего города и города, где живёт Мойгерой. Свой город, своё место обитания я никогда не скрывала, а, наоборот, всячески пропагандировала красоту природы и гостеприимность жителей Урала. Но его город я раскрыть не могла. Как-то неловко было без его согласия.
 
Ну, и психологическая глубина характеров не далась. Здесь дело даже не в таланте, не в работоспособности, а в элементарной литературной безграмотности. Ведь, наверняка, существуют какие-то базовые показатели, которые необходимо отобразить при отрисовке характера героев произведения. Но Берта как смогла передала ход событий без глубокого погружения в психологию.
Так что эпопея – это не про мой роман.

Роман «Берта, биржа и любовь» имел бы некоторые признаки авантюрного романа, если бы описание похождений Моегогероя велось от лица этого ловеласа-авантюриста. Ведь интрига есть! Легкость повествования присутствует. А что, по сути мой роман - калейдоскоп эпизодов; композиционный рисунок невнятный, о чем мне говорили некоторые читатели; жертвой его проделок стала добропорядочная барышня с рабочей окраины.

Но пишу я от первого лица, временами переходя на третье (но это допустимый приём). И авантюру не я затеяла. Так что, элементы есть. Запомним этот факт, и перейдём к следующему пункту классификатора.

Роман-воспитание.  «Под термином «воспитательный роман» прежде всего подразумевается произведение, доминантой построения сюжета которого является процесс воспитания героя: жизнь для героя становится школой, а не ареной борьбы, как это было в приключенческом романе». Это ученые люди вывели.
Да уж, этот роман для Берты-Марии стал школой во многом. О влиянии нашей встречи на Моегогероя я опосредованно упомянула в главе «Букет».

Ну что. Остался не разобранным один пункт 9) «Любовный роман».

 Уважаемый редактор Лихачев в одном из разговоров обмолвился, что место автора любовных романов в России вакантно.
Из чего я сделала вывод, что по классификации моё произведение относится к любовному роману.

А с учетом предыдущих выводов, к авантюрно-воспитательному любовному роману.

Ну что ж, это очень хороший вывод.  Отсутствие неопределенности – положительный результат.
Биржа – это игра, казино, авантюра. Любовь – это дар судьбы и рок. Берта пытается достучаться до одурманенных сердец и мозгов слепо влюблённых девушек, барышень, дам – будьте бдительны при знакомстве с мужчинами. И все это  в романе «Берта, биржа и любовь. Разбор полётов».
***
Далее будут проанализированы:
Целевой читатель

Художественный тип

Полифонический канон
***
Мойгерой - надо читать слитно. Мне же надо как-то его обозначить)))


Рецензии